Схема рефлекторная дуга мигательного рефлекса: Рефлекс. Схема дуги рефлекса — урок. Биология, Человек (8 класс). – Рефлекторная дуга — Википедия

БИОЛОГИЯ . Рефлекторная дуга мигательного рефлекса .

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС. Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится. С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Возникает торможение мигательного рефлекса. При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится. Мигательный рефлекс — защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые и нижележащие отделы. А мигательный рефлекс замыкается ниже коры. Значение: мигательный рефлекс ЗАЩИТНЫЙ.

Или 1) нарисуйте сами 2)При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. 3) С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток . Возникает торможение мигательного рефлекса. 4)Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток 5)Мигательный рефлекс — защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые и нижележащие отделы. А мигательный рефлекс замыкается ниже коры. Значение: мигательный рефлекс ЗАЩИТНЫЙ.

План-конспект урока по биологии (8 класс): Урок-практикум “Рефлекс, рефлекторная дуга”

Урок-практикум “Рефлекс, рефлекторная дуга”

Разделы: Биология


Образовательные задачи:

  1. Способствовать осознанию фактического материла по теме урока.
  2. Способствовать формированию представлений о рефлексе, рефлекторной дуге, передаче нервного импульса.

Развивающие задачи: способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст учебной статьи, умению отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи, умению применять полученные знания на практике.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся деликатность, вежливость при работе в группах

Оборудование: таблица “Схема мигательного рефлекса”, карточки – задания для организации самостоятельной работы.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся по темам: “Отделы нервной системы” и “ Железы внутренней секреции”, проверка тестовая.

1. установите последовательность между особенностями нервной и гуморальной регуляцией

А) осуществляется с участием гормонов

1. нервная

Б) имеет рефлекторный характер

2. гуморальная

В) осуществляется через кровь

Г) наиболее быстрый тип регуляции

В следующих заданиях выберите по три правильных ответа

2. вегетативная нервная система участвует в регуляции:

  • частоты сердечных сокращений
  • координации движений
  • работы пищеварительного тракта
  • процесса мышления
  • кровяного давления
  • двигательных актов

3. к эндокринным железам относят:

  • гипофиз
  • слюнные железы
  • поджелудочную железу
  • печень
  • надпочечники
  • потовые железы

4. возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы приводит к:

  • ослаблению сердцебиения
  • учащению сердцебиения
  • ослаблению выделения желчи
  • усиление перистальтики кишечника
  • сужению зрачка
  • расширению зрачка

5. железы внутренней секреции:

  • печень, железы желудка и кишечника
  • щитовидная железа, гипофиз, надпочечники
  • выделяют образующие в них вещества через выводные протоки
  • не имеют выводных протоков
  • выделяют секреты в полость тела
  • выделяют секреты в кровь

III. Изучение новой темы.

Рассказ учителя о регуляции работы мышц, сердца, отделении пищеварительного сока, чтобы подвести учащихся к тому, что в основе работы нервной системы лежит рефлекс и подводит ребят к выводу, что нервная рефлекторно регулирует работу каждого органа. Вывод записывается на доске, слово рефлекторно подчеркивается.

Что же такое рефлекс?

Выслушав ответы детей, организую работу по учебнику (Н. И. Сонин, М. Р. Сапин) – стр. 52 абзац 2. После работы с текстом ребята приступают к работе по карточке №1

Карточка №1

Укажите какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к рефлексам, а какие нет.

  1. Движение растения к свету (раздражитель – свет; ответная реакция – поворот стебля в освещенную сторону)
  2. Отдергивание руки от огня
  3. Сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током.
  4. Мигание глаз при резком неожиданном звуке.

Организуем, обсуждение по вопросам карточки, дополняю ответы детей.

Ребята, вспомните из курса зоологии, какие виды рефлексов вы знаете?

Выслушав ответы детей предлагаю обратиться к тексту учебника стр. 52, абзац 3 – прочитать материал и составить опору схему:

Рефлекс

Безусловный

Условный

врожденный

приобретенный

передается по

не передается по

наследству

наследству

дополнения

центры спинной мозг

коре больших полушарий

ствол головного мозга

относительно постоянные

непостоянные, могут выработаться

и исчезнуть

Проверяем правильность составления схемы, дополняем ее и приступаем к работе по карточке № 2

Карточка № 2

1. Учителя заметили, что в конце уроков, которые проводятся перед большой переменой, обычно начинается оживление: школьники двигаются, шепчутся. Только самостоятельная работа или интересное сообщение останавливает это волнение. Объясните поведение учащихся с физиологической точки зрения.

(в данном случае у большинства школьников проявляется условный рефлекс на предстоящий отдых и обед. Его подавляет сильный отвлекающий раздражитель)

Распределите перечисленные рефлексы по двум колонкам. Объясните, почему вы так поступили.

Индивидуальные привычки каждого человека, дыхательный рефлекс, сосательный рефлекс, реакция школьников на звонок, курение, глотательный рефлекс, болевой рефлекс.

Проводится проверка выполнения заданий карточки

Ребята, а как же внешнее раздражение передается нервной системой. Что происходит, когда мы притронулись к горячему предмету и почему мы отдергиваем руку?

Работа с учебником стр. 52-53.

После работы с учебником организуется беседа.

  1. Как появляется нервный импульс? Ответить на этот вопрос учащиеся не могут, потому что в учебнике нет этому объяснения. Объясняю, что с помощью рецепторов энергия внешнего раздражения преобразуется в энергию нервного импульса.
  2. Как же нервный импульс передается дальше?
  3. Какие виды нейронов вы знаете?
  4. Что такое рефлекторная дуга?
  5. Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу приходиться пройти большой путь?(ответа на этот вопрос тоже нет в учебнике, объясняю что скорость нервного импульса очень большая и равняется 120 м/ сек. ).

Работа по карточке №3

Карточка №3

1. Прикоснитесь к углу глаза со стороны носа и пронаблюдайте мигательный рефлекс. Один или оба глаза реагируют на раздражение. Рассмотрите на доске таблицу “ Схема мигательного рефлекса”. Какими цифрами обозначены рецепторы, чувствительные вставочные и двигательные нейроны.

Подготовьте ответы на вопросы:

  • из каких частей состоит рефлекторная дуга?
  • в какой части рефлекторной дуги энергия внешнего раздражения преобразуется в энергию нервного импульса.
  • из какого количества нейронов состоит простая рефлекторная дуга?

2. Прикоснитесь к наружному краю глаза. Происходит ли мигание? Объясните почему”

3. Прикоснитесь несколько раз к внутреннему краю глаза. В начале опыта рефлекс проявляется, но потом пропадает. Почему это происходит?

После работы учащихся по карточке, провожу обсуждение, уточняю и дополняю ответы учащихся. Затем предлагаю одному ученику закрыть глаза, а другому разложить на парте карандаш, ручку, ластик. И ученику с закрытыми глазами даю команду найти ластик. Другие ребята наблюдают.

Проводим анализ данного опыта.

Головной мозг получил команду — импульс пошел к руке—- рука начала делать поисковые движения —- связь прямая

В чем роль прямых связей ? Ученики отвечают, что по ним выполняются приказы мозга.

Анализируем опыт дальше.

Ученик сделал попытку найти предмет, ему не удалось———импульс пошел в мозг——обратная связь.

В чем заключается роль обратных связей? Ученики отвечают, подают сигнал об успешном выполнении действий

Какова роль прямых и обратных связей? (контроль за действиями.)

IV. Закрепление.

Работа по тестам и рисункам учебника на стр. 54-55.

Домашнее задание: стр. 52-53. составить схему коленного рефлекса. Письменно ответить на вопрос “ Подумайте” стр. 55.

Литература, используемая при подготовке к уроку.

  1. Р. Д. Маш (сборник заданий для учащихся) – М. “Мнемозина”-1996
  2. В. С. Анисимова “ Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека” – М. Просвещение – 1987

Нервная регуляция организма. Практическая работа 1.

Биология 8 класс

Дата: Урок №

Тема урока: Нервная регуляция

Цель урока: на основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

Задачи урока:

1) образовательные: на основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

2) развивающие: показать вклад И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах. Развивать способность к анализу изученного и нового материала, делать выводы на основе проделанных опытов.

3) воспитательные: продолжить развивать интерес к приобретению знаний о своем организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: объяснительно-иллюстративный

Ход урока

I. Организационный момент (3 мин)

Приветствие класса, работа с журналом

II. Учет знаний (10 мин)

1. Ткань состоит из…

а) цитоплазмы и клеток б) органоидов и мембран

в) органов и полостей г) клеток и межклеточного вещества

2. Существует эпителий…

а) железистый б) хрящевой

в) мышечный г) жировой

3. Ткань, объединяющая работу всех органов тела…

а) мышечная б) нервная

в) соединительная г) эпителиальная

4. К соединительной ткани относится ткань…

а) мышечная гладкая б) хрящевая

в) нейроглия г) однослойный эпителий

5. Слизистые оболочки внутренних органов образованы тканью… 

а) нервной б) мышечной гладкой

в) мышечной полосатой г) однослойным эпителием

6. Кровь относится к ткани…

а) соединительной б) мышечной

в) нервной г) транспортной

7. Многослойным, однослойным, железистым бывает…

а) эпителий б) хрящ

в) нейроглия г) костная мышечное волокно

8. Спинной и головной мозг образованы тканью…

а) нервной б) мышечной гладкой

в) мышечной полосатой г) однослойным эпителием

9. Ткань, обеспечивающая сокращение стенок кишечника…

а) эпителий б) поперечнополосатая мышечная

в) хрящ г) гладкая мышечная

III. Изучение нового материала (25 мин)

В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. Борели доказывал, что из нерва в мышцу попадает «нервный сок», и она «намокает», а Геллер показал, что мышцы отвечают на прямое механическое, химическое или электрическое раздражение.

Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов.

Прежде чем приступить к знакомству с рефлексами и механизмом их осуществления, мы познакомимся со строением нервной системы человека. Посмотрите на доску, на ней изображена схема строения нервной системы. Нервная система человека подразделяется на два типа: центральную и периферическую. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической – нервные узлы и нервы.

hello_html_m720d165a.jpg

Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов осуществляется взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды.

Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы (ЦНС).

Рефлексы в организме человека подразделяются на две группы: условные и безусловные. Посмотрите на доску, на ней схематично изображено деление рефлексов на группы.

Рефлексы

условные безусловные

.

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Приобретенные

  • Индивидуальные

  • Изменяются в зависимости от условий среды

  • Могут затухать

  • Вырабатываются на основе безусловных

Изучением условных рефлексов занимался наш соотечественник, знаменитый ученый, лауреат Нобелевской премии – Павлов Иван Петрович. (историческая справка)

Механизм рефлекторной регуляции:

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа, эффектора), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле).

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

hello_html_m565141d6.jpg

На схеме, изображенной на доске, вы можете видеть основные звенья рефлекторной дуги. Их всего пять6 рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон НС, эфферентный нейрон, рабочий орган (эффектор). По строению рефлекторные дуги могут быть простыми и сложными. Пятизвеньевая дуга – сложная, а дуга, не содержащая в своем составе вставочный нейрон – простая.

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

Организм может вносить поправки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи. В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр, «сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу исполнительных органов.

Обратная связь – путь, который проходит нервный импульс от рабочего органа, по двигательному нейрону в отдел ЦНС, сообщая об особенностях осуществления рефлекса.

Примером, доказывающим существование обратной связи может служить следующий пример. Демонстрация опыта.

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).

IV. Закрепление изученного материала (5 мин)

Практическая работа №1.

Тема: Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

Цель: Проанализировать условия возникновения и торможения мигательного рефлекса человека.

Ход работы:

1. Инструктаж по правилам ТБ во время практической работы по биологии;

2. Прикоснулся (лась) чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Произошло….(непроизвольное мигание обоих глаз);

3. Рассмотрел (а) на рис.11 учебника схему рефлекторной дуги (зарисовка рисунка);

4. Прикоснулся (лась) к области наружного угла глаза с целью обнаружения там рецепторов мигательного рефлекса. Оказалось, что… (запись результата)

5. В течение короткого времени прикасался (лась) к внутреннему углу глаза. Мигания не возникло. Считаю, что это произошло из-за того что наносимые мною раздражения были неопасны для глаза, поэтому рефлекс через некоторое время угас. Если бы в глаз попала соринка, то в этом случае, наоборот, происходило бы мигание до полного удаления соринки.

6. Дотронулся (лась) чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытался (лась) не мигать, тем самым попробовал (а) усилием воли затормозить мигательный рефлекс (запись результата: «опыт удался /не удался»).

Оформление результатов:

Используя рисунок, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите ее части.

hello_html_m563bfd93.gif

Сделайте расширенный вывод о значении мигательного рефлекса.

V. Сообщение домашнего задания (2 мин)

§ 46, 49. Рабочая тетрадь №2 задания 150-153, 158, 181.

Рефлекторно-двигательная функция нервной системы

Рефлекторно-двигательная функция нервной системы

Двигательная функция составляет основу жизнедеятель­ности человека. Известно, что многие процессы в организме (дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в про­странстве и др.) реализуются с помощью движения, т. е. благо­даря сокращению мышц. Мышцы осуществляют двигательную функцию организма, его частей и отдельных органов.

Движение имеет рефлекторную природу. Рефлекс – это зако­номерная реакция организма в ответ на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии центральной нервной системы (от лат. reflexus – отражение). Движения, с которыми человек рож­дается, довольно примитивные. Врожденные автоматические двигательные реакции называются безусловными рефлексами. Они филогенетически древние, имеют подготовленную морфо­логическую основу, находятся под регулирующим влиянием коры большого мозга и являются базой, на которой формиру­ются условно-рефлекторные реакции организма. Безусловные рефлексы замыкаются на уровне спинного мозга, мозгового ствола и подкорковых ядер. Исследование безусловных рефлек­сов в неврологической клинике имеет большое значение. Это обязательный, простой и информативный метод исследования неврологического статуса. Изменение рефлекса свидетельствует о сохранении или о степени нарушения структур, составляющих его рефлекторную дугу, а также о функциональном состоянии вышерасположенных надсегментарных проводников.

Рефлекс осуществляется благодаря наличию рефлектор­ной дуги, которая состоит из афферентного (чувствительного) звена, начинающегося от рецепторов, и эфферентного (двига­тельного), которое заканчивается рабочим органом (эффек­тором). Таким образом, рефлекторная дуга – это цепь нейронов, по которой возбуждение от рецепторов проходит к исполнительному органу. Функции рефлекторной дуги состоят в осущест­влении рефлекса, обеспечении трофики мышц и поддержании их тонуса. Участок рецепторов, раздражение которого приводит к возникновению определенного рефлекса, называют рефлексогенной зоной. От рефлексоген­ной зоны импульсы, которые возникли в результате ее раздражения, сначала двигаются по афферентной части рефлекторной дуги к месту ее замыкания -тому или иному отделу центральной нервной системы. Здесь импульсы, чаще через вставочный нейрон, переходят на эфферентное звено рефлектор­ной дуги, по которому достигают исполнительного органа – мышц. Наибо­лее простые по строению рефлекторные дуги имеют спинальные рефлексы. Афферентную часть рефлекторных дуг этих рефлексов составляют волокна клеток спинномозгового узла, эфферентную – аксоны мотонейронов перед­них рогов спинного мозга. По рефлекторной дуге от клеток передних рогов спинного мозга поступают трофические импульсы к мышцам, которые они иннервируют.

Схема рефлекторной дуги:

1 – чувствительное волокно периферического нерва; 2 – спинномозговой узел; 3 – задний корешок; 4 – задний рог спинного мозга; 5 – вставочный нейрон; б – передний рог спин­ного мозга; 7 – передний корешок; 8 – двигательное волокно периферического нерва.

Как известно, в передних рогах спинного мозга существуют три типа двигательных клеток, выполняющих разные функции. Альфа-мотонейроны большие (фазические) проводят двигательные импульсы с большой ско­ростью, обеспечивают выполнение быстрых движений. Они иннервируют экстрафузальные мышечные волокна. Альфа-мотонейроны малые (тониче­ские) обеспечивают постуральные, тонические сокращения мышц. Гамма-мотонейроны не вызывают непосредственно мышечного сокращения, а играют роль в регуляции тонуса мышц. Их аксоны заканчиваются не в мышечных волокнах, а в своеобразных рецепторах двигательной системы спиралевидных проприорецепторах, содержащихся в мышечных веретенах интрафузальных (внутриверетенных) мышечных волокон.

При вызывании рефлекса, например коленного, в ответ на быстрый удар молоточком по су­хожилию (m. quadriceps femoris) возникает растяжение спирале­видных рецепторов мышечных веретен. Импульсация, возникаю­щая при этом, распространяется по афферентной части рефлектор­ной дуги к большим фазическим альфа-мотонейронам передних рогов соответствующих сегментов спинного мозга. В них возникает непродолжительный разряд, который пере­дается через аксоны этих клеток на экстрафазальные мышечные волокна (т. quadriceps femoris). Это вызывает быструю стимуляцию мышечных волокон и их сокращение. При ударе молоточком по сухожилию мышцы раздражают мышечные рецепторы, которые реагируют на растяжение мышцы, поэтому такие рефлексы правильнее называть не сухожильными, а миотатическими.

Связи мотонейронов для поддержания мышечного тонуса на уровне рефлекторной дуги:

1 – большой альфа-нейрон; 2 – гамма-нейрон; 3 – малый альфа-нейрон; 4 – мышца; 5 – проприоцептор; 6 – корково-спинномозговой путь; 7  – ретикулярно-спинномозговой путь; 8  – нисходящие пути экстрапирамидной системы; 9 – спинномозговой узел.

В основе функции поддержания мышечного тонуса также лежит рефлекс на растяжение мышцы. Все мышечные волокна никогда не бывают полностью рас­слаблены, в них всегда сохраняется некоторое напряжение – мышечный тонус. Его называют контрактильным или рефлекторным. Ретикулярная формация, которой присущая стойкая фоновая активность, постоянно посылает импульсы к гамма-мотонейронам передних рогов спинного мозга. От гамма-мотонейронов к мышечным веретенам поступает активизирующая импульсация, вызывающая их растягивание. Это приводит к возникновению ритмичной биоэлектрической активности, которая по афферентной части рефлекторной дуги проводится к малым (тоническим) альфа-мотонейронам спинного мозга и их активизирует. В них возникают продолжительные синхронные разряды, импульсы, которые по аксонам этих клеток направляются к мышечным волокнам, вызывая их про­должительное сокращение, необходимое для поддержания мышечного тонуса. На уровне спинальной дуги существуют и тормозящие влияния на дея­тельность альфа-мотонейронов. Они осуществляются сухожильными органами

Гольджи и клетками Реншоу, которые включаются при чрезмерном возбужде­нии альфа-мотонейронов, и действуют по принципу обратной связи.

Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему “Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга” (8 класс).

Поурочный план Дата Класс ____ 8 – ые

Урок 13 биологии

Учитель

Тема урока: Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение и строение нервной системы, систематизировать знания о строении нейрона, углубить понятие о рефлексе, установить значение всех звеньев рефлекторного пути;

Развивающие: развивать умения сравнивать, рассуждать, обобщать и систематизировать информацию, делать самостоятельно выводы, работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, умение работать в коллективе.

Оборудование: таблицы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», презентация, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» Волковой Т.В. (ISBN978-601-7438-01-2), видеофильмы «Нейроны», «Нервная система», «Передача нервного импульса», «Рефлекс».

Ход урока

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, все дурны, когда им подчиняемся.

Ж.Ж.Руссо

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио–нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

Организационно-психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку.

Р

Коллект

II. Введение в тему

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущую роль в этом процессе играет нервной системе.

Проблемный вопрос: Как достигается согласованная работа органов в организме?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте сначала познакомимся с новой темой «строение и функции нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга».

Р

Коллект

+

III.

Изучение нового материала.

А). Определение нервной системы (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. 

Б). Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ.

Развитие центральной нервной системы происходило в связи

  • с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды;

  • совершенствовалась способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией;

  • с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов.

Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Используя знания из курса биологии «Животные», вспомните, обсудите в группах и запишите в тетради типы нервной системы у животных.

Ответы:

  • Кишечнополостные – диффузная.

  • Плоские и круглые черви – в виде нервных стволов.

  • Кольчатые черви, моллюски, членистоногие – узловая.

  • Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Таким образом: чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

В). Значение нервной системы.

Используя материал параграфа 13 на странице 57- 58 учебника под редакцией Р. Алимкуловой, составьте кластер «Значение нервной системы».

Г). Нервная ткань. Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Актуализация знаний об особенностях строения нервной ткани.

  1. Что называется тканью? Сколько типов тканей выделяют у животных?

  2. Какой тканью образована нервная система?

  3. Какое строение имеет нервная ткань?

  4. Что составляет основу нервной ткани?

Основу нервной системы составляют нервные клетки — нейроны.

Нейрон –  это нервная клетка с отростками.

  Строение нейрона: тело и отростки (длинный – аксон и короткие – дендриты).  

 Аксоны – длинные  отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Роль аксона: проведение импульса от тела нейрона.

Их скопления в центральной нервной системе образуют белое вещество

Дендриты– короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой.

Роль дендритов: проведение импульса к телу нейрона (Просмотр видеофильма «Нейроны» с обсуждением).

.

Neuron_rus

Д). Виды нейронов по функциям (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Просмотр видеофильма «Нервная система» с обсуждением.

Нейроны выполняют функции восприятия, передачи и хранения информации.

Нейроны по функциональным свойствам делятся на

  • двигательные (центробежные), передающие возбуждение из цнс к рабочему органу;

  •  вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы. 

Е). Нервный узел или ганглии, нейроглии, нервы, медиаторы, синапс (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервный узел или ганглии – скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные. 

Медиаторы – физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

Синапс (от греч. «синапсис» – соединение, связь)образовании служащее для передачи нервного импульса между возбудимыми клетками (видеофильм «Передача нервного импульса» с обсуждением).

Ж). Типы нервных систем («Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервная система по строению делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, нервные узлы и нервные окончания). 

Нервная система по функциональному признаку делится на соматическую и вегетативную (симпатическую и парасимпатическую).

Соматическая нервная система

  • обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц;

  • стимулирует сердечную деятельность и др;

  • благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой;

  • путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения;

  • функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию.

Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует все внутренние органы, регулирует обменные процессы, рост организма.

Действия вегетативной нервной системы, в отличие от соматической, не подчиняется воле человека, она «работает» независимо от нее, отсюда ее второе название — автономная.

Признак

Соматическая нервная система

Вегетативная нервная система

Какие органы и системы органов иннервирует

Скелетная  мускулатура (поперечнополосатая мышечная ткань), суставы, сухожилия.

Гладкая мускулатура органов, железы, сердечная мышца.

Подконтрольность сознанию

Подконтрольна.

Не подконтрольна, автономна.

Расположение управляющих центров

Кора больших полушарий.

Промежуточный, средний, продолговатый и спинной мозг.

Местоположение центробежного нервного узла (ганглия)

В передних рогах спинного мозга.

В средних рогах и передних корешках спинного мозга. Парные узлы, расположенные в два ряда.

Наличие вторых узлов (ганглиев) вне цнс

Нет.

Есть (вблизи спинного мозга – у симпатической системы).

Наличие миелиновой оболочки

Имеется на всем протяжении нерва.

Имеется лишь до узлов, после узла отсутствует.

Скорость проведения нервного импульса

Высокая (30 – 120 м/с).

Низкая (1 – 3 м/с).

Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

Нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого нервные клетки обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

З). Рефлекс. Рефлекторная дуга («Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

1. В основе деятельности нервной системы человека лежит рефлекс (от лат. «рефлексус» — отражение) — ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и  внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

 2. Рефлексы – основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

3. Рефлексы делятся на безусловные и условные

Используя таблицу из «Электронного пособия по биологии. 8 класс), материал учебника на странице 25, изучите и запишите в тетрадь характеристики безусловных и условных рефлексов.

 Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные.

Приобретенные организмом в течении жизни.

Видовые.

Индивидуальные.

Жизнь без них, как правило, невозможна.

Способствуют выживанию.

Осуществляется в ответ на безусловный раздражитель.

Осуществляется в ответ на любое воспринимаемое организмом раздражение;

формируется на базе безусловных рефлексов.

Имеют готовые и постоянные рефлекторные дуги.

Не имеют готовых и постоянных рефлекторных дуг;

их дуги временны и формируются при определенных условиях.

Относительно постоянные, мало изменяющиеся в течение жизни.

Непостоянные, могут вырабатываться и исчезнуть.

Не поддаются торможению.

Возможно как внешнее, так и внутреннее торможение.

Независимы от внешней среды.

Изменяются под влиянием внешней среды – адаптируются.

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер (то есть рефлекторные дуги проходят через эти отделы центральной нервной системы).

Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга (то есть рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий).

Являются основой инстинктивного поведения.

Являются основой формирования навыков.

Примеры: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный, болевой и другие.

Примеры: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет0 в опытах И.П.Павлова: дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, благотворное влияние соблюдения режима дня на самочувствие человека и  другие.

4. Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого  организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

5. Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу (Просмотр видеофильм «Рефлекс» с обсуждением). 

D:\Desktop\image002 (1).jpgРис. 18(«Электронное пособие по биологии.

8 класс»).

6 В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган – реагирует на получение раздражение. Таблица 10 . Рис. 19.

7. Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

Например, ребенок, увидев знакомую игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда — что надо делать. Это прямые связи.

Вот ребенок схватил игрушку, — тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи.

8. Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган –  мозг,  по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности  выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной  дуге, а о рефлекторном кольце илирефлекторной цепи.

9. И.М.Сеченов и И.П.Павлов – основоположники рефлекторной теории.

Р

Р
ЧП

Р

ИП

Р

ИП

ЧП

НО

Р
ИП
НО

Р
ИП
НО

Р

НО

Р

ИП

Р
НО
ИП

Коллект

Работа в группах

Индивид

Фронтал

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

IV.

А). Устно:

  1. Что осуществляет в организме рецептор?

  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).

  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?

  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?

  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

Б). Работа в группах по заданию:

Обсудите и выскажите общее мнение группы по решению предложенной биологической задачи:

1 группа:

Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

2 группа:

 Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается;  у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие – к условным? Ответ поясните.

3 группа:

На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

4 группа:

 У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

5 группа:

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. Как вы можете это объяснить?

В). Вместо точек вставьте пропущенные слова:

1 вариант:

     …….- структурная и функциональная единица нервной системы. Он состоит из….и ….. Один длинный, мало ветвящийся отросток -…..и несколько коротких отростков- ….

 Длинный отросток нервной клетки покрытый ….. оболочкой называется нервным волокном, скопления которых образуют …..  ……   Скопления коротких отростков образуют …..  …..  .  Скопление нервных волокон, покрытое сверху соединительнотканной оболочкой, называется ….. 

 2 вариант:

Основной формой нервной деятельности является ….. . Во всех органах тела располагаются нервные окончания-…..  .  Они воспринимают раздражения и преобразуют его в …..  ….., который передаётся по ….. нейронам и достигает центральной нервной системы. Здесь формируется ответная реакция на раздражение и по …… нейронам поступает к исполнительному …органу.

Ответы:

1 вариант:

Нейрон, тело,  отростки,  аксон,  дендриты,  миелиновая,  белое вещество,  серое вещество,  нерв.

2 вариант:

Рефлекс, рецепторы, нервный импульс, чувствительные, двигательные, рабочий.

Р

ПП

Р

Р

Фронтал

Работа в группах

Индивид

+

+

+

+

+

+

V.

Подведение итогов

Работая в группах, самостоятельно сделайте выводы урока

Р

Работа в группах

+

VI.

Д/З:

Параграф 13

Ответьте письменно на вопрос:

При изучении рефлекторной дуги И.П.Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными», а центробежные – «командными». Почему?

Р

Индивид

VII.

Рефлексия

D:\Desktop\рефлексии\img23 (1).jpg

Р

Индивид

Литература и Интернет – источники:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

  2. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 

  3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

  4. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  5. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.

  6. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  8. А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.

  9. Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.

  10. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

  11. Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.

  12. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

  13. З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.

  14. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с