Лфк и массаж – Массаж и ЛФК | nmedik.org
Белая Н.А. – Лечебная физическая культура и массаж
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины Федеральный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины
Московский учебно-методический центр по среднему медицинскому образованию
Н. А. Белая
Лечебная
физкультура и массаж
Учебно-методическое пособие для медицинских работников
Москва
«Советский спорт»
Автор выражает искреннюю | благодарность | ||
за многолетнюю поддержку | и | помощь в работе, | |
ценные | советы и | замечания | |
профессору | кафедры | реабилитации |
и спортивной медицины с курсом физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, заслуженному деятелю науки РФ,
главному специалисту по лечебной физкультуре и спорту Минздрава РФ,
президенту Российской ассоциации по спортивной медицине
и реабилитации больных и инвалидов, академику Международной академии информатизации при ООН,
доктору медицинских наук, профессору А. В. ЧОГОВАДЗЕ;
главному врачу Московского научного центра спортивной медицины, заслуженному врачу РФ,
президенту Федерации спортивной медицины РФ, профессору Л.Н.МАРКОВУ;
директору Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины
Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ, профессору И.Л.ИВАНОВУ;
заместителю директора Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины
Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ АА.ШЛЕЙФЕР.
Предисловие
Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.
Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли яющую на человека ограниченную двигательную актив ность — гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина мия — снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек— курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак торы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.
Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе реносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе за болевания, когда они противопоказаны.
При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге неза заболевания, клинических форм течения его, функцио нального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.
ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания
свысшим образованием.
Ксожалению, при обучении в средних медицинских учеб ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип лин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической ме дицины.
В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специали ста, который выдается после подготовки на курсах специа лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж дать экзаменом.
Значительные трудности при этом возникают из-за отсут ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо вос полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче ских особенностей заболевания, травм.
Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построе ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче- ских показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.
Всоответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями,
амассажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.
Вучебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас сажу не освещены вопросы ЛФК.
Эти предпосылки побудили представить в данном пособии как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.
Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.
Глава 1
Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры
Понятие о предмете
Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а — самостоятедьная на учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь зующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК осно вывается на современных научных данных в области меди цины, биологии, физической культуры.
Основным средством ЛФК являются физические упраж нения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей фи зической работоспособности.
Лечебная физкультура:
*- естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;
-метод неспецифической терапии, но в то же время от дельные виды упражнений могут влиять на определен ные функции организма;
-метод патогенетической терапии, в связи с возможно стью физических упражнений влиять на реактивность организма;
-метод активной функциональной терапии, так как при спосабливает организм больного к повышающимся фи зическим нагрузкам;
-метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;
-метод восстановительной терапии в комплексном лече нии больных.
Характерной особенностью ЛФК является процесс трени ровки больных физическими упражнениями.,
Глава 1
Различают общую и специальную тренировку:
-общая тренировка направлена на оздоровление, укреп ление организма больного с помощью общеукрепляю щих упражнений;
-специальная тренировка осуществляется упражнения ми, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.
М а с с а ж — м е т о д лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воз действия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппа ратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать мето дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес ких особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при емов на организм.
ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хро нических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст виях перелома костей и др.
ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и физические упражнения способствуют более со вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.
Физические упражнения с целью лечения и профилак тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражне ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-
Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК | 9 |
нения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.
В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физи ческих упражнений в практике лечения.
Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умствен ного и физического воспитания для более совершенного раз вития человека.
Открытия великих физиологов — И. М. Сеченова (18291922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (18491936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе ние ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето дом, нашла признание и широкое применение.
Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,
В.К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-
зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ- культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (18901941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер шенствования .врачей.
В30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Древинг, М.А. Минкевич и др.).
Вгоды Великой Отечественной войны лечебная физкуль тура широко использовалась в госпиталях.
В50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-
турой и спортом, организационно-методического руковод ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.
В1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил членкорреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание” в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкуль туры, им написаны монографии по всем основным направ лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.
В60-90-е годы значительно увеличилось число специали стов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,
И.Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).
Внастоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском госу
дарственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного обра зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин ских высших учебных заведениях России.
В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международ ных конференций, научных контактов с зарубежными спе циалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа ция ежегодно проводит международные конференции по ак туальным проблемам специальности.
Глава 2
Влияние физических упражнений на организм
Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я — это естественные
испециально подобранные движения, применяемые в ЛФК
ифизическом воспитании. Их отличие от обычных движе ний заключается в том, что они имеют целевую направлен ность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.
Действие физических упражнений тесно связано с физио логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во локно обладает способностью отвечать на раздражения са
мой | мышцы или соответствующего двигательного нерва, |
т. е. | возбудимостью. По мышечному волокну проводится |
возбуждение — это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)
что определяется как сократимость. Сокращение иди ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн ем энергии.
В мышечных волокнах во время работы происходят слож ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч ной работе, а анаэробный — обеспечивает умеренную физи ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-. мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи зические упражнения вызывают усиление их деятельности.
Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов из ЦНС.
Центральная нервная система регулирует движения, по лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со ставляют рефлекторную дугу.
Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный меха-
низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из меняет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце- ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи зические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис лоты в артериальной крови.
Физические упражнения осуществляются с одновремен ным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптацион ные способности организма.
Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов — повышается возбу димость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повы шенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьше нию или исчезновению патологических проявлений.
Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу моральный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нерв ной системы.
Физические упражнения:
-стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин ную систему;
-повышая иммунобиологические свойства, ферментатив ную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;
-положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;
-оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.
Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что любое упражнение для мышц сопровождается изменениями в состоянии внутренних органов.
studfile.net
Лечебная физкультура. Глава 2. Массаж в ЛФК и его основы (Николай Балашов, 2013)
Как говорилось выше, массаж – научно обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике. Организм ребенка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения. Любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятие физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) и т. д., оказывает на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека.
Ребенок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьезный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.
Детский массаж выделяется как особый вид массажа, так как способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и его более быстрому и гармоничному психофизическому развитию.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.
К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребенку уделялось много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный «отдых». Но именно сейчас развиваются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки; формируется осанка, умение управлять своим телом; проявляются такие черты характера, как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе.
Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.
Часто родители оправдывают свое бездействие тяжелыми условиями современной жизни, занятостью, отсутствием специальных знаний и материальных возможностей. Но физическое воспитание не требует особых условий и подготовки. Научите своего ребенка играть с мячом, прыгать со скакалкой, покажите ему игры, в которые вы играли в детстве, побольше гуляйте с ним на оборудованной детской площадке или в парке, там, где есть возможность побегать и полазить, организуйте дома простейший спортивный уголок. Старайтесь всеми способами поощрять желание ребенка активно двигаться, прививайте ему интерес и любовь к своему телу.
Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после нее. Однако не следует утомлять ребенка слишком сложными или продолжительными упражнениями, так как массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм. Широко используются пассивные движения (то есть движения, выполняемые ребенком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.
Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приемов. Применяются все приемы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше – подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, легкие ударные приемы – все это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребенку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приемов, можно менять характер воздействия.
В любом случае массаж должен быть безболезненным. Это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным). Но у ребенка болезненные приемы могут вызвать различные патологические реакции (например, рефлекторное мышечное напряжение), а кроме того, появляется страх, который сводит к нулю весь положительный эффект, создает устойчивую негативную установку.
Главный критерий правильности проведения массажа – настроение ребенка. Если ребенок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным – значит, все сделано хорошо.
Местом проведения массажа может быть любая твердая поверхность, лучше всего – специальный массажный стол, но в домашних условиях подойдут топчан, широкая скамья, стол и т. п. Можно делать массаж на полу или на жестком щите, положенном на мягкую мебель. Важнейшее условие – твердая опора, в противном случае ваши усилия будут распространяться не только (и не столько) на тело ребенка, но и на мягкий диван или кровать. Желательно, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон и менять свою опору (сидеть или стоять полчаса в одной и той же позе достаточно утомительно). Воздух в комнате должен быть теплым, но свежим, в теплое время года можно проводить массаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом с закаливанием.
Массаж проводится не ранее чем через 30 мин после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком. Ни в коем случае не следует давать ребенку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа – это просто опасно, ребенок может подавиться. Если малыш капризничает – значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день. При ухудшении самочувствия ребенка, при возникновении у него неприятных ощущений время сеанса следует уменьшить или даже временно отменить массаж.
Руки массирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, ногти коротко острижены. Часы, кольца, все, что мешает движениям пальцев и кистей, следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, руки – открытыми до локтей.
В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк. Лучше всего массировать чистыми руками, так как маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приемов, как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребенка. Кроме того, возможна аллергическая реакция на эти средства. Если ваши руки слишком сухие, смажьте их кремом до массажа, при повышенной потливости ладоней – припудрите небольшим количеством талька.
Во время проведения массажа обязательно разговаривайте с ребенком, поддерживайте у него хорошее настроение.
kartaslov.ru
ЛФК и массаж в детском возрасте
На физическое развитие ребенка влияют многие факторы (условия внешней среды, питание и др.), но наиболее мощным фактором является двигательная активность, которая у грудных детей формируется на основе врожденных рефлексов. По мере формирования условных рефлексов многие безусловные рефлексы угасают, и в дошкольном и младшем школьном возрасте формируются автоматизированные движения, которые сохраняются на всю жизнь. Нельзя переоценить роль гигиенической гимнастики и массажа для правильного развития ребенка и повышения устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Рисунок 1. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка
Гимнастику и массаж проводят в хорошо освещенной комнате при температуре не ниже 22-24°С. Руки у проводящего процедуру должны быть теплыми и сухими. Стол покрывают одеялом, клеенкой и чистой пеленкой. Ребенка обнажают. При массаже пользоваться присыпками и смазывающими веществами не следует. Занятие проводят до кормления или не ранее, чем через 1-1,5 часа после него. Продолжительность занятия – от 6 до 15 минут. Каждое упражнение повторяют по 4-8 раз.
Массаж можно начинать с 2-3-недельного возраста. Ребенок лежит на спине или животе ножками к массажисту. Вначале массируют спину, затем заднюю поверхность шеи, руки, ноги и живот. Суставы не массировать, а область печени и почек – осторожно!
Рисунок 2. Массаж детей в раннем возрасте
Массаж спины. Ладонной или тыльной поверхностью кистей (кисти) поглаживают спинку малыша от ягодиц к шее и обратно (3-4 раза), позвоночник не массируют. Круговыми движениями подушечек пальцев выполняют растирание с умеренным нажимом от крестца к шее. Мышцы спины разминают, нежно сжав их большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), перемещая пальцы по ходу мышц. Похлопывание выполняют тылом кисти или кончиками пальцев. Вибрацию проводят большим и указательным пальцами или указательным и средним пальцами, располагая их по бокам остистых отростков, снизу вверх к шее и обратно.
Массаж рук. Ребенок на спине. Массажист дает ребенку захватить большой палец руки и массирует сначала внутреннюю, а затем наружную поверхность ручки от пальчиков к плечу; выполняют растирание спиралевидными движениями и щипцеобразное разминание в том же направлении (6-8 раз).
Массаж ног. Малыш на спине. Стопу ребенка мягко фиксируют на ладони массажиста, ножка в полусогнутом положении. Указательным и средним пальцами свободной руки производят поглаживание и круговое растирание подошвы от пальцев к пятке, похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего), поглаживают наружную и заднюю поверхность голени, заднюю и переднюю поверхность бедра от стопы к тазобедренному суставу, обходя коленную чашечку снаружи (3-8 раз), растирают и разминают с легким нажимом круговыми поступательными движениями в том же направлении.
Массаж живота. Вначале – круговое поглаживание ладонной и тыльной поверхностями кисти по часовой стрелке, затем поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев по ходу толстого кишечника, растирание косых мышц живота (большие пальцы у мечевидного отростка скользят к позвоночнику и обратно), спиралевидное растирание, описывая расходящиеся окружности от пупка к периферии передней брюшной стенки, а затем – обеими руками в направлении от лобка к реберным дугам. Движения повторяют 3-5 раз.
nmedik.org
2.3. Основы лечебного массажа
Характеристика лечебного массажа. Лечебный массаж является эффективным лечебным и реабилитационным методом, применяемым в целях нормализации функций организма при различных заболеваниях и повреждениях. Популярность лечебного массажа постоянно растет, он стал объектом пристального внимания и научного изучения. Его используют в хирургии, травматологии, терапии, гинекологии, невропатологии, кардиологии, эндокринологии, спортивной медицине и
реабилитации.
Методы лечебного массажа. Наиболее распространенным методом является классический массаж — основной метод в лечебном массаже, так как имеет многообразные приемы, позволяет широко варьировать дозировку, визуально и осязательно контролировать точность выполнения приемов и оценивать их результаты и т.д. Ручной массаж имеет преимущество перед аппаратным, ножным и комбинированным, так как он может быть использован не только в палате, массажном кабинете, но и дома, в бане, ванне и т.д., а также в виде самомассажа.
Аппаратный метод массажа используется как дополнительный. В зависимости от разновидностей может выполняться как путем непосредственного контакта с кожей, так и через воздушную или водную среду. Среди разновидностей аппаратного метода массажа наибольшее распространение получили вибрационный, гидро- и пневматический массаж. В лечебной практике применяется и электростимуляционный, ультразвуковой массаж, и др. Аппаратные виды массажа, как и ручной массаж, могут использоваться в процессе сегментарного, точечного, периостального и других видов массажа. Комбинированный Метод массажа. Комбинированным называется такой массаж, в котором применяется ручной и аппаратный массаж.
Ножной метод массажа выполняется при помощи стоп ног: пяткой, пальцами, а также коленями чаще всего в санаторно-курортных условиях, в водных лечебницах и банях.
Особенно следует подчеркнуть большую эффективность ручного массажа, так как только руками массажист может выявить изменения в тканях массируемой области, выделить необходимые точки и целенаправленно воздействовать на них. Не отрицая положительного влияния аппаратного массажа, э лечебной практике все же предпочтительней применять ручной, так как никакой из аппаратов не может заменить рук массажиста.
Лечебный массаж можно классифицировать по тем нозологическим единицам, при которых он применяется: массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, массаж при заболеваниях и травмах нервной системы, массаж при заболеваниях внутренних органов и т.д. Для каждой группы заболеваний характерны свои особенности техники и методики сеанса массажа. При каждом заболевании методика массажа зависит: от этиологии, патогенеза, клинической формы, течения и дифференцируется в связи с этими факторами.
Методические особенности при проведении лечебного массажа. Массаж является более адекватным лечебным действием в первые дни после травм или заболеваний, чем ЛФК. Поэтому для достижения большего эффекта лечебного действия массаж следует проводить до физических упражнений, а при необходимости и повторно после них. Техника и методика проведения приемов в лечебном массаже аналогичны приемам в гигиеническом, спортивном и других видах массажа, а именно: поглаживание — комбинированное, продольное, попеременное и т. д.; выжимание — ребром ладони, основанием ладони и др.; разминание — двойное кольцевое, двойной гриф, подушечками 1—4-х пальцев, основанием ладони и пр.; растирание — «щипцы», подушечками пальцев, гребнем кулака и т. д.; потряхивание; вибрация; движения и т. п. Выбор приемов для создания конкретной методики сеанса массажа зависит от заболевания и клинических форм его течения. Лечебная методика массажа предусматривает приемы очагового и вне очагового, или сегментарно-рефлекторного, воздействия, последовательность приемов, сочетание их с движениями, постепенность возрастания воздействия. ‘
Дозирование массажа осуществляется: локализацией сегментов воздействия, выбором приемов, глубиной и площадью воздействия на ткани, количеством массажных манипуляции, скоростью и ритмом движений и их амплитудой, продолжительностью процедур и чередованием их с другими воздействиями, интервалами отдыха (паузами) между процедурами, количеством процедур на курс лечения и пр.
Лечебный массаж при всех заболеваниях и повреждениях проводится в соответствии с периодами лечения и этапами реабилитации. Сеанс массажа состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Массаж не должен вызывать болей. Его можно проводить 1—2 раза ежедневно или через день. Куре лечения — от 10 до 18—25 процедур, перерыв между курсами — от 10 дней до 2 месяцев в зависимости от заболевания и согласования с врачом в каждом отдельном случае.
Общие показания и противопоказания к проведению лечебного массажа. Часто массаж сочетают с другими методами лечения, особенно с физическими факторами, лечебной физкультурой, однако он может применяться и как самостоятельный метод реабилитации. При назначении массажа необходимо четко знать показания и противопоказания к его применению. Следует помнить, что применение недифференцированных методик, использование приемов без разбора может вызвать неблагоприятные ответные реакции, вплоть до обострения процесса. Такие же отрицательные реакции возникают при назначении массажа в то время, когда массаж еще не показан. Важно принимать во внимание, что при сочетании массажа с физическими факторами последние могут сопровождаться реакцией. Поэтому методика массажа должна быть более щадящей, иногда массаж следует применять на участке тела, отдаленном от очага обострения, или же отменять процедуры, возобновляя их после снятия острых явлений по решению врача в соответствии с индивидуальными показаниями.
Массаж следует выполнять по ходу лимфатических путей в направлении к ближайшим лимфатическим узлам, которые массировать нельзя. Положение больного должно исключать напряжение массируемых частей и всего тела. Массажные приемы не должны вызывать болевых ощущений.
Продолжительность сеанса массажа зависит от заболевания, участка тела, массы тела человека, его возраста и состояния на данный момент и т.д. Первые сеансы массажа всегда обладают непродолжительными, щадящими, а затем время и сила воздействия увеличиваются. Время выполнения отдельных приемов массажа зависит от массируемых частей тела, характера повреждений или заболеваний, а также от самочувствия пациента. Правильный выбор приемов во многом определяет эффект лечебного действия массажа.
При проведении массажа с целью лечения и реабилитации имеются следующие противопоказания:
1. Острое лихорадочное состояние и острые воспалительные процессы.
2. Кровотечение, кровоточивость.
3. Болезни крови.
4. Гнойные процессы любой локализации.
5. Заболевание кожно-инфекционной, невыясненной или грибковой этиологии. Кожные высыпания, повреждения, раздражения кожи.
6. Острое воспаление вен, тромбоз сосудов, значительное варикозное расширение вен с трофическими нарушениями.
7. Эндартериит, осложненный трофическими нарушениями, гангреной.
8. Атеросклероз периферических сосудов, тромбангиит в сочетании с атеросклерозом мозговых сосудов, сопровождающийся церебральными кризами.
9. Аневризмы сосудов и сердца.
10. Воспаление лимфатических узлов и сосудов. Увеличенные, болезненные лимфатические узлы, спаенные с кожей и подлежащими тканями.
11. Аллергия с геморрагическими и другими высыпаниями. Кровоизлияния в кожу,
12. Чрезмерное психическое или физическое утомление.
13. Активная форма туберкулеза.
14. Сифилис 1—2-й стадии, СПИД.
15. Хронический остеомиелит.
16. Каузальгический синдром после травм периферических нервов.
17. Злокачественные опухоли различной локализации.
18. Психические заболевания, с чрезмерным возбуждением, значительно измененной психикой.
В ряде случаев противопоказания к массажу носят временный характер и после острого воспалительного процесса, лихорадочного состояния, гнойного процесса, обострения заболевания вегетативной нервной системы и т.д. массаж можно применять (в соответствии с показаниями). Также следует назначать массаж после радикального удаления опухоли. Часто бывает так, что по основному заболеванию массаж может быть показан, но его нельзя назначать из-за сопутствующих заболеваний.
Заключая общую часть, следует подчеркнуть, что знание методики массажа отдельных частей тела необходимо как основа для последующего овладения частными методиками массажа при заболеваниях и травмах. Только такой подход к изучению и применению массажа делает его высокоэффективным в лечении и реабилитации различных заболеваний и повреждений. Назначая массаж, врач должен указать, в каком сочетании и последовательности с другими процедурами следует применять массаж и постоянно наблюдать за больным в процессе применения этого метода лечения и реабилитации.
Сочетание лечебного массажа с ЛФК и физиотерапией. Массаж во многих случаях целесообразно комбинировать с различными физиотерапевтическими процедурами: водными, светолечением, электролечением и т.д. Физические методы лечения подготавливают ткани тела к массажу. Например, целесообразно предварительно согреть конечности, кожная температура которых понижена (парезы, параличи), или уменьшать болезненность, чтобы появилась возможность углубления массажа, и т.д.
Массаж и теплолечение. Тепло в значительной степени усиливает физиологическое действие массажа, вызывая активную гиперемию тканей, понижает возбудимость мышц, расслабляет спазм мускулатуры и сосудов и значительно снижает боли. Поэтому при травматических и воспалительных поражениях суставно-связочного и мышечного аппарата в подострый период, а также при хронических процессах, тугоподвижности суставов, мышечных контрактурах, сосудистых расстройствах с наклонностью к спазмам целесообразно комбинировать массаж с тепловыми процедурами (водяная ванна, аппликации парафина, озокерита, парная, баня и т.д.).
Последовательность тепловых процедур и массажа в каждом случае определяется специальными показаниями. Так, при функциональных нарушениях опорно-двигательного аппарата (тугоподвижности сустава, артикулярные сращения, замедленное образование костной мозоли, мышечная атрофия, парезы, невриты и невралгии) рекомендуется сначала применять тепло, а затем массаж. При сосудистых расстройствах (отек тканей после перелома, явления лимфостаза) — сначала массаж, а затем тепло во избежание разрыва поверхностных сосудов.
Массаж и электролечение. При комбинированном применении массажа и электрогимнастики (амплипульс, электростимуляция и т.п.) массаж рекомендуется проводить сразу же после электропроцедуры. При назначении электрофореза различными лекарственными веществами в комбинации с массажем вначале применяют массаж, а затем электрофорез.
Массаж и водолечение. В зависимости от показаний массаж может применяться до и после водных процедур. При повреждениях и заболеваниях органов движения (рубцовые сращения тканей, миогенные, артрогенные контрактуры, тугоподвижность суставов, миофиброз, миосклероз тканей и т.п.), а также при травмах и заболеваниях периферической нервной системы (пояснично-крестцовый радикулит, нейромиозит и др.) вначале применяют тепловые, водные процедуры, а затем массаж; при выраженном болевом синдроме массажу предшествует водолечебная процедура.
Не следует назначать в один день общий массаж и общую световую ванну. Несовместимы по характеру реакции, например, ультрафиолетовые облучения и массаж или душ Шарко и массаж.
Физиотерапевтические процедуры не являются очень большой нагрузкой на сердечно-сосудистую и нервную систему и могут назначаться в один и тот же день, но в разное время: например, водяная ванна (невысокой температуры) и массаж, грязелечение (местная аппликация) и массаж.
Сегментарно-рефлекторный массаж. В арсенале современной медицины есть множество способов рефлекторного воздействия на организм человека. Массаж в значительной мере основан на принципах такого воздействия. К методам рефлекторного воздействия на организм человека путем давления (прессуры) относятся сегментарный, точечный, соединительнотканный, периостальный и другие виды массажа. Сущность их заключается в воздействии определенными приемами на отдельные части тела, зону или точки кожной поверхности, надкостницу и другие ткани тела человека. При этом необходимо отметить, что реакции организма в зависимости от вида воздействия совершенно различны. Эти реакции называются рефлекторными, а метод воздействия (лечения), основанный на их использовании, — рефлексотерапией.
Сегментарный массаж. На основе физиологических принципов и теоретических положений учения И.П Павлова А.Е. Щербак (1903) предложил и обосновал новое направление в развитии лечебного массажа — сегментарно-рефлекторный массаж, который прогрессивно развивается и эффективно используется в клинической и санаторно-курортной практике в нашей стране.
Сегментарно-рефлекторный массаж предусматривает прямое воздействие не на больной орган, а на зоны, иннервируемые теми же сегментами спинного мозга (табл. 1), т. е. косвенно влияя на механизмы патогенеза. Например, массируя соответствующие паравертебральные зоны и надчревную область, можно оказать влияние на моторную, секреторную и эвакуаторную функцию желудка; при сосудистых заболеваниях и травмах нижних конечностей массажем поясничной области — положительно повлиять на кровообращение, трофические процессы в тканях и регенерацию, способствовать восстановлению двигательных и других функций. Массаж грудной клетки может способствовать устранению и рассасыванию остаточных явлений после воспаления легких и плевры и предупреждать развитие спаечного процесса; массаж воротниковой зоны — снижать артериальное давление при гипертонической болезни, устранять головную боль при неврозах и утомлении.
Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся между собой в определенных взаимоотношениях. Поэтому ни одно заболевание не является местным, а всегда вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественна иннервируемых теми же сегментами спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в коже, мышцах, соединительной и других тканях и в свою очередь’ влиять на 1гервичный очаг и поддерживать патологический процесс. Устраняя с помощью массажа эти изменения в тканях, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.
Взаимосвязи нашего организма осуществляются путем висцеросенсорных, висцеромоторщлх и висцеро-висцеральных рефлексов, имеющих большое значение в клинической практике.
Таблица 1
studfile.net
ЛФК и массаж при болезнях обмена веществ
Физические упражнения и массаж существенно влияют на обмен веществ путем активизации нервных и гуморальных воздействий. Они являются частью комплексного лечения при нарушениях обмена веществ (ожирение, подагра, диабет).
Сахарный диабет
Это заболевание (сахарный диабет), связанное с абсолютной или относительной недостаточностью инсулина; характеризуется нарушением обмена углеводов и других веществ. Проницаемость клеточных мембран для глюкозы снижается. Синтез гликогена в мышцах и печени нарушается, возникают гипергликемия и глюкозурия, которые сопровождаются полиурией и полидипсией. Усиливается распад белков (снижается иммунитет), жиров, в крови увеличивается уровень кетонов тел, которые приводят к отравлению организма. Усилен синтез холестерина. У больных появляются различные сопутствующие заболевания (нефропатия, атеросклероз, гипертоническая болезнь), повышен риск развития инфаркта миокарда, нарушения мозгового кровообращения, гангрены нижних конечностей.
Задачи ЛФК и массажа
Снизить гипергликемию, стимуляция тканевого обмена, утилизация сахара и отложение его в мышцах; усиление действия инсулина, улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение иммунитета и работоспособности.
Особенности ЛФК
На фоне диетотерапии используют дыхательные и общеукрепляющие упражнения, на расслабление, с гимнастическими палками, мячом, игры, небыструю езду на велосипеде, греблю и др. Темп медленный и средний в различных ИП в зависимости от режима. Чрезмерная нагрузка противопоказана, так как может вызвать повышение сахара в крови. Обязательны утренняя гимнастика и дозированная ходьба. Занятие проводят не ранее, чем через 1 час после инъекции инсулина и легкого завтрака (риск гипогликемии). При наличии сопутствующих заболеваний необходимо их учитывать.
Массаж
Проводят в следующей последовательности: воротниковая зона, спина (рефлексогенные зоны), нижние конечности, начиная с задней поверхности бедра, затем голени, стопы; передняя поверхность бедра, голени, стопы, грудная клетка и живот. При сухой коже применяют масло (эвкалиптовое, подсолнечное). Продолжительность массажа – 10-30 минут, 10-20 сеансов.
Ожирение
Увеличение массы тела за счет избыточного отложения жировой ткани. Различают три формы ожирения:
- экзогенно-конституциональная (избыточное питание, гиподинамия),
- церебральная (вследствие травм, опухолей, воспалительных заболеваний головного мозга),
- эндокринная (нарушения функции гипофиза, щитовидной железы и др.).
Три степени ожирения:
- 1-я – избыток массы тела на 15-30%,
- 2-я – 30-49%,
- 3-я – от 50% и более.
Нарушаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижается трудоспособность больных, особенно при 3-й степени ожирения.
Задачи ЛФК и массажа
Стимуляция обмена веществ и увеличение энергозатрат, улучшение общего состояния больного, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижение массы тела, нормализация жирового и углеводного обмена, укрепление мышц туловища, особенно брюшного пресса.
Особенности ЛФК
При 3-й степени ожирения лечат в стационаре. Вначале применяют утреннюю и лечебную гимнастику. Используют упражнения для рук, ног и туловища, дыхательные упражнения. Нагрузку увеличивают по мере снижения веса, добавляют ходьбу. При 1-й и 2-й степени ожирения занятия ЛГ проводят в медленном и среднем темпе 45-60 минут, используют все виды физкультуры, тренируя выносливость: бег, плавание, езду на велосипеде, спортивные игры и др. Вес надо снижать постепенно (4-5 кг в месяц). Особое внимание уделяют мышцам брюшного пресса.
Массаж
Лучше проводить в бане для усиления обменных процессов. Главное – после бани не принимать холодный душ, так как спазмируются капилляры и выведение пота замедляется. Общий массаж проводят 1-2 раза в неделю, чередуя его с локальным. Особенно эффективны аппаратный массаж и гидромассаж.
Подагра
Это болезнь, характеризующаяся нарушением белкового (пуринового) обмена и сопровождающаяся накопление мочевой кислоты в организме. Кристаллы мочекислого натрия откладываются в сухожилиях, синовиальных оболочках, хрящах, плохо снабжаемых кровью, преимущественно в области мелких суставов рук и ног. Развиваются рецидивирующие артриты, сопровождаемые сильной болью, суставы деформируются. Часто нарушается углеводный и жировой обмен.
Задачи ЛФК и массажа
Нормализация обменных процессов, уменьшение или снятие боли, улучшение трофики пораженных тканей.
Особенности ЛФК
Лучше проводить после тепловых процедур (массажа, солевых ванночек). Применяют общеразвивающие упражнения, дыхательные и специальные: активные и пассивные движения в пораженных суставах с максимально возможной амплитудой, упражнения с предметами, на гимнастической стенке, в воде, дозированную ходьбу, плавание, езду на велосипеде.
Массаж
Проводят между приступами, по отсасывающей методике. При заболевании верхней конечности проводят массаж воротниковой зоны, плеча, предплечья, кисти, пальцев, затем массируют суставы. При заболеваниях нижних конечностей массируют поясничную область, ягодичные мышцы, нижние конечности, а затем суставы. Массаж суставов на первых процедурах должен быть щадящим. Чаще применяют растирание, обязательно чередование с поглаживанием. Продолжительность сеанса – 10-25 минут. Курс – 10-20 процедур.
Тэги: ожирение, подагра, сахарный диабет, обмен веществ
nmedik.org
ЛФК и массаж при инфаркте миокарда
Инфаркт миокарда – некроз участка сердечной мышцы, развивающийся в результате нарушения кровоснабжения в связи с сужением венечных артерий или закрытием просвета тромбом или атеросклеротической бляшкой.
Стационарный этап
Особенности ЛФК в стационаре:
- ранняя активизация и возможно ранняя выписка из стационара;
- применение индивидуализированных программ реабилитации.
Весь период этого этапа лечения делят на четыре ступени, которые подразделяются на подступени (а, б, в) для более детального определения физических нагрузок. Перевод больного с одной ступени на другую осуществляет лечащий врач. На второй-третий день болезни после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений (аритмии, кардиогенный шок, отек легких) для больного определяют класс по тяжести заболевания, программу реабилитации и назначают лечебную физкультуру.
Стационарный этап
Ступень | Режим | Упражнения | Задачи ЛФК |
День болезни | |||
Iа 1-й день | Строгий постельный. Положение – лежа на спине. Поворот на правый бок, прием пищи, пользование подкладным судном с помощью мед. персонала | ||
Iб-IIа 2-3-й день | Расширенный постельный. Больному разрешают самостоятельно поворачиваться в постели, затем садиться, вначале с помощью, а затем самостоятельно (2-3 раза в день по 5-20 мин.), позже пересаживают на стул. Проводят массаж ног, спины | Комплекс лечебной гимнастики № 1 (8-10 мин.), включающий в себя движения в дистальных отделах конечностей и туловища, статическое дыхание. После каждого упражнения – пауза для отдыха. Допустимо учащение пульса на 20 ударов в мин. Упражнения проводят плавно, с неполной амплитудой, в медленном темпе, повторяют 2-3 раза. По улучшении состояния амплитуду движений постепенно увеличивают, повторяют 4-5 раз. Темп движений медленный для крупных мышечных групп, а для средних и мелких – доводят до среднего. Паузы для отдыха сокращают, а во второй половине дня комплекс повторяют самостоятельно | Улучшить периферическое кровообращение (упражнения в дистальных отделах конечностей), усилить венозный кровоток (движения в крупных суставах конечностей, главным образом нижних, чередующиеся с дыхательными упражнениями и паузами для отдыха), укрепление мышц ног и туловища для подготовки к вставанию, повышение адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке |
IIб-IIIa, 4-14-й день | Палатный. Ходьба по палате, по коридору на расстояние 50-200 м в 2-3 приема | Лечебная гимнастика (комплекс упражнений № 2) в течение 10-15 мин. сидя на стуле в медленном и среднем темпе | Предупреждение: гиподинамии, щадящая тренировка кардиореспираторной системы, подготовка к ходьбе по коридору и подъему по лестнице |
IIIб 11-21-й день | Прогулки по коридору без ограничений, осваивают один пролет лестницы, затем один этаж и полное самообслуживание (душ) | Комплекс упражнений № 3 сидя и стоя, индивидуально или групповым методом в течение 20 мин. медленно с постепенным ускорением. Освоение лестничного проема производится так: в состоянии покоя производится вдох, а на выдохе больной поднимается на 2-3 ступени | Щадящая тренировка сердечно-сосудистой системы, подготовка больного к выходу на прогулку, к дозированной тренировочной ходьбе |
IVa, б, в 16-20-й день для I класса и позднее для II, III и IV классов | Свободный. Выход на прогулку на расстояние от 500 м до 3 км со скоростью 70-100 шагов в мин. | Комплекс лечебной гимнастики № 4 в ИП сидя и стоя в медленном и среднем темпе. Продолжительность занятий до 30 мин. Паузы для отдыха обязательны | Постепенное увеличение физических нагрузок до уровня, на котором больной может быть переведен на долечивание в кардиологический санаторий или домой под диспансерное наблюдение участкового врача |
Санаторный этап
Задачи ЛФК: восстановить физическую работоспособность больных, психологическая реабилитация и подготовка к самостоятельности и производственной деятельности. В течение трех-четырех дней больной выполняет режим активности IV ступени, а в последующем его переводят на V, VI и VII ступени. Занятия проводят групповым методом, включают работу всех групп мышц и аутотренинг. Лучшим средством для адаптации сердечно-сосудистой системы к выполнению умеренной нагрузки является дозированная ходьба.
Диспансерно-поликлинический этап
На данном этапе больные – это лица, страдающие хронической ИБС с постинфарктным кардиосклерозом. Основные задачи ЛФК: профилактика дальнейшего развития атеросклероза, вторичная профилактика ИБС, возможность полной или частичной отмены медикаментов, возврат к труду. ЛФК проводят в форме длительных физических тренировок (ДФТ). ДФТ показана при давности инфаркта миокарда не менее четырех месяцев в спортивном зале групповым методом или в домашних условиях по индивидуальной программе. Функциональные возможности определяют с помощью велоэргометрии. Используют лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др. в течение всей жизни больного.
Массаж при инфаркте миокарда
Сроки начала массажа строго индивидуальны. При общем удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и положительной динамике клинических показателей применяют отсасывающий массаж ног, легкий массаж спины (на правом боку), рук от 3 до 10 минут ежедневно. При удовлетворительном состоянии, отсутствии отрицательной динамики на ЭКГ и тяжелых осложнений (отек и инфаркт легких, желудочно-кишечное кровотечение) В. И. Дубровский рекомендует проводить массаж с первых дней заболевания в сочетании с оксигенотерапией. Массируют спину (в ИП лежа на правом боку), используя поглаживание, растирание, неглубокое разминание, живот, нижние и верхние конечности; грудную клетку поглаживают. Продолжительность массажа – 5-20 минут, после чего больной дышит кислородом в течение 10-15 минут. После выписки из больницы проводят общий массаж в положении сидя с опорой головы или лежа. Начинают массаж со спины и воротниковой зоны. При массаже передней грудной стенки акцент делают на левую грудную мышцу и грудину. Продолжительность процедуры – 10-20 минут (под контролем врача).
Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики для больных инфарктом миокарда
Комплекс № 1
ИП лежа.
- Сгибание и разгибание пальцев кистей 6-8 раз. Дыхание произвольное.
- Сгибание и разгибание стоп 6-8 раз. Дыхание произвольное.
- Сгибание предплечий, локти в стороны – вдох, выпрямить руки и опустить вдоль туловища – выдох (2-3 раза).
- Руки вдоль туловища, развернуть ладонями вверх – вдох. Приподнимая руки вперед вверх, ладонями вниз, потянуться ими к коленям, приподнимая голову, напрягая мышцы туловища и ног – выдох. (2-3 раза). На первом занятии можно голову не приподнимать.
- Спокойное дыхание 20-15 секунд. Расслабиться.
- Поочередное сгибание ног, не отрывая их от постели – 4-6 раз. Дыхание произвольное, со второго-третьего занятия сгибание и разгибание ног производить одновременно – одна нога сгибается, другая разгибается.
- Руки вдоль туловища, ноги выпрямлены и несколько разведены. Одновременно ротация рук и ног кнаружи – вдох, вовнутрь – выдох. Вернуться в ИП – вдох. То же левой рукой к правому колену (4-5 раз).
- Ноги, согнутые в коленных суставах, опустить на постель в правую, а затем в левую сторону. Дыхание произвольное (4-6 раз).
- Ноги согнуты в коленных суставах. Поднять правую руку вверх – вдох, потянуться ею к левому колену – выдох. Вернуться в ИП – вдох. То же левой рукой к правому колену. (4-5 раз).
- Ноги выпрямлены. Отвести от постели одновременно правую руку и левую ногу, голову повернуть вправо – вдох. Вернуться в ИП – выдох. То же левой рукой и. правой ногой, голову повернуть влево (3-5 раз).
- Спокойное дыхание 30-40 секунд. Расслабиться.
- Согнуть руки в локтевых суставах, кисти сжать в кулак, ноги выпрямлены. Одновременное вращение кистей и стоп 8- 10 раз. Дыхание произвольное.
- Ноги согнуты в коленях. Выпрямить правую ногу вверх, вернуться в ИП. То же левой ногой (4-6 раз). Дыхание произвольное. Это упражнение включают с третьего-четвертого занятия.
- Ноги выпрямлены и немного разведены, руки вдоль туловища. Правую руку положить на голову – вдох, коснуться правой ногой противоположного края постели – выдох. То же левой рукой (3-4 раза).
- Руки вдоль туловища. Поочередное умеренное статическое напряжение и расслабление ягодичных мышц, мышц нижних конечностей и тазового дна в течение 2-2,5 секунды. При расслаблении – вдох, при напряжении – выдох. Повторить 4-5 раз. Это упражнение включать со второго-третьего занятия.
- Руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох, вернуться в ИП – выдох. Повторить 2-3 раза.
Комплекс № 2
ИП сидя на стуле.
- Прислониться к спинке стула, руки на коленях, не напрягаться. Руки к плечам, локти развести в стороны – вдох. Вернуться в ИП – выдох (4-5 раз).
- ИП – то же. Перекат с пяток на носки с разведением ног в стороны, одновременно сжимать и разжимать кисти в кулаки. Дыхание произвольное (10-15 раз).
- Руки вперед вверх – вдох. Вернуться в ИП – выдох (2- 3 раза).
- Скольжение стоп по полу вперед – назад. Дыхание произвольное (6-8 раз).
- Развести руки в стороны – вдох. Вернуться в ИП – выдох (3-5 раз).
- Сидя на краю стула, отвести в сторону правую руку и левую ногу – вдох. Вернуться в ИП – выдох. То же левой рукой и правой ногой (6-8 раз).
- Сидя на всем сидении стула, опустить руки вдоль туловища, поднимая правое плечо вверх, одновременно опустить левое плечо, затем изменить положение плеч. Дыхание произвольное (3-5 раз).
- Развести руки в стороны – вдох. Руками подтянуть правое колено к груди – выдох. То же с левым коленом (4-6 раз).
- Руки на поясе. Круговые вращения головой вначале вправо, затем влево по 3-5 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
- ИП – то же. Положить правую ногу на колено левой ноги – выдох, вернуться в ИП – вдох. То же левой ногой (3-5 раз).
- Спокойное дыхание 20-30 секунд.
Тэги: инфаркт, сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт миокарда
nmedik.org
ЛФК и массаж в гериатрической практике
Старение – биологический разрушительный процесс, развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма и естественной смерти. Нейроэндокринная перестройка начинается уже в зрелом возрасте (с 36 лет), происходят физиологические изменения на микроструктурном уровне, которые до определенной степени сглаживаются развитием компенсаторных механизмов. В среднем возрасте (с 40-45 лет) начинается процесс старения – снижение адаптационных возможностей поддерживать гомеостаз. Повреждаются различные структуры клеток и нарушаются их функции. В пожилом возрасте (61-74 года) процесс старения ускоряется. В первую очередь развивается инертность нервных процессов в ЦНС, ухудшаются память, слух, зрение; ухудшается сократительная способность сердечной мышцы, сосуды теряют эластичность и уплотняются, легочная ткань теряет эластичность, снижается легочная вентиляция, дыхание становится поверхностным. Однако адаптационные возможности органов дыхания для удовлетворения повышенных требований при мышечной деятельности сохраняются относительно долго. Меньше, чем органы кровообращения и дыхания, страдает желудочно-кишечный тракт: атрофируются пищеварительные железы, снижается секреторная и моторная функция пищеварительного аппарата. Снижается основной обмен, увеличивается количество холестерина, который откладывается в стенках сосудов и межпозвоночных хрящах, снижается масса и сила мышц, кости становятся хрупкими, суставные поверхности стираются из-за уменьшения синовиальной жидкости, появляются боли при движениях. Надо отметить, что при активном двигательном режиме старение костной ткани замедляется. В старости возникают заболевания, присущие этому возрасту: атеросклероз, артериальная гипертония, хронические заболевания легких, сахарный диабет, онкологические заболевания. В развитии процессов преждевременного старения огромная роль принадлежит гипокинезии – двигательной недостаточности; развивается «порочный круг».
Задачи ЛФК и массажа: активизация всех органов и систем организма, поддержание полноценности жизненно важных двигательных качеств, умений и навыков.
Особенности ЛФК
- Занятия должны быть регулярными.
- Оптимальными физическими нагрузками для пожилых больных являются нагрузки до 70% от максимально возможной.
- Средства ЛФК должны быть разнообразными по качеству.
- Необходимо применение специальных методов, облегчающих начальный период деятельности в занятиях ЛФК. У пожилых людей замедлен процесс «вхождения в деятельность». Именно «барьер вхождения» часто является причиной гипокинезии стареющего организма.
- При выполнении физических упражнений важно не переходить границы утомления. При появлении утомления следует переключаться на другие движения или прекращать занятие, так как в это время резко ослабляются восстановительные процессы в организме.
- Нельзя применять упражнения, при которых голова находится внизу, натуживания, значительные статические напряжения, так как они могут вызвать подъем артериального давления, головокружение. Все упражнения выполняют плавно, в медленном темпе, с вовлечением как можно большего количества суставов и изменением исходных положений.
- Стареющему организму свойственна «двигательная эйфория», поэтому нельзя полагаться на субъективные оценки состояния пациента. Увеличение нагрузки возможно только на основании объективных показателей.
Примерная схема гигиенической гимнастики в пожилом возрасте
Ходьба по комнате, на месте, упражнения в потягивании, упражнения для мышц шеи (повороты и наклоны головы), после чего – дыхательное упражнение. Упражнения для мышц верхних конечностей, начиная от пальцев по всем осям движения, и всевозможные движения в суставах. Упражнения для мышц нижних конечностей и туловища. Эти упражнения и упражнения для мышц брюшного пресса выполняют периодически из ИП лежа, полулежа, сидя и стоя. Упражнения больших амплитуд и усилий чередуют с дыхательными упражнениями. В конце занятий – ходьба, а при тренированности затем и бег на месте или прыжки. Заканчивают занятие дыхательными упражнениями и на расслабление мышц. Продолжительность занятий – 15-20 минут.
Очень полезны дозированная ходьба, плавание, бег, игры. При всех нагрузках частота сердечных сокращений не должна быть выше 150-160 уд./мин. для лиц среднего возраста и 140-150 уд./мин. – в пожилом возрасте.
Массаж желательно проводить не реже одного раза в четыре месяца.
nmedik.org