Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и стопы не менее 10 – Методическая разработка (физкультура, 4 класс) по теме: Методическое пособие к программе дополнительного образования “Профилактика нарушений осанки и плоскостопия” для детей младшего школьного возраста.

Консультация на тему: Комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки,стоп.

Формирование правильной осанки

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждении и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений, и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо,  и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников.

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания.

В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

 1-ая группа упражнений наиболее проста – их четыре:

«Птичка». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

«Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Инструктор следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет». Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи инструктора садится. По мере овладения упражнением помощь инструктора проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолет планирует». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Инструктор корригирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

«Казачок». Ребенок держится за руки инструктора и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Инструктор придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Инструктор поддерживает ребенка за руки.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий – это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

Практические рекомендации

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения, при правильной методике их применения, помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения.

Главная задача воспитателей — научить ребенка правильному выполнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекция его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолетик» при положении ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и поочередными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При «приземлении самолетика», когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.

Примерный  комплекс  упражнений

для  исправления  осанки

1.  И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2.  И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3.  И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4.  И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5.  И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

6.  И. п. — лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7.  И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8.  И. п. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.  

       

9.  И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.  

                                 

10.  И. п. — лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка»).        

         

11.  И. п. — лежа на спине «Велосипед».

12.  И. п. — лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 — 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13.  И. п. — то же на левом боку.

14.  И. п. — сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15.  И. п. — сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16.  И. п. — стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17.  И.п. — стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

18.  Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19.  И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 — 10 раз.

20.  И. п. — сидя, колени согнуты (угол 30′). Потрясти ногами в стороны.

21.  И. п. — лежа на спине. «Ножницы» — горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

     

22.  И. п. — стоя. «Замочек» — завести Одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

23.  И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п..

24.  И. п. — сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25.  Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин. 

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

8а. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

8б. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)

9. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

10. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

10а. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

11. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П.)

И.п.: стоя.

12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

13. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

14. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.

15. «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля.

Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

16. «Шагаем по канату». Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.: сидя на коврике.

17. «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

18. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5см).

20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

21. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки – Мои статьи – Каталог статей

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

Воспитатель: Яковлева Р.Х.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

И.П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1.
Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.

5. Пяточки поссорились, помирились. 
И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади. Развести пятки в стороны, свести вместе.

6. Ёжик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

7. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

8. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

9. Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П)

10. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

11. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

12. Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.

13. Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.

 Комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки.

ИП. Стоя у стены
1. Принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильное положение осанки с напряжением.2. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.3. Принять правильную «осанку у стены. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, пле¬чевого пояса и туловища. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.4. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Вернуться в и.п.И.П. лежа на спине в правильном положении: голова, туловище, ноги располагаются по прямой линии, проходящей через вертикальную осевую линию тела, руки прижаты к туловищу.
1. Приподнять голову и плечи, взглядом проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.
2. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же напряжение, что и в положении лежа

И.П:. стоя. Упражнения в сочетании с ходьбой.
1. Принять правильную осанку в и.п. стоя. Ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, различным положением рук и сохранением правильной осанки — 1-2 мин.

2. Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки.
3. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку).   

Здоровье вашего ребенка в ваших руках!

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и закрепления правильной осанки

В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5—8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию. Предупреждать плоскостопие надо с раннего детства. Для этого 2—3 раза в день предлагайте детям специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке. Помните, что плоскостопие ведёт к нарушению осанки, к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

И.П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

  1. Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя/ на себя.

  2. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.

  3. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

  4. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.

  5. Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.

И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

  1. Ёжик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
  2. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

  3. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

  4. Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

И.П. стоя.

  1. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

  2. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

  3. Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.

  4. Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки.

ИП. Стоя у стены

  1. Принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильное положение осанки с напряжением.

  2. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

  3. Принять правильную «осанку у стены. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, пле¬чевого пояса и туловища. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

  4. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Вернуться в и.п.

И.П. лежа на спине в правильном положении: голова, туловище, ноги располагаются по прямой линии, проходящей через вертикальную осевую линию тела, руки прижаты к туловищу.

  1. Приподнять голову и плечи, взглядом проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.

  2. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же напряжение, что и в положении лежа

И.П:. стоя. Упражнения в сочетании с ходьбой.

  1. Принять правильную осанку в и.п. стоя. Ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, различным положением рук и сохранением правильной осанки — 1-2 мин.

  2. Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки.

  3. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку).

Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.

Совместный активный досуг:

1. способствует укреплению семьи;
2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. развивает у детей любознательность;
4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
5. расширяет кругозор ребенка;

6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей.

Родители совместно с детьми могут:

1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.

2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)

В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

Семейный кодекс здоровья.

1. Каждый день начинаем с зарядки.
2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.

3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
5. Лифт – враг наш.
6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
10. В отпуск и выходные – только вместе!
 

по материалам сайтов detsad25.spb.ru и www.medos.spb.ru

Полезна: 7 голосов Не полезна: 0 голосов


Другие статьи на эту тему

Картотека (средняя группа): Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки

Комплексы  игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки. 

   

 Главным средством профилактики также является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия.

                                            «НА     ПРОГУЛКЕ»

                                                   1 ЧАСТЬ              

       Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин)      

                                        Начиная тренировку

                                        Журавли ступают ловко.

        Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин)

                                         Мишка важно так шагает,

                                          Набок лапы расставляет.        

          Ходьба с перекатом с пятки на носок(до 1 мин)

                                           Вышли гуси на прогулку

                                           И идут по переулку.

          Ходьба по гимнастической палке прямо и боком( по 30 секунд)                              

                                           Муравьи ползут по веткам

                                             И несут покушать деткам.

         Легкий бег на носочках(40-50 секунд)  

                                            По узенькой дорожке

                                            Бежали наши ножки.

                                           2  ЧАСТЬ

         1 . Упражнение

          «Эквилибристы»- Сохранять равновесие стоя на набивном мяче, руки в стороны.( 1 мин)

                                          Мы на шарике стоим

                                          И по сторонам глядим.

          2 . Упражнение

           «Цыплята»- И.П. о.с.руки на поясе .  Присесть на носочках(8-10 раз) темп свободный.

                                          Как цыплята мы на травке

                                          Ищем зернышки в канавке.

          3.  Упражнение

             « Лыжные тренировки»- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища.   Левая нога стопой скользит по правой голени. Тоже правой ногой по левой голени.

                                         Вот мы ножки разомнем

                                         И потом в поход пойдем.

        4.  Упражнение

             «Разминка»- И.П. сидя на стуле, одна нога на колене другой.  Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30-40 секунд)

                                         Дружно стопы мы вращаем,

                                         Их разминку начинаем.

  1. Упражнение

     «Раскатаем тесто»- Катание стопой пластмассового шарика.

                                  Раскатаем тесто ловко,

                                  Словно лепим мы морковку.

  1. Упражнение

      « Куры на насесте»- Приседание на гимнастической палке, опираясь на стул.

                                На насесте куры спали

                                И во сне цыпляток звали.

                                     3  ЧАСТЬ.

СОРЕВНОВАНИЯ :  

         1.  Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног. (1-1,5 мин)

         2.  Кто быстрее  пальцами ног соберет коврик в складки. (по 4-5 раз)

          3.  Подвижная игра «Котята и щенята»: ходьба на четвереньках. (2-3 раза)

          4. Ходьба и бег на носочках.

СБОР УРОЖАЯ

                                       1 ЧАСТЬ.

     Ходьба на пятках переступая через кубики на полу. (0,5 мин)

                                            Вырос в поле урожай,

                                            Поскорее собирай

                                            Едут детки маленькие

                                            По дорожке ладненькой,

                                            По кочкам, по кочкам

                                            По пням и пенечкам.

     Легкий бег на носочках (0,5 мин)

                                            По дорожке по прямой

                                            Полетели мы стрелой!  

    Ходьба по гимнастической палке  вдоль и поперек, руки в стороны (30-40сек)

                                            Тут горка, там овраг-

                                             Покороче сделай шаг!

                                             2 ЧАСТЬ

  1. Упражнение

      « Прокати»- сидя на стульчике. Катание ногой массажного мяча.( по 10-15 сек каждой ногой).

                                  Вот пузатый кабачок-

                                  Отлежал себе бочок.

 2. Упражнение

      « Подтяни»- сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом  500 г (по два раза)

                                   Репу дружно все тянули,

                                   Чуть корзину не перевернули.

3.Упражнение

      « Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание и бросание предметов стопами ног (8-10 раз) темп произвольный.

                                  Мы арбузы собирали

                                  И в машину их кидали.

4. Упражнение

    «Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание  их с места на место.(30-40 сек).

                                  Все собрали огурцы,

                                  Вот какие молодцы!

5. Упражнение

     « Согни»- сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях(6-8 раз) темп произвольный.

                                  Помидоры дружно рвали

                                  И по ведрам рассыпали.

6. Упражнение

     « Удержи»- сидя на стульчике ,согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватить карандаш, приподнять его и удерживать (5-10 сек)

                                   Лук собрали и горох-

                                   Урожай у нас не плох!

                                              3 ЧАСТЬ

1.  Ходьба четвереньках, подталкивая перед собой головой  набивной мяч ( вес 1 кг, 5-7 метров)

                                   Тыквы круглые сорвали,

                                    По одной перекатили.

2. Лазание по гимнастической лестнице  знакомым способом, не пропуская реек (2-3 раза) темп  произвольный.

 3. Подвижная игр «Зайцы в огороде»- впрыгивание в круг с последующим выпрыгиванием из него.

4. Ходьба на наружной стороне стопы.

5. Ходьба и бег по ребристой доске.

                                       Едем, едем мы домой

                                       На машине грузовой

                                       Ворота отворяй,

                                       Едет поля урожай!

Игры и упражнения  по

профилактике и коррекции плоскостопия.

  1. Сжимать обеими ступнями резиновую грушу или мячик.
  2. Перекатываться с пятки на носок и обратно.
  3. Ходить по ребристой доске, массажному коврику, камешкам, гальке и т.п.
  4. Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях – кнаружи и кнутри.
  5. Сидя на полу с согнутыми коленями, собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные по полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить. Выполнять поочередно каждой ногой.
  6. Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.
  7. Катать вперед – назад мяч или скалку – сначала одной ногой, затем другой.

Комплекс для профилактики плоскостопия

 с речевым сопровождением.

«Если бы ноги стали руками»

– Что б мы, ребята делали с вами,

Если бы ноги стали руками?-

Вдруг неожиданно Мишка сказал,

Ну а Сережа его поддержал:

– Разве со скукой не справиться нам,

Если придумаем дело ногам?!

Саня взял спицы и начал «вязать»,

Димка – ногами «грибы собирать»,

Я на руках по песочку шагать,

Яша – ногами игрушку катать,

Мишка, улегшись у самых дверей,

Стал дирижировать «Марш глухарей».

Ваня ногою рисует портрет,

Леня же пишет отличный сонет,

Юра ногою до Солнца достал,

Ласково, нежно его приласкал.

Словно с мячом поиграл он немножко

И отпустил, – пусть бежит по дорожке.

Ну а теперь, словно сказочный веер,

Тучки по небу ногами развеял.

«Ножницы» выдумал мудрый Андрей,

Из тучек нарезал он сто кораблей.

Как это здорово – думайте сами,

И предложите рукам стать ногами!

Упражнения при нарушении осанки у детей: необходимость, базовые приемы

Упражнения при нарушении осанки у детей –  важнее, чем кажется

Упражнения при нарушении осанки у детей – лучшее, что могут посоветовать врачи для лечения этого серьезного недуга. Именно правильно подобранные физические нагрузки способны наиболее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус тела, улучшать двигательные функции скелетной мускулатуры.

Нередко доктора делают акцент на другие методики, такие как массаж, ношение корсета, водные процедуры, манипуляции врача-остеопата и прочие, выполнение которых требует участия медицинского персонала. Особенность гимнастики состоит в том, что ее можно выполнять самостоятельно у себя дома. При этом в условиях современного обилия информации, включая видео-источники, даже первое занятие родители могут провести для своего ребенка сами, без участия врача ЛФК. Но консультация ортопеда обязательна, ведь только он способен определить стадию заболевания и составить правильный план лечения. Бывает, что одной гимнастикой не обойтись. Если же ситуация еще не критична, вполне эффективными могут быть простые упражнения для профилактики нарушения осанки у детей. И не только для профилактики, но и для коррекции уже произошедших изменений.

Виды упражнений

Виды упражнений

По типу тренируемых мышц гимнастические приемы делятся на:

  • статические;
  • динамические.

Первые призваны укреплять «медленные» мышечные группы, которые почти всегда находятся в тонусе, расслабляются очень медленно. При искривлении позвоночника в одной половине туловища мышцы данной группы находятся в состоянии спазма, для устранения которого и выполняются статические упражнения.

Вторые направлены на улучшение динамической работы мышц за счет повышения их эластичности. Во время таких тренировок задействуются «быстрые» мышцы, активирующиеся при движении.

По расположению тренируемых мышц упражнения делят на:

  • симметричные;
  • асимметричные;
  • комбинированные.

Симметричные работают с мышцами по обе стороны туловища, асимметричные – с отдельными зонами, комбинированные или смешанные включают обе группы упражнений.

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей

Универсального комплекса как такового не существует, но есть ряд простых и одобренных медиками упражнений, направленных на профилактику и коррекцию искривления позвоночника у детей. Наиболее популярны среди них:

  • Ходьба на месте с прямой спиной и расположенными на поясе руками.
  • Ходьба на носочках, ходьба с высоко поднятыми коленями также с прямой спиной и руками на поясе.
  • Наклоны и вращения головы.
  • Касание ладонями пола из положения стоя с прямыми ногами.
  • «Скручивания»: чередующиеся повороты туловища в обе стороны в положении стоя со сцепленными на затылке руками.
  • Наклоны вперед и в стороны с удерживаемой на плечах гимнастической палкой, скручивания с ней.
  • Приседания с вытягиванием рук вперед.
  • Поочередное поднятие прямых ног из положения стоя с попыткой дотянуться ладонью противоположной руки до носка и сохранением ровной спины.
  • Имитация велосипедной езды, сидя на стуле.
  • Поочередное поднятие прямых ног на высоту около 40 сантиметров из положения лежа без задержки ног на месте. Ноги при этом движутся одновременно, но в разных направлениях.
  • Одновременное поднятие прямых ног до угла в 30 градусов с фиксацией положения тела на полминуты. Возможно увеличение угла до 45 градусов.
  • Заведение прямых ног за голову из исходного положения лежа на спине.
  • «Ножницы»: попеременное заведение поднятых прямых ног одна за другую.
  • «Пресс» сидя на стуле с закрепленными стопами.
  • Притягивание коленей к животу из положения лежа.
  • Вис на перекладине с поднятием вытянутых ног до прямого угла с туловищем и фиксацией положения на 10 секунд.
  • Одновременное вытягивание параллельно полу левой руки и правой ноги (и наоборот), стоя на коленях.
  • «Кошечка»: выгибание спины, стоя на коленях с упором ладонями в пол.
  • И, конечно же, незаменимое при нарушении осанки упражнение «лодочка»:

Исходное положение: лежа на животе, подбородок на тыльной стороне ладоней, сложенных друг на друга.

Выполнение: плавное переведение рук на пояс с одновременным поднятием головы, плеч, сведением лопаток и фиксацией положения на максимально возможный промежуток времени.

Существуют различные варианты выполнения «лодочки»: с поднятием ног, вытягиванием рук вверх, вперед, назад или в стороны, заведением их за голову, а также с упором на пол. Каждый из них по-своему хорош.

При выполнении каждого упражнения спина должна быть абсолютно ровной, а количество повторений — соответствующим спортивной подготовке и самочувствию ребенка. Весь процесс должен проходить в присутствии родителя или медика, пока не станет явным отсутствие необходимости контроля со стороны взрослого. Лучшее время для занятий – утро.

Правильное выполнение упражнений можно найти на многочисленных обучающих видео, подобрав в итоге оптимальный комплекс, затрагивающий весь мышечный корсет и доставляющий ребенку удовольствие.

Курсы лечебной физкультуры должны быть длительными и регулярными, заниматься необходимо не реже трех раз в неделю.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки необходимо выполнять регулярно, сделав его важным пунктом режима дня. Кому-то это покажется чересчур сложным, но нужно понимать, что сколиоз ведет не только к развитию косметических дефектов, но и к появлению выраженного болевого синдрома, нарушению работы внутренних органов, ухудшению общего самочувствия, прогрессированию хронических заболеваний и даже инвалидности.

Календарно-тематическое планирование (старшая группа): Комплекс упражнений для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия

   Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только  хорошо взаимодействуют на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

Комплекс №1.

1. Катать вперед – назад мяч или скалку – сначала одной ногой, затем другой. 2. Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжении всего упражнения). Движениями пальцев постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой- нибудь предмет. Выполнить поочередно каждой рукой.

3. Сидя на полу с вытянутыми  ногами (колени выпрямлены) и большим пальцем ноги провести по подъёму другой ноги в направлении от большого пальца к колену. Сделать 3-4 «поглаживания» каждой ногой.

4. Сидя на полу с согнутыми коленями, собрать пальцами ног мелкие предметы, разложенные на полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить. Выполнять поочередно каждой ногой.

5. Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

6. Сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Прогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить, и так далее (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение двумя ногами одновременно до тех пор, пока пальцы ещё могут касаться пола.

7. Сидя на полу, ноги согнуты в коленях, колени слегка разведены, подошвы прижаты одна к другой (в форме кораблика). Постепенно выпрямлять ноги до тех пор, пока есть возможность держать прижатыми друг другу и пальцы и пятки.

8. Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях – кнаружи и кнутри.

9. Сидя на полу с согнутыми коленями (расстояние между стоящими на полу стопами около 29 см.), «склонить» друг к другу согнутые пальцы ног, а затем развести в стороны, при этом пятки должны оставаться на месте. Повторить несколько раз.

10. Сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх- вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11.Сидя на стуле, стопы на полу, расстояние между ними около 20 см. Сводить и разводить пятки, не отрывая от пола

12. Захватить обеими стопами мяч и приподнять его.

13. Ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп; стопы держать параллельно.

14. Перекат с пятки на носок и обратно.

15.Ходить по ребристой доске, массажному коврику, камешкам, гальке и по воде.

16 Сжимать обеими ступнями резиновую грушу или мячик.

Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей

Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей

Первое упражнение «Кошечка».

И.п. — Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.

1-выгибает  спину (круглая спина), голова опущена вниз;

2-прогибает спину, голова смотрит вверх.

Дозировка 6-8 раз

Второе упражнение «Большая собака»

И.п. — Ноги выпрямлены,

1- нагнуться, достать руками пола

2- пытается переставлять руки вперед

3- вернуться в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел.

Дозировка — 4-6 раз

Третье упражнение «Скручивание»

И.п. — лечь на спину, руки развести в стороны.

1.    Ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки — в другую.

2.    Выполнить то же самое в противоположную сторону.

Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение — хорошая профилактика сколиоза.

Четвертое упражнение «Топорик»

И.п. — Гимнастическую палку или скакалку держать сзади, ноги прямые.

1.     Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,

2.    И.п.

Дозировка 8-10 повторений.

Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.

Пятое упражнение «Качалка»

И.п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!

Дозировка 6-8 раз.

А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для уверенности руки можно развести в стороны, приседать  около стены. Спина при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.

Надеюсь эти упражнения (взяты из журнала «Здоровый малыш») помогут сохранить Вашему ребенку красивую осанку!