Ирина антонова национальность – Лев Лурье об увольнении Ирины Антоновой
Антонова, Ирина Александровна — Википедия. Что такое Антонова, Ирина Александровна
Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[1] и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения[2][уточнить].
Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре[3].
С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне[3]. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.
В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других [4].
В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже[fr].
Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).
В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина[5].
11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России[6]. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ
В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году[7], о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой[1][8].
В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея[1]
.10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак[9]. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак[1].
Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.
После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина[10].
Семья
Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.
Мать — Ида Михайловна Хейфиц — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.
Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Государственного института искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году[11][12].
Взгляды и увлечения
Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане» [1].
В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[13][14].
В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[15].
Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.
Академические звания и степени
Награды
Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года Вручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года И. А. Антонова выступает на церемонии присуждения ей Государственной премии РФ, 12 июня 2018 года, Кремль.Участие в телепроектах
Публикации
- Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
- Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)
Примечания
Ссылки
wiki.sc
Ирина Антонова: Я специально шла на Тверскую, чтобы посмотреть, как идущие солдаты отдают мне честь | Программы | ОТР
Голос за кадром: Ирина Антонова – классический костюм, аккуратно уложенные волосы, уверенная походка и проникновенный взгляд. Масштаб личности этой уникальной женщины трудно переоценить, поскольку именно Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, стала для миллионов людей в нашей стране проводником в мир прекрасного. Она привезла в Советский Союз Джоконду и открыла широкой публике Шагала, Кандинского, Малевича. Организовала самую масштабную выставку работ Пабло Пикассо и взяла на себя смелость показать лучшие работы опального в советские времена художника Александра Тышлера. Она непререкаемый авторитет, ее профессионализм и опыт не имеют аналогов в мире, а значит, Ирина Антонова – личность планетарного масштаба.
Дмитрий Кириллов: Вы любите цирк?
Ирина Антонова: Очень! Цирк — это великолепно, я бываю раз в год в цирке.
Дмитрий Кириллов: Придя на работу в 45-ом году в Пушкинский музей, вы сразу поняли, что это ваша любовь на всю жизнь?
Ирина Антонова: Ни в коем случае, я подумала: “Нет, я здесь долго не продержусь”.
Дмитрий Кириллов: В 93-и года вы вновь получили водительские права, вы любите полихачить?
Ирина Антонова: Ну вы знаете, мне нравится быстрая езда, но такого темперамента лихача во мне все-таки нет.
Дмитрий Кириллов: Среди директоров крупнейших художественных музеев мира, Антонова, наверное, единственная женщина. Это такой мужской клуб, вам комфортно в мужской компании?
Ирина Антонова: Когда я начинала, действительно было очень мало женщин – руководителей музеев, сейчас, по-моему, ровно наоборот.
Дмитрий Кириллов: Вас называют супер-переговорщиком, вы можете на свою сторону перетянуть любого, вы долго учились этому?
Ирина Антонова: Не знаю, супер или нет, но сам процесс он увлекательный.
Дмитрий Кириллов: У современного искусства есть будущее, оно радужное?
Ирина Антонова: Это самый главный вопрос. Это очень важная и сложная проблема.
Дмитрий Кириллов: Вы по-прежнему плачете, когда читаете Диккенса?
Ирина Антонова: Вообще я считаю, что Диккенса надо читать в детстве, очень важно, я всем мамам, папам рекомендую.
Дмитрий Кириллов: Лучшая Джульетта, которую вы видели в своей жизни, это Галина Уланова?
Ирина Антонова: Да, безусловно!
Дмитрий Кириллов: Благодаря выставке “Москва – Париж”, которая была событием в XX веке, вы познакомились с королями, президентами и миллиардерами?
Ирина Антонова: Ну, среди посетителей были и те, кого вы обозначили.
Дмитрий Кириллов: Ирина Антонова – младший сержант медицинской службы?
Ирина Антонова: Было.
Дмитрий Кириллов: Без поддержки вашего мужа Евсея Иосифовича Ротенберга многие ваши проекты могли бы так и не случиться?
Ирина Антонова: Он значил для меня больше, может быть, чем второй университет, во всяком случае, он был вторым университетом.
Дмитрий Кириллов: Шестьдесят четыре года смотреть с любимым человеком в одну сторону – это счастье?
Ирина Антонова: Наверное да, конечно.
Дмитрий Кириллов: Знаменитые декабрьские вечера в Пушкинском, это конечно прежде всего большая дружба Святослава Рихтера и Ирины Антоновой?
Ирина Антонова: Это было скорее невероятное почтение и почитание с моей стороны и доброе согласие сотрудничать с музеем и в том числе со мной, с его.
Дмитрий Кириллов: Не только Москва, но уже и вся Россия, в мире знают о таком событии, что в Музее Пушкина играют потрясающую музыку лучшие музыканты страны, с чего начались декабрьские вечера?
Ирина Антонова: Начать, наверное, надо с того, Святослав Теофилович объявился в нашем музее и играл в нашем музее в конце 40-ых годов уже. Позвонила Нина Львовна Дорлиак, замечательная певица, народная артистка России, и сказала мне: “Святослав Теофилович очень хотел бы поиграть у вас в музее”. Конечно, все согласились, и они приехали вдвоем. Причем она сказала: “на следующий день”, – это нас всех поразило, потому что надо быть готовым к этому. Музей был еще плохой просто физическая форма само здание. Они выступали вдвоем, он играл, она пела романсы. Постепенно Святослав Теофилович стал играть все чаще и чаще по несколько концертов в год и однажды в 81-м году он сказал такую вещь, которая определила эти вечера. Он сказал: “Вы понимаете, в общем, по крайней мерее сейчас, я могу играть везде, у меня нет недостатка в концертных залах. Если я прихожу в музей, должен быть какой-то диалог между музыкой и изобразительным искусством”. Он же сам художник и очень неплохой. Речь пошла о специальных выставках, которые были бы в каком-то духовном пространстве вместе с музыкой. Вот так мы начали. И действительно каждый фестиваль сопровождается музыкой, никогда мы не стремились иллюстрировать музыку, это невозможно, но, когда мы брали камерную музыку Бетховена и, предположим, камерные произведения Рембрандта, разные века XIX, XVIIвек и тем не менее, очень здорово получилось. Два мастера большой формы работают в камерном ключе. Кстати, мы получаем вещи из Лувра, Матисс у нас был наполовину составлен из вещей, которые нам предоставил Лувр и другие музеи. Мы работали много с Англией, у нас был английский портрет, мы получили из Лондона, из портретной галереи. Святослав Теофилович мне очень помогал всегда в добыче этих вещей. Надо было писать письма, он никогда не отказывался подписать, его имя все-таки знали, оно много значило. В этом году уже 37-ой год и, надо вам сказать, что мы никогда не жаловались на отсутствие посетителей, всегда у нас все билеты реализовываются до последнего.
Дмитрий Кириллов: Когда вы поняли, что живопись, искусство изобразительное – это то, что для вас очень важно и ценно? Кто вам привил эту любовь, которая на всю вашу жизнь распространилась?
Ирина Антонова: Вообще моя любовь к искусству. Началось конечно всё с музыки, потому что мама училась в Харькове в Консерватории, она прошла все курсы, но гражданская война, она не получила никаких документов, но играла она очень хорошо. Просто ее музыка, она такая лирическая по своему складу человек, очень много Шопена, Шуберта она играла.
Дмитрий Кириллов: С детства звучала музыка и вы слышали ее.
Ирина Антонова: Да, я слышала ее очень много. Странно, мой отец по происхождению очень простой человек, его родители рабочие, он работал электриком в Кронштадте на кораблях. Но как-то так получилось, он попал в какую-то среду, короче говоря, он вступил в партию в 1906 году (в большевистскую партию), видимо, познакомился с какими-то любопытными людьми, потому что он играл в театре рабочей молодежи в “На дне” Горького, он играл Ваську Пепла. Они с мамой встретились на гражданской войне, и я родилась в Москве уже. Но вот эта любовь к искусству, он сам рассказывал, как он бегал, покупал билеты на Шаляпина. Когда я была маленькая, он начал уже меня водить. Я мало что понимала, привел на Шостаковича в Политехническом. Сам Шостакович был за роялем, я ничего в этой музыке не понимала, потом привел на премьеру Пятой симфонии у Шостаковича, кстати, после этого я стала все премьеры Шостаковича слушать. Мама со совей стороны, а он со своей стороны, даже независимо друг от друга. Он просто приходил и говорил: “Ир, завтра пойдем туда”. И все. Ну и театр, они оба любили театр, но не так как я, я любила его истово. Причем художественный театр, раза два в неделю я была в театре. Обязательно была! Я пересмотрела весь репертуар Художественного, Малого, еще до войны это все было. Я школьницей была, потом началась война и я только поступила в ВУЗ. Кстати, во время войны, очень много было искусства в Москве. Я помню, я многократно ходила в Колонный зал дома Союзов. Там шли концерты, причем выступал тот же Качалов, который играл в моем любимом спектакле про царство, в Художественном театре. Однажды, идя по Камергерскому переулку, зимой, я помню, я вдруг увидела на той стороне, на которой я шла, напротив театра идет Качалов. И, что меня совершенно поразило, вот он живой обычный, с палочкой, немолодой уже был человек, в меховой шапке, хорошо шел, бодро. И, когда я его увидела, на лице моем отпечатались все чувства восхищения и восторга. Но, когда я к нему подходила, он видел меня. Видимо, как человек, привыкший читать выразительные лица, он ничего не сказал, но он приподнял свою шапку немножко и поклонился. То есть он поздоровался со мной! Это вообще было переживание на долгий срок. Папа почему-то дружил с директором Большого театра, очень знаменитой женщиной Малиновской. И у нас всегда место уже было, мы рядом жили и чуть ли не с четырех лет на руках приносили, на руках спящую уносили, но первые акты я, как правило, выдерживала. Вот все это как-то вошло в жизнь мою, понимаете. Я услышала, что (это было прямо перед войной, где-то 41-й год, апрель видимо) приехала какая-то замечательная балерина Уланова и идет “Ромео и Джульетта”. Приехала из-под Ленинграда и мне так захотелось пойти посмотреть, что же это такое. Помню место, где я сидела, третий ярус, первый ряд был в ложе. Еще не открылся занавес, а под увертюру уже стоит Патер Лоренцо с одной стороны, Ромео с другой и Джульетта. Так начинается балет. Идет эта музыка Прокофьева потрясающая и стоит прелестная женщина с каким-то взглядом невероятным, который наполняет весь театр. Я залита вся слезами от этой музыки, от этого взгляда и потом, когда я однажды, уже после войны (мой муж терпеть не мог театр любой, музыку он очень любил), я его привела на этот спектакль и я заплакала на этом месте, он сказал: “Что же ты плачешь, ты же ничего не запомнишь”. Я говорю: “Я все хорошо помню”. Вот было такое потрясение, вы знаете. Она, кстати, очень часто приходила на декабрьские вечера, это великая актриса. Я тоже хотела стать актрисой, как многие девочки. Пришла к моей знакомой хорошей, она уже училась. Она говорит: “Читай что ты знаешь”. Я стала читать Лермонтова, Пушкина, по тому, как она меня слушала, когда все закончилось, я сказала, что я понимаю, мне не надо идти на учебу. А сюда меня привлекла знаете кто, к изобразительному искусству, Флора Сыркина. Она потом стала женой Тышлера. Она меня спросила, куда я иду, она была на два года старше меня, десятый класс, я сказала: “На мехмат”. Я очень любила математику. Она сказала: “Какой мехмат, ты не вылезаешь из театров, из концертных залов, причем здесь мехмат”! Я говорю: “Я не так часто бываю в картинных галереях, выставках”. “Это самое главное”! – сказал мне она убедительно. И вот так случилось, там действительно я вошла в этот мир, это оказалось очень интересно.
Голос за кадром: Но не театральные кулисы, не концертные залы ждали юную Ирину Антонову, ей словно судьбой было предначертано реализовать свой творческий талант в музейном деле, и здание, напоминающее античный храм на высоком подиуме с исторической колоннадой по фасаду, стало для Ирины Александровны вторым домом, а может даже и первым, поскольку здесь вся ее жизнь.
Ирина Антонова: Когда я пришла в музей в апреле 45-го, в мае Борис Робертович Виппер наш профессор и очень крупный ученый, он меня позвали сказал: “Вы знаете что, обнаружена Дрезденская галерея, поедет группа людей я предложил, чтобы вы туда поехали. Вы узнаете за эти месяц – два, что именно надо искать. Во-вторых, вы знаете немецкий язык”. Потому что мы жили за границей, вы будете смеяться, но во время войны, работая в госпитале, я окончила курсы, я была младшим сержантом, а тут мне сразу дали майора. Это было нечто! Я специально шла на Тверскую, чтобы посмотреть, как идущие солдаты отдают мне честь.
Дмитрий Кириллов: У вас же погоны майора были?
Ирина Антонова: Ну конечно! Это было наслаждение, а потом меня позвали уже в начале июля и сказали, что там какие-то дяди все просмотрели и сказали: “Нет, она еще молода, нет, она женщина и вообще нужно кого-то другого”. И я не поехала, но я принимала все здесь. Это был удар мощнейшей силы, наверное, один из самых крупных событий в моей жизни. Мы же этого ничего не видели, во время войны все эвакуировали, все было закрыто и вдруг, Рафаэль, Тициан, Боттичелли, Рембрандт, Рубенс, все подлинники, все в прекрасном состоянии! Мы десять лет работали, пока не отдали назад, мы работали с этим материалом. Причем все это легло на почву, потому что теоретически мы это все знали и никогда не видали.
Голос за кадром: Пройдут годы и музей Пушкина станет одним из крупнейших центров изобразительных искусств в мире. И каждая новая выставка, каждая победа, так или иначе, будет связана с именем Ирины Антоновой. А началось все с коллекции Дрезденской галереи, привезенной в Москву после войны.
Ирина Антонова: Четыре месяца – бесконечная очередь вокруг музея. И такой веселой, радостной очереди я никогда не видала в своей жизни. Даже когда двое суток стояли, были воодушевлены, никаких претензий, вокруг какие-то ящики стояли, на них спали, потому что очень много приехали из России просто. Фантастическое было время. Писали надписи невероятные: “Мы из Сталинграда”, оттуда, отсюда… Вокруг стенка была за нами вся исписана.
Дмитрий Кириллов: Народу тогда ничего не стоило постоять двое суток, послевоенное поколение.
Ирина Антонова: Огромное было событие, а в 56-ом пришла выставка Пикассо, а его не показывали черт знает сколько лет. Вдруг мы открываем выставку Пикассо. Дрезденская галерея, Пикассо – два таких события. Ну, конечно, начинаешь верить, что все начинает развиваться, на противоречиях, но без битья по голове, уничтожения и так далее.
Дмитрий Кириллов: Если говорить об актрисах драматических, кто-то произвел на вас впечатление в жизни?
Ирина Антонова: Да, это Бабанова, это замечательная актриса, это Алиса Коонен, мне удалось ее еще увидеть в камерном театре, мадам Бовари. Я очень счастлива моим знакомством с Чулпан Хаматовой. Несколько раз она давала у нас замечательные концерты вместе с Мариной Неёловой, тоже чудная артистка в театре Современник, посвященных Белле Ахмадуллиной. Это замечательная поэтесса, причем я вам должна сказать, что, когда я только с ней познакомилась, стала читать ее поэзию, еще не зная, я не очень ее понимала. Я не верю, что мы все понимаем с первого раза, так не бывает. Так же с картинами, например, нельзя подойти, посмотреть, так не получится, особенно, если ты знаешь, что произведение ценится, о нем говорят. Один раз, еще раз приходи, смотри. Надо видеть мазок, краску, понимать взаимоотношения частей и так далее. Вхождение в искусство требует от нас работы, усилий, так просто не получится, понимаете.
Голос за кадром: Ирина Антонова была знакома с выдающимися людьми ХХ века, но в жизни встречались люди и малоизвестные, не имеющие звонких имен, но очень важные для Ирины Александровны.
Ирина Антонова: Очень важно верить и знать, что такие люди существуют. К сожалению, так случилось, у нас с мужем сын – инвалид детства, до сих пор я с ним живу вместе, никогда он нигде в других местах не был, и были люди, которые так к нему… Он пережил многое. То, что переживают, к сожалению, в нашей стране люди, почему-то не очень похожие на других по разным причинам. Особенно в детском возрасте, когда над ними смеются, показывают пальцем, а вот встречались люди, которые наоборот, совершенно без всякого нажима, естественно, я тогда понимала, какие они, напротив, как бы протягивали руку, заставляли улыбаться, делали добрыми нас всех в этом кругу. Это излучение доброты естественное, не натужное, не сюсюканье, не желание понравится маме, например, нет. Я очень ценю эти чувства человечности, доброты.
Дмитрий Кириллов: Сейчас люди более чёрствые стали?
Ирина Антонова: Безусловно.
Дмитрий Кириллов: Что сейчас меняется в людях, что бы вам хотелось бы, чтобы не ушло в совершенных людях?
Ирина Антонова: Это сочувствие, желание понять, отсутствие, это существует в человеческих коллективах, стадного такого неприятия каких-то людей, явление. Отвратительные качества, люди, не обладающие набором интеллигентских знаний, каких-то пониманий, которые производят очень большое впечатление. Я помню одну женщину, я у нее снимала дачу ради моего сына и вот это отношение, он недаром к ней подходил вечером, садился гладил руку просто ее и говорил: “Ты моя дорогая”. Понимаете, он чувствовал, а она ничего особенного не делала, совершено замечательный человек!
Дмитрий Кириллов: Какой период в жизни, какие годы, вы особенно вспоминаете?
Ирина Антонова: Надо вам сказать, что у меня были очень сильные, как ни странно, положительные эмоции во время войны. Они возникали в связи с событиями, они были откликом на какие-то… вот уже Сталинград, вот уже… Я работала в госпитале в Москве, это были очень тяжелые переживания, на первом же случае, врач мне вдруг говорит, хирург, идет операция, очень много ампутаций, потому что они лежат какое-то время в земле, начинаются процессы и ампутации. И он мне вдруг говорит: “Ну неси, что ты стоишь”. Оказалось, нести ампутированную ногу, отставить ее, вот это, знаете, такое обрушение сознания. Но зато какая радость, когда человек встает, оживает. Потом куда-то наши… слышишь по радио. Это огромная эмоциональная жизнь все время идет! Вот я сейчас думаю, в нашей стране ведь не соскучишься, вроде какие-то радостные события, потом вдруг какой-то удар, книгу запретили, или что-то еще, был такой длительный период, перестройка. Я из тех, кто каждый раз целиком верит, радуется, ждет. А потом все каким-то образом выворачивается, оказывается другим. Уже мир другой, куда он придет, я не берусь вам сказать. Но совершенно очевидно, что это неизбежно, что эти перемены будут, надо быть к ним готовым в любом случае.
Дмитрий Кириллов: Не надо бояться будущего, многие боятся, говорят, что за будущее страны.
Ирина Антонова: Нет, не надо бояться, думаю, что не надо, но надо активно жить, вникать в причины, по которым происходят изменения, обязательно. Нельзя все брать только “ах, как это хорошо”, ничего подобного, там все есть. Вещи, которые неприемлемы, дай Бог на этом учиться и больше не повторять и все-таки, просвет, по-моему, виден.
otr-online.ru
Антонова, Ирина Александровна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антонова. Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[1] и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения[2][уточнить].Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре[3].
С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне[3]. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.
В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других [4].
В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже[fr].
Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).
В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина[5].
11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России[6]. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ
В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году[7], о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой[1][8].
В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея[1].
10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак[9]. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак[1].
Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.
После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина[10].
Семья
Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.
Мать — Ида Михайловна Хейфиц — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.
Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Государственного института искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году[11][12].
Взгляды и увлечения
Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане»[1].
В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[13][14].
В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[15].
Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.
Видео по теме
Академические звания и степени
Награды
Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года Вручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года И. А. Антонова выступает на церемонии присуждения ей Государственной премии РФ, 12 июня 2018 года, Кремль.Ирина Александровна Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек, Галиной Вишневской, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой):
Участие в телепроектах
Публикации
- Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
- Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)
Примечания
Ссылки
wiki2.red
Антонова Ирина Александровна, доктор искусствоведения: биография, личная жизнь, награды
Ирина Антонова – знаменитый советский и российский искусствовед, считается специалистом по живописи итальянского Возрождения. С 1961 по 2013 год занимала пост директора одного из главных музеев страны – музея изобразительных искусств имени Пушкина. После того как покинула эту должность, является президентом этого музея. Имеет звание заслуженного деятеля искусств, академик, лауреат Государственных премий, полный кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством”.
Ранние годы
Ирина Антонова родилась в 1922 году. Она появилась на свет в российской столице. С 1929-го на протяжении четырех лет вместе с родителями жила в Германии, когда семья вернулась в Советский Союз, то поселилась на Покровском бульваре.
Ее отец Александр Александрович был революционером, а в мирной жизни обычным электриком, у которого была страсть к стеклопроизводству, что и стало в результате его настоящим призванием. Именно благодаря его работе семья так много времени провела за границей, где он делился своими разработками. Он работал в Институте экспериментального стекла.
В Германии юная Ира в совершенстве освоила немецкий язык, читая в оригинале классиков литературы этой страны.
Мать Ирины Антоновой звали Ида Михайловна. Именно от нее она унаследовала любовь к музыке, так как женщина всю жизнь играла на фортепиано. Она была выпускницей консерватории, прожила более ста лет.
Кстати, отец героини нашей статьи, хоть сам был далек по своей профессии от творчества, обожал театр, даже участвовал в любительских постановках.
Образование и война
Получив среднее образование, Ирина Антонова стала в 1940 году студенткой института философии, истории и литературы, но окончить его не успела из-за того, что началась Великая Отечественная война.
После победы над фашизмом вуз героини нашей статьи объединился с МГУ, так что диплом Антонова получила уже как выпускница Московского государственного университета. После пятого курса она осталась в аспирантуре, начав специализироваться на эпохе Возрождения в Италии.
Получив диплом, она не ограничилась учебой в аспирантуре, а параллельно стала работать в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Великая Отечественная война
Когда началась война, Ирина поступила на курсы медицинских сестер, а весной 1942-го отправилась работать в госпиталь на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы.
В 1945 году ей присвоили звание майора. В этом статусе она собиралась отправиться с командировкой в Германию для вывоза культурных ценностей с целью репарации. Но эта поездка так и не состоялась, в последний момент решено было отправить для выполнения этой ответственной миссии более опытного специалиста. Антонова, которой на тот момент было 23 года, осталась в Москве, чтобы принимать и описывать ценности.
Во главе музея
В феврале 1961 года происходит знаковое событие в биографии Ирины Антоновой, ее назначают директором Пушкинского музея. Ее предыдущей должностью на тот момент был пост старшего научного сотрудника. В новой должности она остается на протяжении более сорока лет.
Директор Пушкинского музея Ирина Антонова – один из самых известных и успешных работников этого учреждения культуры. Она постоянно трудится над развитием и популяризацией музейных площадок и экспозиций, выступает в качестве организатора и инициатора крупнейших международных выставок между Москвой и Берлином, Парижем, Италией. Среди ее заслуг организация на территории нашей страны выставок произведений искусств Тернера, Модильяни, Пикассо.
Западное искусство в массы
Хорошо знавшие ее люди подчеркивали, что музею она уделяла все свое свободное время. Причем работать ей было нелегко – в 60-е годы после короткой оттепели наступил застой во всех сферах жизни, а особенно в культурной. Поэтому директору Пушкинского музея Ирине Антоновой требовалось известное мужество, чтобы организовывать в реакционном Советском Союзе выставки западного искусства, преодолевать бюрократические и цензурные преграды.
Сегодня то, что она начала делать в 60-е годы, считается новаторским и смелым, так как Антоновой удалось привозить в Советский Союз лучших представителей современного западного искусства, которые не укладывались в парадигму министра культуры Фурцевой и политику коммунистической партии. Тем не менее в Пушкинском музее выставляли работы Матисса и Тышлера, звучала музыка Шнитке, Стравинского и Рахманинова.
Именно в это время начали проводиться знаменитые Випперовские чтения, посвященные бывшему научному руководителю музея и ее наставнику Борису Робертовичу Випперу.
Музей преображается
Именно при Ирине Александровне Антоновой Пушкинский музей преобразился, превратившись в то учреждение культуры, которое мы знаем сегодня. По ее настоянию была проведена полная реорганизация экспозиций и залов.
В музее постоянно устраивали уникальные выставки, например, когда выставляли в одном зале работу отечественных и зарубежных портретистов. В результате у посетителей появлялась уникальная возможность воочию сравнить труды Ренуара и Серова.
В 1974 году именно Ирина Александровна Антонова настояла на том, чтобы на всеобщее обозрение были выставлены из музейных запасников работы западноевропейских художников из коллекций меценатов Ивана Морозова и Щукина. В конце 70-х годов наметилось активное сотрудничество между Пушкинским музеем и музеем “Метрополитен” из Нью-Йорка.
В 1981 г. организовала фестиваль живописи и музыки под названием “Декабрьские вечера” вместе с известным отечественным композитором Святославом Рихтером. С тех пор он проводится ежегодно, а Антонова остается его бессменным директором.
В годы перестройки и в современной России
В годы перестройки, согласно биографии Ирины Антоновой, наступили непростые времена, так как в стране была разруха, на культуру деньги выделялись в последнюю очередь. При этом ей удалось вывести Пушкинский музей на принципиально новый уровень. Например, выставку “Москва – Париж” объявили событием века, так как на ней впервые в СССР выставили работы Казимира Малевича, Кандинского и других живописцев, которые были запрещены в Советском Союзе долгие годы.
В 1996 году искусствовед Ирина Антонова оказалась в центре крупного скандала после выставки “Золото Трои”, на которой были представлены находки Генриха Шлимана, добытые им в результате археологических раскопок.
Тогда многие западные и даже отечественные представители культуры предъявили ей обвинения в том, что до сих пор замалчивается правда о вывезенном из Германии в 1945 году так называемом золоте Трои. Позднее Советский Союз не раз заявлял, что не имеет никакого отношения к пропаже экспонатов. Теперь же они были изъяты на всеобщее обозрение из музейных запасников. Сама Антонова считала, что это показатель открытости и готовности нового российского правительства к любым переговорам.
Научная деятельность
Антонова – доктор искусствоведения, ее перу принадлежит около ста публикаций, среди которых статьи, каталоги, сценарии для научно-популярных фильмов и телевизионных передач. Несколько лет она преподавала на искусствоведческом отделении Московского государственного университета, а также в институте восточных языков в Париже, институте кинематографии.
Является обладательницей большого количества наград Ирина Антонова. Она полный кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством”, орденов “За благодеяние”, Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудового Красного знамени.
Героиня нашей статьи – член Российской академии образования, Российской академии художеств, почетный профессор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент академии Сан-Фернандо, расположенной в испанской столице.
Конфликт с “Эрмитажем”
Пост директора Пушкинского музея Антонова покинула в 2013 году. Ей исполнилось 90 лет, но во многом с этой работой она была вынуждена расстаться под давлением.
Все началось, когда в мае Антонову назначили куратором всех государственных музеев России. Вскоре она объявила, что уходит в отставку с этого поста, так как никакого смысла в этом проекте нет, а должность создана искусственно, чтобы сгладить скандал с ее увольнением из Пушкинского музея.
В мае Антонова в очередной раз выступила с инициативой, которую предлагала уже несколько лет назад. По ее мнению, в Москве требовалось воссоздать музей нового западного искусства, который ранее был уничтожен еще Иосифом Сталиным. Для этого, по ее проекту, требовалось, чтобы Государственный музей изобразительных искусств и “Эрмитаж” передали новой музейной площадке лучшие части своих коллекций – творения импрессионистов. Директор “Эрмитажа” Михаил Пиотровский высказался категорически против этого предложения, конфликт и настоящий скандал разгорелись в музейном сообществе. После того как ситуация начала выходить из-под контроля, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский начал откровенно торопить Антонову с отставкой.
Увольнение
Масла в огонь подлила сама героиня нашей статьи, которая в интервью газете “Известия” упрекнула экс-министров экономического развития Набиуллину и культуры Авдеева в том, что они провалили поручение президента о реконструкции Пушкинского музея и создании на его территории музейного города. Оба чиновника на тот момент входили в состав членов попечительского совета ГМИИ.
Антонова была освобождена от должности директора в июле 2013 года. Ранее она объявила, что смирилась с уходом, сама выбрала себе преемницу. Ею стала арт-директор выставочного объединения “Манеж” Марина Лошак. Однако позже призналась, что в действительности предлагала на свое место культурологов из РГГУ и МГУ, но никого из них не утвердили в министерстве культуры. Из тех, кого предлагало само ведомство, наиболее приемлемой оказалась именно Лошак.
Антонова ушла в отставку, пробыв на посту директора Пушкинского музея 52 года. Она заняла пост президента ГМИИ.
Участие в телепроектах
Героиня нашей статьи всегда была медийной личностью. В частности, регулярно принимала участие в телепроектах Ирина Антонова. На канале “Культура” до сих пор выходит ее авторская программа “Пятое измерение”. В ней она рассказывает об истории мировой культуры, делая акцент на малоизвестных эпизодах, о взаимосвязи между которыми зрители часто не догадываются.
Также она выступила в роли рассказчика в документальном фильме “Глаз Божий” Леонида Парфенова, который был снят к 100-летнему юбилею Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Семья
Муж героини нашей статьи – искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг. Он был на два года ее старше. На протяжении длительного времени Евсей Иосифович Ротенберг трудился в Государственном институте искусствознания, был заведующим сектором классического искусства. Считался крупным специалистом по Западной Европе.
В 2011 году он умер в возрасте 91 года.
В 1954 году у супружеской пары родился единственный сын, которого назвали Борисом. С детства он отличался незаурядными талантами, играл большую роль в личной жизни Ирины Антоновой. В 7-летнем возрасте он серьезно заболел. Как признается сама героиня нашей статьи, после этого все неурядицы и проблемы на работе стали ей казаться истинными пустяками.
Лечение и консультации лучших специалистов не помогали. Борис оказался в инвалидном кресле, в котором остается до сих пор.
Взгляды и увлечения
Антонова на протяжении всей своей жизни придерживалась левых политических взглядов, сегодня остается сторонницей социализма. Она не раз заявляла, что считает эту систему единственно верной, но признает, что сама она себя не оправдала на практике.
В современном обществе она постоянно критикует олигархов, при этом симпатизирует президенту Владимиру Путину, но часто возмущается событиям, происходящим в стране, например, тюремному сроку для участниц группы Pussy Riot.
В литературе отдает предпочтение стихам Бориса Пастернака. Журналисты часто спрашивают, в чем секрет ее долголетия, на что она отвечает, что никогда не думает о смерти, а в жизни всегда стремилась быть максимально искренней.
Сейчас героине нашей статьи 96 лет, она по-прежнему занимает пост почетного президента Пушкинского музея, ведет передачу на телевидении.
Антонова занимается общественной деятельностью. В 2000 году оказалась в числе тех, кто подписал письмо о поддержке политики нового президента Владимира Путина в Чечне, в 2014 году подписала коллективное обращение по поводу политики главы государства на Украине и в Крыму.
www.nastroy.net
Ирина Антонова (р.20 марта 1922) , советский и российский искусствовед, академик, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Свое 95-летие знаменитый искусствовед, президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова отметила на рабочем месте, как и многие круглые даты в прошлом. Проработав в ГМИИ более семидесяти лет, Ирина Александровна фактически стала лицом этого музея, а её любовь к работе превратила здание на Волхонке в одну из крупнейших и известнейших музейных площадок мира.Ирина Александровна Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве. В раннем детстве вместе с родителями уехала в Германию, где семья жила вплоть до 1933 года. Вернувшись в Москву, семейство поселилось на Покровском бульваре.
Получив аттестат, Ирина была зачислена в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), который был закрыт вскоре после начала Великой Отечественной войны. Факультеты вуза было решено присоединить к Московскому государственному университету (МГУ).
В военный период студентка, окончив курсы медсестер, совмещала учебу с работой в госпитале. С весны 1942 года она трудилась в звании младшего сержанта медслужбы в госпитале на Красной Пресне.
В 1945 году Ирина Антонова окончила МГУ, получив специальность искусствоведа, после чего ее пригласили работать в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ). Научные интересы ее были связаны тогда с итальянским искусством периода Возрождения.
В начале 1960-х годов директор ГМИИ Александр Замошкин, уходя на пенсию, обратился к Ирине Александровне с предложением возглавить ГМИИ. Она тогда была старшим научным сотрудником. Под руководством Антоновой во второй половине 1960-х годов состоялась выставка Тышлера, начали проводить Випперовские чтения. Позже в музее осуществили коренную реорганизацию экспозиции.
По словам Ирины Антоновой, ГМИИ стал первым музеем Советского Союза, где начали «сопоставлять отечественное искусство с зарубежным». В далеком 1972 году там провели выставку портретов. Полотна Валентина Серова там соседствовали с картинами Огюста Ренуара, а портрет Параши Жемчуговой висел рядом с английским портретом 18 века.
В середине 1970-х годов Антоновой пришлось даже конфликтовать с руководством. Она тогда отстаивали идею о необходимости освободить залы второго этажа ГМИИ, чтобы разместить там сокровища из собраний западной живописи известных отечественных меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Полотна из этих коллекций в течение долгого времени были недоступны широкому кругу зрителей. Среди полотен, томившихся в запасниках, были произведения Поля Гогена и Огюста Ренуара. Наряду с творениями других знаменитых мастеров они были признаны «буржуазным, формалистическим, вредным» явлением.
В числе выставок, которые вызвали наибольшее внимание прессы, была экспозиция, представленная весной 1996 года. Выставку «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» («Золото Трои») мировые СМИ называли крайне сложным публичным испытанием для главы ГМИИ. Ведь до этой выставки Москва в течение полувека «убеждала весь мир», что ничего не знает о судьбе трофейного «золота Шлимана».
Проработав в ГМИИ более семидесяти лет, Ирина Александровна фактически стала лицом этого музея, а её любовь к работе превратила здание на Волхонке в одну из крупнейших и известнейших музейных площадок мира. Это её идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и впервые возле музея. Антонова знакомила страну с западным миром через искусство, открывала для зрителей авангардистов, разрушая железный занавес, привезла в Россию Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и Диора, вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году полотна Дега, Ван Гога и Гогена.
Она является автором более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет занималась преподаванием на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже.
Ирина Антонова занимала пост директора ГМИИ вплоть до 2013 года, затем она стала президентом Государственного музея. Антонова является действительным членом Российской академии художеств, академиком РАО, членом-корреспондентом испанской Академии Сан-Фернандо, доктором РГГУ. Заслуженный деятель искусств России, лауреат двух Государственных премий РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» – Ирина Александровна награждена многими государственными и общественными наградами.
Супругом Ирины Антоновой был доктор искусствоведения Евсей Иосифович Ротенберг (скончался в 2011 году), которому принадлежит ряд основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы. Он заведовал сектором классического искусства Института истории искусствознания. В этом браке родился сын Борис (1954 г.р.).
Ирина Антонова и сегодня продолжает неустанно трудиться на посту президента Государственного музея изобразительных искусств. Каждый день её день по-прежнему расписан – научные и просветительские проектами, конференции, поездки по всему миру и, конечно, работа над предстоящими выставками. Как отмечает сама Ирина Александровна: «Свободного времени действительно мало, а сделать надо много».
www.calend.ru
ВИУЛ.ру — Виртуальная жизнь в историях вождя-человека. 881 виул и стадо лошаков
Как-то раз Ильич Владимир™ чуть не всплакнул от смешения чувств. Радоваться или печалиться вот в чём был вопрос? Он радовался, если бы директором ГММИ им. А.С. Пушкина был(-а) еврейеврека и расплакался, если бы кто-то другой(-ая) по национальности и рыдал, если бы им стал(-а) русский(-ая). Причина для этого была.Министр культуры уволил директора ГМИИ
им. Пушкина Ирину Антонову. С ней, которую уволили, власти ладили 52 года, когда она возглавляла музей и + 16 лет, когда она была там рядовым сотрудником. И бонус… Муж Ирины Антоновой – Евсей Иосифович Ротенберг (1920‑2011), искусствовед, доктор наук, был заведующим сектором классического искусства Института истории искусствознания. Ещё бонус… Мать Ида Михайловна Розенблюм. …если на самом деле Антонова еврейка – тщательно скрывающая этот факт, а Пиотровский, напротив, из обрусевших армян. http://www.newswe.com — Вот подтверждение из http://ru.wikipedia.org Отец Ирины Антоновой – активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла. Мать – Ида Михайловна (ур. Розенблюм) окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.
— Её директорское долгожитие внезапно оборвалось. Она в апреле взяла, да спросили Президента, а где картины, которые т. Сталин (по некоторым сведениям К. Ворошилов) счёл идеологически чуждыми людям, строителям коммунистического общества (- Говорю по памяти: Дэвушки, понимаешь, какие-то на полотнах, только топлесс сверху или снизу, а у некоторых, прости господи даже двойной топлесс. Картинки спрятать и(или) сослать в провинцию, там все полураздетые ходят, от нищеты ли, простоты нравов ли.)
— Вот это место из апрельской стенограммы. Можно читать только места, напечатанные 12-ым кеглем.
М.СИТТЕЛЬ: Теперь культурный вопрос из Москвы. Ирина Александровна Антонова у нас здесь, директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина, пожалуйста.
И.АНТОНОВА: Владимир Владимирович, вот мой вопрос тоже связан с Петербургом. Дело в том, что 65 лет тому назад в 1948 году был ликвидирован в Москве замечательный и всемирно известный музей нового западного искусства. Этот музей был основан двумя совершенно феноменальными московскими коллекционерами: Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым. Они первыми в Европе сумели оценить и поверить в те новые направления в искусстве, которые в это время возникали. Они собрали коллекцию импрессионистов, постимпрессионистов, и сегодня без преувеличения можно сказать, что это самый, по качеству, во всяком случае, если не по количеству, сильный и крупный музей этого раздела мирового искусства.
Музей был ликвидирован на основании постановления Сталина. Причиной были идеологические аргументы – обвинялся музей в формализме, в собирании антинародного искусства. Это была та же аргументация, которая примерно в эти же годы, второй половины 40-х годов, применялась к определению творчества Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, к поэзии Анны Ахматовой, к творчеству Зощенко и так далее. Музей этот, о котором идёт речь, был создан в 1923 году. Надо сказать, что это был первый в мире музей современного искусства. Знаменитый Музей современного искусства в Нью-Йорке был создан на пять лет позже – в 1928 году. То есть наши вот эти гениальные коллекционеры угадали и поняли, оценили процесс.
В.ПУТИН: Музей Гугенхайма в Нью-Йорке, или какой Вы имеете в виду?
И.АНТОНОВА: Музей современного искусства, называется сокращённо МоМА.
И коллекции его действительно потрясающие, причём они очень обширные, вот тот музей, который был. Большое число произведений Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога и более 50 картин Матисса, почти 50 картин Пикассо. Когда это было всё вместе, это был, безусловно, самый первый музей мира в этом разделе.
Один из коллекционеров – Сергей Иванович Щукин, писал о том, что он собирал музей [нового западного искусства] по примеру Третьякова и имел намерение оставить его Москве.
Владимир Владимирович, новая Россия сделала очень многое, может быть, сегодня не до конца оценённое, в реабилитации граждан России. Я напомню о том, что были реабилитированы имена великих деятелей культуры, наконец, был восстановлен храм Христа Спасителя. Нельзя разрушать церкви.
И теперь я хочу Вас спросить: согласны ли Вы рассмотреть этот вопрос, имея в виду, что там есть сложная позиция – возвращение той части, которая… Все коллекции были переданы в наш музей, но потом часть из них, половина, была отдана в Эрмитаж в Петербурге. Согласны ли Вы рассмотреть вопрос о возвращении этой части, восстановлении этого музея, который станет украшением Москвы?
В.ПУТИН: Это, слава богу, возвращение не из-за границы и не передача за границу, это наш внутренний вопрос. Насколько я понимаю, все эти произведения или основные из этих произведений, они экспонируются и в Эрмитаже представлены, они не спрятаны от народа. Я, разумеется, поддержу любое решение, связанное с возрождением музея. Но это должно быть сделано в результате дискуссии в самом музейном сообществе, среди специалистов.
Я не знаю, мы Питер уже отключили? Михаил Борисович Пиотровский…
www.viul.ru
Антонова, Ирина Александровна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антонова.Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[1] и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения[2][уточнить].
Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре[3].
С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне[3]. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.
В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других[4].
В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже[fr].
Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).
В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина[5].
11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России[6]. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ[1].
В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году[7], о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой[1][8].
В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея[1].
10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак[9]. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак[1].
Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.
После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина[10].
Семья
Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.
Мать — Ида Михайловна Хейфиц — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.
Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Государственного института искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году[11][12].
Взгляды и увлечения
Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане»[1].
В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[13][14].
В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[15].
Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.
Академические звания и степени
Награды
Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года Вручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года И. А. Антонова выступает на церемонии присуждения ей Государственной премии РФ, 12 июня 2018 года, Кремль.Ирина Александровна Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек, Галиной Вишневской, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой):
Участие в телепроектах
Публикации
- Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
- Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)
Примечания
Ссылки
wikipedia.green