Болезненные изменения стопы при которых уплощается ее свод называют – Плоскостопие. Причины, симптомы, степени, диагностика плоскостопия. Плоскостопие у детей – как определить плоскостопие? Продольное и поперечное плоскостопие. Лечение плоскостопия – массаж, обувь и стельки при плоскостопии, упражнения :: Polismed.com

Осанка. Предупреждение плоскостопия | Параграф 15

“Биология. Человек. 8 класс”. Д.В. Колесова и др.

Вопрос 1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
Осанка – это положение головы и туловища в состоянии стоя, сидя и в режиме хождения. При нарушении осанки первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают, если человек, просто контролируя себя, держится прямо. Нарушения осанки второй степени связаны с изменениями мышечного аппарата и исправляются при занятиях физкультурой и гимнастикой. Нарушения осанки третьей степени затрагивают скелет и требуют серьезного лечения.

Вопрос 2. Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
При неправильной осанке нарушается работа сердечно-сосудистой системы (работа сердца, сокращение стенок сосудов) и, как следствие, происходит ухудшение кровоснабжения различных систем органов. Нарушается функционирование дыхательной и пищеварительной систем.

Вопрос 3. Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?
Плоскостопие — болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. Причинами плоскостопия являются неправильно подобранная обувь, дли тельное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы, она расплющивается, порой отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.
Для лечения плоскостопия применяют специальные стельки — супинаторы. Они поддерживают стопу в необходимом положении. Это улучшает положение костей стопы, а также костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Вопрос 4. Проанализируйте, правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.
При чтении необходимо держать текст на расстоянии 30 35 см от глаз. Более близкое его расположение приводит близорукости. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягаете: кривизна хрусталика меняется, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При неправильной осанке вырабатывается и привычка рассматривать все вблизи.

Для профилактики искривлений позвоночника школьникам, сидя за столом или за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонить вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, предплечья должны свободно лежать¬ на столе, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упираться в пол или подножку парты. Груз (тяжелый портфель), особенно ученикам младших классов, следует заменить ранцем, специальным ученическим рюкзаком. Ношение тяжелых предметов в одной руке не рекомендуется, так как это может привести к искривлению позвоночника. При переноске тяжестей следует нагружать обе руки, поднимать тяжесть, держа спину прямо, с помощью мышц ног, а не мышц туловища; избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, которые могут привести к смещению позвонков. Следует укреплять позвоночник (его межпозвоночные мышцы) физическими упражнениями. Правильная осанка формируется до 18 лет.

Нарушение осанки и плоскостопие

У каждого человека есть привычное для него положение тела в покое и движении, или другими словами – осанка.

Осанкаэто привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе. Она зависит от развития скелета и мышц. У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, находящиеся на одном уровне, поднятая голова, его грудь немного выступает над животом. Такой человек выглядит стройным и красивым. При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид. Лопатки расположены симметрично, плечи развёрнуты. Мышцы у людей с правильной осанкой упругие, движения собранные и чёткие.

Правильное функционирование всех органов, высокая работоспособность возможны только при правильной осанке.

Совсем по-другому выглядит человек с плохой осанкой. У него голова выдвинута вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот выпячен, а грудь западает.

При неправильной осанке могут возникать разнообразные искривления позвоночника: боковое искривление (сколиоз), избыточный поясничный лордоз или избыточный грудной кифоз («круглая спина», или сутулость). При сколиозе плечи, лопатки и таз расположены несимметрично.

При неправильной осанке происходит смещение позвонков и межпозвоночных дисков. Это затрудняет работу сердца, лёгких и органов пищеварительной системы. В результате происходит снижение обмена веществ, появление головных болей, повышение утомляемости.

Со временем развивается

остеохондроз (заболевание, связанное с нарушениями в суставных хрящах и межпозвоночных дисках). При этом заболевании трудно ходить и нагибаться, по ночам больного мучают боли в спине и конечностях, он не может уснуть.

Когда человек поднимает груз, нужно избегать глубоких прогибов позвоночника, так как нагрузка на позвоночник оказывается неравномерной и могут возникнуть болевые ощущения. Вот почему следует поднимать груз с прямой спиной.

Осанка не передаётся по наследству, т. е. от родителей к детям. Процесс её формирования начинается с возраста от шести до восьми лет в период роста и развития скелета и продолжается примерно до двадцати одного года. У детей младшего школьного возраста мышцы туловища ещё развиты слабо, поэтому их осанка неустойчива.

Чтобы осанка сформировалась правильно, необходимо придерживаться следующих правил.

Сиди всегда прямо, без напряжения; голову лишь слегка наклоняй вперёд. Расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони. Расстояние от глаз до рабочего места должно быть около 30-35 сантиметров. Опирайся на спинку стула. Руки клади на стол спокойно, не опирайся на них. Ноги ставь на пол всей ступнёй. Почувствовав усталость, измени позу, проделай несколько упражнений сидя или встав со своего места.

Необходимо также соблюдать правильную позу в положении стоя. Всегда держи спину прямо, не сутулься.

Голова должна быть приподнята, плечи расправлены, живот втянут, масса тела должна быть распределена равномерно на две ноги.

При ходьбе держись прямо. Иди свободным, пружинистым шагом. Начинай движения от бедра, а не от колена. Если несёшь что-нибудь тяжёлое, распредели груз равномерно в обе руки. Когда это невозможно, неси его то в одной, то в другой руке.

Книги и школьные тетради лучше всего носить в специальных рюкзаках, надеваемых на оба плеча. Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Постель должна быть ровной и не очень мягкой.

Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь

именно мышцы поддерживают спину, плечи и голову. А они будут крепкими у того, кто занимается физкультурой.

Ребята, у которых осанка испорчена, могут её исправить.

Врачи выделяют три степени нарушения осанки.

При 1-й степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держать спину прямо.

При 2-й степени отклонения более устойчивы, связаны с нарушением мышечной системы. Чтобы их исправить, нужно заниматься лечебной физкультурой. Искривления 3-й степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. 

Серьёзной проблемой для многих людей является плоскостопие. Вы уже знаете, что в норме у человека стопа немного приподнята над поверхностью, она имеет сводчатую форму.

Свод работает как пружина, которая поддерживается крепкими суставными связками и смягчает толчки тела при ходьбе.

Когда человек долго стоит, переносит большие тяжести, постоянно носит неудобную обувь с узкими носами и высокими каблуками, связки растягиваются, что приводит к уплощению свода стопы и болям в ногах. Это заболевание называется плоскостопием, т. е. стопа становится плоской и не может уменьшать нагрузки.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуется ходьба босиком по неровной поверхности, например песку или гравию. Это способствует укреплению свода стопы. Также полезно выполнять упражнения для мышц стопы: ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол, баскетбол, волейбол и плавание. Исправляют плоскостопие также с помощью стелек-супинаторов. Они поддерживают внутреннюю зону стопы, что улучшает положение её костей.

Итог урока. Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательной системы, привлекательной внешности. Правильная осанка обеспечивает правильную работу внутренних органов человека. Неправильное положение тела при стоянии, сидении, недостаточное развитие мышц ведёт к искривлению позвоночника. Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются её своды.

 

Вместо точек подберите соответствующие слова или определения и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами.

Какие виды тканей изображены на рисунке? Каковы особенности их строения?

Заполните таблицу 3.

Таблица 3

Клетки тканей

Название клеток Тип ткани
Эритроцит Лейкоцит Остеоцит Миоцит Нейроцит Тромбоцит Хондроцит  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод, называют – …

2. Сустав – это …

3. Плотная, сросшаяся с костью оболочка, обеспечивающая питание и рост кости в толщину, называется …

4. Неподвижное соединение костей – это …

5. Утомление – это …

6. Привычное положение тела при состоянии или ходьбе называют – …

7. Мышцы, обладающие противоположным действием, называются – …

8. Активная часть двигательного аппарата человека -…

9. Искривление позвоночника – это …

10. Нахождение мышц в состоянии некоторого напряжения называется …

11. Пассивная часть двигательного аппарата человека – это …

12. Кости, которые расположены в тех отделах скелета, где совершаются движения с большим размахом относятся к …………..костям.

13. Осанка – это…

14. Позже других физических качеств развивается…. .

15. Когда у ребенка появляется возможность удерживать в вертикальном положении голову формируется ……………… кривизна.

 

6. Дети рождаются на свет почти с прямым позвоночником. С чем связано появление изгибов позвоночника? Установите соответствие:

1. Шейный изгиб позвоночника. 2. Грудной изгиб позвоночника. 3. Поясничный изгиб позвоночника. 4. Крестцовый отдел позвоночника. а) кифоз; б) лордоз; в) стояние и ходьба; г) способность ребенка сидеть; д) способность ребенка держать голову.

7. Установите соответствие:

1. Трубчатые длинные кости. 2. Трубчатые короткие кости. 3. Губчатые длинные кости. 4. Губчатые короткие кости. 5. Плоские кости. 6. Смешанные кости. а) плечевая; б) бедренная; в) малая берцовая; г) ребро; д) грудина; е) позвонок; ж) кости запястья; з) теменная; и) лопатка; к) основная; л) тазовая; м) лучевая

8. Каждой группе мышц, приведенной в левой колонке, подберите характерные особенности:

1. Гладкие мышцы. 2. Скелетные мышцы. 3. Сердечные мышцы. а) сокращаются ритмично, отвечая на импульсы, возникающие в самом органе; б) образуют стенки внутренних органов и кровеносных сосудов; в) многоядерные клетки, длиной до 10-12 см; их обычно называют мышечные волокна; г) миофибриллы имеют темные и светлые участки; д) сокращаются медленно, непроизвольно, мало утомляются; е) сокращаются быстро, произвольно, быстро утомляются; ж) мышечные волокна состоят из цепочки одно-двухядерных клеток, соседние волокна связаны между собой цитоплазматическими мостиками; з) клетки небольшие (20-500 мкм), одноядерные, веретеновидные, в цитоплазме расположены миофибриллы.

II. Плоскостопие.

Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечи­вающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 4).

Рис.4 Отпечатки нормальной (1, 2, 3)и плоской (4)стопы

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их крово­снабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение сто-пы влияет на положение таза и позвоночника,что ведет к наруше­нию осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, об­щая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, разви­вается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обыч­но быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.

1. Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.

Статическое плоскостопие вызывают: длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: «весь день на ногах», нарушения осанки (смещение центра тяжести), избыток веса.

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

  • на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

  • на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

  • под внутренней и наружной лодыжками;

  • между головками предплюсневых костей;

  • в мышцах голени из-за их перегрузки;

  • в коленном и тазобедренном суставах;

  • в бедре из-за перенапряжения мышц;

  • в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни – травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. Пятка в сочетании с ладьевидной и кубовидной костями, а также трубчатыми плюсневыми косточками напоминает арочный свод, выложенный искусным каменщиком. А теперь представьте, что на этот свод обрушилась бомба. Стоит ли говорить, как трудно потом восстановить первоначальную тонкую, кропотливую работу Создателя.

Следующий вид – врожденное плоскостопие. Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие – не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция – этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа – результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Своды стопы – продольный и поперечный

Боли в ногах и спине — это настолько распространенные симптомы, что многие не обращают на них внимание. Ничего удивительного в этом нет, ведь в последние 20 лет люди стали вести пассивный образ жизни, дети и взрослые много сидят на учебе и в офисах, а по вечерам перед компьютером и телевизоров, что обязательно нарушает работу опорно-двигательного аппарата.

Стопа — это одна из важнейших частей организма, на нее постоянно давят большие нагрузки, ведь большую часть жизни человек проводит на ногах. Неприятные ощущения могут возникать из-за усталости после рабочего дня или являться признаком серьезной патологии, например нарушения свода стопы. В этом случае пациенту необходимо обратиться к врачу, пройти обследование и начать лечиться, такие меры помогут избежать серьезных осложнений в дальнейшем.

Что это

Стопа человека устроена специальным образом, она не только позволяет удобно и безболезненно перемещаться на двух ногах, но и играет роль амортизатора, оберегая позвоночник, коленные и тазобедренных суставы от различных травм. Оказывают такой эффект своды стопы. Их два: продольный и поперечный.

svody-stopy

Продольный свод создает подъем стопы, который можно почувствовать, если провести рукой по внутренней части подошвы от носка до пятки. Поперечный свод стопы заметить без специальных знаний трудно, но если взять ступню в руку и сжать, то сверху образуется выпуклость, которая и представляет собой поперечный свод.

Образуют своды стопы пятки, кости, мышцы, суставы и сухожилия, которые могут сдвигаться и раздвигаться, делая стопу упругой, что и позволяет играть роль амортизатора при передвижении. Обычно нагрузка распределяется равномерно между пяткой, первой и пятой плюсневой костью, но при нарушениях в сводах стопы, точки опоры смещаются, и ноги начинают болеть.

Заболевания

Причин, почему болят ноги при нагрузках и в спокойном состоянии, может быть много, и не обязательно причина проблемы — нарушение свода стопы. Точный диагноз может поставить только специалист, на основании рентгенографии, узи, и других исследований.

Следующий заболевания могут быть причиной боли:

  • Мозоль может стать причиной боли, если она имеет большие размеры или лопнула.
  • Плоскостопие, или уплощение свода стопы — это часто встречающееся заболевание, которое провоцирует хронические боли в ногах даже в покое.
  • Заболевания суставов, например артриты, артрозы, подагра. Эти болезни разрушают суставы, в таком случае хрящевая ткань нарушается и зарастает костной, нарушается двигательная активность стопы и появляются сильные боли.
  • Пяточная шпора — это деформация пяточной кости, при которой возникает нарост, травмирующий мягкие ткани и вызывающий боль и воспаление.
  • Диабетическая стопа возникает при сахарном диабете;
  • Вальгусная деформация, при этой болезни нарушаются функции сухожилий и связок.
  • Опухоли на своде стопы.
  • Проблемы с сосудами.

своды стопыКаждое заболевание имеет свои симптомы и последствия, а лечение назначает с учетом главной причины боли в ногах. К сожалению, во всех вышеперечисленных случаях обойтись одними обезболивающими не удастся, все болезни постепенно прогрессируют и вызывают осложнения, поэтому их нужно обязательно лечить под контролем ортопеда.

При нарушении сводов стопы возникает известное всем заболевание — плоскостопие, по-научному его называют уплощением свода стопы. При такой болезни стопа не становится полностью плоской, поэтому сразу обнаружить проблему незнающему человеку невозможно, поставить правильный диагноз может только врач ортопед.

Обратное плоскостопию заболевание — это сводчатая стопа, при котором своды стопы не уплощаются, а наоборот поднимаются. Такое заболевание сразу бросается в глаза и его легко диагностировать, оно причиняет множество неудобств пациенту, так же как и плоскостопие, и требует правильного лечения.

Симптомы

При плоскостопии возникают такие симптомы:

  • Обувь быстро изнашивается внутри, стирается стелька;
  • Ноги быстро устают;
  • Появляется боль после хождения и бега, беспокоят не только стопы, но и голени.
  • Судороги и жжение в ногах;
  • Тяжело носить обувь на каблуках;
  • Увеличивается размер обуви, узкую обувь становится неудобно носить, так как стопа постепенно расширяется.

При сводчатой стопе появляются следующие симптомы:

  • Боль при хождении и беге, которая может появляться периодически и проходить, со временем боль принимает постоянный характер;
  • Растяжение связок;
  • Нарушения подвижности;
  • Повышает подъем стопы, из-за чего возникают трудности с подбором обуви;
  • Появляются мозоли на мизинцах и около больших пальцев.

Важно отметить, что при деформации сводов не всегда возникают боли в стопах, в некоторых случаях проблема может долго себя не выдавать, но страдают коленные и тазобедренные суставы, могут появляться судороги в икроножных мышцах и тянущие боли в них. Со временем ситуация обычно ухудшается и боль проявляется при нагрузках.

Плоскостопие

stepeni-ploskostopiyaПлоскостопие врач может определить по обычному осмотру на приеме. Квалифицированному ортопеду достаточно осмотреть своды стопы, чтобы увидеть их уплощение и назначать необходимое лечение. В некоторый случаях пациента направляют на рентгенографию для уточнения диагноза.

Важно отметить, что у всех детей до двух лет наблюдает плоскостопие, но оно является физиологичным. С возрастом ноги малыша меняются, а формирование свода стопы заканчивается в возрасте 5 лет. В это время необходимо обязательно показать ребенку ортопеду, и если присутствуют даже малейшие нарушения, нужно начать лечиться.

Причин возникновения плоскостопия у детей и взрослых множество, вот некоторые из них:

  • генетическая предрасположенность;
  • лишний вес;
  • неправильно подобранная обувь у детей, ношение каблуков у взрослых;
  • повышенные нагрузки на ноги, например, во время беременности или при стоячей работе;
  • неправильное обучение хождению младенцев, использование ходунков;
  • травмы;
  • паралич мышц после полиомиелита.

Заболевание может возникать в любом возрасте, если на ноги начинают воздействовать негативные факторы. Так, если человек меняет место работы и ему приходится много стоять на ногах, или набирает лишний вес, то вероятность возникновения плоскостопия сильно возрастает, даже если до этого ноги были полностью здоровы.

Важно отметить, что плоскостопие у взрослых — это хроническое заболевание, которое полностью вылечить невозможно. В детском возрасте избавиться от проблемы реально, если обнаружить ее на начальной стадии, так как организм маленького ребенка еще развивается и он достаточно пластичный.

Обычно и в детском и во взрослом возрасте назначают консервативное лечение, к хирургической операции прибегают в очень тяжелых случаях у взрослых. Терапия комплексная, она подразумевает использование специальных стелек и обуви, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию и различные оздоровительные процедуры.

Такое консервативное лечение помогает сформировать правильный свод стопы у детей и избавить его от проблемы на всю жизнь. Но если заболевание стало взрослым, то полностью вылечиться не получится, в этом случае врач назначает мероприятия, которые помогут улучшить состояние пациента и снять боль.

Сводчатая стопа

Точная причина возникновения заболевания не известна, но оно может являться последствие следующих болезней:

В некоторых случаях причина заболевание остается не выясненной.

polaya-stopaДиагностировать заболевание, так же как и при плоскостопии, может опытный ортопед при осмотре, так как изменения обычно очень выражены. Подтвердить диагноз помогает рентгенография. Также врач опрашивает пациента, были ли у него в анамнезе заболевания, провоцирующие сводчатую стопу, и если есть какие-либо подозрения, врач может отправить человека на прием к неврологу, а также может назначить сделать КТ, МРТ или другие исследования для выявления истинной причины патологии.

Начальные стадии заболевания лечат консервативным методом, врач назначает пациенту физиопроцедуры, лечебную гимнастику, массаж. Если человека беспокоят сильные боли, могут быть рекомендованы нестероидные противовоспалительные средства и другие обезболивающие препараты.

Если стопа сильно деформирована, то пациенту показано хирургическое лечение, после которого проводится реабилитация с физиопроцедурами, ЛФК, массажем, приемом антибиотиков и обезболивающих препаратов. Полностью вылечить заболевание возможно только хирургическим путем, консервативные методы помогают приостановить разрушение стопы, и уменьшить симптомы болезни.

ЛФК

Важную роль при лечении сводов стопы, особенно у детей, играет ЛФК. Лечебная физкультура, которая проводится каждый день, позволяет улучшить кровообращение в тканях ног и укрепить мышцы, специальные упражнения помогают сформировать правильный свод и вылечить заболевание.

gimnastika-pri-ploskostopiiУ взрослых лечебная физкультура исправить свод не сможет, но уменьшить симптомы заболевания поможет, так как мышцы и связки станут крепче, амортизация улучшится и болевые ощущения пропадут, кроме того, стопа перестанет деформироваться дальше и заболевание не усугубится.

Лучше всего первые тренировки проводить под присмотром врача, который подберет комплекс необходимых упражнений в зависимости от состояния пациента. При лечении плоскостопия у детей и взрослых очень важно не переусердствовать, чтобы еще сильнее не травмировать больные ноги.

Народные средства

Лечить плоскостопие или сводчатую стопу можно при помощи народных средств, но лучше всего их использовать в комплексной терапии, после консультации с врачом. Важно понимать, что народные средства — это не панацея от всех болезней, они могут помочь снять боль и улучшить кровообращение в ногах, но вылечить ребенка полностью при их помощи не представляется возможным.

Рецепты

  • Солевая ванночка. Необходимо наполнить таз теплой водой, температура ее не должна превышать 38 градусов. В ней растворить 3-4 ложки натуральной морской соли и поместить в ванночку ноги на 15-20 минут. Заканчиваться такая процедура должна легким массажем с питательным кремом, а повторять ее следует не чаще 3-4 раз в неделю.
  • Ванночка с ромашкой. Для такой процедуры нужно заварить 3 столовые ложки сухих цветков ромашки в кипятке и оставить настаивать под крышкой в течение часа. Затем необходимо процедить отвар и вылить в тазик с теплой водой. Длительность процедуры составляет 15 минут. При использовании такого метода у ребенка, нужно удостовериться, что нет аллергии на травы.
  • При сильных болях у взрослых облегчить состояние поможет компресс с йодом, аспирином и лимонным соком. Нужно смешать столовую ложку лимонного сока и столько же йода и добавить в жидкость растолченную таблетку аспирина. Полученную массу нанести на больную стопу, а сверху зафиксировать пищевой пленкой и надеть шерстяные носки. Держать компресс нужно всю ночь, а на утро смыть остатки средства и вытереть стопу насухо. Повторяют процедуру не больше 6 раз в месяц.

Избавиться от боли в домашних условиях поможет вечерний массаж. Для этого после трудного рабочего дня нужно вымыть ноги в теплой воде или сделать лечебную ванночку, затем провести сеанс самомассажа с питательным кремом. Начинают процедуру с поглаживаний от носка к пятке, после чего нужно начать разминать стопу по всему периметру, можно делать круговые движения и легкие пощипывания и надавливания. Важно отметить, что такая процедура не должна быть болезненной, иначе стоит сбавить напор. Также для облегчения состояния можно использовать роликовый массажер или скалку, для этого ноги ставят на нее и перекатывают от носка к пятке и обратно.

Профилактика

Своевременная профилактика у детей и взрослых помогает правильно сформировать ноги, и исключить возникновение неприятных симптомов. В первую очередь необходимо обратить внимание на образ жизни, нужно питаться правильно, пища должна быть вкусной, полезной и содержать достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов.

Для этого с самого детства нужно приучать ребенка есть маленькими порциями, не менее 5 раз в день, так как редкие приемы пищи чаще всего приводят к нарушению пищеварения, набору лишнего веса или наоборот, к истощению. Лучше всего готовить еду самостоятельно, из свежих и натуральных продуктов без красителей, консервантов и других вредных добавок.

Важно отметить, что назначать диету ребенку может только квалифицированные диетолог, при острой необходимости, во всех остальных случаях ограничивать детей в питании нельзя, так как неправильный рацион может привести к непоправимым нарушениям в развитии растущего организма. Но очень важно ограничить количество вредной пищи, например сладостей, копченостей, фаст фуда и прочей мало полезной еды. Это значит, что баловать ребенка можно и нужно, но во всем должна быть мера.

profilaktika-ploskostopiyaЕще одна профилактическая мера плоскостопия и других проблем со здоровьем — умеренные физические нагрузки. Для этого необходимо детям и взрослым каждое утро выполнять гимнастику, ребенка рекомендуется записать в спортивную секцию, где ему будет интересно, весело и полезно заниматься.

Предупредить деформацию свода стопы поможет правильно подобранная обувь. Детям необходимо покупать туфли и ботинки из натуральных материалов, обувь должна быть достаточно плотной, но мягкой и удобной, подобранной по размеру. На вырост покупать детям обувь нельзя, максимальный запас — 1 см, иначе можно спровоцировать деформацию сводов. По рекомендации врача может быть назначено ношение ортопедической обуви или стельки, пренебрегать такими рекомендациями не стоит.

Взрослым также стоит покупать натуральную и удобную обувь, для профилактики при работе на ногах нужно использовать ортопедические стельки. Женщинам не рекомендуется проводить весь день на каблуках, нужно обязательно переобуваться в течение дня, чтобы ноги отдыхали.

Осложнения

При своевременной диагностике и лечении осложнения при плоскостопии у детей возникают редкое, так как удается вовремя предотвратить деформацию ног и сформировать физиологически правильную стопу. У взрослых болезнь всегда осложняется болями, а если плоскостопие не лечить, оно перейдет в хроническую форму, в этом случае могут возникнуть следующие осложнения:

  • Постоянная боль, особенно во время активных нагрузок;
  • Нарушения позвоночника, может возникнуть сколиоз, остеохандроз, опухоли и др.
  • Другие заболевания стопы, например пяточная шпора, артрит, хронические мозоли и др.
  • Артрит и артроз тазобедренных и коленных суставов;
  • Постоянна хромота;
  • Косолапость;
  • Дистрофия мышц ноги и спины.

При отсутствии своевременного лечения ноги пациента быстро утомляются, становится невозможным носить модельную обувь и туфли на каблуках. Своевременное лечение помогает избавиться не только от внешних дефектов, но и вылечить хроническую усталость и боль в ногах.

Дата обновления: 28.09.2017, дата следующего обновления: 28.09.2020

Анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения

 

              По вертикали:

1 – Газ, являющийся наиболее важной составной частью воздуха для животных и человека.

2 – Полость между оболочками в грудной клетке, содержащая жидкость.

1        – Легочные пузырьки.

2        – Процесс поступления воздуха в организм.

3        – Дыхательная мышца.

4        – Ткань, которую представляет собой щитовидное образование гортани.

5        – Процесс, обеспечивающий обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом.

12 – Максимальное количество выдыхаемого воздуха после максимального вдоха: первые буквы слов.

По горизонтали:

3 – Ткань, которой выстлана слизистая оболочка носовой полости.

5 – Пассивный процесс, связанный с выбросом воздуха из легких.

6        – Контроль за работой органов дыхания со стороны нервной системы.

7        – Образования, на которые делится трахея.

8        – Полость, которая является  начальным отделом дыхательного пути.

13   – Инертный газ, составляющий основную часть атмосферного воздуха.

14   – Составной элемент воздуха.

15   – Органы дыхания.

16   – Движения реснитчатого эпителия, обеспечивающее очищение воздуха.

17   – Сосуд, через который осуществляется газообмен.

Практическая работа по теме: «Определение плоскостопия».

ТЕМА: «Определение наличия плоскостопия».

ЦЕЛЬ: Определение плоскостопия.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Лист бумаги, краски (или фломастер), карандаш, линейка.

ХОД РАБОТЫ: Испытуемый встает мокрыми босыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток экспериментатор обводит карандашом или закрашивает краской (фломастером).

Задания: 1. Соединить касательный след от плюсны со следом от пятки

(линия АК).

2. Определить середину линии АК, обозначить  буквой М.

3.Провести два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановить их в точке касания  А и в средней точке М. Точку пересечения МД со следом обозначить С.

 

1.      Измерить отрезки АВ и СД.

2.      Рассчитать по формуле показатель плоскостопия,

А                  В           П= L · 100%  ,  где  L – отрезок стопы СД;

                            P                      P – отрезок стопы АВ.

 

6. Сравните результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

М              Д                        ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Если полученное процентное

       С                     соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет       

                               правильную форму, плоскостопия нет.

 

 

1.      Решите биологические задачи:

а) Представьте, что шейные и поясничные позвонки у человека поменялись местами. К каким последствиям это могло бы привести? Какие проблемы возникли  бы у человека?

б) Замечено, что у человека в меньшей степени, чем у обезьян развиты кости лицевого черепа. Объясните причины этих различий.

в) Многие люди, к сожалению, неправильно сидят за рабочим столом. Это приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника. Однако степень выраженности этих нарушений у таких людей может быть различной: у одних деформация скелета более заметна, а у других – менее. Объясните возможные причины этих различий. Каким образом особенности организма, образ жизни, различные привычки, возраст, профессиональная деятельность могут повлиять на форму позвоночника людей, нарушающих правила посадки за столом?

г) Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

д) Двое людей поспорили, кто из них сможет дольше простоять на одном месте. От каких индивидуальных особенностей скелета могут зависеть победа или поражение в этом споре? Является ли допустимым самостоятельное проведение таких экспериментов? Почему вы так думаете?

2.      Вместо точек подберите соответствующие определения и запишите:

1/ Полное или частичное нарушение целостности кости называют .   .   .   .

2/ Болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод, называют .   .  

3/ Сустав – это .   .  .   .   .

4/ Плотная, сросшаяся с костью оболочка, обеспечивающая питание и рост кости в толщину, называется .   .   .   .

5/ Повреждение тканей и органов тела без нарушения целостности кожи называют .   .    .   .   .

6/ Неподвижное соединение костей – это .   .   .   .

7/ Утомление – это  .   .   .   .   .

8/ Стойкое смещение суставных костей, при котором головка одной кости выходит из суставной ямки другой, называют .   .   .   .

9/ Мышцы – синергисты – это .   .   .   .   .

10/ Привычное положение тела при стоянии или ходьбе называют .   .   .   .   .

11/ Искривление позвоночника – это .   .   .   .   .

12/ Пассивная часть двигательного аппарата человека – это .   .   .   .   .

13/ Активная часть двигательного аппарата человека – это .   .   .   .   .

14/ Мышцы, обладающие противоположным действием, называются .   .   .   .   .   .

Рост и развитие мышц после рождения.

Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают присущую им форму и структуру. В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с ростом костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особенно сухожилий, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям. Рост в толщину в небольшой степени происходит за счет образования новых волокон из находящихся в мышцах остатков первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра волокон. У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В последующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20-22% веса всего тела, т.е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого человека, мускулатура которого чаще всего составляет 35-45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более интенсивным, чем увеличение общего веса тела.

Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем весь организм в целом. Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни, под влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более интенсивным, и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к8 годам -27%. Особенно интенсивно мышцы растут в период от 14-15 до 17-18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем 30% веса тела, а в 18 -20 лет -40%.

Уже в первые дни жизни ребёнок проявляет большую двигательную активность. В основном это беспорядочные движения конечностей.

 

 

В основном, это беспорядочные движения конечностей при положение на животе ребёнок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложится на спину. Если держать его в вертикальном положении, голова наклоняется вперёд, так как её центр тяжести находится впереди точки опоры, т.е. места сочленение черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

На втором месяце жизни ребёнок поворачивает голову в сторону света и несколько позднее в сторону звука. В  положении на животе он поднимает голову, а концу второго месяца, опираясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трёхмесячный ребёнок начинает поворачиваться со спины на живот. Движения его рук становятся всё более разнообразными. В возрасте 4-5 месяцев они начинают хорошо контролировать зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает ползать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго  года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппарате:

во-первых, резко повышается тонус и сократительная способность мышц- разгибателей; во-вторых, появляются изгибы позвоночника, которые способствуют сохранению равновесия, оказывают пружинящее влияние при ходьбе, беге, прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положения тела. 

У ребенка координация мышц устанавливается не сразу. Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь постепенно, к 3-4 годам, координация движений становится настолько точной, что ребенок легко и бегает, сохраняя равновесие без помощи руки и не расставляя ступней.

В возрасте 4-5 лет ребенок может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения. Новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом. Но именно в этом возрасте становятся доступны самые разнообразные и сложные движения. Движение мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу 1-го и началу 2-го года жизни. Так, ребенок может схватывать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но и большим и указательным пальцами. К 3-5 годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движения пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами.

Можно считать, что свойственная взрослому человеку координация движений различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту.

 

 

Что же касается действительного овладения  многими двигательными навыками, то оно зависит от индивидуальных особенностей организма, а в еще большей степени от соответствующей тренировки.

У детей дошкольного возраста, несмотря на их большую подвижность, работа мышц если и бывает напряженной, то лишь на короткое время. Иными словами, мышцы тренируются в очень умеренной степени. Этим можно объяснить относительно медленный рост и малую силу мышц у детей дошкольного возраста.

Даже у 6 летних на долю мышц приходится всего лишь около 22%  общего веса тела.

Интенсивный рост мышц и значительное увеличение их силы наблюдаются после 6 лет. К 8 годам жизни мышцы составляют уже коло 27%  веса тела. Это тоже объясняется повышенной активностью мышц, их естественной тренировкой.

Выносливость двигательного аппарата увеличивается очень медленно и постепенно в течение многих лет. Она продолжает повышаться с возрастом до 30- 40, а иногда и до 50-60 лет. Основное условие повышения с возрастом выносливости – соответствующая двигательная тренировка.

Дети дошкольного возраста, очень подвижны. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок, двигаясь, покрывает до 15-20 км, т. е. происходит естественная тренировка двигательного аппарата. Выносливость повышается только в старшем дошкольном возрасте.

Решите кроссворд по теме: «Опорно-двигательный аппарат»

              При верном заполнении кроссворда вы получите название функции опорно-двигательной системы.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

12. Вместо точек напишите соответствующие слова или определения.

а) Полное или частичное нарушение целостности кости называют перелом

б) Изменения стопы, при которых уплощается ее свод, называют плоскостопие

в) Сустав – это подвижные соединение костей

г) Плотную, сросшуюся с костью оболочку, обеспечивающую питание и рост кости в толщину, называют надкостницей

1. Закончите недописанные фразы, выбрав из приведенных вариантов верный:

1) К плоским костям скелета относят … а) кости предплечья; б) кости таза; в) фаланги пальцев.

2) Сочленение тазобедренного сустава … а) цилиндрическое; б) шаровое; в) эллиптическое.

3) Кости голени относят к … костям. а) трубчатым; б) плоским; в) смешанным.

Кости черепа у новорожденного ребенка соединены а) подвижно; б) неподвижно; в) полуподвижно

 

При вывихе до прихода врача необходимо

а) самому выправить вывих

б) обеспечить покой суставу, зафиксировав его

в) приложить теплую грелку

г) попытаться восстановить движение в суставе

 

Мышечное волокно сокращается за счет

а) энергии биологического окисления органических веществ

б) энергии распада и окисления минеральных веществ

в) тепла, образующегося в теле

г) энергии нервных импульсов

 

15.У человека подвернулась нога. После травмы боль была не очень сильной, но затем стала нарастать. Появилась отечность, но движения в суставе были возможны. Определите вид травмы:

а) ушиб; б) перелом; в) растяжение связок сустава; г) вывих.

16.Надкостница покрывает:

а) всю без исключения поверхность кости б) только диафиз в) только эпифиз

 

17.Парными костями мозгового отдела черепа являются:

а) теменные, височные

б) теменные, височные, затылочные

в) теменные, височные, скуловые

 

18.Мышцами синергистами называются:

а) мышцы, прикрепляющиеся к разным костям

б) мышцы, производящие противоположное движение

в) мышцы, производящие движение в одном направлении

 

19.Особенностью мимических мышц является:

а) способность к быстрым сокращениям

б) прикрепление их одним концом к коже, а другим – к кости

в) прикрепление их двумя концами к кости

 

20.Гладкая мышечная ткань имеет следующие особенности:

а) действует непроизвольно, сокращается ритмично и медленно, способна к длительному сокращению, потребляет мало энергии и кислорода;

б) сокращается быстро, требует много энергии, не может работать в бескислородных условиях;

в) действует произвольно, потребляет мало энергии, может работать в бескислородных условиях.

21. Ответьте на следующие вопросы.

Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола. Физические возможности в подростковом возрасте ограничены. Почему?

 

21. Анатомия человека изучает:

а) строение органов; б) способы сохранения здоровья;

в) взаимосвязь организма с окружающей средой; г) функции организма.

 

22.Признаки, позволяющие отнести человека к типу хордовых:

а) волосяной покров;

б) осевой скелет у эмбриона;

в) вскармливание детенышей молоком;

г) органы центральной нервной системы заключены в череп.

 

23. Для животной клетки характерно:

а) автотрофное питание; б) гетеротрофное питание;

в) смешанное питание; г) нет правильного ответа.

 

24. Внутреннюю среду организма составляют:

а) тканевая жидкость и кровь; б) кровь и лимфа;

в) тканевая жидкость, кровь и лимфа; г) лимфа и тканевая жидкость.

 

Для соединительной ткани наиболее характерен следующий признак

а) имеет сильно развитое межклеточное вещество;

б) обладает высокой способностью к восстановлению;

в) клетки плотно прилегают друг к другу;

г) клетки расположены рыхло

 

Среди ниже перечисленных желез укажите ту, которую относят к железам внешней секреции?

а) гипофиз; б)печень; в)надпочечник; г) вилочковая железа

 

27. Укажите гормон, выделяемый щитовидной железой:

а) гормон роста; б)тироксин; в) адреналин; г) инсулин.

 

28. Назовите заболевание, связанное с недостаточностью инсулина:

а) карликовость: б) базедова болезнь; в) микседема; г)сахарный диабет.

 

29. Укажите НЕ правильный ответ. Нервную и гуморальную регуляцию функций объединяют в единую нейрогуморальную, потому что:

а) синтез и секреция гормонов контролируется нервной системой;

б) нервная система и эндокринные железы имеют одинаковое строение и происхождение;

в) гормоны действуют на нервную систему и изменяют уровень ее функционирования;

г) некоторые эндокринные заболевания развиваются при поражении нервной системы.

 

30. Роль соматической нервной системы:

а) иннервирует кожу и мышцы; б) управление органами чувств;

в) управление работой сердца, желудка; г) управление высшей нервной деятельностью.

 

31. От спинного мозга отходит следующее количество пар спинномозговых нервов:

а) 8; б) 12; в)31;г) 36.

32. Железа внутренней секреции гипофиз расположен в отделе головного мозга:

а)переднем; б) промежуточном; в) среднем; г) заднем

33. Тела вставочных нейронов спинного мозга находятся:

а) в передних рогах спинного мозга; б) в спинномозговых узлах спинного мозга;

в) между передними и задними рогами; г) в задних рогах спинного мозга.

 

34. Учащение сердцебиения, сужение сосудов вызывает воздействие нервов:

а) спинномозговые; б) черепно-мозговые; в) симпатические; г) парасимпатические.

 

35. Блуждающий нерв относится к отделам нервной системы:

а) центральной; б) соматической; в) симпатической; г) парасимпатической.

Нервная клетка, состоящая из тела и отростков, называется нейрон

Информация в нервной системе передается от одной клетки к другой при участии особых веществ медиаторов

Секрецию гипофиза регулирует гипоталамус

Ответная реакция организма на действие внешнего или внутреннего раздражителя при участии нервной системы называется рефлекс

Гормон поджелудочной железы инсулин,глюкагон,соматостатин

41.________________________________ Физиология человека изучает:

а) строение органов

б) внешнее строение человека

в) функции органов и систем органов

42. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него имеется:

а) нервная система

б) наличие матки – органа, где происходит развитие эмбриона

в)молочные железы

43. Животная клетка отличается от растительной наличием:

а)плотной клеточной стенки;

б)пластид и вакуолей с клеточным соком;

B) клеточного центра;

г) аппарата Голъджи

44. Не способны к делению клетки ткани (ей):

а) костной б) мышечной и хрящевой в) нервной и мышечной

Для эпителиальной ткани характерно

а) имеет сильно развитое межклеточное вещество

б) клетки плотно прилипают друг к другу

в) проводимость

г) обладают высокой степенью и восстановлением

46. Гормоны, вырабатывающиеся в железах внутренней секреции попадают в:

а) кишечник б) кровяное русло в) поверхность кожи

47. Всеми гормональными процессами управляет железа:

а) щитовидная железа б) гипофиз

в) паращитовидная г) надпочечники

48. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей

в) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом

49. Назовите отдел головного мозга, нервные клетки которого выделяют биологически активные вещества, осуществляя тем самым гуморальную регуляцию:

а) кора больших полушарий б) промежуточный мозг

в) средний мозг г) мозжечок

50.В продолговатом мозге расположен центр следующего рефлекса:

а) чихания б) мочеиспускания

в) дефекации г) коленного

51. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник

а) три б) пять в) две

52. Центральная роль в сохранении гормонального равновесия в организме принадлежит:

а) таламусу б)мозжечку в) гипоталамусу г) продолговатому мозгу

53. Тела двигательных нейронов находятся:

а) в передних рогах спинного мозга б) в боковых рогах спинного мозга

в) в сером веществе спинного мозга г) задних рогах спинного мозга

 

54. Серое вещество мозга состоит:

а) тел нервных клеток, дендритов; б)скопления аксонов: в) нервных волокон: г) пигмента

Поддержание гомеостаза осуществляется системой органов

а) вегетативной нервной системой б) центральной нервной системой

в) соматической нервной системой г) пищеварительная систем

Скопление нервных волокон, покрытое сверху соединительнотканной оболочкой называют нерв

573Временное объединение органов, систем органов для достижения полезного организму результата___________________________


⇐ Предыдущая12