Упражнения на осанку для школьников – Методическая разработка (физкультура, 4 класс) по теме: Методическое пособие к программе дополнительного образования “Профилактика нарушений осанки и плоскостопия” для детей младшего школьного возраста.

Содержание

Материал по теме: Упражнения для осанки

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.

  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
  3. И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  4. И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  5. И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
  6. И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
  7. И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.
  8. И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
  9. И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).
  10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  11. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать “ножницы”, поочередно меняя положения рук, 4–6 раз, за головой.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. “Малыши растут”

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5–6 раз).

  1. “Малыши тянутся”

И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

  1. “Малыши ловят пяточку”

И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3–5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4–6 раз).

  1. “Силачи”

И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4–5 раз).

  1. “Машут наши ручки”

И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

  1. “Колечко”

И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).

  1. “Березка”

И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.

  1. “Ладошки встретились”

И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.

  1. “Складочка”

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.

  1. “Треугольники”

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

Упражнения лежа на спине

  1. И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз)
  2. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5–6 раз).
  3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз). Положения рук чередовать.
  4. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).
  5. И.п. – лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5–6 раз).
  6. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу. Поочередно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол (4–8 раз).
  7. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх.
  8. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).
  9. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).
  10. И.п. – лежа на спине, руки вверх. Отрывая плечи от пола, поднять навстречу друг другу правую руку и левую ногу, рукой достать колено. Повторить с другой руки и ноги (4–6 раз).
  11. И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены. Оторвать плечи от пола, вернуться в и.п. (8–10 раз).

Упражнения из исходного положения лежа на животе

  1. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6–8 раз).
  2. И.п. – лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5–7 раз).
  3. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6–8 раз).
  4. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4–6 раз).
  5. И.п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – “корзиночка”, покачаться (1–2 раза).
  6. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  7. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).
  8. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища (6–8 раз).
  9. И.п. – лежа на животе, руки за головой. Поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает напарник (6–8 раз).

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников. 

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь “предупреждая”: “Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!” Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу”Что ты сегодня получил?” Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка “Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!”, похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то …”
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  16. Учтите, что даже “совсем большие дети” (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Советы матерям. [2]

  1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  2. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  3. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  4. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  5. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
  6. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  7. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
  8. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Советы родителям. [3]

Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.

Познавательные способности и навыки: 

  1. Владение большим объёмом информации.
  2. Богатый словарный запас.
  3. Перенос усвоенного на новый материал.
  4. Установление причинно – следственных связей.
  5. Умение делать выводы.
  6. Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  7. Участие в решении сложных проблем.
  8. Организация информации.
  9. Умение улавливать сложные идеи.
  10. Умение наблюдать тонкие различия.
  11. Чувствительность к противоречиям.
  12. Использование альтернативных путей поиска информации.
  13. Анализ ситуации.
  14. Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  15. Умение предвидеть последствия.
  16. Умение рассуждать.
  17. Построение гипотез.
  18. Применение идей на практике.
  19. Способность к преобразованиям.
  20. Критичность в мышлении.
  21. Высокая любознательность.

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество “галочек”. Это и будет показателем его развития. Чем больше “галочек “, тем более развит ребёнок.

Как выходить из конфликтов?

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

  1. Сосчитать до десяти, чтобы “остыть”.
  2. Сказать “перестань, пожалуйста”.
  3. Постараться обсудить проблему.
  4. Извиниться.
  5. Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.
  6. Уйти, не вступая в споры.
  7. Поиграть в другую игру.
  8. Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы “подняться над ситуацией” и воспринять её менее эмоционально.

Умейте хранить чужие секреты. 

  1. Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида.
  2. Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором.
  3. Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.

Оздоровительная минутка. ” Упражнения животных”. 

  1. “Жираф” – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
  2. “Осьминог” – круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
  3. “Птица” – руки поднять (как крылья), круговые движения назад – вперёд.
  4. “Обезьяна” – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево.
  5. “Лошадь” – поднятие ног по очереди, сгибая в калениях.
  6. “Аист” – подняться на носки, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
  7. “Кошка” – подтягиваем всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.

Оздоровительная минутка. “Сотвори солнце в себе”.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем – всем (руки в стороны перед собой).

Законы, нормы и правила школьной жизни). [2] (для учащихся)

  1. Брать от школы только хорошее.
  2. Быть всегда открытым для счастья и доброты.
  3. Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
  4. Учись дружить и будь в дружбе верным.
  5. Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.
  6. Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди.
  7. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.
  8. Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия.
  9. Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.
  10. Старайся понимать красоту природы.
  11. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
  12. Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием.
  13. Не обижай людей подозрением и недоверием.
  14. Дорожи одиночеством. Одиночество – это время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.
  15. Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.

Консультация на тему: Комплекс упражнений для правильной осанки первоклассника

Малыш идет в первый класс, а это значит, резко уменьшится его двигательная активность, ребенок будет вынужден сидеть в школе, за уроками дома. В связи с этим возникает риск искривления позвоночника и нарушения осанки, как следствие общее ухудшение здоровья.

Как определить правильную осанку

Важно не допустить нарушений осанки у ребенка, для этого нужно внимательно наблюдать за его фигурой.                    

Признаки правильной осанки:

1. Попросите ребенка стать ровно и устойчиво, опустить руки. Плечи в таком положении должны находиться на одном уровне, лопатки одинаковы, соски на одной линии, параллельной полу.

2. Талия находится на одном уровне с обоих боков – углы, которые образует просвет между телом и руками в области талии визуально одинаковы.

3. При наклоне вперед грудная клетка симметрична линии поясницы

4. Если посмотреть в профиль, видны изгибы позвоночника, особенно явно – в области поясницы.

 5. Живот слегка выпуклый.

 6. Выпуклая линия позвоночника расположена по центру спины и не отклоняется в сторону.

Формирование правильной осанки у школьников

1. Правильно выбирайте школьный портфель – со множеством отделений для равномерного распределения тяжести, с достаточно твердой, но не жесткой спинкой, не шире плеч ребенка, а высотой – не более 30 см. Собранный рюкзак не должен превышать 10% веса малыша. Не позволяйте вашему ребенку носить портфель на одном плече, иначе нарушения осанки ему не избежать!

2. Стол для работы желательно ставить у окна, чтобы свет падал слева. Стол и стул должны быть по возрасту – ноги стоят под прямым углом, расстояние от глаз до тетради, книги – 30-35 см. Школьник не должен опираться грудью на стол.

3. Почаще проверяйте зрение у окулиста – развивающаяся близорукость так же может влиять на осанку – малыш наклоняется к учебникам и тетрадям, чтобы увидеть написанное – и сгибает спину.

4. Продолжительность занятий так же стоит контролировать. 45 минут работы – минимум 15 минут перерыв. Лучше, если ребенок будет выполнять в это время физические упражнения. Важно в течение дня выделить время для прогулок на свежем воздухе и активных, подвижных игр.

Упражнения для правильной осанки детей

Целый комплекс упражнений для осанки стоит выполнять за час до еды или спустя час после. Их можно повторять 2-3 раза в день. Нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать число повторов (до 10-12) и подходов (до 5).

1. «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч. Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в разные стороны.

2. «Мельница»: одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.

3. «Дровосек»: поставить ноги на ширину плеч, в руки взять палочку – ребенок делает широкий замах назад и наклон вперед.

4. «Рыбка»: ребенок лежит на животе, руки вытянуты вместе вперед, ноги сзади вместе. Нужно поднять руки и грудь, затем вернуться в исходное положение, поднять ноги, вернуться в исходное положение, а потом покачаться с поднятыми руками и ногами на животе.

5. «Коромысло»: ребенок должен пронести гимнастическую палку с двумя ведерками воды, ничего не разлив.

6. «Ласточка». Это упражнение полезно для того, чтобы укрепить позвоночник и потренировать вестибулярный аппарат. Нужно поставить ноги вместе и опустить руки. Затем отводим правую ногу назад, руки раскидываем в сторону и стоим так 30 секунд. Повторяем упражнение с левой ногой.

7. «Велосипед». Известное упражнение для укрепления брюшного пресса и формирования правильной осанки у детей. Ребенок ложится на спину и вращает ногами в воздухе, как будто крутит педали велосипеда. А затем в перерывах можно раздвигать и сдвигать ноги, повторяя движения лезвий ножниц.

ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Комплекс упражнений для правильной осанки первоклассника

Составитель:

инструктор ФК

Колмаков А.А.

 

Катайск 2018г.

Правильная осанка для школьников: что нужно знать

Правильная осанка школьника — предмет опасений родителей и врачей. Что такое осанка и как искривление влияет на здоровье школьников — будет разобрано в статье.

Осанка формируется на протяжении роста и развития ребенка, начиная с раннего возраста. Школьник с правильной осанкой не должен иметь отклонений, предписанных анатомическими стандартами. Людей с правильно посаженной осанкой, видно издалека. Голову они держат всегда прямо, походка у них легкая, спина не сутулая.

Правильная осанка

Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушения осанки предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями, травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижной жизни. Школьники на уроках сидят за партой, дома — учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление. От неподвижности снижается восприятие учебной программы.

Часто нарушение осанки у школьников вызвано тем, что длительное сидение за столом вызывает застойные явления кровообращения. Утомляются мышцы спины, позвоночник, шея, ноги. О признаках усталости говорят опущенные плечи и голова, ерзание по стулу. Все эти факторы пагубно влияют на правильное формирование осанки школьника. В раннем возрасте ребенок имеет возможность активно двигаться, с приходом в школу ему приходится больше сидеть.

Правильная осанкаМалышу нужно объяснять о важности правильно принимать позицию за партой. Во время выполнения письменных работ плечи должны быть расправлены, находиться на одном уровне, а голова следка наклонена. Школьник должен уметь отдыхать за партой в те моменты, когда учитель объясняет урок. В это время можно расслабиться и крепко опереться о спинку стула. Соблюдая важные принцы, проблем с выправкой можно избежать.

Как появляется искривление осанки

Перечень основных причин, которые приводят к нарушениям осанки:

  • перенесенные ранее травмы или болезни;
  • пренебрежение активным образом жизни;
  • недостаточная отдача на уроках физкультуры;
  • несоответствие стандартов рабочего стола по отношению к росту школьника;
  • переутомление от длительного сидения;
  • неправильное положение за письменным столом;
  • недостаточное освещение рабочего места;
  • проблемы со зрением.

Для того чтобы избежать проявление проблемы с осанкой необходимо по возможности исключить факторы ее искажения.

Как определить нарушение

При неправильной осанке в теле возникают: неестественная сутулость, асимметрия расположения плеч, выпуклость живота. В медицине это явление характеризуется как искривление позвоночного столба, что являет собой сколиоз. Определить и выявить дефекты осанки в школьном возрасте поможет осмотр ребенка.

Осмотр врачаОбследование проводится в положении стоя. Пятки следует поставить вместе, носки развести под углом 45 градусов. При обнаружении нарушений, отходящих от норм анатомической симметричности, рекомендуется исследование спины рентгеном. Это необходимо сделать с целью обнаружения патологий позвоночника.

Визуально заметные признаки в состоянии усугубиться заболеваниями, которые могут возникнуть вследствие изменений, вызванных осанкой. Систематическое нахождение ребенка за партой в неправильной позе дополняется вторичными, более серьезными признаками. К примеру, одна нога может быть короче другой.

Сколиотическое нарушение осанки

Изгибы позвоночника человека формируются с раннего возраста. Любые нарушения проявляются вследствие воздействия на спину ряда неблагоприятных факторов. Вовремя не заметив проблемы, с годами школьник будет приобретать дополнительные искривления. В итоге во взрослой жизни это скажется на здоровье. При сколиозе позвоночник искривляется в одну сторону, чаще вправо.

Если с врожденным сколиозом все ясно, так как он может быть следствием генной предрасположенности. С приобретенным заболеванием дела могут обстоять хуже. Порой родители не обращают внимания на проблему долгие годы. Когда нарушение удается заметить вовремя, благодаря корректирующим упражнениям и контролю специалистов ситуацию легко восстановить.

Упражнения для осанки школьникам

УпражненияНесложные упражнения проводятся в виде разминки для снятия усталости и нагрузки с позвоночника. Воздействуя с помощью физических комплексов на формирование правильной осанки у школьников, можно добиться заметных результатов. Выполнять упражнения рекомендуется вместе с родителями или самостоятельно. Комплекс проходит таким образом:

  1. Стоя с прижатыми ягодицами к стене, стоит сомкнуть вместе пятки, а после развести руки в стороны на уровне плеч. Ладошками вперед имитировать скольжение руками по стене.
  2. Для правильной осанки ребенку достаточно постоять ровно у стены. Поднять руки вверх, напрячь спину. Посчитать от 1 до 10. Расслабиться, опустить вниз руки.
  3. Упражнение в положении лежа на животе. Для этого необходимо вытянуть вдоль тела ноги и руки. Опираясь на живот и грудную клетку, одновременно поднять руки и ноги. Хороших результатов можно добиться, если задерживать положение поднятых рук и ног по несколько секунд. Вернувшись в исходное положение, упражнение повторить.
  4. Лежа на спине имитировать езду на велосипеде. Ноги должны находиться под углом 45 градусов. Делать манипуляцию с минутными перерывами в 10 подходов.

Более сложные физические упражнения для исправления осанки лучше выполнять только под присмотром специалистов, тренера или врача.

Профилактика нарушений осанки

Отличной профилактикой станет самоконтроль за положением спины в положении стоя и сидя. Спина всегда должна оставаться прямой. При длительном сидении необходимо делать перерыв, можно облокотиться на спинку стула или встать походить. При необходимости следует откорректировать высоту стола соизмеримо росту ребенка.

В положении стоя лучше распределять нагрузку, опираясь поочередно то на одну, то на другую ногу. Вместо длительного нахождения на одном месте, полезно пройтись взад-вперед. Для того чтобы поднять сумку или упавший на пол предмет необязательно наклонять спину, достаточно присесть, согнув колени.

Правильная осанка сидяСидя за партой или на стуле нужно, чтобы спина ребенка плотно прилегала к спинке. За уроками сидеть прямо, не наклоняя вперед спину и голову. Стопы ног при этом должны стоять на полу. В противном случае под стол нужно поместить подставку для ног или отрегулировать рабочее место.

Не стоит недооценивать вред, наносимый сумкой через плечо. Ношение таких аксессуаров вместо заплечных рюкзаков напрямую грозит искривлением позвоночника. Объясняя ребенку, насколько правильная осанка важна для школьников, рекомендуется давать чаще им рекомендации.

Методические рекомендации для улучшения осанки

Для правильной осанки ребенку школьного возраста нелишним будет соблюдать следующие правила и выполнять несложные рекомендации:

  • должно быть правильно организованное спальное место, наличие ортопедического матраса и удобной подушки;
  • не стоит забывать о ношении обуви в соответствии размера ноги;
  • отсутствие физических нагрузок, подвижных игр, разминок — также большой плюс;
  • недопустимо стоять или сидеть на одной ноге;
  • пагубно влияет ношение тяжестей, не стоит наполнять портфель лишними книгами.

Дабы выработать правильную осанку, нужно следовать рекомендациям и пользоваться существующими методиками, которые были разработаны для ее улучшения.

Смотрите также:

Методическая разработка по теме: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Комплекс упражнений

 на формирование правильной осанки

 


1 – стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками производят покачивание туловищем из стороны в сторону;
2 – из исходного положения, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, скользящим движением вдоль туловища одну руку поднимают к плечу (при этом она постепенно сгибается) и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем то же в другую сторону;
3 — из исходного положения, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены, одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводят назад опушенную руку, повторяют несколько раз, меняя положение рук
4 — из исходного положения стоя ноги на ширине плеч одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другую руку заводят за спину. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и наклоняясь то в одну, то в другую сторону;
5 — стоя боком, противоположным искривленному, к шведской стенке и держась вытянутыми руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, производят усиленный наклон в сторону, противоположную сколиозу;
6 — из исходного положения, стоя на коленях, руки на поясе одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону, затем, меняя положение рук, наклоняются в другую сторону;
7 — из исходного положения, лежа на животе, разводят руки в стороны и одновременно прогибаются;
8 — из исходного положения, лежа на животе руки в стороны приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног;
9 — лежа на животе, вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, оттягиваясь назад, и возвращаются в исходное положение;
10 — из исходного положения, стоя на четвереньках, поднимают руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног;
// — из исходного положения, сидя, подогнув под себя ноги, поднимают вверх руку, оттягиваясь назад и одновременно выдвигая назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног;
12 — из исходного положения, стоя на четвереньках, поворачивают туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз в одну и другую сторону;
13—14 (1-й и 2-й моменты) — стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед руки, затем подтягивают их к коленям;
15 — асимметричный вис на шведской стенке — одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута;
16 — ползание на коленях, одновременно вытягивая вперед обе руки;
17 — ползают на коленях, вытягивая поочередно то правую, то левую руку и подтягивая одноименную ногу;
18 — сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть, наклонена в сторону искривления позвоночника, одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) на затылке;
19— сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть, наклонена в сторону искривления позвоночника, производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению;
20 — (заключительное упражнение). Лежа на спине, вытягивают руки вдоль туловища. 

Упражнения для осанки школьника (рекомендации ортопеда)

В статье вы найдёте комплекс упражнений для осанки школьника, рекомендованные ортопедом. Смотрите видео нашего разговора с руководителем ортопедического центра НИИТО, Садовой Татьяной Никифоровной.

Школьные нагрузки становятся всё больше. Зрение, позвоночник и нервная система подвергаются перегрузкам во время школьной рутины. При этом ответственность за здоровье ребёнка целиком ложится на плечи родителей. Что можно сделать, чтобы помочь малышу остаться здоровым на все школьные годы?

Детский спортивный комплекс для здоровья школьника

Хорошо, если дома рядом с партой есть детский спортивный комплекс. Если физкультминутку с набором упражнений самому делать сложно и неестественно, то повисеть на спортивном комплексе намного проще и веселее. Обычно востребованность спортивного комплекса резко возрастает, когда ребёнок идет в школу и начинает делать уроки. Дети с удовольствием занимаются на нём сами, видимо это требует их тело.

Некоторые дети обожают заниматься спортивными упражнениями с родителями. Стоит придумать комплекс упражнений, которые бы вы регулярно выполняли вместе с ребёнком. Этот комплекс временами стоит дополнять и пересматривать. В видеоролике ниже – некоторые идеи для вашего домашнего комплекса упражнений.
Мы сняли этот ролик с руководителем детского ортопедического центра клиники НИИТО, доктором медицинских наук Садовой Татьяной Никифоровной. Организовать съемки с таким важным и занятым человеком было непросто, но очень нам хотелось поделиться этой информацией.

Упражнения на спортивном уголке для школьника

  • Важно, чтобы ребёнок не сидел постоянно за уроками. Каждые 30-40 минут — физическая разгрузка (физкультминутка)
  • Важное и любимое упражнение — повисеть (на кольцах, тарзанке, турнике). Это отлично разгружает позвоночник.
  • Обязательное дополнение к спорткомплексу — мягкое покрытие, например гимнастический мат
  • Полазать по спортивной стенке (работают все группы мышц, ребёнок разгружается эмоционально)
  • Не стоит спрыгивать с большой высоты
  • Упражнение на пресс лёжа на спине с согнутыми ногами: руки за головой, поднимаем корпус несколько раз
  • Упражнение на укрепление мышц спины: ложимся на животик, поднимаем руки и ноги как птичка. Важно не запрокидывать голову, глазки смотрят в пол. Держим птичку 3-4 секунды, повторяем 3 раза.

Упражнение для школьника на укрепление мышц спины

  • Пожатие плечами: удивились и отпустили (несколько раз)
  • Плаванье (гребковые движения руками)
  • Круговые движения плечами (это упражнение также рекомендуется после каждого урока в школе)
  • Поднятие — опускание рук в стороны
  • Используйте эластичный бинт как детский эспандер

Что должно быть ортопедическим?

С заботой о здоровье, стоит выбирать покупки для школьника. При этом не стоит переплачивать за ненужные функции. Например, туфли для мальчиков необязательно должны быть ортопедическими. Ортопедическая обувь часто бывает тяжёлой и неудобной. А вот лёгкие мягкие и модные туфли на пружинящей подошве станут любимыми на долгое время. Любимую обувь ребёнок будет бережно хранить и не потеряет среди школьного беспорядка.

Если туфли для мальчиков могут быть обычными, то школьный стол и стул лучше выбирать ортопедический. Регулировка по росту ребёнка, угол наклона столешницы обеспечат правильное положение за столом. Такие парты сохраняют зрение и осанку во время длительного выполнения домашних заданий.

Ортопедическая мебель для здоровья школьника

Школьный ранец может быть ортопедическим. Но важнее, чтобы он был прочным и лёгким. Учитывая тяжесть учебников и количество уроков у современных школьников, вес ранца имеет первостепенное значение.

Советы ортопеда родителям

  • Не перегружайте ребёнка дополнительными занятиями и кружками
  • Ежегодно проверяйте осанку ребёнка у ортопеда
  • Постарайтесь, чтобы ребёнок посещал какую-либо спортивную секцию
  • Лучшая секция для здоровья спины — плавание
  • Если есть сомнения по поводу правильности подбора секции — обратитесь за советом к врачу-ортопеду.

Будьте здоровы!

Вас также может заинтересовать

Комплекс физических упражнений для коррекции осанки.

Комплекс физических упражнений для коррекции осанки.

Составитель:Титарева Евгения Владимировна.

Коррекция осанки.
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.

http://en.coolreferat.com/dopb218967.zip


 Правильная осанка.
Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Голову и туловище ребенок держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые

Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы.

http://en.coolreferat.com/dopb218967.zip


http://en.coolreferat.com/dopb218967.zip




http://en.coolreferat.com/dopb218968.ziphttp://en.coolreferat.com/dopb218969.zip
          

http://en.coolreferat.com/dopb218970.zip


http://en.coolreferat.com/dopb218971.zip


Типичные нарушения осанки.
1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
2. Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены вперед, живот выпячен.
3. Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.
4. Сколиоз. Боковое искривление позвоночника. Асимметрия плечевого пояса

http://en.coolreferat.com/dopb218972.zip
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, в которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника.
У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп.
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.

При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой – специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.

№ пп

Упражнения

Коррекционная направленность

 1.

«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника

Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета,  координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость

2.

«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс – прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой

Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений

3.

«Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, – перекат назад и воз-
вращение в исходное положение без помощи рук

Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве

4.

«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) – наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук

Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве

5.

«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед – медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах,  запрокинув назад голову

Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление
силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость
к вестибулярному раздражению

6.

«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину – поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке»

Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины
и живота

7.

«Пловец». Из положения лежа на груди – движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола

Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных
и временных характеристик движения

8.

«Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед – медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отдела позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы

Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища

9.

«Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову – сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их  до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение

Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная
ориентация, регулирование амплитуды движения

10.

«Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения – имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением

Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений,
дифференцировка темпа движений

11.

«Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча – отведение левой ноги вверх. То же – на левом боку с отведением правой ноги

Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация
движений

12.

«Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны – поднять ноги на 900 и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять
вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола

Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация
движений, ориентация в пространстве, волевое усилие

Воспитание правильной осанки у школьников на уроках физической культуры

Воспитание правильной осанки у школьников на уроке физической культуры.

Введение

В нестабильных экономических, социальных, экологических условиях, человек стоит перед выбором самосовершенствования или «прозябания».

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовольствие от своей работы, стремиться к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой молодости проявляется, прежде всего во взаимосвязи в физических и психических сил организма. Гармония этих сил повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя душе и телу лениться.

Хотелось бы, чтобы традиции системы физического воспитания и лечебной физкультуры, которые строились на принципах активной сознательности, сохранились и сегодня. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной методики и построения урока физической культуры в школе.

Неотъемлемой составной частью физического воспитания является воспитание правильной осанки человека. От умения правильно держать своё тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудестой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанки создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.

Считаю актуальной выбранную тему сегодня.

Рассмотреть закономерности физического воспитания и физиологических основ двигательной деятельности организма, лежащих в их основе, помогает избежать ошибок в методике, в подборе и дозировании физических упражнений с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.

Также, хочется в методической разработке через конкретную тему, воспитание осанки, подойти к общей теме воспитания у детей понятия «здорового образа жизни».

Характеристика правильной осанки.

Нормальная осанка характеризуется вертикальным направлением туловища и головы, разогнутым в тазобедренных суставах и полностью выпрямленными в коленных суставах нижними конечностями, «развернутой» грудной клеткой, слегка отведенными назад плечами, плотно прилегающими к грудной клетке лопатками и подобранным животом.

У человека правильного телосложения в обычной непринужденной стойке с сомкнутыми пятками и разведенными носками, линия тяжести или вертикальная ось тела, начинается с середины темени, проходит отвесно вниз, пересекая условные линии, соединяющие наружные слуховые проходы, углы нижней челюсти и тазобедренные суставы, и оканчивается впереди голеностопных суставов посередине между стопами. Голова, туловище направлены почти вертикально вверх, а ноги слегка отклонены назад.

Организму подростка присущи две основные закономерности: рост и развитие, их необходимо знать для того, чтобы правильно и целенаправленно осуществлять физическое воспитание, определить воздействие тех или иных физических упражнений и игр на юный организм. Эти знания помогают преподавателям подбирать наиболее эффективные движения для своих учеников и правильно судить о их психофизическом и физическом развитии.

Говоря о развитии, учёные имеют в виду совершенствование клеток человеческого организма, его тканей, органов и систем. Этот процесс беспрерывный: он происходит на протяжении всей жизни человека.

В раннем детстве позвоночник в основном состоит из хряща, постепенно заменяющегося костной тканью. Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают к 15-16 годам, завершается окостенение в более позднем возрасте (после 20 лет). У мальчиков, начиная с 13 лет, позвоночник быстро растет в длину, у девочек рост позвоночника более медленный. В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины, брюшного пресса и др.) Наиболее сильной мышцей разгибающей и выпрямляющей позвоночник, является длинная мышца спины, которая тянется на всём протяжении позвоночного столба от костей черепа до крестца. Эти мышцы образуют естественный «мышечный корсет». Он-то и удерживает позвоночник в вертикальном положении и обеспечивает правильную осанку. Поэтому развитие мускулатуры играет большую роль в формировании правильной осанки. При этом основную роль играет не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник.

Сведения о физиологическом действии физических упражнений, воспитывающих правильную осанку.

Занятия физической культурой и спортом способствует усиленному кровоснабжению и питанию работающих мышц, костей и связок. В результате этого происходит увеличение массы и силы мышц, укрепление сухожилий и связок и даже костей, которые становятся более утолщенными. Активная работа крови по венам и лимфы по лимфатическим узлам. Сокращение мышц во время физических упражнений вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, легких. Это проявляется в виде мощных и учащенных сокращений сердце, углубленного и учащенного дыхания. В результате всего указанного в кровеносной системе увеличивается масса циркулирующий крови, усиливается кровообращение и в рабочие мышцы, в том числе и в сердечную мышцу, с током крови поступает больше кислорода и питательных веществ, необходимых для их деятельности и роста.

Углубленное дыхание во время физических упражнений способствует расправлению легочных пузырьков (альвеол), улучшает газообмен и кровоснабжение не только работающих мышц, но и легочной ткани. Углубленное дыхание оказывает положительное влияние на кровообращение.

Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом являются самым лучшим средством, предупреждающим нарушение осанки.

Основной задачей при воспитании у детей школьного возраста правильной осанки, является укрепление их мускулатуры, связок и костей. Специальная гимнастика, исправляющая осанку, является дополнением к систематическим занятиям физической культурой и спортом и ставит своей задачей устранить имеющие нарушения со стороны физического развития.

Такая задача может быть выполнена только в том случае, если упражнения гимнастики, исправляющей нарушения осанки, подобраны правильно и приводит к укреплению, повышения тонуса одних мышц и растяжению других. Например, для ребенка с крыловидными лопатками, необходимо подобрать такие упражнения, которые бы укрепили бы мышцы, фиксирующие лопатки в правильном положении. Было бы неправильно в подобном случае давать упражнения для развития и укрепления грудных мышц, которые только усилят отклонение в положение лопаток.

Воспитание правильной осанки является по существу выработкой у школьника особого вида условного двигательного рефлекса, который мы в жизни называем привычкой.

Принципы и решаемые задачи при составлении комплексов упражнений для осанки

Для исправления дефектов осанки необходимо применение мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.

К специальным задачам такого воспитания относятся следующие:

  • Улучшение и нормализация течения основных нервных процессов, нормализация деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;

  • Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов; выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища; улучшение координации движений; развитие и повышение качества двигательных навыков. Решение этих задач создает физиологические предпосылки для формирования и закрепления правильной осанки;

  • Исправление имеющегося дефекта. Формирование правильной осанки. Исправление различных нарушений осанки – процесс достаточно длительный. Даже незначительные дефекты её, требуют длительных целенаправленных занятий ЛФК.

При составлении комплексов упражнений для урока физической культуры, преподавателям следует руководствоваться следующими принципами:

  • Постепенное увеличение нагрузки.

  • Постепенный переход от простых упражнений к более сложным.

  • Рассеивание нагрузки (т.е. чередование упражнений для различных мышечных групп: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.).

  • Использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений и упражнений, при которых глубокое дыхание затруднено. Например, после подскоков рекомендуется медленно походить и глубоко дышать в течение 1-2 минут.

Предупреждение и воспитание правильной осанки на уроках физической культуры, другие средства и направления

В комплексе лечебных мероприятий и предупреждения нарушения осанки, важное место занимает плавание, как одна из форм. Плавание происходит в необычных для человека условиях – водной среде. В плавании действие физиологических факторов (активных движений) сочетается с взаимодействием человека с водной средой. Плотность воды в 775 раз выше плотности воздуха.

При погружении в воду, тело испытывает давление воды. С каждым метром глубины, оно увеличивается на 1/10 атмосферы.

Нормальная жизнедеятельность тканей и органов при погружении в воду объясняется тем, что в тканях человеческого организма, наряду с компактными структурами (около 30%), не изменяющими своей формы и строения, есть до 70% жидкости, которая практически несжимаема и передает давление в разных направлениях. Кожа, слизистая, глазное яблоко равномерно передают гидростатическое давление на ткани и внутренние органы. В воде снимается действие асимметричной нагрузки на позвонки, межпозвонковые диски, что содействует сохранению эпифизарных хряще и следовательно, симметричному развитию позвонков. Разгружаются передняя и задняя продольные связки позвоночника, которые имеют большое рецепторное поле, корешки спинномозговых нервов. Создаются хорошие условия для функционирования костно-связочного аппарата позвоночника.

В результате многолетних исследований, лучшим способом плавания, с целью коррекции искривлений позвоночника, является брасс на груди, при котором конечности производят симметричные движения, способствующие выравниванию асимметрии позвоночного столба и конечностей. Движение рук и ног строго координируются с движением грудной клетки, сокращение диафрагмы и мышц брюшного пресса, дыхание непроизвольное.

Занятия плаванием способствует уменьшению жировых отложений у ожиревших, увеличивают жировую прослойку у лиц с пониженной массой тела. Увеличение наряду с этим мышечной массы, равномерное развитие мышц, особенно длинных мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей, приводит к улучшению осанки.

Плавание является одним из лучших средств развития и укрепления дыхательной системы. Под влиянием плавания увеличивается минутный объем сердца, учащается пульс, нормализуется артериальное давление.

Плавание способствует усовершенствованию функциональных возможностей нервной системы, улучшению её вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.

Итак, определим основные задачи плавания при воспитании правильной осанки:

  • Воспитание правильной осанки;

  • Возможная коррекция имеющегося искривления позвоночника и грудной клетки;

  • Развитие правильного дыхания;

  • Увеличение силы, тонуса мышц, особенно разгибателей позвоночника, брюшного пресса, грудных мышц нижних конечностей;

  • Улучшение функции сердечно-сосудистой системы;

  • Воспитание чувства равновесия;

  • Коррекция плоскостопия;

  • Закаливание организма;

  • Приобретение навыков плавания.

Сегодня в школах недостаточное количество бассейнов, но статус Крыма как полуострова, окруженного морем, позволяет использовать природный фактор водную среду, максимально, для проведения уроков физической культуры по плаванию. Кроме урока физкультуры, хорошим средством, предохраняющим от нарушения осанки, являются занятия в гимнастических и легкоатлетических секциях, спортивные игры в волейбол и баскетбол, футбол и т.д.

Особое внимание хотелось бы уделить новым разработкам и методикам предупреждения, воспитания и коррекции осанки, применимых для детей школьного возраста.

Особое место занимают упражнения Поля Брэгга для укрепления мышечного корсета позвоночника. Поль Брэгг утверждает, что с помощью рекомендуемых им упражнений, функции позвоночника можно восстановить в любом возрасте. Упражнения динамичны, очень просты, легко выполняются, они не вызывают усталости. Постоянно выполняя их после коррекции позвоночника, можно не боятся подвывихов.

Используются упражнения:

  • Для тренировки длиннейшей мышцы шейного отдела позвоночника. Сильная корсетная мышца – длиннейшая, держит позвоночник всегда в порядке. Цель этого упражнения укрепить длиннейшую мышцу в шейном отделе позвоночника.

  • Для тренировки длиннейшей мышцы грудного отдела позвоночника. Укрепляет длиннейшую мышцу в грудном отделе позвоночника.

  • Для тренировки длиннейшей мышцы поясничного отдела позвоночника. Укрепляет длиннейшую мышцу в области перехода её от грудного отдела к тазу.

  • Тренировка связок поясничной мышцы с ягодичными мышцами. Укрепляет длиннейшую мышцу в поясничном отделе.

  • Тренировка связок ягодичных мышц с бедренными мышцами. Укрепляет связку мышц таз – ноги. Упражнения можно применять для всех возрастных групп в школе.

  • Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой влияет на воспитание осанки, вносит не только разнообразие по проведению урока физической культуры и положительный эффект не только по воспитанию правильной осанки, но также по предупреждению простудных заболеваний, гайморитов, фронтитов, астм и других заболеваний.

Эти упражнения необходимо производить на свежем воздухе, либо в хорошо проветриваемом помещении. Включать как в разминку, так и в основную часть урока. Противопоказаний по применению не имеется, также и возрастных ограничений.

Основным показателем здорового позвоночника, является его свойство – гибкость. Существует масса комплексов упражнений для развития гибкости позвоночника. Это упражнения со снарядами: мячом, гимнастической палкой, шведской стенкой и т.д. Но особо хочется выделить рекомендации по развитию гибкости М. Норбекова. «Суставная гимнастика» находит применение не только в профилакториях, санаториях для детей с ослабленным здоровьем, но и в школах на уроках физической культуры, для любой возрастной группы.

«Закостенелый неподвижный позвоночник, гиппопотамовская походка – это все явления Вашего образа жизни. Это признаки лени! В любом возрасте гибкость позвоночника восстанавливается. И в девяностолетнем возрасте способность восстановления хрящей и межпозвонковых дисков остается хорошей».

Для старшего школьного возраста рекомендуется комплекс упражнений «Око возрождения» А. Сидерского. При выполнении этого комплекса, важна последовательность и регулярность выполнения. Этот комплекс позволяет сочетать физическую нагрузку с развитием гибкости, а также включением дыхания. Это позволяет решать проблему корректировки и воспитания осанки одновременно включая все функции организма.

Заключение

Мероприятия, проводимые на уроке физической культуры для воспитания и коррекции осанки у школьников, способствуют восстановлению и налаживанию нормальных отношений и связей между различными системами и органами. С их помощью можно в известных пределах управлять деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной системами, влиять на обмен веществ и другие функции организма. Они благотворно действуют на психику ребенка, мобилизуют его волю на сознательное участие в процессе воспитания осанки, повышают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, оказывают общеукрепляющее действие.

Эффект от мероприятий проводимых на уроках физической культуры по воспитанию и корректировке осанки зависит от нескольких составляющих, общепедагогических дидактических принципов: активность, наглядности, доступности, прочности усвоения упражнений, систематичности, индивидуального подхода.

Успех в работе над осанкой у школьников зависит также от слаженности действий родителей и педагогов. Если педагоги и родители максимально реализуют возможность уделить внимание воспитанию осанки, то успех гарантирован. При всем разнообразии методик и систем по корректировке осанки, можно и нужно использовать природный фактор: лес, море, парк, свежий воздух и т.д. Все мероприятия в совокупности приведут не только к здоровой стройной фигуре, но и к воспитанию у детей чувства прекрасного, чувства единства с природой, морально-нравственных качеств, умение и желание трудиться над собой и совершенствоваться.

«Не только мышцы можно тренировать, можно формировать те стороны характера, которые нужны для раскрытия потенциала, для реализации мечты». В каждом движении нужно искусственно создавать чувство, ощущение, переживание какой-либо положительной черты характера. Тогда со временем они укоренятся внутри и станут сутью ребенка или взрослого.

Как видим, через физические упражнения, мы можем работать над сознанием, над внутренним состоянием, в наших руках воспитывать не просто осанку, но и формировать здорового, полноценного нравственного человека, начиная с младенческого возраста и заканчивая глубокой старостью.

Литература.

  1. М. Норбеков «Опыт дурака или ключ к прозрению» изд-во «Весь» 2001г.

  2. Г. В. Полеся, Г. Г. Петренко «Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей», изд-во «Здоровье» Киев 1980г.

  3. А. Э. Дубогай, Л. М. Мовчан «Физкультура: мы и дети» изд-во «Здоровье» Киев 1989г.

  4. Н. Семёнова «Человек – соль земли» 2002г.

  5. М.И. Фонарев «ЛФК при детских заболеваниях».

  6. А. Сидерский, А. Привалов «Око возрождения для новой эры» 2002г.