Связки голосовые строение – Голосовой аппарат человека: строение, звукообразование и дефекты

Содержание

Голосовой аппарат человека: строение, звукообразование и дефекты

Речь − сложный двигательный навык, реализуемый большим количеством анатомических образований. Строение голосового аппарата человека включает в себя органы дыхательной системы, гортань, язык, зубы и др. При нарушении целостности любого из них, процесс звукообразования нарушается. Знание анатомического строения и принципа работы артикуляционных органов важно не только для певцов или других профессий, связанных с музыкой, но также для обычных людей. Нарушения речи могут встречаться как у детей, так и у взрослых, приводя к нарушению процессов социальной адаптации и обучения.

СодержаниеСвернуть

Образование звуков

Способность человека издавать звуки при разговоре называется голосом

Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох. Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение. Вибрация голосовых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.

Речь − это комплексный процесс, в котором участвует несколько десятков анатомических образований. Органические или функциональные нарушения в любом из них приведут к изменению голоса или появлению речевых дефектов различной степени выраженности.

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Дыхательный отдел голосового аппарата

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Голосовые связки при молчании и разговоре

Одна из самых частых жалоб пациентов − изменение характеристик голоса. Наиболее часто подобное состояние связано с функциональными расстройствами, возникающими на фоне инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Строение артикуляционного аппарата

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

При появлении речевого дефекта не следует пытаться самостоятельно устранить его. Подобным лечением должен заниматься логопед или врач.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Речевой аппарат и дефекты

Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.

В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:

  • органические нарушения строения отдельных структур;
  • их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
  • неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.

При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.

На приеме у фониатра

Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.

Урок №1 (ТЕМА №1.1 Подготовка голоса.)

Строение голосового аппарата

Голос – это инструмент вокалиста. И свой инструмент нужно беречь. При неправильном обращении с инструментом он может перестать “слушаться” или и вовсе сломаться.

Первое что нужно знать вокалисту – что такое голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата.

Механизм звучания голоса.

Воздух, который выталкивается легкими (которые опираются на диафрагму), проходит по трахее, встречается с голосовыми связками и заставляет их колебаться. Голосовые связки, колеблясь, производят звуковую волну. Чтобы человек смог произнести слово или хотя бы одну букву, нужно совместное действие

мягкого нёба, языка, губ и так далее. И только одновременная работа всех этих органов, которые совместно производят звуки, превращает воздух, выходящий из легких в разговор или пение.

Чтобы развить голосовой аппарат, нужно развить работу всех его органов. Но одновременно развивать все органы не продуктивно и практически не существует методик для одновременного развития всех составляющих голоса. Поэтому все органы разделили на 3 группы. Для развития которых существует масса методик и упражнений.

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

Дыхательный аппарат

 

Речевой аппарат

Речевой аппарат при пении работает не так как при речи. Вокалисту нужно научиться им управлять для правильного звучания певческого голоса.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из  хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонатор – часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга. Резонаторы влияют на голос – придают тембр – определенную окраску.

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные). Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные). Это трахея и бронхи.

Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов, а нижняя часть диапазона — с использованием грудных резонаторов.

Если мы  правильно пользуемся резонаторами,  правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

 

ВТОРОЙ УРОК

3 урок. Строение голосового аппарата

Строение голосового аппарата

Чтобы научиться петь, нелишним будет узнать о внутреннем строении голосового аппарата и о том, как же вообще появляется звук? Давайте поговорим об этом.

Краткое содержание

Из чего состоит голосовой аппарат?

Наш голосовой аппарат, в широком смысле, состоит из трех главных частей:

  • легкие;
  • гортань;
  • резонаторы
Голосовой аппаратГолосовой аппарат

Легкие

Тут все просто. Легкие в голосовом аппарате играют роль мехов для гармошки – то есть они являются источником воздуха.

Легкие в пенииЛегкие в пении

Легкие также влияют и на громкость голоса, т. е. громкость звука речи или пения зависит от того, насколько мы используем легкие.

Гортань

Гортань – собственно, генератор звука. Голосовые складки (связки) находятся на слизистой оболочке гортани. когда мы молчим – голосовые складки разомкнуты. Когда мы произносим звук или поем – голосовые складки смыкаются и начинают вибрировать, между ними образуется щель, с помощью которой и получается звук. Когда мы поем – голосовые складки у нас находятся в разном режиме натяжения. Таким образом, натяжение складок зависит от высоты тона нашего голоса. Чем выше звук мы взяли – тем складки сильнее натянулись.

Посмотрите на рисунок ниже: слева – связки смыкаются, и в таком положении издается звук. А справа – голосовые связки разомкнуты – это обычное положение, когда мы молчим:

Гортань при пенииГортань при пении

Это можно показать на примере воздушного шарика: вы пробовали когда-нибудь, когда сдуваете воздушный шарик, смыкать края выходного отверстия шарика? (если не пробовали, то проведите подобный эксперимент). В это время издается писк. При чем высота этого писка зависит от того, как вы натягиваете края отверстия. Подобным образом работают голосовые связки. А сам воздушный шарик в нашем эксперименте играет роль легких.

Фальцет. О том, что такое фальцет вообще – мы говорим в этом уроке. Здесь же рассматривается строение голосового аппарата. Итак, при фальцете голосовые складки становятся плоскими и сильно растянутыми, между ними образуется небольшой просвет, как между двумя сильно растянутыми резинками. Из-за этого натяжения звук и становится тонким, фальцетным, писклявым, если хотите)

Резонаторы

Основные резонаторы голосового аппарата, в которых происходит усиление звука: полости глотки, рта, носа и носовых пазух. Все это – верхние резонаторы. За счет резонаторов тон нашего с Вами голоса обогащается обертонами. У всех индивидуальные обертоны, а поэтому – тэмбр голоса у всех индивидуальный. Тэмбр голоса – это окраска голоса. Не существует людей с одинаковыми тембрами голоса.

Кроме этого, в процессе голосообразования участвуют такие органы, как:

  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо;
  • язык;
  • губы;
  • щеки.

Интересно: Знаете, почему, когда мы говорим, мы слышим себя иначе, чем свой голос, например, на записи?
Потому что есть еще один резонатор, о котором мы не упомянули – череп. При разговоре этот резонатор искажает наш с Вами голос, пока он идет до нашего уха. А окружающие, тем временем, слышат нас так, как мы сами слышим себя на записи.

Заключение

Вот мы с Вами немного разобрались в строении голосового аппарата, в том, как вообще происходит звук. Переходим к следующему, очень важному и интересному уроку, где Вы узнаете о том, “Как самостоятельно поставить голос” и о том, что такое “Вокальная опора”.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Голос и его качества. Устройство голосового аппарата



Голос и его качества

Устройство голосового аппарата

 

Для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязи с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе пения. Такими органами являются легкие, звукопроводящие и резонирующие полости, артикуляционные органы — губы, язык и нервная система, осуществляющая централизованное управление всем голосовым комплексом.

Схематический разрез голосового аппарата показан на рис. 1. Основной частью его является гортань с находящимися внутри нее голосовыми связками. В голосовых связках (многослойные мышечные тела) слои мышечных волокон расположены под разными углами, что обусловливает сложные вибрации связок, то есть многообразие звучания голоса (одновременное изменение силы звука, высоты тона и даже, в некоторой степени, тембра). Механизм возникновения вибрации голосовых связок еще не полностью изучен. Есть основание представлять его как совместное одновременное действие двух факторов — упругих колебаний мышц связок под давлением воздуха (так называемая миоэластическая теория), воздействия на них управляющих периодических биоимпульсов из центральной нервной системы (нейромоторная система Юссона). Более подробно об этом рассказывается в книге В. П. Морозова «Тайны вокальной речи», раздел «Как колеблются наши голосовые связки» (стр. 69–79).

Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя — подгортанная труба — переходит в трахею и бронхи. Верхняя — надгортанная труба — переходит в полость ротоглотки (зев) и далее в ротовую и носовую полости. Таким образом, гортань вместе с надгортанной трубой, ротоглоткой и полостью рта представляет собой единую звукопроводящую рупорную систему. Форма и размеры полостей, с помощью их подвижных мышечных тканей, постоянно изменяются, приспособляя их резонаторные качества к режиму работы голосовых связок и условиям артикуляции.

Звукообразующий узел — гортань, — состоящий из хрящевого барабана, голосовых связок и мышц, подвешен вместе с корнем языка свободно к нижней челюсти. Основные функции гортани — обеспечение дыхания и звукообразования. Кроме того, гортань является механическим защитным устройством связок. Звукообразование — результат сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с мозгом. Так, именно в гортани происходит регулировка подсвязочного воздушного давления и количества воздуха, проходящего через голосовую щель. Гортань очень подвижна по вертикали — размах ее движения в одну сторону доходит до 2–3 см. Эта подвижность нужна для установки ее в наиболее выгодное биоакустическое положение. При пении размах гортани меньше и само движение более плавное. У квалифицированных певцов гортань сравнительно устойчива относительно среднего положения.



Рис. 1. Схема голосового аппарата

   1. Гортань
         2. Надгортанная полость
         3. Подгортанная полость
         4. Трахея и бронхи
         5. Полость рта
         6. Носовая полость
         7. Мягкое нёбо
         8. Твёрдое нёбо
         9. Язык
         10. Задняя стенка глотки (зева)
         11. Второй (певческий) рот

Часть звуковой энергии выходит из гортани через верхние полости и рот наружу. Некоторая часть ее проходит вниз в трахею и, резонируя там, вызывает ощущение вибрации передней стенки грудной клетки.

«Конструкция» гортани со связанными с ней полостями — неразъемная и не имеет каких-либо частей или органов, могущих изменять направление звука. Певец может изменять только силу звука и, в некоторой степени, тембр, управляя величиной и формой отверстия ротоглотки, полости рта и самого рта. Конечно, поворотом головы или тела певец может ориентировать свой голос в нужном направлении, пользуясь полостью рта как рупором. Полость рта и само отверстие рта, в зависимости от артикуляции, рефлекторно изменяются. Однако именно для певца особенно важна возможность сознательного управления этим комплексом с помощью соответствующих мышц. Специфически важное значение имеет управление ротоглоткой с помощью мышц мягкого нёба, миндалин и корня языка. Это сложное отверстие ротоглотки называют еще и «вторым» или «певческим» ртом, подчеркивая этим факт формирования звука именно в этом месте.

Корнем языка можно перекрыть вход в полость рта, и тогда звук будет проходить только в носовую полость. Но вход в носовую полость полностью не может быть закрыт — всегда остается какое-то отверстие, обеспечивающее дыхание. Певцы постоянно пользуются возможностью регулировать прохождение звука в ротовую и носовую полости для изменения интонации и окраски звука.



Рис. 2. Надгортанная часть голосового аппарата как рупорная система

Поверхность твердого нёба имеет большое количество нервных окончаний, воспринимающих давление звука и сигнализирующих о нем в мозг, что дает певцу возможность оценивать свой певческий (биоакустический) настрой — свободу прохождения звука через ротоглотку, попадание его в головные резонаторы и пр.

У певцов эти ощущения называются ощущением звука в «маске» или говорят, что «звук в высокой позиции». В действительности — это оптимальное акустическое состояние голосового аппарата.

Мышцы шеи, за исключением тех, с помощью которых гортань подвешена к нижней челюсти, никак не связаны с гортанью и не участвуют в звукообразовании. Поэтому при пении они должны быть мягкими, ненапряженными. Напряжение мышц шеи указывает на неправильную организацию голосового аппарата, на какую-то форсировку.

Из схемы голосового аппарата видно, что поднятая вверх голова певца «тянет» за собой наверх гортань, а чрезмерно опущенная голова прижимает ее книзу.

В обоих крайних положениях гортань и отверстие глотки (зева) теряют свободу и не могут принимать наилучшее положение, соответствующее режиму работы голосовых связок. Поэтому певец должен следить за положением головы, держа ее в наиболее удобном и выгодном для себя среднем положении.

Качество звучания голоса певца зависит от многих анатомо-физиологических факторов, в том числе от формы и размеров надгортанных полостей и, в частности, нёбного свода. Форма нёбного свода, который является составной частью верхней (надгортанной) системы резонаторов, существенно влияет на качество звучания голоса. Ряд советских ученых (Малютин Е. Н., Дмитриев Л. Б. и другие) проводили эксперименты: изменяя у певцов с помощью протезообразных пластинок форму свода твердого нёба, они установили, что строение твердого нёба и наклон передних зубов верхней челюсти сильно влияют на качество звучания голоса и утомляемость певца. Нёбный свод, состоящий из твердого нёба, переходящего в мягкое, является поверхностью, отражающей звуковой поток по направлению к выходному отверстию — рту, и акустические качества этого отражателя должны соответствовать режиму работы голосовых связок. Установлено, что певцы с хорошо звучащими голосами имеют высокое твердое нёбо с крутым передним сходом к зубам. Одновременно имеет большое значение соотношение длины мягкого и твердого нёба. Более выгодным для звучания оказывается тот случай, когда длина твердого нёба значительно больше длины мягкого, то есть отражающая поверхность твердого нёба значительно больше поглощающей поверхности мягкого нёба (тогда почти вся звуковая энергия, пропущенная «вторым» ртом, выходит наружу). Могут быть случаи, когда невыгодное строение верхнего отражающего свода или отсутствие зубов может оказаться препятствием на пути профессионального использования голоса. В некоторых случаях может помочь специальное протезирование, необходимость и целесообразность которого решается врачом-фониатром. Известны случаи, когда протезирование недостающих передних зубов приводило к восстановлению хорошего звучания.

На рис. 3 показан разрез полости рта с хорошим и плохим соотношением длины мягкого и твердого нёба, разными их формами. (Желающим познакомиться с этим вопросом подробнее рекомендуем статью С. Л. Ямштекина «Влияние небного свода на профессиональное певческое голосообразование», помещенную в сборнике «Вопросы вокальной педагогики» выпуск 5. М., 1976)

Рис. 3

Анатомия гортани – Голосообразующие аппараты

Двигательные движения хрящей гортани обеспечивается наличием мышц. Все мышцы гортани делятся на две группы, в зависимости от их назначения: мышцы клапанного аппарата и мышцы голосового аппарата.

Клапанный аппарат. Мышцы клапанного аппарата отвечают за положение надгортанного хряща во время дыхания и глотания. Можно сказать, что клапанный аппарат выполняет защитную функцию гортани.

1) черпалонадгортанная мышца (m. aryepiglotticus) – суживает вход в гортань и оттягивает назад и книзу надгортанный хрящ, тем самым закрывая вход в гортань при акте глотания. Точка ее начала находится на мышечном отростке черпаловидного хряща, а место крепления — на верхушке черпаловидного хряща с противоположной стороны, откуда она направляется кпереди и вплетается в боковые края надгортанного хряща. На задней поверхности черпаловидного хряща мышцы обеих сторон перекрещиваются. Вход в гортань ограничивают черпалонадгортанные складки, образуемые мышцей и покрывающей ее слизистой оболочкой;

2) щитонадгортанная мышца (m. thyroepiglotticus) – поднимает надгортанный хрящ и открывает вход в гортань при актах дыхания и речи. Мышца начинается на внутренней поверхности угла щитовидного хряща и прикрепляется к передней поверхности надгортанного хряща.

Голосовой аппарат. Мышцы голосового аппарата отвечают за степеньнатяжения голосовых связок, изменяя положение щитовидного и черпаловидных хрящей. Таким образом, голосовой аппарат обеспечивает голосообразующую функцию гортани.

1) мышцы, расслабляющие голосовые связки:

— голосовая мышца (m. vocalis) – помимо расслабления голосовых связок, принимает участие в суживании голосовой щели и располагается в толще голосовых связок, начинаясь от внутренней поверхности щитовидного хряща и прикрепляясь к голосовому отростку и черпаловидному хрящу;
— щиточерпаловидная мышца (m. thyroarytenoideus), она начинается на внутренней поверхности щитовидного хряща и прикрепляется к переднебоковой поверхности черпаловидного хряща;

2) мышцы, напрягающие голосовые связки:

— перстнещитовидная мышца (m. crirothyroideus) – наклоняет щитовидный хрящ кпереди, отдаляя его от черпаловидного хряща. Располагается на переднебоковой поверхности гортани, начинается от дуги перстневидного хряща и прикрепляется к нижнему краю щитовидного хряща;

3) мышцы, суживающие голосовую щель:

— боковая перстнечерпаловидная мышца (m. cricoarytenoideus lateralis) (рис. 200) – тянет черпаловидный хрящ в сторону, сближая голосовые отростки черпаловидных хрящей. Мышца начинается на боковой поверхности перстневидного хряща, а прикрепляется к мышечному отростку черпаловидного хряща;
— поперечная черпаловидная мышца (m. arytenoideus transversus) – сближает черпаловидные хрящи, натягиваясь между их задними поверхностями;

4) мышцы, расширяющие голосовую щель:

— задняя перстнечерпаловидная мышца (m. cricoarytenoideus posterior) – вращает черпаловидный хрящ, удаляя друг от друга голосовые отростки черпаловидных хрящей. Точка начала мышцы находится на задней поверхности перстневидного хряща, а место крепления — на мышечном отростке черпаловидного хряща.

функции и строение :: SYL.ru

Гортань – это часть дыхательной системы. Этот участок соединяет глотку и трахею друг с другом. Также в ней расположен голосовой аппарат. Поэтому одной из главных функций гортани является создание звуков. Она отличается гибкостью и состоит из плотных тканей.

гортань функции

Роль гортани

Строение и функции гортани, а также ее роль связаны между собой. Ввиду того, где она располагается, роль гортани заключается в том, чтобы пропускать воздух и не давать сторонним предметам попасть в нижние дыхательные пути.

Также одной из защитных функций гортани является выталкивание уже проникших в дыхательные пути сторонних предметов. Это осуществляется с помощью кашля и прочих рефлексивных действий.

Для того чтобы инициировать кашель, необходимо сделать глубокий вдох. В таком случае воздух пройдет сквозь голосовые связки, в это же время гортань поднимется, а голосовой просвет будет плотно прикрыт. Резкий выдох заставит связки раскрыться, а поток воздуха вытолкнет объект из горла.

Строение гортани

Функции и роль данного органа выполняются благодаря его уникальному строению. Каркас состоит из хрящей, которые соединены между собой и могут двигаться. Соединены они между собой связками и суставами, что и обеспечивает их подвижность. Характер движения хрящей определяется тем, какие функции гортани выполняются в определенный момент.

гортань строение и функции

Хрящи делятся на одиночные и парные. И тех, и тех насчитывается по три. Одиночные представлены следующими хрящами:

  • перстневидный;
  • щитовидный;
  • надгортанный.

К парным хрящам относят такие:

  • клиновидный;
  • рожковидный;
  • черпаловидный.

Самым большим размером отличается щитовидный хрящ. Он образуется путем соединения двух пластин с четырьмя углами. У мужчин они соединяются под углом в 90 градусов, а у женщин – под тупым (примерно 120 градусов). На задних краях обеих пластинок расположены по две пары рожек сверху и снизу.

Перстневидный хрящ представляет собой основу всей гортани. Пластинка обращена назад, в то время как дуга хряща – вперед. Его нижний край совмещен с хрящевым кольцом трахеи. Помимо этого, перстневидный хрящ соединен и с двумя другими, а именно с черпаловидным и щитовидным. В качестве соединителя выступают две пары суставов.

Еще одним большим хрящом является клиновидный. Он отличается своей длиной и рудиментарностью. Рожковидный хрящ характеризуется небольшим размером. Основа данного хряща находится наверху черпаловидного.

Надгортанный хрящ накрывает гортань в верхней ее части. Он соединяется с щитовидным хрящом и с подъязычной костью. В первом случае помогает щитонадгортанная связка, а во втором – подъязычная надгортанная.

функции гортани в дыхательной системе

По функциональному значению самыми важными являются черпаловидные хрящи. От них отходит два отростка. Вперед – голосовой, а назад – мышечный.

Суставы

В списке того, какие функции выполняет гортань, звукообразование занимает одно из главных мест. Звуки могут образовываться в гортани за счет подвижности хрящей, которая, в свою очередь, достигается благодаря суставам и связкам.

В гортани есть два сустава. Первый называется перстнещитовидным, а второй – перстнечерпаловидным. Оба относятся к парным. Перстнещитовидный сустав формируется за счет того, что на щитовидном и на перстневидном хрящах находятся суставные поверхности. В первом случае такая поверхность располагается на нижнем роге, а во втором – спереди. Двигаться сустав может по фронтальной оси. Во время движения щитовидный хрящ может делать наклон вперед. Это происходит в тот момент, когда мышцы сокращаются.

Перстнечерпаловидный же сустав формируется из поверхностей черпаловидного и перстневидного хрящей. Если первый сустав двигался по фронтальной оси, то в случае с этим суставом движение происходит по вертикальной. Во время движения голосовые отростки, а также связки, которые к ним крепятся, могут расходиться в стороны и сближаться. Это заставляет голосовую щель то сужаться, то расширяться.

Мышцы и стенка

Функции гортани выполняются благодаря мышцам, которые делятся на три типа:

  • дилататоры;
  • констрикторы;
  • мышцы, которые изменяют натяжение голосовых связок.

Дилататоры отвечают за суживание голосовой щели и внутренней гортанной полости. В это же время дилататоры осуществляют обратную функцию – расширение голосовой щели и гортанной полости.

Гортанная стенка состоит из 5 элементов:

  • волокнисто-эластическая перепонка;
  • слизистая оболочка;
  • хрящи;
  • мышцы;
  • соединительнотканная оболочка.
чем представлена гортань каковы ее функции

Перепонка выступает соединительной тканью. Она располагается прямо под оболочкой самой гортани. Слизистая полностью покрывается мерцательным эпителием. Соединительная оболочка покрывает всю гортань. Ее составляющими элементами являются эластичные волокна.

Внутреннее строение

Внешне гортанная трубка напоминает песочные часы – сверху и снизу она широкая и сужается ближе к центру. В центре гортани находится голосовая щель. Она является преддверием голосовых связок, которые представляют собой мышечные перетяжки беловатого цвета с перламутровым отливом. Они состоят из верхней и нижней части. Между ними находится свободная граница.

Преддверие заканчивается складками. Его окружают ребра щитовидного хряща. Перед преддверием находится угол этого самого хряща, а также надгортанник. Кроме того, в гортани есть подскладочное пространство. Оно находится под голосовой щелью и соединяется с трахеей. Эта часть очень часто подвергается воспалениям у детей и заполнена мягкой тканью.

Щитовидные пластины сходятся и формируют комиссуру. С обратной стороны связки прикреплены к черпаловидным хрящам. Между преддверьем и звуковой щелью находятся желудочки щелеобразной формы. Они тянутся до самых черпалонадгортанных складок. Бывают случаи, когда щелеобразные желудочки достигают щитоподъязычной мембраны.

Кровоснабжение

Подключичная и сонная артерии обеспечивают приток крови к гортани. К ней прилегают следующие артерии:

  • верхняя щитовидная;
  • нижняя щитовидная;
  • задняя гортанная;
  • гортанная.

Параллельно им проходят венные сосуды, которые соединяются в яремные вены. От верха гортани проходят сосуды к верху яремных путей. Они заполнены лимфатической жидкостью. Из яремных путей эта жидкость поступает в предгортанные точки и к возвратным нервам.

Функции гортани человека

После того как было изучено строение гортани, следует разобрать ее основные функции. Первой, о которой следует упомянуть, является защитная. Гортань защищает легкие от попадания в них сторонних предметов.

каковы функции гортани

Вторая функция гортани в дыхательной системе заключается в том, чтобы регулировать поток воздуха. Третья функция называется голосовой. Благодаря колебаниям, которые вызываются воздухом, создается звук.

Каковы функции гортани еще? Рассмотрим далее.

Защитная и дыхательная функции

Эти две функции связаны между собой. Сжатие и разжимание щели позволяют направлять потоки воздуха, когда они попадают в гортань. В это же самое время железы, которые покрыты эпителием, выполняют защитную функцию гортани в дыхательной системе. В гортани расположено большое количество нервных окончаний с очень высоким уровнем чувствительности. Поэтому, если пища случайно попадает в вестибулярный отдел, то у человека немедленно случится приступ кашля, благодаря ему нежелательный элемент будет выкинут к входному отверстию. Инородное тело может быть устранено не только за счет инициирования кашля, но и благодаря рвотному рефлексу, что наиболее часто проявляется у детей.

Помимо блокировки попадания в легкие сторонних предметов, защитная функция гортани проявляется в согревании и увлажнении воздушных масс. Также воздух очищается от пыли, а газообразные примеси, которые могут находиться в нем, нейтрализуются.

Следует упомянуть, что в процессе предотвращения попадания в легкие инородных тел голосовая щель захлопывается, провоцируя спазм. Если он будет очень сильным, это может привести к асфиксии, которая в определенных случаях заканчивается летальным исходом.

Голосовая функция гортани

Это третья функция, которую выполняет гортань. Она заключается в том, что из-за колебаний голосовых связок, которые вызываются струей воздуха при выдохе, образуются определенные звуки.

Однако звук, который идет из гортани, очень тихий и слабый. Для того чтобы он стал сильным, ему необходимо пройти через резонаторные полости. Только после этого голос приобретает определенные черты, свойственные тому или иному человеку.

голосовая функция гортани

Звук, который выходит из гортани, имеет ряд обертонов. В зависимости от того, какое положение занимают губы и язык, звук и тембр голоса могут меняться.

Характеристики голоса

Основными являются диапазон, сила и тембр. На силу влияет напряжение воздуха при выдохе и то, с какой мощностью смыкаются истинные голосовые связки. Напряжение этих же связок определяет высоту голоса. Исходя из того, в какой жизненной ситуации находится человек, он должен уметь регулировать силу своего голоса. Важно уметь говорить и тихо, и громко.

Тембр голоса определяется тем, как человек использует свои резонаторы. Чем лучше он делает это, тем звучней окраска. Тембр является неповторимой окраской. Человек не может управлять своими нижними резонаторами, в то же время использование верхних резонаторов можно тренировать и доводить до совершенства.

Что касается диапазона, то он представляет собой количество тонов, издаваемое голосом. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, хотя в быту используется 3-4 ноты. Чем шире диапазон, тем выразительней будет речь человека.

Голосовой аппарат

Голосовые связки прикреплены с одной стороны к черпаловидным хрящам, а с другой – к щитовидным. Когда внутренние мышцы гортани начинают сокращаться, это приводит к тому, что изменяется уровень натяжения голосовых связок, что, в свою очередь, заставляет голосовую щель изменять свою форму.

При выдохе связки начинают вибрировать и создают звук. Человек издает гласные звуки. Почти все согласные образуются с помощью языка, неба и губ. Однако гортань тоже может создавать согласные звуки. Это касается глоттальных согласных.

Глоттальными называются те согласные звуки, которые образуются при смыкании голосовых связок. Существует так называемая гортанная смычка, которая представляет собой глухой гортанный взрывной согласный звук. Наиболее распространенной гортанная смычка является в немецком языке. Именно она придает ему специфическую резкость. Также в немецком нет слов, которые начинаются гласной. Эта черта характерна для арабского языка тоже. Если в слове первой буквой является гласная, читается оно с гортанной смычки.

гортань выполняет функции

В русском языке гортанная смычка не столь распространена. Она произносится лишь в нескольких междометиях. В качестве примера можно привести слово «не-а». Кроме того, гортанная смычка может быть произнесена при четком разделении между двумя согласными звуками, например: «а–эробика», «и–онизатор», «громо–отвод» и др. Как видно, в русском зыке гортанная смычка не несет никакого смыслоразличительного значения, в отличие от немецкого и семитских. Она обозначается апострофом или букой h. В арабском языке в качестве обозначения гортанной смычки используется буква «хамза».

Одним из многих отличий человека от приматов являются то, что он произносит звуки в процессе выдоха, в то время как все остальные приматы делают это на вдохе. Ученые предполагают, что такое различие в принципе работы голосового аппарата является главной причиной невозможности научить приматов говорить.

Развитие голоса

Голос у детей начинает развиваться с самого их рождения и становится все более мощным. Ближе к половому созреванию происходит мутация, в ходе которой голос изменяется. Это происходит как у мальчиков, так и у девочек, но у сильного пола изменения проявляется намного ярче, поскольку у них гортань большая. Процесс изменения голоса может длиться в течение нескольких месяцев. В некоторых случаях это затягивается на период до одного года.

Развитие голосовой речи отличается своей неравномерностью и зависимостью от окружающей среды. Зачастую уже в возрасте одного года словарный запас ребенка может насчитывать 10 слов. Спустя еще 12 месяцев он может увеличиваться в 3-4 раза. Словарный запас среднестатистического 14-летнего ребенка оставляет 15-20 тысяч слов.

Заключение

После того как было определено, чем представлена гортань и каковы ее функции, можно сделать вывод, что этот орган играет очень важную роль в дыхательной системе человека. Он состоит из подвижных хрящей. Основными функциями гортани являются защитная, дыхательная и фонаторная (звуковая).

Этот сегмент дыхательных путей препятствует проникновению в них инородных частиц, а также выталкивает за счет кашля и рвоты уже попавшие элементы. Также гортань согревает и очищает воздух, а благодаря колебанию связок могут формироваться различные звуки (в большей мере гласные, однако могут образовываться и несвойственные русской речи глоттальные согласные).

Гортань — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Горта́нь (лат. larynx) — участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью[1].

Larynx external en.svg

Каркас гортани (хрящевой скелет) образован несколькими подвижно соединёнными между собой гиалиновыми хрящами. Хрящи соединены между собой связками, мембранами и относительно подвижными суставами.

Гортань состоит из непарных (больших) хрящей:

а также парных (малых) хрящей:

  • черпаловидный,
  • рожковидный,
  • клиновидный.

Наибольший из них — непарный щитовидный хрящ, у которого различают две соединённые между собой под почти прямым (у мужчин) или тупым (120° у женщин) углом четырёхугольные пластинки. От задних краёв пластинок отходит две пары рожек (верхние и нижние). Основу гортани составляет перстневидный хрящ, его дуга обращена вперёд, а пластинка — назад. Перстнетрахеальная связка совмещает нижний край хряща с первым хрящевым кольцом трахеи. Перстневидный хрящ соединяется с щитовидным и черпаловидными хрящами двумя парами суставов.

Рожковидный хрящ — маленький, конической формы, его основа располагается на верхушке черпаловидного. Клиновидный хрящ больший, удлинённый, непостоянной формы и величины, часто рудиментарный. Сверху гортань покрыта надгортанником, который соединён с щитовидным хрящом и подъязычной костью щитонадгортанной и подязычно-надгортанной связками, соответственно.

Суставы гортани, звукообразование[править | править код]

Основу гортани составляет гиалиновый перстневидный хрящ (дуга, обращённая кпереди, четырёхугольная пластинка сзади). Подвижность хрящей гортани обеспечивается связками и двумя суставами:

  1. Перстнещитовидный сустав (art. cricothyroidea) парный, образован суставными поверхностями на нижнем роге щитовидного хряща и на передней стороне перстневидного хряща. Движения в перстнещитовидных суставах — вокруг фронтальной оси, при этом щитовидный хрящ при сокращении мышц наклоняется вперёд и возвращается в исходное положение.
  2. Перстнечерпаловидный сустав (art. cricoarytenoidea) парный, образован суставными поверхностями на основании черпаловидного и на пластинке перстневидного хряща. Движение в суставе — вокруг вертикальной оси, при этом голосовые отростки вместе с прикреплёнными к ним голосовыми связками сближаются или расходятся в стороны, что приводит к сужению, расширению голосовой щели.

Важнейшими (функционально) в гортани являются черпаловидные хрящи, от основы которых вперёд отходит голосовой отросток, а назад — мышечный.

Голосовые складки (популярно историческое ошибочное название «голосовые связки») крепятся к черпаловидным хрящам и к щитовидным хрящам. При сокращении внутренних мышц гортани меняется степень напряжения складок и форма голосовой щели. При выдохе голосовые складки вибрируют и образуют звук: таким образом получаются гласные звуки. Большинство согласных образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может является местом формирования согласных (глоттальные согласные). Большинство звуков человек произносит на выдохе, в отличие от остальных приматов, которые производят звуки на вдохе. Возможно, это одна из причин, по которым нельзя научить приматов говорить.

  • Самусев Р.П. Атлас анатомии человека / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. — М., 2002. — 704 с. : ил.
  • Грачева М.С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. — М., 1956.