Невролог в 3 года что смотрит – Что смотрит невролог в год? – что смотрит невролог у младенцев – запись пользователя ОКСАНА (Lourdes) (zaliziouk) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Посещение врача

Содержание

Невролог в 3 года что смотрит

Зачем нужен плановый осмотр?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Помимо норм роста и веса малыша, важно не упустить признаки таких пороков развития, как внутричерепное давление, гипертензионно-гидроцефальный синдром, увеличение желудочков мозга и многих других. Именно на начальном этапе они поддаются коррекции, что позволит избежать серьезных и даже неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Повторные неврологические осмотры необходимы даже в том случае, если во время предыдущих консультаций никаких отклонений в деятельности ЦНС малыша не обнаруживалось — они могут проявиться позже.

Когда в 7 лет ваш ребенок отправится в школу и уже там обнаружится, что он «необучаемый», «трудный» или «проблемный», винить останется только себя или нерадивого невролога. Огромное количество неприятных синдромов и состояний в работе нервной системы могут не обнаруживаться визуально по причине того, что 6 – 7 лет – достаточно кризисный возраст, в котором «вылезают» пропущенные в более раннем возрасте неврологические отклонения.

Прием у детского невролога. Мамина школа

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.
  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.
  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Когда проблема действительно существует?

Неотъемлемым атрибутом невролога является неврологический молоточек, он же молоток Тейлора, перкуссионный молоточек (перкуссия – это на языке медицины выстукивание), томагавк, молоток Бак, молоток Тромнера. Разновидностей инструмента очень много, каждый выбирает то, что ему удобнее.

Несмотря на простоту механизма и предвзятое отношение к нему многих пациентов («что можно понять, стукнув молотком по колену?»), неврологический молоточек – серьезный инструмент диагностики. Он позволяет эффективно выявлять всевозможные отклонения в работе нервной системы на ранних стадиях: состоянии глазодвигательных нервов, вестибулярного аппарата и мозжечка малыша, и соответственно предупредить развитие серьезных неврологических диагнозов.

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро.

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Младенец перед телевизором

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Врачи утверждают, что начинать смотреть телевизор можно с возраста не ранее двух лет.

  • Телевизор можно смотреть с двух лет не более 5-8 минут.
  • В три года можно увеличить просмотр до 25 минут.
  • В четыре года просмотр составит 30 минут.
  • В пять лет – 35 минут.

Младенцу нежелательно даже находиться в комнате, где работает телевизор. Это слишком серьезная нагрузка для его хрупкой нервной системы и глаз. Незаметное мерцание экрана способно вызывать судорожный синдром, нарушения зрения и сна. Ребенок становится легко возбудимым, капризным и нервным.

Отличной альтернативой гармоничного интеллектуального развития для ребенка до года станет чтение книг с яркими и красочными картинками, занятия с конструктором из крупных деталей.

Читаем также: Включать ли детям телевизор?

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.
Усредненные значения норм сна для младенца

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Читаем более подробно: Почему ребенок до года плохо спит ночью: как наладить сон ребенка?

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Читаем также: Поход к педиатру: 7 важных правил

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Что смотрит невролог в 3 года — Детишки и их проблемы

Невролог – это врач, который должен наблюдать за состоянием здоровья вашего ребенка на каждом этапе развития, давать советы о том, как правильно ухаживать за малышом, лечить в том случае, если ребенок заболел. Посещение доктора необходимо почти каждый месяц.

Осмотр обязателен даже в том случае, если младенец абсолютно здоров, тем более, что это может быть не так. Только специалист может выявить отклонения от нормы. Проводится осмотр раз в квартал, так как статус новорождённого меняется почти каждый месяц. Каждый отрезок знаменуется формированием каких-либо навыков, происходит это из-за непрерывного роста и развития организма.

Зачем маме нужно регулярно на протяжении первого года жизни показывать грудничка неврологу? Ответы на самые частые вопросы родителей

В роддоме

Когда маму и грудничка выписывают из роддома, то малышу делают ультрасонографию головного мозга. Киста головного мозга – частый диагноз у новорождённых. Почему возникает данная патология медицине до конца неизвестно. Если размер опухоли не более 5 мм, то причин для беспокойства нет, и опухоль рассосётся к трем месяцам. Если киста была обнаружена, то необходимо каждый месяц следить за динамикой её развития.

Причинами заболевания ЦНС становятся:

  1. Патологическая беременность;
  2. Осложнения во время родов;
  3. Врождённые инфекции;
  4. Травмы, недоношенность.
  5. Не стоит откладывать осмотр у невролога, если вы заметили:
  6. Беспокойный сон;
  7. Синдром срыгивания и рвоты;
  8. ЗПР;
  9. Тремор рук, ног и подбородка;
  10. Пароксизмы различной продолжительности.

Давайте детально остановимся на том, каков неврологический осмотр на каждом этапе жизни.

При достижении одного месяца

осмотр грудничка

В один месяц невролог на осмотре обращает внимание на рефлексы и на позу ребёнка. В месячном возрасте врождённые рефлексы наиболее явны.

Невролог обращает внимание на состояние мышц, так как новорожденным свойственен гипертонус, положение их тела схоже с тем, что было в утробе матери: малыш поджимает ноги, сжимает кулачки.

Мышцы должны быть симметричны с обеих сторон. Разный тонус мышц сигнализирует о наличии патологий. Новорождённый способен потягиваться после сна, когда ему исполняется один месяц.

Телодвижения маленького человека отличаются хаотичностью и неупорядоченностью. В первый месяц жизни младенец начинает фокусироваться на предмете, внимательно его осматривает, даже способен проследить за его перемещениями.

Если в две недели кроха может удерживать голову, то это говорит о внутричерепной гипертензии, которую лечит врач. В этот период ребёнок начинает выражать эмоции, например, улыбаться слыша мамин голос. Категорически нельзя игнорировать посещение невролога именно в этом возрасте.

Окружность головы достигает 35 см. В первый месяц важно отслеживать динамику роста. Каждый месяц окружность должна увеличиваться на полтора см. Врач-невролог обращает внимание на состояние родничка.

При достижении трех месяцев

осмотр грудничка

На этом этапе малыш учится обращаться со своими ручками. Малыш начинает их изучать, засовывать пальцы в рот. К трем месяцам практически исчезают рефлексы новорождённого, так как уже кора головного мозга начинает отвечать за регуляцию. На смену хватательному рефлексу приходит осознанное хватание предметов.

Трехмесячный малыш должен уметь держать головку в вертикальном положении. Если этого не происходит, то вероятна у ребенка задержка физического развития или гипотонус. Это будет выявлено на осмотре.

В этом возрасте появляется эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Возникает она при общении или при попадании в поле зрения нового объекта. В доме всё чаще раздаётся детский смех. Тонус и напряжённость сгибателей уменьшается, позы становятся более непринуждёнными.

В полугодовалом возрасте

осмотр грудничка

В этот период невролог на осмотре смотрит на умения ребенка. В полгода малыш должен уметь переворачиваться на спину и на живот, поднимать голову, опираться на локотки.

Ребёнок начинает признавать родителей, выделять их среди остальных людей. Реакция на посторонних совершенно непредсказуема: от улыбки до сильного плача.

В полгода кроха способна совершать нехитрые манипуляции с игрушками, например, перекладывать предмет из одной руки в другую. Телодвижения приобретают точность и уверенность. Эмоциональные реакции становятся менее однообразны, ребенок начинает пытаться повторять несложные сочетания звуков.

После полугода окружность головы увеличивается на один см. Появляются попытки принять сидячее положение тела, пусть даже при помощи взрослых.

Дети постарше

осмотр грудничка

На осмотре невролог обращает внимание на умение малыша сидеть без поддержки, оценивает физическое развитие. Дети в этом возрасте начинают ползать и вставать.

Что касается мелкой моторики, то ребенок уже способен удерживать двумя пальцами предмет. Ребенок пародирует движения взрослых: машет рукой, хлопает в ладошки. Малыш хорошо знает, кто его мама и папа, с настороженностью относится к незнакомцам. Малыш понимает, что такое нельзя, может найти нужный предмет среди прочих, понимает значение произносимых слов.

Осмотр в годовалом возрасте нельзя игнорировать, ведь малыш начинает становиться полноценным человеком. В год многие дети уже способны самостоятельно передвигаться, некоторые делают первые шаги, держась за руку родителя.

В год и третий месяц каждый здоровый ребенок должен уметь ходить. Становится лучше умение держаться за столом: малыш держит столовые приборы, ест при помощи них, умеет пить из кружки.

Развитие познавательной сферы происходит семимильными шагами: ребенок знает наименования предметов, части тела человека, звуки, которые произносят животные. Окружность головы к этому времени увеличивается на десять см.

Самые частые вопросы родителей к неврологу

грудничок в синей вязаной шапке

С чем связано постоянное напряжение в конечностях?

Гипертонус – это нормальное явление, присущее всем новорождённым до определённого возраста. Младенцы сгибают руки, прижимают их к груди, пальцы крепко сжимают в кулак, притом большой палец лежит под другими. Нижние конечности тоже согнуты, но меньше чем в руки.

Папы и мамы могут заметить, что тонус меняется, если повернуть голову влево или вправо, то мышечный тонус станет выше с одной стороны. Эта особенность детского организма называется мышечной дистонией. Но не стоит пугаться медицинской терминологии, такое состояние считается абсолютно нормальным.

К четырем месяцам тонус мышц становится всё меньше, при движении задействуются многие группы мышц. Гипертонус никак не лечат, но допустимо делать массаж, способствующий гармоничному развитию тела. Советы о том, как делать массаж должен давать только квалифицированный специалист. На осмотре врач скажет, если причины для беспокойства.

Тремор конечностей и подбородка – это признак того, что ребёнок замёрз или что-то не так с нервной системой? Необходимо ли посещение врача?

Дрожь в теле, или по-научному тремор, возникает на первых этапах жизни. Причиной этому становится не до конца сформированная ЦНС. Тремор возникает вследствие эмоционального потрясения, физического напряжения, но иногда приступ начинается внезапно. Дрожание может быть как с обеих сторон, так и с одной. Молодые мамы понапрасну беспокоятся, замечая дрожь в теле ребенка. Если тремор повторяется периодически, с каждым разом всё продолжительнее и интенсивнее, то это повод сходить на приём к неврологу.

Что такое сосательный рефлекс? Почему ребенок постоянно что-то сосёт: пальцы, пустышку, грудь? Может быть он хочет есть?

Сосательный рефлекс является одним из основных у детей до года, он является врождённым. Любое раздражение рта вызывает сосательные движения у новорождённого. Рефлекс перестаёт себя проявлять при достижении четырёх лет. У младенцев встречается поисковый рефлекс, а также хоботковый. Во время приёма пищи эти рефлексы усиливаются, но это не говорит о том, что ребенок хочет есть.

Почему ребенок дергается и раскидывает руки в стороны? Необходимо ли обратиться к неврологу на прием?

Такое поведение ребенка объясняется рефлексом Мора. Он сохраняется до полугода, часто возникает при перемене положения тела или при громких звуках. Если ребенка поднять на руки из кроватки, а потом положить обратно, то младенец непроизвольно поднимет руки вверх. Иногда рефлекс Мора возникает непроизвольно или как ответная реакция на стук, крик или хлопок. Подобные движения руками свойственным всем малышам, не их наличие, а отсутствие должно вызывать опасение. Но при достижении 5 месяцев рефлекс должен исчезнуть.

С чем связаны частые срыгивания? Есть ли необходимость обращаться за помощью к специалистам?

Срыгивание до пяти раз в сутки – это норма, а не неврологическое нарушение. Особенно часто оно наблюдается в первый месяц жизни. Срыгивание связано с особенностями строения ЖКТ, его функционирования: желудочек расположен по горизонтали, имеет форму круга и очень маленький объем, не более десяти мм. Поэтому младенцы могут наедаться небольшим количеством молока. Кардиальный сфинктер желудка невелик по размеру, а вход в желудок имеет больший диаметр. Из-за этого пища медленно движется по ЖКТ.

Срыгиванию также способствуют:

  • Излишнее количество пищи;
  • Недоношенность;
  • Дефицит массы тела;
  • Ещё несовершенный процесс дыхания;
  • Отсутствие ферментов пищеварения;
  • Заглатывание воздуха во время еды;
  • Малые промежутки между кормлениями.

Что за белая полосочка у малыша на глазу? Почему она появляется?

Это явление называется синдромом Грефе. Наличие полосочки между радужной оболочкой и веком не свидетельствует о наличии каких-либо патологий, встречается у новорождённых довольно часто.

Она возникает из-за перемены положения тела, смены освещения, а также просто из-за индивидуальных особенностей организма. Способствует её образованию и незрелость нервной системы.

Симптом Грефе проходит самостоятельно в течение полугода. Но если симптом сопровождается косоглазием, высокой возбудимостью, ЗПР, то стоит немедленно посетить невролога с целью осмотра.

Почему ребенок бьётся головой?

Маленькие дети иногда начинают биться головой об окружающие предметы. Учёные до конца не знают, с чем связано раскачивание головой у детей до 3 лет. Считаются, что таким образом малыши тренируют вестибулярный аппарат и успокаиваются. Наверняка вы замечали, что покачивания головой заканчиваются засыпанием.

Иногда дети бьются головой, чтобы привлечь к себе внимание, выражают протест. В психологии этот синдром называется «самонаказанием». Ребенок стукается головой, чтобы его пожалели мама и папа. Подобное поведение можно избежать, если не делать прямых запретов. Чтобы битьё головой не причиняло серьёзный физический вред, то стоит убирать опасные предметы подальше от малыша.

Лекарственные средства, прописываемые невропатологом

грудничок плачет

Микстура с цитралью – это препарат, который врач-невролог назначает новорождённым. Микстура получила от родителей самые разные отзывы: кто-то негативно отзывается о её лечебном эффекте, а кто-то же хвалит целебные свойства препарата. Если доктор назначил это лекарство, то перед приёмом необходимо прочитать отзывы. Микстура имеет в своём составе компоненты идентичные тем, что есть в цитрусовых, эвкалипте и в мелиссе лекарственной. Микстура действует успокаивающе на ребенка, нормализует артериальное давление. Отзывы говорят о том, что микстура даже снижает ВЧД.

Микстура часто имеет в своём составе пустырник и валериану, которые славятся своими успокаивающими свойствами. Но отзывы свидетельствуют о том, что следует осторожно относиться к этим растениям, ведь они очень сильно угнетают нервную систему. Микстура имеет в своём составе:

  • Дифенгидрамин;
  • Глюкозу;
  • Очищенную вода, не имеющую каких-либо примесей;
  • Натрия бромид.

Врачи прописывают малышам препараты, содержащие Магне В6. Отзывы мам и пап говорят о том, что эти лекарства благотворно влияют на неокрепшую нервную систему малыша. Если детский невролог назначил новорождённому приём Магне В6, то учитывайте, что он обладает слабительным эффектом.

Читайте также:



Source: ogrudnichke.ru

Проблемы развития ребенка 3-х лет - Неврология

анонимно, Женщина, 38 лет

Добрый день! Вынуждена обратиться к вам со своими вопросами, касающимися здоровья моего трехлетнего сына. Дело в том, что уже на протяжении 2-х лет, замечая проблемы в его развитии, обращаемся к различным специалистам нашего региона. Сначала от нас просто отмахивались, ссылаясь на якобы наши излишние переживания. Сейчас многие, видя явные проблемы, не могут ни установить диагноз, соответственно, ни назначить лечения, ни сформулировать прогнозы. Только недавно (21.04.2015Г.) Нам был поставлен диагноз. В связи с этим, убедительно прошу вас дать свои профессиональные комментарии по состоянию здоровья сына. Для этого описываю основные моменты его развития: родился в декабре 2011 года, в 38 недель, вес 3380 г, рост 53 см, закричал сразу, в выписке зафиксировано, что доношенный, при рождении поставлено 8/9 баллов по апгару. Роды признаны стремительными. От момента сильных схваток до родов прошло примерно 5 часов. Никаких стимуляций не использовалось. В первые сутки постанывал. Поставили капельницу глюкоза+магнезия и все прошло. После стандартных прививок и узи был выписан домой на 5 сутки. Начал сидеть в 7 месяцев, ползать в 10 месяцев, вставать у опоры в 11 месяцев. Ходьба начиналась необычно. Начал не тихонечко ходить, увеличивая количество шагов, а начал сразу же, шатаясь, бегать. Пробегал 2 дня, затем сильно упал. Около месяца не ходил. Потом все возобновилось. Еще через 2 месяца ходьба никак не приобретала уверенности. Его всё время шатало и «заносило». Начали обращаться к невропатологам. Некоторые говорили, что слишком мало прошло времени. Другие – что возможно поврежден мозжечок. Сделали мрт, в ходе которого повреждение мозжечка не подтвердилось, но было установлено нарушение сроков миелинизации нервных волокон. Лечение не назначалось. Дополнительно стали замечать неловкость, нарушение координации движений, медленное развитие навыков. Повторное мрт определило положительную динамику по отношению к предыдущему обследованию. Вскоре столкнулись с другими проблемами. Появился насморк. Лечили под наблюдением врачей 4 месяца, испробовав, наверное, все существующие препараты. В итоге был установлен диагноз аденоиды 1 степени. В последующем насморк мучал постоянно с периодичностью 1 неделя без соплей и 3 недели – лечение. Всё это время находился на домашнем уходе. В сентябре состояние резко ухудшилось, стала стремительно развиваться ночная апноэ. При очередном обращении поставили гнойный этмоидит и аденоидит 3 степени с рекомендациями оперативного вмешательства. 5 Ноября был прооперирован. Проведены операции: поднаркозная эндоскопическая радиоволновая шейверная аденотомия и двухсторонний парацентез б/пер. Состояние нормализовалось. Носовое дыхание полностью восстановлено, но до сих пор болеет часто. Также нормализовалась и координация движений. Стало получаться нанизывание шариков на палочку. Параллельно находились на лечении у невропатолога с жалобами на отсутствие речи. В младенческом возрасте лепетал очень мало. В период с года до 1,5 лет появлялись слоги па-па-па, ма-ма-ма, дя-дя-дя, ти-ти-ти. Потом это всё полностью исчезло. В 2 года прошли первый курс восстановительного лечения в отделении раннего развития (массаж, плавание). В 2 года 4 месяца – второй курс с добавлением кортексина 10 мг № 10. В этот период проявился повышенный интерес к буквам, формам, возобновились слоги, звуки. Был явный прогресс. Но через 2 недели всё исчезло. Звукоподражание (типа гав, мяу, му-у) никогда не возникало. И до сих пор не появилось. В 2 года 9 месяцев – второй курс кортексина и в 3 года 2 месяца – третий курс. Результатов не было. В 3 года 1 месяц пробовали фенибут. Это привело к резкому ухудшению засыпания и неадекватности поведения. Через 5 дней были вынуждены отказаться. Другого лечения не назначали, ссылаясь на проблемы из-за отсутствия полноценного носового дыхания, а в последующем – на короткое послеоперационное время. На данный момент после операции прошло 6 месяцев и отставание в развитии уже заметно всем. Дважды делали обследование слуха. Но первый раз - при наличии длительного насморка, что явно отразилось на результаты. Второй – вскоре после аденотомии, когда поставили тугоухость справа 1 степени и слева – 2 степени. Собственное отношение к слуху таково: слышит достаточно хорошо, но такое ощущение, что не всегда; либо слышит только то, что ему нужно. Допустим, можно шепотом ему сказать: «пойдем смотреть мультики» и он побежит к компьютеру или телевизору. А можно несколько раз крикнуть имя и увидеть реакцию далеко не с первого раза. Сделали 2 раза ээг. В первом случае признали её достаточно хорошей, а во второй раз при мониторинге ночного сна обнаружили эпилептическую активность. Хотя мы ни разу не замечали никаких приступов, замираний либо «зависаний». Текущая ситуация по развитию такова:  речь отсутствует полностью. Нет ни единого слова. Только несколько звуков и слогов: а-а-а, э-э-э, ти-ти-ти.  Повышенное слюноотделение (присутствовало всё время с 6 месяцев с периодическим изменением интенсивности).  Очень часто и сильно скрипит зубами во время бодрствования, но ни тогда, когда он нервничает, а просто вместо развлечения; может скрипеть во время игры.  На горшок не просится (даже знаками). Сами высаживаем в определенное время. Хотя ходить в запачканных штанах не нравится. Снимает.  Нет никакого познавательного интереса. Невозможно заинтересовать ни рисованием, ни лепкой, ни конструированием. Но всегда был повышенный интерес к книгам. Однако, даёт читать только определенные сказки и стихи. Может их слушать по кругу часами. По тексту сам перелистывает страницы.  Любит смотреть мультфильмы, но тоже только определенные, хорошо знакомые. Редко когда соглашается на новый мультфильм (в протест мотает головой и кричит).  Буквы и фигуры, несмотря на то, что их учили в 2 г.4 Мес., До сих пор помнит. Из 4-5 букв по вопросу правильно показывает пальцем на нужную. Фигуры определяет из 6-7 штук.  Имеет место стереотипия – повторение одних и тех же движений, жестов. Может открывать и закрывать шкафы, не интересуясь внутренним содержимым. Может кидать предметы, используя одни и те же жесты.  Плохо раздевается. Может расстегнуть молнию, снять трусики, с трудом носки и колготки. Но этот процесс сопровождается недовольством (капризничает). Сам не одевается. Даже не делает попыток.  Кушает и пьет самостоятельно. Довольно уверенно, но неаккуратно.  Практически не играет игрушками. Как правило, бегает, перелистывает книги, в редких случаях может поиграть с мячом и пирамидкой. Пирамидку собирает правильно. Может покататься с горки. В игру приглашает брата (берет за руку и показывает, что нужно бегать).  Простые знакомые просьбы понимает: выключи свет, пойдем спать, закрой дверь, унеси трусики в стирку и т.П.  По обучающим карточкам (около 100 штук) правильно показывает предметы мебели, животных, транспорт, овощи и т.П.  При возращении одного из родителей не проявляет никаких чувств (не бежит навстречу даже после длительного отсутствия).  Может никак не реагировать на свое имя. Таким образом, заявить о том, что совсем ничего не понимает – нельзя и в то же время, развитие не соответствует возрасту. В соответствии с вышеизложенным, возникают вопросы: 1. Может ли эта задержка в развитии быть вызвана эпилептической активностью головного мозга в ночное время? Или причина сокрыта в другом и необходимо делать какие-то дополнительные обследования? 2. Насколько существует вероятность коррекции поведения и развития? Каковы перспективы? 3. Что ещё нам необходимо сделать для исправления ситуации? Еще раз обращаюсь к вам с просьбой и надеждой получения квалифицированной консультации. С нетерпением жду вашего ответа. Заранее спасибо. С уважением, елена.

Что смотрит невролог в первый месяц и как это отражается на жизни малыша?

Осмотр ребенка неврологом в 1 месяц

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Помимо норм роста и веса малыша, важно не упустить признаки таких пороков развития, как внутричерепное давление, гипертензионно-гидроцефальный синдром, увеличение желудочков мозга и многих других. Именно на начальном этапе они поддаются коррекции, что позволит избежать серьезных и даже неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Повторные неврологические осмотры необходимы даже в том случае, если во время предыдущих консультаций никаких отклонений в деятельности ЦНС малыша не обнаруживалось — они могут проявиться позже.

Когда в 7 лет ваш ребенок отправится в школу и уже там обнаружится, что он «необучаемый», «трудный» или «проблемный», винить останется только себя или нерадивого невролога. Огромное количество неприятных синдромов и состояний в работе нервной системы могут не обнаруживаться визуально по причине того, что 6 – 7 лет – достаточно кризисный возраст, в котором «вылезают» пропущенные в более раннем возрасте неврологические отклонения.

Прием у детского невролога. Мамина школа

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.
  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.
  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологический молоточек

Неотъемлемым атрибутом невролога является неврологический молоточек, он же молоток Тейлора, перкуссионный молоточек (перкуссия – это на языке медицины выстукивание), томагавк, молоток Бак, молоток Тромнера. Разновидностей инструмента очень много, каждый выбирает то, что ему удобнее.

состоянии глазодвигательных нервов, вестибулярного аппарата и мозжечка малыша, и соответственно предупредить развитие серьезных неврологических диагнозов. Бояться инструмента не нужно, даже несмотря на наличие игл на некоторых моделях – они предназначены для проверки рефлексов и чувствительности кожных покровов и не причинят ребенку боли.

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро.

Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Невролог в 3 года что смотрит

Невролог в 3 года что смотрит

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Младенец перед телевизором

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Врачи утверждают, что начинать смотреть телевизор можно с возраста не ранее двух лет.

  • Телевизор можно смотреть с двух лет не более 5-8 минут.
  • В три года можно увеличить просмотр до 25 минут.
  • В четыре года просмотр составит 30 минут.
  • В пять лет – 35 минут.

Невролог в 3 года что смотрит

Невролог в 3 года что смотрит

Младенцу нежелательно даже находиться в комнате, где работает телевизор. Это слишком серьезная нагрузка для его хрупкой нервной системы и глаз. Незаметное мерцание экрана способно вызывать судорожный синдром, нарушения зрения и сна. Ребенок становится легко возбудимым, капризным и нервным.

Отличной альтернативой гармоничного интеллектуального развития для ребенка до года станет чтение книг с яркими и красочными картинками, занятия с конструктором из крупных деталей.

Читаем также: Включать ли детям телевизор?

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.
Усредненные значения норм сна для младенца

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Читаем более подробно: Почему ребенок до года плохо спит ночью: как наладить сон ребенка?

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Читаем также: Поход к педиатру: 7 важных правил

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Поведение ребенка в 3 года — Невролог детский — онлайн-консультация

Добрый день, прошу вас помочь мне понять, что происходит с моей дочкой. Доченьке через месяц будет три года, стали ходить в садик, ходим сетвертый месяц, тяжело адаптировплась, потом был период относительно спокоцный, поьом мы заболели и проболели две недели, после этого начались жуткие истерики по любому поводу, садится на пол и стучит ногами и истошно орет., истерики начинаются, когда она чего то вдруг резко захотела и а я не могу это сделать или дать, так происходит с частотою через день. Стала с реди ночи с такими истериками вставать, но это происходит, если она в туалет захотела, я посажу сквозь истерику на горшек и как она сделает свои дела, сразу успокаивается. Кроме этого в садике не хочет кушать, стала плохо спать. С утра истерика, но быстро успокаивается. Еще стала говорить о том, что она хочет стать мальчиком, с трудом узнала у нее, что мальчиком она хочет стать, потому что мальчики на новый год будут танцевать зайчиков, а девочки снежинок и она хосет танцевать зайчика, но кроме этого она не хочет одевать платья, юбки и вообще все что с блестками, просит меня дать некрасивую одежду и так каждое утро скандал из за одежды, раньше она наоборот была модницей. И еще она хочет все заправлчть в колготки, даже платье, если у меня получается его одеть, все должно быть заправлено в колготки, при этом я ей говорю, что мальчики в куклы не играют, давай тогда отдадим все твои игркшки девчпчью кому нибудь, потому что мальчики не должны играть в девчачьи игрушки и конечно она на это не согласна и платья свои и юбочки и кофточки никому не отдаст. Ну и пример истерики, сегодня их было аж 2! Была веселая, игралась, потом у меня спрашивает, а мы забрали из садика рисунок ее, я говорю, нет, давай завтра забирем и все ... Закатилась в истерике прям сейчас нужно ехать и забирать. Второй раз мы красили ногти я ей она мне и бабушке, потом она срочно захотела все стереть, что мы и сделали, через минуту садится на пол, сьучит ногами, хочу ногти красить... Вот что с ней делать? И да еще она ничего не хочет в садике оставлять, то есть мы забираем и сандалики и сменную одежду и физру и пижаму и утром приносим опять. И еще не хочет в гости ходить, только мы собираемся она закатывает истерику, хочет домой. Еще много всяких пугающих мелочей. До садика она была спокойная, очень общительная, дружила со всей улицей. Она очень развита, хорошо говорит, большими предложениями, умеет считать до 11, знает много букв, умеет уже рисовать человечков всяких, поет, любит танцевать, но сейчас я ее не узнаю и меня она пугает. Я записалась к участковому невропотологу, но прием будет только в январе, я не выдержу ждать столько. Еще договорилась сводить ее к бабке испуг выливать, водила ее в церковь, вообщем я все хочу попробовать, но мне нужен и совет специалиста. Очень жду от вас ответа

Нужен нам невропатолог или нет? - запись пользователя Ох Энна (olega03) в сообществе Детские болезни от года до трех в категории Неврология

Сразу скажу, я не ищу совета вроде "сходите - проверьтесь". Хотя бы потому, что в детской поликлинике, чтобы записаться к неврологу, нужно пройти 7 кругов ада, а сама невролог абсолютно бестолковая, и я знаю что это будет формальность. Соответственно, если обращаться, нужно искать хорошего платного врача.

Ситуация в том, что я не могу понять, нужен ребенку невролог или нет..И фактически не знаю ЧТО рассказывать неврологу. С мужем разговаривали (он врач), говорит, что не видит что нам нужен невролог..Воспитатель в саду советует показаться.

А ситуация такая. Ребенку 3 года. По неврологии проблем никогда не было. Но характер у ребенка не простой, и вот я и беспокоюсь...характер ли? Или неврология?

Что меня беспокоит.

К примеру дневной сон. Засыпает ребенок обычно при мне. Просыпается всегда один и начинает громко звать меня, плакать. В саду то же самое. Это нормально, просто ребенок ищет маму (вроде засыпал то с ней...)? Или неврология? Ночью и утром такого нет, встает сам, одевается, выходит из комнаты.

Еще. Ребенок очень вертлявый, подвижный. Носится, прыгает, карабкается, ездит на каталке с улюлюканьем. Нам еще в том году психолог говорил что он очень активный. Муж ничего в этом не видит, говорит, обычный ребенок. Многие знакомые говорят так же. Тем более ребенок вполне (вот как сейчас, пока я пишу) в состоянии сам посидеть, порассматривать книжку...Но в саду мне намекают, что это (как и сон) неврология, нужно провериться...

Голос. Ребенок хорошо и МНОГО говорит. Иногда поет песни, иногда кричит. Повторюсь, не истерики, просто напр. заходим в подъезд, а он ААААА...Нравится эхо. Иногда так же на улице. Крикнет и улыбается. Я не знаю что это. М.б. характер, баловство (так считает муж). Я не уверена.

Поведение. Ребенок часто не слушается, очень упрямый и своевольный. Не захочет - не пойдет. Иногда на улице или дома может упасть на пол и валяться, типа плачет (без истерик, без битья головой об пол). В саду говорят что м.б. неврология (один воспитатель), другой считает что просто избалованность и ребенок проверяет на вшивость... Я не знаю что думать...

Агрессия. Он у нас в общем-то добрый мальчишка - помогать любит. Не обижает животных (в дома кот живет). Но в саду иногда может обижать деток, и по словам воспитателя без причины, просто подойдет и стукнет. Дома я замечаю, что он, напр., читает книжку/играет в игрушку, потом ему что-то не понравится/не получается, и он может ее со злостью бросить или попытаться "ударить". Но правда сразу же прекращает, когда я говорю что так делать не хорошо...

В саду. Конечно, когда ребенок один, сложно понять, все нормально или нет. Но теперь мы пошли в сад, там много детей, я смотрю, сравниваю. И воспитателей слушаю. И вот я реально, девочки, вижу, что мой ребенок вертлявее, активнее, громче, шубутнее, подвижнее других детей. Все смиренно одеваются вечером - мой прыгает по лавкам и вертится. Все чинно сидят за столиками, мой стучит ложкой и комментирует действия воспитателей. В общем от других деток он отличается. Хотя, по словам тех же воспитателей, в развитии опережает как сверстников, так и деток постарше, его даже хотели перевести в др. группу (мы отказались)...

Я не знаю что это за наука такая, неврология. Чем там лечат, от чего. Где грань между характером, кризисом 3-х летки и неврологией...Посоветуйте, девочки, м.б. у кого-то было что-то похожее, что у нас. Это относится к неврологии или не стоит забивать себе голову?

Не знаю как быть..И боюсь сделать хуже ребенку (не лечить то что нужно лечить или напротив, пичкать ненужными лекарствами)...

невролог что лечит у детей

Что смотрит невролог в первый месяц и как это отражается на жизни малыша?

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его Что смотрит невролог в первый месяц благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Первый визит к неврологу – как подготовиться?

Первый визит к неврологу – как подготовиться?

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Что смотрит врач на приеме?

Что смотрит врач на приеме?

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлексы

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

Спинальные рефлексы

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Оценка физического развития

Оценка физического развития

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.