Антонова директор пушкинского: Антонова Ирина Александровна сын Борис чем болен – Что, кроме легенды, оставляет Пушкинскому музею Ирина Антонова

Антонова, Ирина Александровна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антонова.

Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[1] и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения[2][уточнить].

Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Биография

С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре[3].

С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне[3]. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.

В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других

[4].

В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.

Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже[fr].

Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).

В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина[5].

11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России[6]. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ

[1].

В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году[7], о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой[1][8].

В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея

[1].

10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак[9]. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак[1].

Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.

После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина[10].

Семья

Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.

Мать — Ида Михайловна Хейфиц — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.

Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Государственного института искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году[11][12].

Взгляды и увлечения

Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане»

[1].

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[13][14].

В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[15].

Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.

Академические звания и степени

Награды

Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года Вручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года И. А. Антонова выступает на церемонии присуждения ей Государственной премии РФ, 12 июня 2018 года, Кремль.

Ирина Александровна Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек, Галиной Вишневской, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой):

Участие в телепроектах

Публикации

  • Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
  • Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)

Примечания

Ссылки

Ирина Антонова уволена с поста директора Музея имени Пушкина

1 июля стало известно, что Ирина Антонова, которая возглавляла ГМИИ имени Пушкина 52 года, уволена. Об этом сообщил министр культуры России Владимир Мединский.

По его словам, это человек-легенда, который сделал легендой Пушкинский музей.

– Мы бесконечно благодарны Ирине Александровн, – сказал он.

Кроме того, Мединский добавил, что она останется в ГМИИ в должности его президента, передает РИА Новости.

Стоит отметить, что вместо нее уже назначена Марина Лошак.

СПРАВКА КП:

Ирина Александровна Антонова — советский и российский искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с 1961 года.

В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи “Декабрьские вечера”, ежегодно проводящийся в музее.

Автор более 100 публикаций. На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.

С 2011 года – член Общественной Палаты Российской Федерации.

В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина.

11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России.

Награждена Орденами «За заслуги перед отечеством» I, II, III, IV степени. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Марина Лошак (родилась в 1955 году в Одессе) – советский и российский куратор, галерист, арт-менеджер, искусствовед, коллекционер, музейный работник. Одна из ведущих кураторов русского авангарда.

в 1999—2003 годах была директором «Московского центра искусств» на Неглинной, где организовала несколько выставок русского авангарда. В 2005—2006 годах работала директором Tatintsian Gallery, основанной нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном. В 2007 году вместе с Марией Салиной открыла на «Винзаводе» собственную галерею «Проун», в которой стала арт-директором.

В июле 2012 года для Марины Лошак была создана новая должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица».

Поделиться видео </>

Директору Музея изобразительных искусств им.Пушкина Ирине Антоновой исполняется 90 лет.Она по-прежнему на посту – и накануне юбилея представила новый проект… Тут даже не поймешь, что круче – ее девять десятков или полвека во главе одного из лучших музеев ЕвропыАнатолий ЖДАНОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: «Хочу переселить наконец картины из коммуналок в заслуженные квартиры»

Тут даже не поймешь, что круче – ее девять десятков или полвека во главе одного из лучших музеев Европы. Иногда ее спрашивают, многим ли ей пришлось пожертвовать в жизни ради своего дела? «Личное и рабочее у меня давно уже сплелись, – отвечает она. – И про жертвы не припомню. Не забывайте, до того как стать директором, я 16 лет работала в музее – водила экскурсии, делала выставки. Причем прежде не занимала ни одной административной должности. А теперь богатый опыт помогает принимать новые решения… (Читайте далее)

Директор Музея им. Пушкина Ирина Антонова: Я не знаю, что такое депрессия

Давно настороженно вслушиваюсь: как часто сегодня звучит это слово – «депрессия». Хотя, правду сказать, и причин для нее достаточно… Но вот что удивляет: часто о депрессии говорят проходно-буднично, как о насморке, многие даже гордясь: вот, мол, какая я тонкая натура, не ты со своей слоновьей кожей. Поразило: сегодня в психологии даже появилось специальное определение – «депрессия успешного человека» (Читайте далее)

ИСТОЧНИК KP.RU

Кадровые изменения в музее имени Пушкина. Ирина Антонова сама выбрала преемника

Большие кадровые перемены в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Ирина Антонова, которая руководила Государственным музем изобразительных искусств имени Пушкина 52 года, покидает пост. Кандидатуру нового директора предложила сама Ирина Александровна. Для нее было важно сохранить преемственность в развитии музея.

В Пушкинском музее сменяются эпохи. И речь идёт не о выставках, как в случае с недавно открывшейся здесь экспозицией Тициана, живописца эпохи Возрождения. У музея, который за последние 50 лет, неизменно ассоциировался с именем Ирины Антоновой, с сегодняшнего дня новый директор.

Итальянский дворик, где стоит статуя Давида, – олицетворение человеческого гения. Чей гений хранил и приумножал все культурные ценности Пушкинского музея последние 50 лет – известно.

“Мне кажется, таких людей в мире больше нет, с таким послужным списком и с такой фантастической историей успеха, как у Ирины Александровны Антоновой”, – считает министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Если Пушкинский – то Антонова, если Антонова – то Пушкинский. Это она возрождала музей в тяжёлые послевоенные годы. Первой открыла советским зрителям шедевры Матисса и Пикассо. Привезла в Москву “Джоконду” Леонардо да Винчи. Это она, казалось бы, хрупкая женщина открыла выставку столетия – “Москва – Париж”, которую другие музеи принимать отказались. Ведь пришлось бы выставлять запрещённых тогда Малевича и Кандинского. С начала 60-х и до нынешних дней в этих стенах никогда и ничего не делалось без её участия.

Командор искусства теперь сама решила отойти от оперативного управления. При этом она никуда не уходит. Специально для неё создаётся пост президента Пушкинского музея. Благодарные за совместную работу сотрудники устроили сегодня Антоновой поистине президентский приём.

“Я люблю музей, я благодарна музею за мою жизнь в музее, за эти годы, и благодарна всем вам, с кем в течение многих лет, как мне кажется, я достаточно успешно работала”, – сказала Ирина Антонова.

Кандидатуру нового директора Антонова, по её собственным словам, предложила сама. Это Марина Лошак – известный искусствовед, галерист, коллекционер. До последнего времени работала руководителем музейно-выставочного объединения “Столица”. Курировала такие комплексы как “Манеж”, “Новый Манеж”, “Домик Чехова”, музей при монументе “Рабочий и колхозница”. О своих приоритетах новый руководитель Пушкинского музея рассказала сразу после назначения.

“Первые шаги – это такое пристальное знакомство с музеем, на самом деле, это такой механизм, который нужно изучить. Нужно его познать и спокойно к этому отнестись, неторопливо, немножечко придержать свой темперамент в этом смысле. Осмысленно двигаться вперед, сохраняя все то лучшее, что есть в этом музее. А бренд, действительно, фантастический”, – отметила Марина Лошак.

Как будут распределяться полномочия между директором и президентом музея? Ирине Антоновой будут делегированы не только почётные представительские функции, по сути, она станет опытным экспертом и консультантом. А как трепетно Ирина Александровна относится к выставочному пространству, журналистам известно. В пылу сенсационных новостей некоторые из них сегодня приближались, по её мнению, слишком близко к музейным экспонатам.

Ирина Антонова покидает пост директора ГМИИ им. Пушкина

Марина Лошак сообщила, что к исполнению обязанностей приступит 10 июля, а до этого времени будет искать человека на должность руководителя “Манежа”. При этом Лошак отметила, что руководить ГМИИ она намерена “без революций”: “Мы хотим, чтобы этот музей стал еще лучше, еще существенней в своем стратегическом развитии. Очень важно, чтобы не только мы, коллектив музея, но и все, кто связан с ним, понимали и осознавали это общее дело, потому что в будущем речь идет об очень большом развитии Пушкинского музея”.

О том, чем известна Марина Лошак, читайте в биографической справке РИА Новости >>

Сама Ирина Антонова назначение Марины Лошак поприветствовала, заметив, что “в силу достаточно большого опыта, способна отследить то многообразие деятельности, которое характеризует наш музей”.  Говоря о своей дальнейшей работе в музее, Антонова выразила благодарность министру за предоставленную возможность: “Надеюсь, что опыт, который приобретен мной за эти годы, принесет пользу музею”.

Депутаты предполагают, что Ирина Антонова, вероятно, продолжит работать в правительственных комиссиях, в том числе при президенте. Причиной оставки, как предположила в разговоре с РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, стал возраст Антоновой, “вряд ли ее хотели обидеть”.

Директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский уверен, что Ирина Антонова будет успешно продолжать свою работу. “Ирина Александрова не уволена, а заслуженно получила пост президента музея. Это полностью соответствует всем юридическим и этическим нормам. Считаю, что новая должность Антоновой позволит ей и в дальнейшем успешно работать в музее. Ее новая должность поможет продолжить сотрудничество двух великих музеев России”, — отметил он.

Чем известна Ирина Антонова

Под руководством Ирины Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2012 году, получившая поддержку и финансирование правительства РФ. Благодаря ее инициативе был издан ряд систематических каталогов коллекций музея (“Немецкий рисунок”, “Французский рисунок”, “Коптские ткани” и др.), осуществлен ряд масштабных выставочных проектов. Читайте подробнее >>

президент Пушкинского музея рассказала о спасении картин после войны и дружбе с Рихтером — РТ на русском

Советский и российский искусствовед Ирина Антонова 52 года занимала должность директора Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а сейчас является его президентом. 20 марта ей исполнилось 96 лет. В интервью RT Антонова рассказала о жизни музея в послевоенные годы, о взаимоотношениях с подчинёнными и о дружбе с пианистом Святославом Рихтером. А также объяснила, почему не любит интернет и социальные сети.

— На ваш взгляд, в какое время и при каком правительстве сотрудникам Пушкинского музея жилось и работалось лучше всего?

— Всегда. Лично мне всегда жилось интересно. Лучше — это не то слово. Интересно. Содержательно. Я пришла в музей в 1945 году, проработала 16 лет. В феврале 1961 года стала директором. Очень было тяжело! Я получила музей в определённом состоянии: он очень сильно пострадал во время войны. Рядом упали крупные бомбы (вот даже на левом фасаде видны следы). Крыша протекала насквозь… Были разрушены три стеклянных покрытия, большой купол и плафон. Всё обрушилось в музей. В течение ряда лет музей стоял открытый. Есть фотографии — снег в итальянском дворике. А потом он тает — и стоит вода. Высоко стоит — нет стекла.

Меркулов пошёл к Сталину. Тот распорядился — дали стекло. Застеклили. Но стеклили кое-как, протечки продолжались. Дежурили пожарные, дежурила милиция. Но дежурили и мы, научные сотрудники, потому что в залах были экспонаты — мало ли что. Никто не имел права до них дотрагиваться, а мы имели. Уже я была директором, мне звонили: «Там на Пуссена (французский художник Никола Пуссен. — RT) льётся вода, что делать?» Я садилась в машину, приезжала. Музей был в жутком состоянии.

— Но это состояние преодолели…

— Да. Надо было этим заниматься сразу, с первого дня. Происходили невероятные события. Вот закончилась война, 1945 год. И уже в июле мы узнаём, что к нам приедет Дрезденская галерея! Десятого августа привезли «Сикстинскую мадонну». Солдаты внесли этот ящик с номером 100. Началась десятилетняя работа над определением того, что нам прислали…

— Раз уж речь зашла о Дрезденской галерее… Есть ли у немцев шанс увидеть все утраченные в ходе войны художественные ценности в музеях Германии?

— Я не могу вам сказать на 200—300 лет вперёд. Знаю одно: мы вернули колоссальное количество вещей. Приведу вам такой пример. Шла я по Сретенке. Там раньше был хороший комиссионный магазин именно антикварного плана. Захожу. Смотрю: картина Кранаха (немецкий живописец Лукас Кранах. — RT) — «Портрет курфюрста в брачном меньке». Думаю: такая картина могла быть только в Дрезденской галерее, как она тут оказалась? Прошу показать картину, переворачиваю её… Вижу: из Дрездена. Я была в Дрездене, видела, как это могло случиться. Там уворовали какое-то количество вещей. Вот она была среди них, видимо.

Пришла в музей, рассказала. Тут же мы поехали, купили эту картину. И отдал её музей вместе с остальными картинами. Отдали всё ценное, до последней вещи. И библиотеку. Отдавать — так по-честному! Может, у кого-нибудь на руках есть ещё дрезденское, не исключено. У какого-нибудь офицера в семье было…

  • Ирина Антонова
  • РИА Новости
  • © Михаил Озерский

— Можно ли утверждать, что русская, российская живопись незаслуженно недооценена за рубежом?

— Конечно.

— Почему самая известная наша картина — это «Чёрный квадрат»? Вы говорите, что это даже не живопись, а манифест…

— Ну, это живопись-манифест. Надо понимать правильно. Малевич очень крупный художник. Он доказал это не только «Квадратом», а тем, что творил потом, после. Просто здесь он сделал художественное заявление, которое означало: кончено то, что было раньше. Кончен тот период развития искусства, надо думать о новых путях. Это было очевидно и так, без него. Но он сформулировал мысль очень убедительно и ярко.

— Может быть, за рубежом не хватает информированности о нашем наследии?

— Безусловно, не хватает. Вот сейчас, в последнее время, последние лет 15, всё-таки стали возить наших художников. Я с большим удивлением, как многие, узнала об огромном успехе выставки Репина в Германии. Большой успех, настоящий. Я знаю, что есть большой интерес к Врубелю. К сожалению, за рубежом совершенно не понимают величие и гений Валентина Серова. Это крупнейший художник. Надо бы, чтобы они немножко тоже прониклись.

Дело в том, что наше искусство, как правило, никогда никуда не вывозилось, не продавалось. Вот эти замечательные мастера, такие как Кипренский, Федотов, русский романтизм (дивное совершенно искусство), Тропинин и так далее. Правда, портрет Кипренского есть в галерее Уффици, а картина Боровиковского — в Лувре.

Я однажды спросила директора Лувра (Лувра!): «Что вам нравится у нас?» Думал. И сказал потом: «РепИн, ВерещагИн». Я говорю: «А ещё что-нибудь вы знаете?» Ну, посмеялись. Но это не смешно. Потому что он действительно не знал. Директор Лувра!

— Вопрос от школьников, учащихся 10-го класса: «В вашем музее более 700 тысяч работ. Знаете ли вы их все?»

— Нет, конечно. Я не могу знать всё! У нас только 250 тысяч монет, больше 300 тысяч листов графики. Но, безусловно, я знаю все офорты Рембрандта, Гойи, которые у нас есть, очень много русских мастеров. Всю коллекцию живописи знаю прилично. Но всё знать невозможно.

— А скажите, вы пользуетесь интернетом, соцсетями?

— Вы знаете, я пользуюсь, но очень ограниченно. Причём сознательно не хочу пользоваться: понимаю, как люди уходят в эту чёрную дыру. Тем более, что это совсем не интересно. Я вот как-то посмотрела несколько раз, вникла… Но мне не интересно. Кому интересно — пускай пользуются.

— Очень многие известные люди делятся там своими мыслями, и другие люди это с удовольствием читают.

— Я не люблю, когда люди делятся прилюдно своими мыслями. Сама не хочу делиться. То есть одно дело — рассказать что-то конкретное. Но систематически… Я то, потом то — каждый свой чих фиксировать… Нет, мне это не нравится! Более того, это, как известно, отнимает у людей массу времени. Вечернего времени, драгоценного такого! Всё, что нужно из новостей, я увижу в нескольких программах. Или в машине (радио. — RT) включу. Вот и всё. А потом — я очень люблю книгу.

  • Ирина Антонова и российский пианист Святослав Рихтер во время проведения V Музыкального фестиваля
  • РИА Новости
  • © Анатолий Гаранин

— Говорят, что за все годы руководства вы умудрились не уволить ни одного человека из музея. Это правда?

— Правда. Никого не увольняла! Не могу сказать, что мне все очень нравились. Но, как говорится, кого бог послал. Кто-то уходил сам. Однако это нормальное явление. Кто-то вырастал, хотел самостоятельности. Ну, скажем, та же Трегулова (Зельфира Трегулова. — RT) очень много лет назад у нас работала. А сейчас она директор Третьяковки. Гагарина Лена 20 лет работала. Она директор музеев Кремля. Вот, два директора двух крупнейших музеев вышли из нашего музея. Причём работали подолгу. То есть прошли определённую школу и, возможно, не такую уж плохую, потому что они обе действуют хорошо, интересно. А так, чтобы просто кого-то выпихивать… Нет, зачем?

— Как же в огромном коллективе суметь найти общий язык с людьми, которые варятся в такой субъективной материи, как искусство? Ведь у каждого свой взгляд, своё понимание…

— Я не наблюдала, чтобы в музее возникали какие-то глубинные противоречия, связанные именно с пониманием искусства. Но должна сказать, что… Вот, например, я подходила к кубизму — я подходила к нему очень постепенно. Так же, как ко многим явлениям в музыке… Надо много слушать, много смотреть. Всё постепенно приходит.

— То есть культура искусства — это образование, обучение?

— Конечно. Это увлекательнейший процесс вхождения. Но бывают противопоказания! Ну, полное отсутствие слуха, допустим. И то, говорят, можно развивать.

— Вы дружили с Рихтером.

— Да. Это, знаете… Мне какой-то шанс в жизни выпал — невероятный! Потому что мало кто мог сказать, что он именно дружил с Рихтером.

Он к нам стал приходить просто играть в залах с 1949 года. Представляете? А потом, когда уже я стала директором, мы лично познакомились. Однажды Рихтер пригласил меня во Францию, город Тур. Сказал мне: «Ирина Александровна, я вижу, как вы слушаете музыку. Приезжайте, у меня там фестиваль». Я, конечно, поехала.

Там я его спросила: «Слушайте, а почему вы делаете это во Франции? Почему не в нашей стране?» Рихтер говорит: «А где там?» — «У нас, в музее. Белый зал есть наверху». Ничего не сказал, покачал головой. Проходит некоторое время. Мы были в оперном театре, после концерта. И вдруг он спрашивает: «Ну, и когда начнём?» Я удивилась: «Что?» — «Как что? Фестиваль!» Так и начали. Уже 38-й раз будет в этом году.

— У вас за плечами очень яркая карьера. А как вы совмещали её с личной жизнью? Хватало ли вас и на работу, и на семью?

— Меня не хватало в семье, конечно. Я это чувствую. Я не манкировала никогда, но всё-таки… Можно было дать больше.

Полная версия интервью будет опубликована на сайте RTД.

Антонова, Ирина Александровна – это… Что такое Антонова, Ирина Александровна?

У этого термина существуют и другие значения, см. Антонова.

Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (с 1961).

Академик РАХ (2001).

Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Биография

С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии.

С 1940 года — студентка Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В годы Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр и работала в госпитале.

В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

С февраля 1961 года по настоящее время — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва—Париж», «Москва—Берлин», «Россия—Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других[1].

Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.

Член Общественной Палаты Российской Федерации (с 2011 г.)

В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

Семья

Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.

Мать — Ида Михайловна (ур. Розенблюм) окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.

Муж Ирины Антоновой — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Института истории искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году[2][3].

Академические звания и степени

Ирина Антонова и коллекционер Михаил Перченко

Награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из трех женщин наряду с Майей Плисецкой и Галиной Вишневской):

Владение языками

Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.

Участие в телепроектах

Публикации

  • Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
  • Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)

Примечания

Ссылки

Ирина Антонова ушла с поста директора Пушкинского музея, который занимала 52 года

О том, что Антонова больше не будет руководить одним из крупнейших музеев страны, стало известно вчера на совместной пресс-конференции Ирины Александровны и министра культуры России Владимира Мединского.

– Это человек-легенда, который сделал легендой и Пушкинский музей, – отметил министр. – Мы бесконечно благодарны Ирине Александровне. Таких людей с таким послужным списком больше нет в мире.

Действительно, 91-летняя Ирина Антонова известна как специалист высочайшего класса, успешный администратор и человек, олицетворяющий высокую культуру во всем мире. Благодаря ее усилиям Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина многие годы был одним из самых авторитетных и в то же время прогрессивных музейных постранств мира. Пришла в него Ирина Антонова в 1945 году, после того как почти всю войну проработала младшим сержантом медицинской службы в госпитале на Красной Пресне. Молодая аспирантка, специализирующаяся на искусстве эпохи Возрождения, за 16 лет сделал блестящую карьеру и стала директором ГМИИ.

91-летняя Ирина Антонова будет по-прежнему трудиться на благо Пушкинского музея. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

91-летняя Ирина Антонова будет по-прежнему трудиться на благо Пушкинского музея.Фото: Анатолий ЖДАНОВ

На этом посту Ирина Антонова проработала 52 года. За это время она организовала и провела десятки крупнейших международных выставок, ее стараниям россияне смогли увидеть шедевры Пикассо, Модильяни, Тернера, Тициана. Вместе со Святославом Рихтером она организовала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», кторый ежегодно проходит в Пушкинском музее.

Сама Ирина Антонова поддержала кандидатуру нового директора ГМИИ Марины Лошак, которая до этого работала арт-директором московского музейно-выставочного объединения «Столица», куда входят ЦВЗ «Манеж» и «Рабочий и колхозница» (кстати, Ирина – жена бывшего главреда журнала «Огонек»). А также выразила благодарность за возможность продолжить работу в музее в качестве президента:

– Надеюсь, что опыт, который приобретен мной за эти годы, принесет пользу музею.

Мы попросили Ирину Александровну прокомментировать смену должностей

– Я просто меняю одну должность на другую, никакой тайной подоплеки здесь нет. Я уже 1,5 года назад написала заявление о том, что я буду уходить с поста директора музея – на это у меня есть много причин. Но за этот период поменялся министр культуры, потом довольно долго подыскивали человека на мою должность, а в 2012 году мы отмечали юбилей нашего музея, так что процесс это затянулся. Но вот сейчас подоспело время, нашелся нужный и подходящий человек. Так что ничего подозрительного в том, что происходит, нет. Это не неожиданность, я сама попросила «об отставке».

– Так смена министра была причиной задержки? У вас что-то не заладилось?

– Нет-нет, что вы! У меня с министром Мединским прекрасные отношения.

– Кандидатуру преемника вы предложили?

– Я ее одобрила. Там такой маленький список людей, которых можно назначить на этот пост, там были и те, кого я предлагала и кого мне предложили. В данном случае на кандидатуре Лошак мы согласились.

– Какое наиважнейшее качество человеческое и профессиональное требуется от человека на таком посту, как ваш?

– Знание предмета и работы. Понимание что есть музей сегодня. Не вчера, а сегодня весь комплекс – расширение музея, да и в целом очень много назрело вопросов, связанных с коллекциями, с людьми, с изданими, с популяризацией. Мы же, знаете, такие многостаночные, мы работаем на очень многих направлениях. Не только хранение картин. Мы еще и научное учреждение – и это очень важная тема. Весь этот комплекс надо решать.

До вчерашнего дня Марина Лошак была арт-директором музейно-выставочного объединения «Столица». Фото: ТАСС

До вчерашнего дня Марина Лошак была арт-директором музейно-выставочного объединения «Столица».Фото: ТАСС

– Какую самую первую проблему надо решить вашему преемнику?

– Мне кажется, это вопрос нашего развития, вопрос создания нашего музейного городка.

– А чем закончилась ваша непростая ситуация противоречий с директором Эрмитажа Пиотровским?

– Пока ничем не кончилась. Но можно предвидеть ее исход. Но то, что было сделано, совершенно не зависит от моих взаимоотношений с Пиотровским. А это проблема отношения государства к неправильно принятому в 48 году решению абсолютно репрессионного характера – ликвидации одного из лучших музеев России (Музея нового западного искусства), которое не имеет срока давности и желания или нежелания его исправить. Это было несправедливое, вредное решение в отношении музея, который принадлежал москве и составлял его гордость. И проблема его восстановления это не проблема взаимоотношений Эрмитажа и музея Пушкина, и уж тем более не проблема личных отношений их директоров Антоновой и Пиотровского. Это масштабная, государственная проблема. Вопрос в том, захочет государство ликвидировать эту огромную, основанную на идеологии ошибку, или не захочет. Хотя, я считаю, Пиотровский вел себя неприлично в этой ситуации, за что и был осужден музейным сообществом и по этой причине должен был публично принести свои извинения.

– Ну а ваш прогноз какой в этой ситуации?

– Хотелось бы надеяться на лучшее, но… думаю, что те, кому предстоит принять это решение, не готовы это сделать.

– На должности президента ГМИИ вы сможете влиять на его работу и развитие?

– Ну а как же! конечно. Мне делегированы довольно большие права.

ПРИГЛАШАЕМ:

В Галерею Ильи Глазунова!