Неврология симптомы заболевания у детей до года: симптомы и признаки неврологических проблем и заболеваний у ребенка грудного возраста и детей постарше – 3 самых частых неврологических заболеваний у новорожденных

Содержание

Детский врач-невролог отвечает на вопросы. Неврологические болезни

Как заметить неврологические нарушения у малышей до года, чтобы своевременно обратиться к врачу? Если новорожденный все время кричит и плохо спит – надо ли это лечить? Какие новые методы появились в лечении детей и подростков с эпилепсией и детским церебральным параличом (ДЦП)? На вопросы отвечает Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, к.м.н.

У дочки при полном секвенировании генома выявили неврологическое генетическое заболевание – синдром лопес-марсьель-роден. Как его лечить?

Это редкое генетическое заболевание проявляется нарушением психического и моторного развития у детей. Лечение носит симптоматический характер. Таких детей наблюдают психиатры, педиатры, неврологи и реабилитологи.

Ребенку 1,7 года, ДЦП, синдром Денди-Уокера и микроцефалия. Ребенок постоянно вздрагивает после крепкого сна. Энцефалограмма дневная и ночная без эпи. Что это может быть? Нужна ли противосудорожная терапия?

Вздрагивания после крепкого сна могут относиться к неэпилептическим миоклониям, при отсутствии судорог и нормальной электроэнцефалограмме лечения не требуют.

Мальчику 3 года, трогает половые органы. Пока отвлекаем и переключаем внимание. Нужно ли обратиться к врачу?

В этом возрасте происходит пик интереса к собственному телу, поэтому малыш исследует себя. Если это не носит навязчивого характера, лечение не требуется. Если он делает это все свое свободное время, имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Ребенку 4,5 года. В год поставили диагноз «эпилепсия генерализованная криптогенная с миоклоническими припадками». Приступы начались примерно в 10 месяцев. До этого момента нареканий к здоровью не было. До года выполняли все плановые прививки (с года прививки не делаем). На сегодняшний день ремиссия 3 года 4 месяца (препараты не принимаем 7 месяцев). Может ли данное заболевание быть вызвано действием прививок (АКДС)? Как безопасно начать делать прививки с таким диагнозом?

Эпилепсия относится к многофакторным заболеваниям с генетической предрасположенностью при провоцирующих воздействиях внешней среды. Прививки сами по себе не являются причиной заболевания, но могут спровоцировать болезнь, как и любой другой фактор. Если у ребенка ремиссия по приступам, то прививки ему не противопоказаны.

Девочке 2 года и 10 месяцев. Не хочет одевать колготы, гольфы, кофты. Выйти погулять – целая проблема. Надеваем куртку на майку, сапожки на голую ножку и штаны без колготок. Варежки тоже не надеть. Перерастет или надо обращаться к специалистам?

Это могут быть возрастные особенности ребенка. Но также это может говорить о начальных проявлениях заболеваний, связанных с нарушением психики и поведения. Поэтому для уточнения этих особенностей имеет смысл показаться детскому психиатру, психотерапевту или психологу.

Ребенку 4 года. С рождения делает вращательные движения кистями рук и часто прыгает. Что это может быть? Невролог аутизма не выявил, в плане обучения все нормально. Движения повторяет часто, особенно когда рад чему-то. Если этому поведению есть научное объяснение?

У детей при повышенной возбудимости нервной системы многие эмоциональные реакции сопровождаются повышенной двигательной активностью. Эти дополнительные движения помогают ребенку справиться с избытком эмоций, особенно положительных. Поэтому при нормальном психическом развитии лечения это не требует.

Мальчику 1 год и 10 месяцев. С рождения нормально не проспал ни одной ночи. Каждые 40 минут крик, плач, истерика. Сначала списывали на колики, режущиеся зубы. Пробовали укладывать позже/раньше, качать/не качать, ванны/душ перед сном, активное/спокойное времяпровождение. Дневной сон сейчас 1,5–2 часа, тоже прерывистый. ЭЭГ в норме, УЗИ головного мозга без патологии, анализы в норме. Невролог выписывал ноофен, магний В6, дормикинд. Ничего не помогает!

Нарушение сна у детей может указывать на ряд серьезных неврологических заболеваний, однако если развитие ребенка соответствует возрастным нормам, плохой сон в большей степени доставляет дискомфорт родителям, чем ребенку. Нарушение сна, как правило, связано с перевозбуждением нервной системы и переизбытком информации. Беспокойный сон часто помогает малышу справиться с лишней информацией, которую он получил днем. Внезапный плач во время ночного сна, когда малыш кричит и не может успокоиться, может быть этапом взросления. Лечение требуется только тогда, когда ночные кошмары носят постоянный, спереотипный характер и сопровождаются нарушением самочувствия ребенка на следующий день.

Сыну 2 месяца. Он спит всего 1 раз в день в течение двух часов. И то только на улице в коляске (дома в дневное время не удается уложить). Он засыпает, спит 30 минут и просыпается. Во время сна активно машет ручками и дергает ножками. Сон удается продлить, если дать ему грудь сразу, как он проснулся.

У многих детей двигательная активность (вздрагивание, подергивание ножками, ручками) часто сопровождает сон, и это нормальное явление, так же как и крик и плач. Беспокоиться не стоит.

Ребенок родился в 38 недель, роды были тяжелыми, в три месяца УЗИ показало наличие арханоидальной кисты, расширение желудочков. До двух лет развивался в пределах нормы с небольшим отставанием (курсы лечения ноотропами), ближе к двум стал просыпаться ночью и орать с выгибанием в дугу, начали проявляться аутичные черты, затем крики стали учащаться, поведенческих нарушений стало больше. Сейчас ребенку 5 лет, и врачи не знают, что с нами делать: он не разговаривает, продолжает просыпаться по ночам и кричать, выгибаться. На фенибут, кортексин, ноофен, пантокальцин, рисперидон, валерьянку реагирует возбуждением, появляются проблемы с туалетом. Также назначали карбамазепин для исключения эпилепсии. Что нам делать?

Ситуация серьезная. Ночные пробуждения не основная проблема. Необходима консультация психиатра.

Дочери 11,5 месяца. Периодами плохо спит по ночам, часто просыпается с плачем. Последний прием пищи в 10 вечера, а засыпает в лучшем случае в полночь. Похоже, что она недосыпает, и я не могу понять причину. Может, есть какие-то неврологические нарушения или это просто зубки и нужно подождать?

Нарушения сна бывают разные. Самые опасные те, которые связаны с нарушением развития ребенка, при этом он может спать без внезапных пробуждений. Диагноз в этой ситуации ставится по факту клинических нарушений (задержка развития) и записи ЭЭГ во время сна. Когда же ребенок часто просыпается и кричит ночью, но днем чувствует себя хорошо и его развитие соответствует норме, лечение не требуется. Это нормально. Если же ребенок пытается днем доспать, это может быть вызвано не неврологическими причинами, имеет смысл обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.

Ребенку 9 лет. С 6 лет болит голова (висок), иногда сопровождается рвотой, МРТ с сосудами, энцефалограмма в норме. По назначению врача принимали ноофен и витамины группы В – улучшений нет, с ноября голова болит раз в неделю. Что делать?

Все головные боли делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся головная боль напряжения и мигрень. Головная боль напряжения часто связана с завышенными требованиями родителей к успехам ребенка и повышенной нагрузкой. Здесь часто требуется привлечение психотерапевта и пересмотра отношения родителя к своему ребенку. Мигрень больше относится к наследственно обусловленным заболеваниям. Для нее характерны тошнота, рвота и сон, приносящие облегчение. Подбор медикаментозной терапии осуществляет невролог, и это не всегда легко. ЭЭГ, МРТ головного мозга, оценка глазного дна проводятся для исключения вторичных головных болей, которые могут быть вызваны многими причинами: объемные процессы, аневризмы, повышенное артериальное давление и др. В случае выявления вторичных головных болей лечение направлено на устранение основной причины.

Существует ли какая-то статистика о количестве детей, которые перенесли гипоксию по время родов и имеют из-за этого задержку развития речи? Какие методы используют неврологи и педиатры при диагностике задержки речи у детей двух лет? Как распознать данную задержку? Ребенок в 2 года говорит только простые слова из двух слогов, не соединяя их в простые предложения.

Количество детей, которые переносят гипоксию, невелико. Если гипоксия является причиной задержки речи, то при этом она вызывает и другие выраженные неврологические нарушения. Диагностика проводится логопедом, психологом, детским психиатром. Методов диагностики много. Сейчас дети позже начинают говорить, но при этом понимание речи находится у них на достаточном уровне. Отсутствие активной речи в первую очередь должно заставить обратиться к специалисту, если нарушено понимание речи. В вашей ситуации имеет смысл в первую очередь обратиться к логопеду.

Ребенку 1 год и 11 месяцев, очень капризный, частые истерики. Живет с мамой. Когда остается с бабушкой, ведет себя гораздо спокойнее. Отмечается боязнь новых помещений, новых людей. В 1 год и 8 месяцев говорил около 10 слов, но когда отучали от соски на ночь, перестал говорить вообще. Спустя 1,5 месяца вновь появились слова МАМА, БАХ, БИ-БИ, АМ. Любит читать книжки, но не показывает пальчиком, где собачка, например. Цвета, цифры, буквы его не интересуют совсем, а вот лепить и рисовать может недолго. Хотя явно понимает, что от него хотят. В развивающем центре групповые детские занятия игнорирует. Ночью просыпается 10–15 раз, просит пить. Невролог в поликлинике назначала курс ноофена (1,5 месяца), во время его приема спал лучше. Собирает пирамидку, башни из кубиков, игрушки в основном разбрасывает, но может поиграть с ними 5 минут. Умеет сам кушать ложкой, но не хочет. Могут ли вышеперечисленные симптомы быть признаками аутизма? Какие будут рекомендации по коррекции поведения ребенка?

В данной ситуации имеет смысл обратиться в Центр раннего вмешательства, чтобы ребенка посмотрели детский психиатр, психолог и логопед. Или в центр коррекционного развития.

Мальчику 6 лет, очень активный, на месте не сидит, периодически случаются тики (моргание), спокойно постоять не может ни минутки, руки, ноги – все в движении. Это плохо или особенности возраста? Можно ли обойтись без успокоительных или надо пропить курс?

Часто тики помогают ребенку справиться с перевозбуждением нервной системы, так же как и активные движения. Если это не нарушает социализации ребенка и ему не мешает, попытки лечения тиков малоэффективны и часто бесполезны. К подростковому возрасту порядка 70 % тиков проходят без лечения.

Ребенку 10 месяцев. С пяти месяцев регулярно мотает головой вправо-влево, когда засыпает, и иногда днем лежа на спине (вероятно, когда хочет спать или скучно). Есть ли повод для беспокойства?

Мотание головой влево-вправо обладает легким успокаивающим действием, в ряде случаев помогает ребенку уснуть. Это нормально, беспокоиться не нужно.

У ребенка (8 месяцев) при засыпании немного вздрагивают пальчики, ручки, ножки. У папы наблюдается точно такая же реакция при засыпании. Что это такое?

Это миоклония во время сна, которая не сопровождается неврологическими нарушениями, не требует лечения и часто носит наследственный характер.

У ребенка с раннего возраста движение рук будто котенок массирует кошку – при виде чего-то интересного и захватывающего. Если сидит, то может подергивать ногами, как будто бежит, когда стоит, то подпрыгивает, скачет. Сейчас ребенку почти 5 лет. Неврологи, психолог говорят, что все в порядке. Мы не можем отучить ребенка от этих движений. А может, и не нужно?

Это может наблюдаться у детей с повышенной возбудимостью нервной системы. Относится к синдрому навязчивых движений. Отучать не нужно. Но в случае появления новых навязчивых движений или увеличения этих имеет смысл еще раз показаться специалисту.

Двойняшки после ЭКО, плановое кесарево, 38 недель, беременность без осложнений. До 1,9 года проблем не было. Потом у девочки появился плоско-вальгус стоп, затем коленок, снизился тонус ног. До этого бегали, приседали, поднимались по ступенькам. Все произошло за 3 месяца. Легли на обследование в детскую областную больницу. МРТ спины, КТ головного мозга в норме, исключили болезнь Шарко-Мари, наследственные нарушения обмена веществ. КФК-168, отклонения есть по ЭЭМГ (электронейромиография), интеллект и речь в норме. Больше года не можем определить диагноз, ездим каждые 2,5 месяца в детскую областную больницу, проходим курсы лечения. Подскажите, куда обратиться дальше?

В данной ситуации имеет смысл обратиться в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Записаться на прием можно по телефону: 327-55-06 (Минск). Там будет проведена углубленная диагностика.

Нужно ли лечить новорожденному повышенную возбудимость? Насколько безопасны ноофен и пантокальцин?

Повышенная возбудимость нервной системы у новорожденного часто является условием нормального развития и в случае отсутствия отставания в развитии и лечения не требует. Ноотропные препараты новорожденным детям, с моей точки зрения, в любом случае не показаны.

Ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы 21 января.

Фотографии – Евгений Креч

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

причины, признаки и симптомы, методы лечения

Проблемы неврологии у новорожденных наблюдаются практически в 80 % случаев. Это очень высокий показатель. Плохая экология, неправильное питание, постоянные переживания и психоэмоциональное напряжение во время беременности часто негативно сказываются на здоровье будущего ребенка.

Неврология у новорожденных

Данное понятие характеризует патологии нервной системы, связанные с любыми нарушениями в работе ЦНС. Несмотря на то что наука не занимается подобными проблемами, их все равно относят к данному медицинскому направлению. Состояния, связанные с работой нервной системы, не должны оставаться без внимания врача. В особенности это касается детей до года. Болезни ЦНС часто приводят к серьезным последствиям. И задержка речевого развития или психомоторного аппарата относится к оптимистическому диагнозу по сравнению с множеством других. Нередко встречается гиперактивность, дефицит внимания и неадекватное поведение детей. Все это относится к последствиям. Поэтому очень важно не игнорировать проблему, а заняться ее лечением как можно раньше.

Когда возникает патология?

Расслабленные ручки

Что такое неврология у новорожденных детей, мы рассмотрели. Возникают проблемы в работе ЦНС с 28 недели беременности в утробе матери, а также в первые дни после появления ребенка на свет. Часто можно услышать, что неврологическую патологию называют перинатальным поражением центральной нервной системы.

Основные причины

Причин появления патологий ЦНС довольно много. Наиболее распространенными среди них принято считать:

  1. Травмы, полученные во время родовой деятельности.
  2. Гемолитическую болезнь ребенка.
  3. Неправильное развитие спинного или головного мозга.
  4. Гипоксию плода во время беременности.
  5. Недостаток кислорода вследствие обвития шеи плода пуповиной.
  6. Внутриутробные инфекции.
  7. Наследственность.
  8. Тяжелый токсикоз во время беременности.

Признаки неврологии у новорожденных

Развитие новорожденного является одним из основных показателей его состояния здоровья. Когда ребенок находится в раннем возрасте, можно с легкостью определить, где возникли нарушения развития. Если происходят изменения в речевом, моторном или психическом развитии малыша – это первый сигнал. Признаками проблемы могут стать следующие функциональные изменения:

  1. Повышенная возбудимость, которая часто обусловлена тремором подбородка и конечностей.
  2. Нарушения сна.
  3. Расстройства двигательного аппарата.
  4. Частые и обильные срыгивания.
  5. Гипертонус и гипотонус мыщц.
  6. Повышение внутричерепного давления.

При неврологии у новорожденных симптомы заболевания могут проявляться следующим образом:

  1. Мраморный оттенок кожных покровов.
  2. Эпизодические судороги.
  3. Повышенная чувствительность к смене климата.
  4. Поджимания пальчиков стопы в положении стоя.
  5. Постоянно холодные и влажные конечности.

Родителям необходимо знать, что при появлении одного или нескольких симптомов или признаков необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Синдром нарушений ЦНС

Ручки сжаты в кулачки

Что такое ПЭП в неврологии новорожденных? Перинатальная энцефалопатия связана с уязвимостью и слабостью нервной системы. ПЭП может проявляться по-разному. Ее признаки обнаруживают у 8–9 деток из 10 при рождении. Чаще всего причина возникновения связана с неблагоприятными воздействиями на нервную систему в период вынашивания, родов и в первые несколько дней после появления малыша на свет. Иногда диагноз связывают с гипервозбудимостью, когда ребенок очень раздражителен и имеет плохой аппетит, а также часто срыгивает и отказывается от груди. Кроме этого, у таких деток нарушен режим сна, им сложнее заснуть, они меньше спят. Редким, но тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии считается синдром угнетения центральной нервной системы. Дети с таким диагнозом выглядят усталыми, кричат тихо и очень слабо. Им свойственно уставать во время кормления. В наиболее осложненных состояниях часто бывает нарушен сосательный рефлекс. Признаки ПЭП бывают выражены незначительно, но малыши, которые перенесли данное состояние, требуют повышенного внимания и наблюдения, а в некоторых случаях, возможно, и терапии.

Методы лечения ПЭП

Если перинатальная энцефалопатия будет обнаружена вовремя, а также будут проведены все меры по устранению проблемы, то шанс на выздоровление довольно высок. Обычно ПЭП лечится с помощью лекарств, массажа и физиотерапии. При правильно подобранной схеме лечения перинатальная энцефалопатия проходит к 4–6 месяцам, максимум может потребоваться год. При простой форме заболевания последствий в дальнейшей жизни не наблюдается. В более серьезных или вовремя не диагностированных формах неврологические проблемы по истечении года нередко переходят в минимальную мозговую дисфункцию.

На первом месяце жизни новорожденного, а затем еще 3 раза в течение первого года жизни необходимо показывать малыша неврологу. Если в вашей поликлинике нет такого специалиста, то попросите вашего педиатра выдать вам направление в консультационно-диагностический центр. И помните, что проблему всегда лучше предупредить, чем потом решать.

Внутричерепное давление

По оболочкам головного мозга циркулирует специальная спинномозговая жидкость – ликвор. Она выполняет следующие функции:

  • питание нервных клеток;
  • амортизация во время ударов или сотрясений;
  • устранение конечных продуктов обмена.

Если по каким-либо причинам данной жидкости вырабатывается больше, чем необходимо для оттока, или на голову малыша оказывается серьезное давление, как во время родовой деятельности, то ВЧД возрастает до критической отметки. А поскольку наш мозг состоит из множества болевых рецепторов, то малыш бы страдал от сильной головной боли, если бы не наличие швов и родничков, которые позволяют костям черепа расходиться и одновременно с этим выравнивать давление.

Ребенок плачет

Чаще всего данный диагноз ставят, когда ребенка сопровождает частый плач и срыгивание. Неврология и новорожденный ребенок тесно связаны, поэтому консультация врача обязательна в любом случае.

Признаки ВЧД

Если какой-нибудь специалист предложит измерить вашему ребенку внутричерепное давление специальным прибором, то не соглашайтесь. Дело в том, что медицина знает только два способа для измерения ВЧД, и они оба связаны со вскрытием черепной коробки.

Симптомы неврологии

Существует несколько признаков, которые могут подтвердить повышенное ВЧД у новорожденного. Основные из них:

  1. Выпирание родничка.
  2. Расхождение костей черепа.
  3. Превышение норм окружности головы.

Методы лечения ВЧД

Когда вашему ребенку ставят мнимый диагноз, а именно из-за одной истерики, то никакие лекарства не нужны. Пройдет некоторое время, и давление нормализуется само по себе. Но если вашему ребенку повышение ВЧД доставляет серьезное беспокойство, то врач может выписать препараты, выводящие избыточную жидкость из организма.

Если диагноз выявлен правильно, то есть он ставился по результатам течения таких опасных заболеваний, как нейроинфекция, серьезная травма головы или врожденная гидроцефалия, то никакие медикаменты для снижения внутричерепного давления не помогут. Для решения такой серьезной проблемы необходимо непосредственное участие нейрохирурга, травматолога и реаниматолога в процессе лечения.

Мама с новорожденным

Гипертонус и гипотонус

Нарушение мышечного тонуса у новорожденного в одну либо в другую сторону требует обязательной коррекции. Если эту проблему оставить без внимания, то она может неблагоприятно сказаться на интенсивности развития ребенка.

Перенапряжение мышц, именуемое гипертонусом или чрезмерная слабость, названная гипотонусом нельзя относить к заболеваниям. Это состояние! Причем гипертонус может существовать определенное время в жизни крохи и являться физиологичной нормой. Но грань между данными показателями очень тонкая.

Гипотонус относится к состоянию, которое необходимо корректировать. Более того, встречаются случаи, когда вялость и слабость мышц является симптомом серьезного заболевания. Тогда для выздоровления может потребоваться серьезная медикаментозная поддержка.

Симптомы гипертонуса

Родителям следует насторожиться, если после трех месяцев ребенок также продолжает сжимать ручки в кулачки и подгибать конечности. Патологический гипертонус может проявляться по-разному, а признаки зависят от напряжения разных групп мышц.

При выявленных проблемах неврологии у новорожденных симптомы гипертонуса будут следующие:

  1. Беспокойный и очень чуткий сон.
  2. Тремор подбородка.
  3. Плохой аппетит.
  4. Сильная скованность в движениях.
  5. Умение удерживать голову с самого рождения.
  6. Беспричинный и длительный плач.

Причинами возникновения гипертонуса у малыша могут стать:

  1. Инфекционные заболевания мамы во время беременности.
  2. Гипоксия новорожденного.
  3. Стремительная родовая деятельность.
  4. Резус-конфликт между мамой и ребенком.
  5. Внутриутробная интоксикация плода.

Методы лечения гипертонуса

Признаки неврологии

Если гипертонус новорожденных не проходит самостоятельно, то лечение должен назначать невропатолог. Чаще всего комплексное лечение включает:

  1. Лечебную гимнастику.
  2. Расслабляющие ванны.
  3. Электрофорез.
  4. Парафинотерапию.
  5. Массаж.

Если проблема взаимосвязана с обменными процессами в головном мозге, то дополнительно назначаются лекарственные препараты.

Признаки гипотонуса

Гипотонус также относится к неврологии у новорожденных. На что обратить внимание в данном случае? Малыш обычно лежит в кроватке с расправленными пальчиками, ему не свойственно сжимать ручки в кулачки. Если кроху положить на спинку, то ножки раскрываются в тазобедренных суставах очень легко. Помимо этого, детки в таком состоянии слабо сосут грудь, а также часто засыпают во время кормления. Особенно должны настораживать малыши, которые практически не плачут, а только кушают и спят.

Лечение гипотонуса

Лекарственных препаратов в данном случае не назначают. При гипотонусе достаточно регулярного выполнения лечебной гимнастики и прохождения курса массажа. Помимо этого, комплексное лечение может включать иглоукалывание и прохождение специальных процедур в кабинете физиотерапевта.

Неврология у новорожденных, на что обратить внимание

Мы рассмотрели 3 самых распространенных состояния, относящихся к неврологии новорожденных. Для более подробного изучения данной темы можно ознакомиться с имеющейся литературой. Некоторые специалисты рекомендуют к прочтению издание А. Ю. Ратнера «Неврология новорожденных», где рассматриваются проблемы детей первого месяца жизни, возникающих как в случае патологических, так и физиологических родов.

Помните, что показать младенца неврологу необходимо. Очень часто врачам, которые занимаются проблемами развития, приходится видеть отчаявшихся родителей школьников у себя на приеме. Большинству таких детей не ставили диагноз “родовая травма”, а иногда мамочку с малышом просто не направили вовремя к специалисту. В результате дети пошли в школу, а там столкнулись с первыми трудностями, связанными с тем, что обучение дается очень непросто.

Неврологические заболевания у детей до года симптомы. Неврология у детей до года: причины, симптомы

Детская неврология – раздел медицины, который занимается заболеваниями детской нервной системы. Она возникла на стыке 2 дисциплин – неврологии и педиатрии. Также она тесно связана с нейрохирургией и психиатрией. Неврология у детей – одна из самых сложных дисциплин медицины.

Большой вклад в развитие детской неврологии внесли Якунин Ю.А., Бадалян Л.О., Шабалов Н.П. и, конечно, Ратнер А.Ю. Они очень много сделали для развития именно перинатальной патологии, т.е. по неврологии новорожденных.

Также с целью улучшения процессов диагностики и лечения детскими неврологами в 2015 г. выпущено третье издание книги – “Детская неврология у новорожденных и клинические рекомендации” под ред. проф. Гузеевой В.И. и соавторов.

Здесь приводятся все последние материалы по этиологии, определению и терапии патологий нервной системы в детском возрасте; указан весь алгоритм действий врача.

Особенно подробная информация дана по вопросам патологии новорожденных. Большое внимание оказано доказательной медицине и ее достижениям.

Невролог (более современное название специальности невропатолога) – специализируется на изучении, предупреждении, выявлении и лечении заболеваний с поражениями всех отделов нервной системы.

Особенно это важно у детей, потому что неврологические патологии оставляют в будущем след на всю жизнь. Работа детского невролога очень ответственна, потому что своими решениями он решает дальнейшую судьбу ребенка: его социальную адаптацию, психическое и физическое здоровье; и даже его заболевания во взрослом периоде.

Сегодня в детской неврологии открыт новый раздел заболеваний: наследственные болезни обмена. Это сделано потому, что из 2,5 тыс. нозологий в неврологии, 70% из них имеют наследственный характер.

Посещения детского невролога должны быть плановыми в первый месяц жизни, каждые 3 месяца в течение 1 года жизни. Затем они совершаются по необходимости ежегодно.

Важность своевременного обращения к детскому неврологу

Детская неврология заметно отличается от таковой у взрослых; нервная система детей меняется по возрастам и не является копией взрослой в миниатюре. У детей многие болезни имеют атипичное течение и достаточно редки.

Главная проблема детской неврологии – перинатальные поражения нервной системы. Период перинатальности начинается с 22 недели гестации и заканчивается через 7 дней после родов. В этот очень ответственный период для мамы и плода на него могут влиять самые разные факторы.

Последний месяц перед родами и здоровье очень зависимы от внешних факторов: поздние токсикозы; никотин; прием ЛС; стрессы; инфекции – всего этого очень много для организма будущего малыша, это вредные факторы. Например, даже незначительный стресс у матери во время беременности приводит к перенасыщению костей ребёнка кальцием.

При приближении родов кости плода твердеют; результатом становятся болезненные роды для матери и затруднения для малыша при прохождении его через родовые пути. Бесспорно также то, что сегодня число стрессов в жизни человека растет по геометрической прогрессии.

Работа нервной системы может нарушаться еще во внутриутробном периоде. Поэтому невролог и осматривает ребенка в первые недели жизни и сразу после родов.

Если роды у матери были патологическими и ребенок родился в асфиксии, было наложение щипцов и пр. акушерские манипуляции, на нервной системе это отразится обязательно. Многие исследователи на Западе считают нынешние роды нефизиологичными.

Об этом же говорил единственный невролог, который исследовал новорожденных в период перинатальности в книге – А.Ю.Ратнер Неврология новорожденных. В этой монографии описаны повреждения, что становятся неизбежными для младенца при проведении акушерских манипуляций.

Также А. Ю. Ратнер, все неврологи, остеопаты и массажисты твердят о том, что во время родов самое уязвимое место у плода – это шея и плечевой пояс. Они испытывают максимальную нагрузку. Здесь граница спинного и головного мозга.

Здесь же находятся те структуры, которые ориентируют человека в пространстве; отвечают за биоритмы, дыхание, обеспечение организма энергией. Закладываются они позднее всех и продолжают созревать еще в перинатале до 3 лет. Называют их I блоком мозга.

Вот почему так важно лечить патологию нервной системы в первый год жизни. При травмировании шеи у малыша это будет проявляться мышечными спазмами в области шеи; шея будет утоплена в плечи.

Такие малыши не любят лежать на животе – им больно; им тяжело держать голову, она падает и утыкается носом вниз. Это происходит потому, что при подъеме головы шея и плечи рефлекторно напрягаются.

У таких малышей часты нарушения сна; чаще возникает рахит. В более старшем возрасте они будут страдать от головных болей, потому что спастичность мышц в данной области будет держаться.

Через 1 блок проходят питающие мозг сосуды и это также будет отражаться на нем. Это наглядно убеждает, насколько огромное значение придается неврологическим нарушениям в первые 3 года жизни, с упором на первый год. Также отрицательно воздействуют отслойка детского места, скорость родов в любую сторону, наркоз при родах. И не надо надеяться на авось, если ребенок при родах закричал сразу, приложен к груди и сразу взял грудь и пр. Если вы проигнорировали невролога, в минимуме у малыша могут отмечаться ЗПР, ребенок останется инвалидом. Вполне возможны органические поражения.

Дети с отставанием могут отставать и в социуме, базовых навыках, быть неадекватными, эмоционально нестабильными и пр. По данным статистики, инвалидность ребенку в 50% случаев дается по неврологическим заболеваниям.

При этом 70% диа

Когда ребенку нужен невролог? Неврология у грудничков симптомы

Содержание:

Реклама

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд “трудных” или “необучаемых”. При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз “родовая травма”. Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания “стираются”, соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период “затишья”. Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Реклама

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: “Очаговой симптоматики нет”. Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят “что-нибудь сделать” – и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает – и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая – возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий – например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа – дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез – это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и “поджиматься”. Помимо “скрюченности” одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины – тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все “горит” и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: “Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься…”. Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют “полевое поведение”: носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде “пареза”, когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше “легких” поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди “неумех” детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Реклама

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты – от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а “лошадиные” – здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить “базу” развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается “локальная фармакокинетика” препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект – нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача – это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он “настроен на собственное чадо”. Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку – и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

Елизавета Меланченко, Подготовила Анна Бабина

Статья из февральского номера журнала.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Неврология и ортопедия новорожденных

Гипертонус, ПЭП, дисплазия тазобедренных суставов, косолапие — далеко не все диагнозы, которые ставятся множеству новорожденных. Одни родители усиленно бьют тревогу, а другие оставляют малыша наедине с патологией, будучи уверенными, что ребенок сам перерастет болезнь. Стоит ли надеяться на самоизлечение?

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных.

Отклонения в развитии нервной системы сегодня занимают первое место среди всех патологий младенцев. Запись, которую можно прочитать в медицинской карточке 8о% детей до года, — ГИПЦНС (гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы) или, как принято его называть по старой терминологии, ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Этот диагноз включает все повреждения головного мозга малыша, вызванные кислородным голоданием во время беременности или в течение родов.
Неонатолог может увидеть серьезные признаки ГИПЦНС уже в первые минуты после рождения малыша. Синюшный цвет кожи ребенка, поздний крик, слабые рефлексы указывают на то, что новорожденный испытывал гипоксию. Но нередко бывает и такое, что поражение ЦНС диагностируют у детей, которые получили высокие оценки по шкале Апгар. Как правило, отклонения замечают родители. Насторожить должно, если малыш беспричинно плачет, вскрикивает во сне, трудно засыпает, часто срыгивает, либо, наоборот, его рефлексы заторможены, он вялый, много спит, слабо реагирует на раздражители, отстает от своих сверстников в развитии. Уже при первом осмотре детский невропатолог определит, какими синдромами проявляется расстройство ЦНС и насколько оно обратимо.

Судорожный синдром. У всех новорожденных родители замечают тремор — дрожание подбородка. Это норма, и объясняется она незрелой нервной системой. Но если, кроме тремора, у ребенка появляются судороги, он трясет ручкой или ножкой, вздрагивает, подергивается, икает и часто срыгивает, конечности сгибаются с усилием, — можно говорить о судорожном синдроме.

ЛЕЧЕНИЕ. В легких случаях течения синдрома все его проявления проходят у ребенка с возрастом. В тяжелых ситуациях не обойтись без особых противосудорожных препаратов, которые назначает только врач-невропатолог согласно результатам обширных анализов и исследований.

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости. На проявление этого синдрома родители чаще всего закрывают глаза в силу своего незнания. Ведь для него характерны, казалось бы, обычные для малыша первых недель жизни симптомы: беспокойный, прерывистый сон; малыша трудно уложить спать; он бодрствует больше, чем положено крохе его возраста.

ЛЕЧЕНИЕ. Если нет анемии и дефицита питательных веществ (а для этого нужно быть абсолютно уверенным в том, что рацион вашего крохи максимально сбалансирован и ему хватает всех питательных веществ и витаминов), то его симптомы проходят сами, но не всегда. В любом случае врач назначит ванночки с отваром успокаивающих трав и посоветует исключить все раздражающие факторы. В более сложных случаях назначают суспензии, которые содержат питательные вещества, витамины и минералы, чтобы «накормить» кору головного мозга крохи.

Гипертензионно-ликворный синдром. Его возможно выявить с самого рождения по внешнему осмотру и результатам УЗИ головного мозга. Должны насторожить заметно пульсирующий родничок, горячая голова, гипертонус, пронзительный плач и рвота фонтаном. Дети постарше кричат от головной боли в основном по утрам, их рвет, они реагируют на погоду и магнитные бури.

ЛЕЧЕНИЕ. Симптомы этого синдрома достаточно серьезны, и не стоит ни в коем случае заниматься выжиданием или самолечением: ребенок испытывает сильнейший дискомфорт, и ваша задача — как можно скорее избавить малыша от причины, которая доставляет такие мучения. Их может быть две — либо повышенное внутричерепное давление, либо нарушение оттока спинно-мозговой жидкости, из-за чего она скапливается в желудочках мозга, буквально распирая их. Лечение синдрома может быть разным и зависит от тяжести его проявления. В легких случаях достаточно поить ребенка отварами особых трав, например, хвоща или толокнянки, которые назначит врач. Если ситуация запущена, назначают лекарства, которые обладают мочегонными свойствами. Это необходимо для того, чтобы увеличить отток жидкости из головного мозга. Одновременно малыш будет принимать препараты для восстановления кальция.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных  – Лечить или подождать.

 

Иногда, даже узнав о проблемах с цнс ребенка, многие родители занимают выжидательную позицию, руководствуясь железным оправданием: «я тоже кричал по ночам, пошел в полтора года, да и заговорил в три — но все ведь прошло!»

 

Здоровье ребенка — не то, над чем можно ставить эксперименты. Да, 30-35 легких проявлений синдромов ГИПЦНС, обнаруженных у новорожденных, проходят сами собой. Но если гипоксия нанесла существенный урон клеткам головного мозга или тем более во время беременности был поставлен диагноз «хроническая гипоксия», последствия пущенной на самотек болезни могут вылиться в серьезные проблемы. Ребенок, скорее всего, будет неусидчив, гипервозбудим, нервозен — нередко родители таких детей жалуются на отставание малыша в развитии, у чада наблюдаются тики, заикания, судороги и даже признаки психопатии. Проявиться они могут уже в возрасте 2-3 лет. Дальше — хуже. Поэтому, если при раннем выявлении отклонений малышу нужно лишь помочь восстановиться, то при позднем ребенка приходится лечить.

Синдром двигательных расстройств. Он проявляется расстройством мышечного тонуса. Кроме гипертонуса — повышенного мышечного напряжения или гипотонуса — ослабленных мышц, часто встречается асимметрия мышечного тонуса, заметная уже с первых дней жизни. Малыш может то и дело стучать одной ножкой, в то время как вторая ведет себя относительно спокойно. Плечики могут быть вялые, а ножки, наоборот, чересчур напряжены. 0 синдроме двигательных расстройств также говорит то, что малыш слабо фиксирует взгляд и не реагирует на голос мамы в месячном возрасте. В 2-3-месячном возрасте крохи с таким синдромом не гулят и не улыбаются. Детям постарше трудно удерживать игрушку и перекладывать ее из одной руки в другую.

ЛЕЧЕНИЕ. Малыш резко, уже к году, компенсирует отставание в развитии, если ему вовремя помочь. Обычно назначают несколько курсов массажа, физиотерапию и ЛФК. При нарушении тонуса малышу помогут препараты, которые улучшают нервно-мышечную передачу.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных –  В группе риска.

Большой риск появления малыша с проблемами неврологического характера есть у мамы, которая исповедует свободу сексуальных отношений и еще в подростковом возрасте начала жить половой жизнью. Заболевания, передающиеся половым путем, попав в организм подростка и будучи невылеченными, наносят непоправимый вред — спайки, воспаления, кисты и другие последствия хронических заболеваний. Многие ЗППП непросто вылечить, но легко залечить. Период «затишья» инфекции девушка ошибочно принимает за полное выздоровление и идет на плановую беременность, но болезнь снова «поднимает голову» в период ослабления иммунитета». Для таких заболеваний, как герпес, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз плацента — не преграда, и они легко атакуют формирующуюся нервную систему малыша — в таких случаях речь идет о внутриутробной инфекции.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

  • ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕЙ МАМЫ. Чтобы снизить риск откло нений в развитии малыша, будущей маме стоит, как минимум, за три месяца до зачатия вылечить все инфекции. Если заболевание выявили во время беременности, то не стоит опасаться лечения — наоборот, чем скорее вы выздоровеете, тем лучше. Так, на 19 неделе беременности происходит заклад- ка основных органов — прежде всего, головного мозга, когда инфекция мамы может быть критичной. Нервная система малыша может пострадать еще в утробе, если у будущей мамы анемия, врожденный порок сердца, заболевание легких, почек и сахарный диабет — во всех этих случаях нарушается кровоснабжение. Не меньшая угроза нависает над малышом, если у мамы хронический бронхит или астма. Если врач выявил врожденные пороки развития, конфликт групп крови матери и ребенка или внутриутробное инфицирование, — велика вероятность проблем неврологического характера.
  • ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ. В группе риска — женщины с истинной переношенной беременностью, токсикозом на поздних сроках, угрозой преждевременных родов. Также важно, в каких психологических и материальных условиях находится будущая мама: врачи неоднократно убеждались в том, что у тревожных мам рождаются тревожные дети.
  • Во время любого стресса в кровь мамы выбрасывается огромное количество адреналина, сосуды сужаются, и ребенок начинает испытывать недостаток кислорода, отчего страдает его головной мозг. А если стрессы, беспокойство и перевозбуждение постоянны, то очевидна хроническая гипоксия, в результате которой отмирает достаточно большая часть клеток головного мозга. Гипоксия плода возникает и в том случае, если мама курит и часто находится в накуренном помещении, употребляет алкоголь, подвержена воздействию электро магнитного излучения, неполноценно питается.
  • ТЕЧЕНИЕ РОДОВ. Перебои с доставкой кислорода в процессе родов — частое явление. И причин тому может быть несколько.
  • ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОТУГ. Проходя по родовым путям, ребенок еще не дышит легкими, но и пуповина уже пережата. Поэтому затяжные роды вполне могут стать причиной гипоксии. Не исключение и стремительные роды.
  • ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В РОДАХ. Во время кесарева сечения применяется общая анестезия — доля препарата обязательно попадет в кровь ребенка, что может стать причиной гипоксии.
  • НАЛОЖЕНИЕ ЩИПЦОВ. Например, если плод крупный, а кости таза мамы узкие. Это не исключает травмы головы.

ОРТОПЕДИЯ

Если вероятность того, что малыш перерастет легкие неврологические отклонения, есть, то рассчитывать, что ортопедические проблемы исчезнут сами, ни в коем случае нельзя. «Все отклонения от нормы развития костно-мышечной системы детей до года не терпят откладывания, потому что со временем патология только «костенеет». — Большинство ортопедических проблем возникает потому, что закладка суставов и костей в утробе произошла неправильно. Ждать, когда все исправится само по себе, все равно что собрать автомобиль из бракованных деталей и надеяться, что он поедет не хуже других. * Дисплазия тазобедренных суставов, кривошея, косолапие и деформация стоп — топ-диагнозы у детских ортопедов. Ребенка еще в роддоме кроме невропатолога и педиатра обязан обследовать ортопед, ведь все эти патологии формирования костно-мышечной системы можно обнаружить уже в первые дни жизни малыша.

Дисплазия тазобедренных суставов. Врожденное нарушение тазобедренных суставов врачи диагностируют примерно у трех новорожденных на тысячу. Тяжелыми считаются формы врожденного предвывиха и вывиха бедра, более легкая патология — подвывих. Несмотря на положительное заключение врачей в роддоме, мама должна внимательно присматриваться к своему чаду, ведь признаки дисплазии иногда бывают явно выражены:

  • асимметрия ягодичных и бедренных складочек на ножках младенца;
  • конечность словно выворачивается, либо, наоборот, трудно развести ножки ребенка;
  • в тяжелых случаях конечность будто болтается из-за вывихнутого сустава;
  • в более поздний период можно заметить, что у малыша ножки разной длины;
  • при ходьбе одну ножку заводит вперед по кругу — ходит, словно циркулем.

ЛЕЧЕНИЕ. Это, прежде всего, наложение специальных шин. Главная их задача не просто поставить сустав на верную исходную позицию, но и обязать его прижиться. Так, с рождения до месяца практикуют широкое пеленание и подушку Фрейка (обеспечивает фиксацию бедер в положении сгибания и отведения в тазобедренном суставе), с месяца до трех малышам нужно ставить стремена или функциональную перинку Фрейка (их еще называют распорками). Если дисплазию не лечить, ребенок может стать инвалидом. Он не сможет нормально ходить, сидеть, стоять — если имеет место предвывих и вывих бедра. Последствиями подвывиха могут стать проблемы с позвоночником, грудной клеткой, неврологические заболевания. Многие мамы бросают лечение, стоит малышу начать капризничать во время наложения шин. Но ребенок плачет от непривычной ситуации — правильно поставленные и отрегулированные распорки не причиттятот никаких болевых ощущений. Поэтому лишний раз посетите ортопеда вместе с малышом или пригласите специалиста на дом, чтобы он правильно поставил приспособления, иначе неверно установленные шины и подушки лишь искалечат ребенка. Кроме приспособлений внешнего воздействия малышам с дисплазией прописывают витаминотерапию, солевые ванны, ЛФК, физиопроцедуры.

Деформация стопы. Пока малыш не пытается ходить, маме трудно распознать подобный дефект. Но, когда чадо стоит, нетрудно заметить, как пятка словно выезжает в сторону из-под стопы, а малыша словно подкашивает. 

ЛЕЧЕНИЕ. Если случай тяжелый, малышу могут назначить периодические гипсовые повязки, а при легких формах ограничиваются массажем, ЛФК, физиопроцедурами, солевыми ваннами и иглоукалыванием. Главная цель всех этих мер — укрепить мышечно-связочный аппарат и поставить пятку на место. Иначе функции стопы нарушатся, возникнут заболевания суставов и позвоночника.

Косолапие. При столь очевидной деформации стопы нарушения невозможно не заметить. Грубые изменения в мышцах, связках, сухожилиях и костях приводят к тому, что стопа ребенка словно завернута вовнутрь, завалена, а ее край приподнят. Когда малыш начнет ходить, косолапие будет лишь прогрессировать, ведь ребенок всем телом опирается на больную стопу, деформируя ее тем самым еще больше.

ЛЕЧЕНИЕ. Сегодня, чтобы избавить ребенка от косолапия, больную ножку гипсуют, как правило, на три месяца с регулярной сменой повязок. Усиливают эффект массаж, ЛФК, физиопроцедуры и, конечно же, ортопедическая обувь. Если гипсование не помогает, то выход один — операция. Отказываться от лечения нельзя: ребенок, безусловно, пойдет, но со временем косолапие спровоцирует проблемы с позвоночником, суставами и связками. Ходьба станет сплошным мучением. Начать лечение любой ортопедической проблемы, и косолапия в том числе, нужно как можно раньше. Ткани младенца очень пластичны — их можно легко и безболезненно фиксировать в нужном положении, они очевиднее откликаются на лечение, потому что идет их активный рост. Поэтому ранняя диагностика и своевременное лечение позволяют добиться полного выздоровления при минимальных усилиях.

ПРИЧИНЫ ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЛ ГИПОКСИЮ В УТРОБЕ, то вероятность патологий костно-мышечной системы более чем высока. Ведь недополучая кислород, органы не могут полноценно формироваться и развиваться. Особенно важен период с 10 по 15 неделю — когда происходит закладка костной системы. Также причиной отклонений могут быть внутриутробные инфекции, ма-ловодие, многоводие, угроза выкидыша, ягодичное пред-лежание и токсикоз в первой половине беременности. Немалую роль играет и наследственный фактор.

Неврологические проблемы у детей 2 лет. Неврология у детей до года: причины, симптомы

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы – это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание.
В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет. Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций.
Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему.
Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам – слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети – всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других – укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его н