Неврологические детские болезни – Как развиваются ваши дети с неврологическими заболеваниями? – запись пользователя ??? (id1738851) в сообществе Детские болезни от года до трех в категории Неврология

Содержание

Неврологические нарушения у ребенка 7 лет симптомы. Симптомы и лечение детских неврологических поражений

Если вовремя не заметить первые симптомы, драгоценное время будет упущено, а последствия таких болезней очень тяжелы и зачастую просто непоправимы: задержка речевого и психомоторного аппарата, серьёзные нарушения в поведении, эмоциональная неустойчивость. Одним из самых серьёзных и распространённых заболеваний нервной системы является невралгия у детей. Это заболевание периферической, а не центральной нервной системы ребёнка. Сложность заключается в том, что невралгия у грудничков плохо поддаётся диагностированию, так как ребёнок не может рассказать о боли, которая его мучает.

Симптомы детской невралгии

Как распознать невралгию у новорождённого, если причин плакать у него может быть большое количество? Чтобы рассмотреть симптомы невралгии у детей, нужны внимание, забота и наблюдательность.

  • малыш может при захлёбывающемся плаче постоянно тянуться ручками к лицу, а мышцы лица при внимательном рассмотрении могут непроизвольно дёргаться -это первый признак невралгии тройничного лицевого нерва;
  • ребёнок иногда при плаче не может разомкнуть челюсти, которые сводит судорога, -это также свидетельствует о защемлении тройничного нерва;
  • ребёнок начинает истошно кричать, если его берут на руки или просто меняют ему положение тела, -это может быть симптомом межрёберной невралгии;
  • слезливость и обильное потоотделение, не свойственное новорожденным;
  • младенец непроизвольно втягивает головку при любом прикосновении.

Все вышеперечисленные симптомы могут сопровождаться также следующими дополнительными явлениями:

Главные симптомы, по которым можно распознать невралгию, -это судороги и сильная боль при прикосновении к поражённому участку тела.

Причины детской невралгии

Главная причина любой невралгии -защемление нервного окончания сосудами, которые вследствие неправильного кровообращения могут расширяться и тем самым оказывать давление на рядом находящиеся нервные клетки.

Будущая мама вполне может уберечь своего будущего ребёнка от этого заболевания, так как причины невралгии у новорожденных кроются именно в образе жизни мамочки во время беременности.

  • нехватка кислорода, которую, в свою очередь, могут вызвать обычная анемия, перенесённая инфекция, курение;
  • большие физические и психоэмоциональные нагрузки во время беременности;
  • родовая травма;
  • недоношенность плода.

Ребёнок может приобрести невралгию по причине недосмотра родителей:

  • межрёберная невралгия у детей может быть спровоцирована тем, что ребёнка просто неправильно взяли на руки;
  • постоянное нахождение в так называемых сумках-кенгуру также может стать причиной возникновения невралгии;
  • сквозняки и вообще любое переохлаждение;
  • заболевания позвоночника.

Лечение детской невралгии

Невралгия у детей -явление достаточно распространённое, а современная детская неврология достигла больших успехов в лечении заболеваний нервной системы, так что, обнаружив у ребёнка признаки невралгии, не стоит впадать в панику. Необходима срочная консультация со специалистом, который определит точный диагноз и назначит соответствующие методы и препараты для лечения. При невралгии у детей при

www.gestationpage.ru

Откуда берутся неврологические проблемы у детей

Причины и решение неврологических проблем у детей

Откуда берутся неврологии у новорожденных детей и почему многие симптомы неврологических нарушений сегодня принято считать нормой даже среди врачей? Что делать, при наличии пороков развития?

Эти вопросы часто задают себе родители, которые всерьёз тревожатся за будущее своих детей. Проблема неврологических нарушений у детей с каждым годом становится всё более актуальной. Тем не менее, на этом фоне некоторые патологические симптомы развития стали встречаться настолько часто, что их уже просто принимают за норму. И даже врачи-неврологи при их обнаружении у ребёнка лишь пожимают плечами и назначают стандартную схему лечения.

 

Причины неврологических нарушений у детей

 

В большинстве медицинских справочников в основной перечень факторов, провоцирующих патологии нервной системы включены следующие:

  • Пороки внутриутробного развития плода, спровоцированные инфекциями, вирусами, наследственными заболеваниями.
  • Неправильный образ жизни матери во время беременности: влияние никотина, алкоголя.
  • Травмы матери во время беременности.
  • Побочные реакции на приём некоторых лекарств матерью во время беременности.
  • Патологические роды, кесарево сечение, крупный плод.

 

Родовые травмы также считаются причиной невропатологий, но по некоторым причинам принято считать, что нарушения у новорожденных вызывают только очень серьёзные повреждения иногда несовместимые с жизнью ребёнка.

Однако, как показывает статистика и мировые исследования в области неврологии, даже самые незначительные повреждения позвоночника или черепа, полученные младенцем в течение родов, вызывают серьёзные нарушения в деятельности центральной и периферической нервных систем. Внешне это может проявляться лишь малозаметными симптомами, которые иногда быстро убывают в течение периода новорожденности, сменяясь другими проявлениями.

 

Родовспоможение – причина невропатологий

 

Стоит отдельно указать на факторы, которые любые роды делают патологическими и искусственно провоцируют гипоксию плода (именно недостаток кислорода в клетках головного мозга приводит к отмиранию мозговых клеток и нарушению нервных процессов).

К ним относятся все средства родовспоможения, которые нарушают естественное течение родового процесса, это:

  • Стимуляторы схваток синтетический гормон окситоцин и аналоги простагландинов (динопрост, динопростон) и антипрогестогены (мифепристон).
  • Эпидуральная анастезия.
  • Преждевременное вскрытие плодного пузыря без экстренных показаний.
  • Выдавливание и вытуживание плода без потуг.
 

Признаки неврологий у новорожденных

 

Гипоксия в родах провоцирует следующие нарушения у новорожденных:

  • Патологии зрения и слуха.
  • ЗПРР. 
  • Вегетативные расстройства нервной системы.
  • Гидроцефалию.
  • Эпилептический синдром.
  • Синдромы минимальной мозговой дисфункции (ММД).
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 
  • Нарушения психического развития, вплоть до проявлений аутизма.

 

 

У новорожденных, переживших гипоксию в родах, наблюдаются следующие признаки, указывающие на неврологическое нарушение:

  • Тремор конечностей и подбородка.
  • Плохой сон.
  • Затяжные кормления по 40-60минут ввиду нарушения сосательного рефлекса.
  • Частые и обильные срыгивания.
  • Беспокойство или апатия, метеозависимость.
  • Недостаточный вес относительно роста.
  • Частая и длительная икота.
  • Гипертонус (сжатые кулачки и поджатые ножки) или слабость мышц (стояние на цыпочках).
  • Кривошея.
  • Наличие гематом.
  • Быстрое или слишком затяжное зарастание родничков.

Эти признаки за последние десятилетия стали встречаться настолько часто, что среди обывателей бытует мнение об их «нормальности», естественности, и о том, что их просто нужно «перерости».

 

Что делать с неврологиями у детей?

 

Несмотря на развитие неврологии как науки, проблема родового травматизма остаётся актуальной не одно десятилетие. На ней постоянно акцентировал внимание советский невролог А. Ю. Ратнер и другие его современники, ей посвящены труды французского врача Мишеля Одена. Об этой проблеме регулярно напоминается в публикациях по остеопатии.

Существует два пути её решения:

  • Предупреждение родовых травм путём оптимизации родового процесса и мер родовспоможения.
  • Устранение родовых травм и повреждений непосредственно в период новорожденности, оптимально – в первые 3-5 часов после родов.

В первом случае необходимо пересмотреть все протоколы ведения родов и изменить всю систему оказания медпомощи роженицам. Во втором, необходимо обучить неврологов и неонатологов основам остеопатической коррекции родовых травм.

На уровне же родителей, в первую очередь, нужно повысить грамотность будущих и состоявшихся пап и мам и сделать доступным лечение новорожденных у остеопатов и специалистов остеопрактики.

О том, как остеопрактика работает с родовыми травмами и чем может помочь в лечении неврологических проблем у детей можно прочесть здесь.

Родовая и хлыстовая травма атланта.

 

econet.ru

Неврологические проблемы детей, симптомы и лечение

Эти симптомы у детей должны вас насторожить!

БанниковаДетский невролог Инна Васильвна Банникова рассказывает на этой странице о неврологических проблемах в развитии детей от 0 до 17 лет.

“Здравствуйте уважаемые родители, дедушки, бабушки. Я детский невролог в клинике доктора Явида, консультирую родителей с детьми. Возраст детей – от нескольких недель до 15-16 лет. Работаю в детской неврологии с 1982 года. Хотела бы вам рассказать, на что нужно обратить внимание родителям, чтобы понять, нужна ли консультация для их ребёнка у детского невролога.”

 

Грудной возраст

Начнем с маленьких детей. Грудные дети несколько месяцев от рождения. В педиатрии принято, что если ребенок абсолютно здоров, он хорошо спит и хорошо ест. Если вы понимаете, что ребенок очень беспокойно спит, без конца просыпается, много плачет или плохо ест, много срыгивает, то, помимо педиатрической консультации, нужна консультация невролога, которая будет определять, нет ли у вашего ребёнка нарушений с точки зрения неврологии.

На что нужно ещё обратить внимание? Очень важно отслеживать положение грудного ребёнка в кроватке. Положение тела должно быть симметричным, то есть должно быть симметричное положение головы, должны быть симметричные движения руками, ногами.

Поводы обеспокоиться и обратиться к неврологу:
  • ребёнок лежит неровно, как иногда говорят – “огурцом”, то есть скручивается в одну сторону
  • у ребенка постоянно наблюдается поворот или наклон головы в одну сторону, притом именно постоянно, а не иногда.
  • заметны несимметричные движения рук и ног у ребенка, например, одна ручка очень активно двигается, а вторая лежит вдоль тела.

Если вы замечаете такие признаки, ребёнка нужно в обязательном порядке обследовать у детского невролога.

Возраст 4-5 месяцев

В обязательном порядке нужно отслеживать установление моторики ребёнка, то есть как он переворачивается, как он пытается присесть, в дальнейшем садится, встает на четвереньки, ползает.

Сейчас доступна вся информация по временному фактору, на каком месяце и что ребёнок должен делать.

Поэтому, если вы понимаете, что ребёнок отстаёт хотя бы недели на 2 от тех показателей, которые нужны в норме, желательно показать ребёнка детскому неврологу.

К году ребенок должен самостоятельно ходить, это – аксиома. И если вы понимаете, что в год ребёнок самостоятельно не ходит, то желательно обратиться за консультацией к врачу – детскому неврологу.

 

Дети от 2-х лет

Зачем нужно неврологу осматривать детей в возрасте около 2 лет?

В 2 года с небольшим идёт становление фразовой речи у ребенка, то есть должна появляться простая фраза из 3 слов, иногда уже 4 слова, и фраза должна быть достаточно понятной. Не должно быть непонятный речи вообще, а должны быть достаточно понятные слова, уже сформированные во фразы.

В 2 года нужно отслеживать качество сна. Очень часто в 2 года дети плохо спят. Это тоже может быть связано с какими-то отклонениями с точки зрения неврологии.

С 3 лет у детей начинают формироваться невротические расстройства. К ним относятся ночные страхи, какие-то постоянно повторяющиеся навязчивые движения, плаксивость, раздражительность, капризность.

Также, в 3 года уже формируется нарушение поведения, которое расценивается как синдром повышенной двигательной активности, когда ребёнок излишне моторно активен. Не может посидеть даже 5 минут, чтобы позаниматься, послушать какие-то сказки, разучивать стихи, когда он всё время двигается, бегает прыгает. Это тоже может быть отклонением от нормы. Но это уже может оценить только невролог, но родители иногда это расценивают, как поведенческие особенности ребенка.

До 5 лет, если вернуться к нарушениям речи, должно полностью установиться звукопроизношение, то есть ребёнок должен уже достаточно качественно и чисто говорить развернутый речью. Маленькая особенность может быть допустима – это нарушение звука «р», если ребёнок ещё полностью не произносит«р» в 5 лет, то это ещё не катастрофа. Это пройдет, придет к норме. В остальных случаях, если вы понимаете, что к 5 годам ребёнок говорит нечетко, некачественно, плохо, мало, в обязательном порядке нужно консультироваться с неврологом.

 

Дошкольный возраст

Пред-дошкольный возраст. У детей появляются жалобы на головные боли, на укачивания в транспорте, на утомляемость. Дети уже сами предъявляют жалобы. Но и родители, также, могут замечать неусидчивость, недостаточную концентрацию внимания, нарушение поведения, чаще всего по принципу повышенной двигательной активности.

Нужно еще обратить отдельное внимание, что сейчас в медицинской литературе указаны различные параметры становления рефлекса на мочеиспускание ночью, состояние энуреза. Я бы советовала родителям обращать внимание, что к трём годам ребёнок должен ночью просыпаться в туалет и проситься на горшок.

Если вы замечаете, что он, сверх указанного возраста, писается в памперс или не просится, такого ребёнка необходимо показать неврологу.

Иногда говорят, что нужно ждать до 5 лет – это неправильно. Ночное недержание у детей в пред-дошкольном возрасте – это очень актуальная проблема в детской неврологии.

 

Школьный возраст

Школьный возраст для детей очень важен, и в тоже время труден. Дети испытывают повышенную физическую и умственную нагрузку, и, частенько, дети не выдерживают это. Дети начинают жаловаться на головные боли, утомляемость, сонливость.

В этом возрасте очень часто появляется носовые кровотечения. И это не всегда патология отоларингологов, это может быть иная проблема, связанная с неврологией.

В этом возрасте (в раннем школьном) появляются боли в спине и в ногах, и уже отчетливо можно заметить у детей нарушение осанки. Если вы видите такие признаки у детей раннего школьного возраста, не тяните, показываетесь неврологам. Эти состояния ребёнка можно убрать, вылечить, и он будет абсолютно здоров.

 

Старшая школа

Все моменты более старшего школьного возраста уже приближаются к жалобам взрослых людей.

Это:

  • перепады артериального давления,
  • головокружения,
  • неуравновешенность характера, эмоционального фона,
  • отсутствие мотивации на занятия в школах и получение образования,
  • головные боли,
  • боли в спине и в ногах.

В более старшем возрасте все перечисленное приобретает уже хронический характер.

Такие дети требуют более развернутого обследования и лечения. Наша Клиника владеет методикой лечения таких состояний, и мы можем предложить родителям свою помощь. Пожалуйста обращайтесь, мы вам поможем, всем, чем можем.

yavid-mc.ru

Неврология у детей до года: причины, симптомы

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года — причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии — системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе — одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы — современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 — том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные рефлексы не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные «отключения» сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый «безобидный» итог — головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами — например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

 

maminmayak.ru

Неврологические заболевания: их виды, причины появления

Отдельная группа патологий – неврологические заболевания, оказывают негативное влияние на весь организм людей в целом. Ведь они затрагивают структуры центральной, а также периферической нервной системы, которые контролируют деятельность каждого внутреннего органа. Поэтому в неврологии важно своевременно распознать и начать лечение подобных болезней.

Виды неврологических заболеваний

Многовековый опыт наблюдения за людьми, а также бурное развитие медицины в последние десятилетия позволили специалистам в области неврологии составить подробную классификацию неврологических нарушений. Общепринято выделять следующих их подгруппы:

Неврологические заболевания

  1. По времени формирования патологии:
  • врожденные – различные аномалии строения структур нервной системы либо сбои в их функционировании;
  • приобретенные – развитие болезней происходит после появления малыша на свет.
  1. По локализации патологического очага:
  • внутричерепные – поражение структур непосредственно головного мозга;
  • внечерепные – негативному воздействию подверглись спинной мозг либо же отдаленные части черепно-мозговых волокон.
  1. По стадии патологического процесса:
  • острые неврологические болезни – от момента развития до появления развернутой картины патологии прошло несколько часов/суток;
  • хронические заболевания – с чередованием эпизодов обострения и стихания симптоматики.
  1. По этиологическому фактору:
  • сосудистые – ухудшение самочувствия людей обусловлено поражением сосудов, которые питают нервные клетки;
  • инфекционные – возникают после проникновения в нервные ткани болезнетворных микроорганизмов;
  • травматические – возникают при повреждении обширных участков головного мозга;
  • опухолевые – сбои функционирования нервной системы происходят при формировании доброкачественных/злокачественных новообразований;
  • метаболические – заболевания, при которых будут нарушены метаболические процессы в клетках, оказывают свое влияние на деятельность нервов.

В ряде случаев провести правильную дифференциальную диагностику в неврологии не удается, и врачи назначают лечение лишь с учетом наблюдаемой у больного симптоматики.

Причины

Несмотря на сложное строение и расположение за крепкими костями черепа и позвоночника, нервные структуры отличаются повышенной восприимчивостью к воздействию на них агрессивных внешних/внутренних факторов.

Причины неврологических заболеваний

Так, чаще всего неврологические расстройства возникают из-за наследственной предрасположенности – в семье у многих поколений наблюдались те или иные поражения нейроцитов. Или же во время беременности на плод повлияли инфекционные процессы, прием медикаментов, либо радиационное излучение – в неврологии известно множество подобных примеров.

Нередки случаи формирования тяжелых отдаленных последствий нейроинфекций для центральной/вегетативной системы – менингита, энцефалита. Даже после комплексного лечения инфекционный процесс может оказывать пагубное влияние на функционирование нейроцитов в виде нарушений приема ими импульсов и передачи команд к внутренним органам.

Высокий уровень травматизма по профилю неврологии – из-за автоаварий, падений с высоты, а также многочисленных экстремальных видов спорта обусловливает, что люди подвергают себя опасности остаться инвалидами после черепно-мозговых повреждений. Период реабилитации далеко не всегда позволяет достичь полного выздоровления. Подобное же касается и поражений спинного мозга.

Далеко не все еще известно врачам о новообразованиях. Безусловно, с наиболее распространенными из них удается справиться – своевременно диагностировать и удалить. Однако, опухоль головного мозга может протекать скрытно и проявлять себя уже на этапе метастазирования, когда поражение затронуло большую площадь органа. Онкология и неврология тесно взаимодействуют.

Симптоматика нервных заболеваний

Для каждой формы поражения неврологических структур имеются свои определенные клинические проявления – очаговая симптоматика. Тем не менее, отдельные признаки присутствуют в жалобах всех людей, которые обращаются за медицинской помощью к невропатологу.

Характерные общемозговые неврологические симптомы:

  • упорное головокружение и дезориентация – неуклонно нарастает, не ослабевает после хорошего отдыха;
  • болевые ощущения в различных частях головы, тела – иногда человек точно указывает, где у него болит, либо же не может описать локализацию патологического процесса;
  • тошнота, вплоть до частой рвоты, которая не приносит облегчения состояния;
  • снижение остроты зрения – вначале пелена или мушки перед глазами, затем выпадение определенных участков изображения, вплоть до слепоты;
  • ухудшение памяти – патологическая утрата воспоминаний;
  • нарушение сна.

Отдельные симптомы неврологических заболеваний позволяют поставить врачу правильный диагноз уже на первом консультировании – к примеру, при эпилепсии у больного возникают неконтролируемые судорожные припадки. Лечебные рекомендации к ним постоянно обновляются. Тогда как чаще в неврологии симптомы приходится дифференцировать – периферический паралич/парез, иные сбои иннервации, могут возникать при множестве болезней. Остается загадкой и такая патология, как мигрень – о ней известно уже сотни лет, но действенного лекарства так инее разработано.

Отличие синдрома от болезни в неврологии

По сути, синдром – это своеобразная устойчивая комбинация отдельных признаков, которые описывают болезненное состояние человека. При этом они в неврологии могут быть присущи сразу нескольким заболеваниям. Поэтому требуется проведение дифференциальной диагностики – лабораторно-инструментальных исследований, чтобы установить истинную причину плохого самочувствия.

Симптомы неврологических заболеваний

В неврологии болезни могут отличаться синдромами или иметь определенное сходство. Только опытному высококвалифицированному специалисту удается сразу же поставить правильный диагноз – на основании только жалоб больного. Однако, для подтверждения своего заключения, он всегда назначит комплекс диагностических процедур.

Отдельные синдромы в неврологии весьма специфичны – к примеру, Меньера, при котором человек настолько ярко описывает свои ощущения, что у врача не возникает никаких сомнений. Тогда как, под термином «синдром острого живота» может скрываться множество патологий – от аппендицита до разрыва печени. Поэтому специалисты призывают людей не затягивать с обращением к врачу, практикующему в неврологии, соблюдать все данные им рекомендации.

Конечно, набор определенных симптомов позволяет сориентироваться, где искать первопричину патологического процесса, но заболевание может протекать атипично или вовсе скрытно. Многие неврологические синдромы, к тому же, возникают из-за разных провоцирующих факторов – парезы в конечностях и при инсультах, и при опухолевых образованиях.

Диагностика неврологических заболеваний

Раннее и одновременно правильное распознавание болезни в неврологии – половина успеха в борьбе с ее проявлениями. Помимо тщательного сбора жалоб и анамнеза – когда человек отметил ухудшение самочувствия, что этому предшествовало, а также какие признаки неврологического расстройства возникли раньше, какие присоединились позже, специалист назначает ряд обязательных/дополнительных обследований.

Диагностика неврологических заболеваний

Ведь в неврологии диагностика осуществляется клинически – проверяются мышечные рефлексы, интеллектуальная деятельность, присутствие патологических знаков, но и с помощью современных лабораторно-инструментальных методов исследования:

  • компьютерная/магнитно-резонансная томография – позволяет уточнить локализацию патологического очага, а также его размеры, вовлеченность в процесс окружающих тканей и структур;
  • УЗДГ сосудов головного мозга и шеи – актуальный неинвазивный метод исследования, с помощью которого удается диагностировать отклонения в сосудистой стенке при неврологических заболеваниях;
  • доплерография – оценка кровотока в головном/спинном мозге;
  • ангиография – позволяет выявлять на ранних этапах формирования аневризмы, гематомы либо опухоли в глубине головного мозга;
  • электронейромиография – изучает проведение импульса по периферическим нервам, электростимулирование мышечных групп.

Из лабораторных методов в неврологии прибегают к помощи анализ крови – общий с биохимическим, а также на перенесенные инфекции – ПЦР диагностика, онкомаркеры. Реже врачи рекомендуют проведение пункции спинного мозга – изучение параметров ликвора.

Только после сопоставления и тщательного изучения всей информации, специалисты делают выводы о том, какие неврологические патологии сформировались у больного. Затем подбирают оптимальные схемы борьбы с ними.

Лечение неврологических заболеваний

Стандарты оказания медицинской помощи в неврологии, позволяют врачам оказывать эффективную квалифицированную помощь больным людям. Безусловно, для каждой патологии требуется подобрать подходящую терапию. Однако, для лечения неврологических заболеваний можно указать основные направления врачебной тактики:

  • при легком течении патологии – в неврологии придерживаются преимущественно немедикаментозных методов, к примеру, иглорефлексотерапия, массаж, физиотерапевтические воздействия;
  • при выраженной неврологической симптоматике и специфических поражениях структур возникает необходимость в медикаментозном лечении – схему составляют препараты противовоспалительного, противосудорожного характера, а также уменьшающие внутричерепное давление, улучшающие деятельность нейроцитов;
  • если течение неврологического заболевания обусловлено травмой – внедрением осколков костей в ткани мозга, либо опухолью, то в неврологии прибегают к хирургическому направлению лечебной тактики.

Различные рецепты народной медицины – отвары/настои из целебных растений могут дополнять основное лечение неврологических болезней, но не должны его собою подменять.

Лечение неврологических заболеваний

Немаловажное направление комплексного воздействия на организм больного в неврологии – его питание. Восполняет запас полезных микроэлементов с витаминами тщательно подобранное совместно с врачом меню. В рационе должны преобладать свежие овощи с фруктами, а также кисломолочные продукты, постные сорта рыбы/мяса, различные орехи, зелень.

По необходимости на этапе реабилитации с больным по профилю неврологии проводят занятия логопеды, психотерапевты, инструктор лечебной физкультуры. Важна поддержка родственников и друзей – беседы, уход и помощь в быту для восстановления социальных навыков, создание уверенности в своих силах.

Профилактика неврологических заболеваний

Издавна врачам известна простая истина – большинство патологий у людей является прямым следствием их образа жизни. Актуально высказывание и для неврологических болезней. Поэтому наилучшим вариантом их лечения можно указать соблюдение профилактических мер:

  • отказ от пагубных личных привычек – от употреблений табачной, алкогольной продукции;
  • избегание тяжелых стрессовых ситуаций – конфликтов в семье, на работе, просмотра негативных телевизионных передач;
  • скорректировать режим труда и отдыха – трудоголизм ухудшает деятельность нейроцитов, истощает их;
  • заниматься активными видами спорта – посещать бассейн либо фитнес-зал;
  • чаще выезжать загород – на базы отдыха или же просто на приусадебный участок, гулять в ближайшем лесопарке;
  • обеспечивать полноценный ночной отдых – сон в хорошо проветриваемом, прохладном, тихом помещении;
  • освоить методики релаксации – йогу, ароматерапию, читать любимые книги, слушать расслабляющую музыку.

Ежегодный медицинский профилактический осмотр с обязательным обследованием нервной системы также будет способствовать предупреждению и ранней диагностике заболеваний мозга.

nerv-info.ru

поддерживать ребенка, но не мешать ему идти своим путем. Тематические статьи. ЦНСинфо.ру

Некоторые легко излечимые у взрослых недуги приводят к тяжелым последствиям, если встречаются у малышей, и наоборот, есть состояния, с которыми организм ребенка справляется без особых трудностей, в то время как у старших они практически неизлечимы.

Кто такой детский невролог?

Дети нередко болеют. Одни болезни нервной системы у маленьких пациентов похожи на взрослые, другие встречаются только в детском возрасте. Некоторые легко излечимые у взрослых недуги приводят к тяжелым последствиям, если встречаются у малышей, и наоборот, есть состояния, с которыми организм ребенка справляется без особых трудностей, в то время как у старших они практически неизлечимы. Так же, как отличается новорожденный от совершеннолетнего, разнятся и строение, и работа головного мозга маленького человека и взрослого. Один и тот же патологический процесс может протекать по-разному во взрослой и детской нервной системе.

Именно поэтому есть отдельная медицинская специальность — детский невролог. Еще недавно лечить неврологические болезни у детей мог любой педиатр, прослушавший цикл лекций по детской неврологии. Теперь детским неврологом можно стать, только пройдя полноценную клиническую ординатуру по неврологии, включая и «взрослые» болезни. Детский доктор должен в совершенстве знать анатомию и физиологию ЦНС с возрастными особенностями, уметь определить уровень поражения, разбираться в вопросах педиатрии, неонатологии, акушерства. Но, оказывается, нужно еще и хорошо уметь отличать норму от патологии и знать те состояния детей, которые проходят сами и лечения не требуют.

С детским неврологом малыш встречается впервые, когда ему исполняется один месяц. Это плановый осмотр, на котором врач оценивает состояние нервной системы младенца, его достижения в плане психомоторного развития за первые 30 дней жизни. Затем до года невролог осматривает ребенка еще четыре раза, наблюдая за его развитием. Это диспансеризация, которая нужна для того, чтобы вовремя выявить и начать лечить возможные заболевания, которые влияют на развитие физических и психических навыков.

Нервные болезни у новорожденных

Чем же может заболеть такой кроха? Самая часто встречающаяся группа состояний — последствия недостатка кислорода, травмы или инфекции, которые произошли во время родов или незадолго до них. Как правило, вероятность перинатального («околородового») поражения нервной системы высока при тяжелом течении беременности, когда плод получает мало кислорода, или при патологическом течении родов. Часто поражение ЦНС развивается у недоношенных детей. При воздействии того или иного повреждающего фактора на головной мозг сначала проявляются общие симптомы, такие как судороги, угнетение или возбуждение, а потом на первый план выходят признаки очагового поражения. Это означает, что выключаются те функции, за которые отвечают погибшие участки мозга. Чаще всего это нарушение движений — парез или паралич. В итоге при очаговом поражении ЦНС у ребенка формируется детский церебральный паралич и эпилепсия. Врач в поликлинике должен оценить историю беременности и родов, факторы риска, осмотреть младенца и при необходимости назначить дополнительное обследование. Дети с эпилептическими приступами должны как можно раньше начать получать противоэпилептические препараты. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) должны пройти современную реабилитацию.

Наследственные болезни обмена веществ проявляются сразу после рождения или в течение первого года жизни. У ребенка могут быть эпилептические приступы, нарушение мышечного тонуса и грубая задержка психомоторного развития. Дебют в детском возрасте характерен и для наследственных дегенеративных и нервно-мышечных заболеваний. Такие болезни тяжелы. Они развиваются быстро и приводят к обездвиживанию и гибели ребенка, психическое развитие которого не страдает и уровень сознания не меняется. Ранняя и точная диагностика этих заболеваний важна, прежде всего, для дальнейшего планирования семьи и вычисления вероятности развития болезни у других детей в семье.

Гидроцефалия — еще одно заболевание, которое чаще всего дебютирует на первом году жизни. Эта болезнь связана с нарушением оттока ликвора (жидкости, которая омывает спинной и головной мозг и циркулирует в полостях мозга — желудочках). Гидроцефалия может возникнуть из-за врожденных пороков развития ЦНС, воспаления оболочек мозга, опухолей. Ликвор давит на ткани мозга, поэтому развитие ребенка тормозится, могут появиться судороги, а при остром течении — нарушение дыхания и смерть. Детский невролог в поликлинике может заметить первые признаки болезни: слишком быстрый рост окружности головы, расхождение швов черепа, признаки внутричерепной гипертензии (повышения ликворного давления). В таком случае ребенка экстренно направляют в стационар, где им занимаются нейрохирурги. При своевременном хирургическом лечении у таких детей есть шанс развиваться и жить нормальной жизнью.

К сожалению, состояние младенца при осмотре не всегда оценивается адекватно и нормальные возрастные особенности маленького человека часто трактуются как неврологические симптомы. В медицинской карте здорового ребенка появляются такие диагнозы, как перинатиальная энцефалопатия, гидроцефальный синдром, пирамидная недостаточность или задержка психомоторного развития. Назначаются сосудистые и ноотропные препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью. Молодые родители должны внимательно отнестись к комментариям и назначениям детского невролога и, возможно, проконсультироваться у нескольких специалистов.

Нервные болезни у детей после года

После года невролог осматривает детей перед детским садом, перед поступлением в школу, после первого класса, перед пятым и после десяти лет — ежегодно. Какие болезни находятся в его «ведении»? С какими жалобами приходить к этому доктору? Что могут назначить ребенку?

Эпилепсией страдают люди всех возрастов, но в подавляющем большинстве случаев дебют этого заболевания приходится на детский возраст. У малышей первого года это, как правило, тяжелые симптоматические эпилепсии и злокачественные эпилептические синдромы младенчества. В раннем школьном и подростковом возрасте могут начинаться идиопатические и предположительно-симптоматические формы эпилепсии. Вопрос об эпилепсии встает при любых стереотипно повторяющихся приступах с потерей сознания или без, необычных кратковременных замираниях, непроизвольных движениях в мышцах, повторных ощущениях запахов или звуков. Врач должен обязательно осмотреть ребенка после любого обморока. Только для детей характерны фебрильные судороги в ответ на высокую температуру и аффективно-респираторные пароксизмы — эти состояния не имеют ничего общего с эпилепсией, лечить их не нужно, и поэтому важно различать их. Вероятность хотя бы одного эпизода судорог есть у любого человека до 20 лет. Не все приступы требуют немедленного лечения, но в большинстве случаев чем раньше ребенок начал принимать правильно подобранный противоэпилептический препарат, тем лучше прогноз в отношении течения болезни, психического развития и качества жизни. Никакого обследования, кроме ЭЭГ раз в полгода и МРТ один раз при первых симптомах болезни, дети с судорогами не требуют. Никакие препараты, кроме современных противосудорожных, им не помогут. Часто назначаемые неврологами поликлиники пантогам, мексидол и кортексин для «повышения порога судорожной готовности» использоваться не должны. Они не только не помогают, но и могут быть опасны для детей, особенно если уповать на них вместо раннего приема антиконвульсантов.

Головные боли — бич современных людей, и в больших городах даже дети детсадовского возраста жалуются на то, что к вечеру начинает болеть голова. Головная боль у детей может сопровождать такие болезни, как анемия, патология щитовидной железы, бронхиальная астма, депрессия, хронический тонзиллит и многие другие. Для лечения головной боли очень важно понять ее причину. В российских поликлиниках для диагностики все еще используют такие неинформативные при головной боли исследования, как РЭГ и ЭХО-ЭГ, ищут причины недуга в изменениях на ЭЭГ, хотя зачастую достаточно внимательного опроса, осмотра и общего анализа крови. При головной боли традиционно назначаемые ноотропы, кавинтон и церебролизин, бесполезны. Часто вместо ежегодных обследований и лекарств с сомнительной эффективностью ребенку может помочь простая организация режима дня, достаточный сон, ограничение компьютера в игровых целях и адекватная физическая нагрузка. Снять боль помогут анальгетики. К сожалению, дети с мигренью, регулярно посещающие невролога, и их родители настолько уходят «в болезнь», что отказываются заняться изменением своего образа жизни и уповают на сосудистую терапию. Год за годом они ждут улучшения, полагая, что причина боли в нарушении кровотока в головном мозге, ограничивая себя в занятиях спортом и вообще в жизненной активности. И именно детские неврологи, которые должны развеивать такие заблуждения, наоборот, старательно их культивируют, что приводит к хронизации боли и развитию депрессии.

Нарушение сна — весьма частая жалоба в детском возрасте, которая обычно исходит от родителей. Начиная с рождения, ребенок может спать в неудобное время, плакать ночью, слишком часто просыпаться днем, вздрагивать и кряхтеть во сне. Старшие дети поздно засыпают, отказываются от дневного сна, а подростки вообще могут не спать полночи, разговаривать и скрипеть зубами во сне. Все это очень волнует внимательных родителей, которым кажется, что с их малышом что-то не так. На самом деле, жалобы становятся актуальными только если они волнуют самого ребенка. Позднее засыпание и ночные истерики, после которых ребенок выспавшийся и активный — это педагогическая проблема, не требующая медицинского вмешательства. Снохождение, сноговорение, скрип зубами и вздрагивание во сне — парасомнии, которые встречаются у любого здорового человека и в лечении тоже не нуждаются. Медицинские причины в нарушении сна следует искать, когда малыш явно не высыпается после того, как не смог уснуть ночью, не спит из-за плача, причиной которого может быть боль, если ночные просыпания от кошмаров слишком часты. В таких случаях ребенка должны осмотреть невролог, педиатр и детский психиатр.

Пациентами невролога часто становятся дети с навязчивыми движениями, или тиками. Это может быть моргание, наморщивание носа, пожимание плечами, а также покашливание, «хмыканье» и «хрюканье» — вокальные тики. Некоторые дети реагируют тиками на эмоционально значимую для них ситуацию или болезнь. Провоцировать навязчивости могут переход в другой садик или школу, поездка на море, переезд и даже такие неважные с точки зрения взрослых события, как приезд бабушки, поход в гости или в театр, прогулка в новом месте. Большинство тиков называют транзиторными, они заканчиваются сами в течение трех-четырех месяцев без лечения. Именно на особенности тиков проходить самостоятельно и основан миф, что от них помогают такие лекарства, как пантогам, фенибут, кортексин и успокоительные травки. Родители переживают, что их ребенок «нервный» и что «так и останется на всю жизнь», и с радостью поддерживают решение поликлинического невролога назначить таблетки. Когда через какое-то время тики проходят, мама радуется, что лечение было верным и назначено не зря. На самом деле, в лечении нуждаются только постоянные тики, которые мешают ребенку нормально жить (например, его высмеивают в школе за моргание или он не может аккуратно писать из-за тика в руке). В таких случаях назначают серьезные препараты, которые облегчают состояние ребенка на время приема. Синдром Туретта, или генерализованный тик, встречается достаточно редко. При этом заболевании навязчивые движения захватывают все группы мышц, жить с ним в обществе тяжело, поэтому дети с таким состоянием постоянно принимают препараты, сдерживающие тики. Тики — детское заболевание, они проходят у большинства пациентов с наступлением полового созревания.

К неврологу часто обращаются дети с расстройствами поведения и нарушениями психического развития — состояниями, которые должны находиться в ведении детских психиатров. Задержки развития интеллекта, речи, формирования социальных навыков могут быть связаны с соматическим заболеванием (нарушение речевого развития при глухоте), неврологическими (олигофрения при ДЦП, эпилепсии) или являются самостоятельными болезнями. Одно из самых распространенных расстройств поведения в современном мире — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ. В основе его лежат три основных симптома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Доказано, что СДВГ — наследственное заболевание, и сейчас ведется работа по определению роли факторов среды в развитии этого состояния. Не каждый ребенок, который шумит, бегает и «стоит на ушах», болен СДВГ. Чаще это физиологическая гиперактивность в сочетании с дефектами воспитания. У СДВГ есть четкие критерии, которым врач должен строго следовать при постановке такого диагноза. К сожалению, в плохом поведении своего ребенка многие родители склонны видеть болезнь, и вместо вдумчивой педагогической работы надеются на таблетки, назначенные неврологом. Если у ребенка действительно есть СДВГ, обусловленный дефицитом некоторых веществ в головном мозге, ему нужно назначить препарат, который увеличит их концентрацию и поможет больному справиться с симптомами. Лекарства, призванные улучшить кровоток в головном мозге, седативные и ноотропы будут в такой ситуации бесполезны. Если же малыш (а диагноз СДВГ все чаще появляется в медицинских картах дошкольников и даже годовалых) здоров, но в силу возраста более активен и шумен, чем ожидают родители, седативные травки могут успокоить его в угоду чувствительным взрослым. Но ребенку этого точно не надо.

Вспоминая слова слона Хортона из детской сказки, хочется сказать: «Личность — есть личность. Здесь рост ни при чем». Каждый ребенок — личность, отдельный человек со своими переживаниями, мыслями и интересами. Со своим характером. Если он болеет — ему надо помочь справиться с болезнью, и в современной медицине есть эффективные способы борьбы со многими недугами. Если он здоров — надо просто дать ему расти и развиваться, не пытаясь найти патологию и переменить его характер.

Статьи

Тематические статьи

Соблюдение диеты, выбор пищи, в которой организм действительно нуждается, и избегание излишеств в еде — все это принципиальные моменты, позволяющие затормозить развитие цереброваскулярной болезни.

Русский медицинский журнал

Супонева Н.А., Никитин С.С., Пирадов М.А.

Русский медицинский журнал

Исакова М.Е.

Consilium Medicum

Р.В. Ахапкин

Русский медицинский журнал

Соловьева И.К.

Русский медицинский журнал

Алексеев В.В.

Русский медицинский журнал

Ковров Г.В., Лебедев М.А., Палатов С.Ю.

www.cnsinfo.ru

Детская неврология

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой. Эта взаимосвязь осуществляется при помощи органов чувств, рецепторов на поверхности кожи ребенка.

Нервная система является очень сложным образованием в организме ребенка. Любое нарушение в ее слаженной деятельности может привести к развитию довольно серьезных заболеваний.

Развитие нервной системы происходит неравномерно. Закладка головного мозга происходит на ранних стадиях беременности (1-я неделя внутриутробного развития ребенка). Но даже после родов процесс деления и образования новых нервных клеток не завершается. Наиболее интенсивный период формирования нервной системы ребенка приходится на первые 4 года жизни. Именно в этот период ребенок получает более 50% информации, которая помогает ему в дальнейшей жизни. Неблагоприятные влияния окружающей среды, инфекционные заболевания, травмы в этот период приводят к формированию наибольшего числа неврологических заболеваний.

Немаловажной является и двигательная активность ребенка, которая так же контролируется нервной системой. Находясь внутри матки, ребенок принимает определенную позу, которая позволяет ему занимать меньший объем. После рождения у ребенка можно выявить различные рефлексы. Наличие этих рефлексов с одной стороны связаны с незрелостью нервной системы, а с другой – помогают ребенку выжить в условиях окружающей среды. Постепенно в процессе созревания нервной системы многие из рефлексов исчезают, но некоторые, такой как глотательный, сохраняется у нас на всю жизнь.

Очень важное значение в жизнедеятельности ребенка имеют органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух). Эти органы помогают ребенку ориентироваться в окружающей среде, формировать представление о предметах и явлениях, общаться и познавать мир. Любые нарушения этих органов чувств приводят к тому, что ребенку становиться очень трудно воспринимать мир, общаться со своими сверстниками. Немаловажное значение для формирования общения играет речь, которая так же будет контролироваться нервной системой. Нарушение речи может быть как следствие поражения головного мозга, так и органических заболеваний органов, участвующих в формировании речи. Необходимо вовремя выявлять различные нарушения речи и лечить данные состояния, так как речь необходима не только для общения, но и правильного усвоения получаемых знаний.

В некоторых случаях достаточно тяжело распознать неврологические заболевания у детей на ранних стадиях, так как они могут скрываться за функциональной незрелостью нервной системы. В этом случае только родители способны оказать посильную помощь медицинским работникам, так как они находятся рядом с ребенком практически 24 часа в сутки, и могут сразу определить, изменилось ли поведение ребенка. Особенностью неврологических расстройств у детей является еще и то, что многие из них при ранем, своевременном, правильном, хотя и длительном лечении исчезают практически полностью.

Изучив статьи, собранные в данном разделе, Вы сможете научиться определять различные состояния у детей, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка патологии нервной системы и вовремя обратить на это внимание врача.

7gy.ru