Комплекс упражнений на формирование правильной осанки у младших школьников – Методическая разработка (физкультура, 4 класс) по теме: Методическое пособие к программе дополнительного образования “Профилактика нарушений осанки и плоскостопия” для детей младшего школьного возраста.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда – сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

{Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех’?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз – присели, два – присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Технологическая карта урока, 1 класс “Формирование навыка правильной осанки у младших школьников с помощью игровых технологий”

Ф.И.О. учителя: Долгушина Марина Николаевна

Предмет: физическая культура

Класс: 1 класс

Технологическая карта урока

Тема: Формирование навыка правильной осанки у младших школьников с помощью игровых технологий.

Тип урока: общеразвивающей направленности.

Цели для ученика

1. Научится правильно выполнять упражнения с мешочками.

2. Научиться ответственно выполнять задания, помогать своим товарищам, работать в коллективе.

Цели для учителя

1. Закреплять умение сохранять правильную осанку с помощью игровых технологий.

2. Развивать мышечный корсет, необходимый для поддержания правильной осанки.

3. Развивать способность сохранять устойчивое положение тела в изменяющихся условиях.

3. Воспитывать настойчивость при выполнении физических упражнений в условиях возникновения трудностей.

Образовательные:

1.Обучение технике выполнения упражнений с мешочками

Развивающие:

1.Развивать у учащихся физические качества: силу, быстроту, выносливость.

Оздоровительные:

1. Формирование навыка правильной осанки.

2.Содействовать гармоничному физическому развитию организма.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.Формировать умение общаться со сверстниками в коллективных действий в игре (коммуникативное УУД).

2. Развивать внимание, координацию движений, коммуникативные навыки обучающихся; умение давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД). 3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД )

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1. Формировать стойкий познавательного интерес к занятиям физическими упражнениями (личностное УУД).

2. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи). Место проведения: спортивный зал

Дата проведения: ______________

Средства обучения: Книгопечатная продукция: Физическая культура. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях – 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. Физическая культура. 1–4 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений. / Лях В. И. – М.: Просвещение, 2013.

Технические средства обучения: свисток, мешочки, набивные мячи, обручи, конусы, гимнастические скамейки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

Подготовительная часть

Проверяю готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и сменной обуви).

Построение. Принимает рапорт.

Приветствие:- Здравствуйте ребята!

После звонка строятся в спортивном зале.

Дежурный сдает рапорт:

-Класс «Равняйсь!», «Смирно!», «Марина Николаевна, 1 класс на урок физкультуры построен. Рапорт сдал…»

Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой, личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ребята, сегодня к нам в гости пришел «доктор Правильная осанка», который расскажет нам, что занятия физическими упражнениями влияют на то, как мы ходим, как мы сидим, как мы стоим. Все это – осанка человека.

– А как проверить правильную осанку? Молодцы, вы правы, для этого нужно встать к стене, плотно прижаться затылком, лопатками, ягодицами, пятками, подбородок слегка поднять.

– А как вы считаете, сумет ли так ходить человек весь день? Да, ребята, если несколько раз в неделю мы будем делать упражнения на формирование правильной осанки – мы станем стройнее.

Но это еще не все, «доктор Правильная осанка» придумал для вас интересные задания.

А чтобы на уроке у нас все получалось отлично, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

Я тоже вам желаю удачи, начинаем работу!

Класс «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!», «На месте шагом марш!», «Прямо!».

Движение по залу в колонне шагом по ходу движения дети берут мешочки:

  1. Ходьба с мешочком на голове

  2. Ходьба, перекладывая мешочки из одной руки в другую за головой

  3. Ходьба, перекладывая мешочки из одной руки в другую вокруг шеи

  4. Ходьба, перекладывая мешочки из одной руки в другую вокруг туловища.

Бег и его разновидности:

  1. Бег с мешочком на голове

  2. Бег, перекладывая мешочки из одной руки в другую за головой

  3. Бег, перекладывая мешочки из одной руки в другую вокруг шеи

  4. Бег, перекладывая мешочки из одной руки в другую вокруг туловища.

Упражнения для восстановления дыхания в ходьбе: Приложение №1

Комплекс ОРУ с мешочками:

Приложения №2

Вступают в диалог с учителем.

Высказывают свои предположения по заданному вопросу.

Улыбаются друг другу. Настраиваются на работу.

Выполняют строевые упражнения.

Передвигаются по залу колонной, выполняя команды учителя.

Передвигаясь по залу, соблюдают дистанцию 2 шага.

При этом взгляд направлен вперед, двигаются только руки, спина и корпус неподвижны, спина прямая.

Выполняют упражнения.

Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, и собственного опыта.

Личностные: воспитание самостоятельности.

Регулятивные: развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок.

Основная часть

Ребята, а сейчас мы отправляемся в поход и на своём пути встречаем различные препятствия, которые нам надо преодолеть. За нашими движениями будет внимательно следить «доктор Правильная осанка», давайте его порадуем и выполним все без ошибок.

Игровые задания с мешочками на голове:

а) «Глубокая яма», через которую перекинута доска – ходьба по гимнастической скамейке;

б) «Овраг», через который повалено бревно с сучками – ходьба по гимнастической скамейке через набивные мячи;

в) «Канава», через которое повалено тонкое брёвнышко – ходьба по узкой рейке гимнастической скамейке;

г) «Кусты», через которые надо пройти – пролезание в большой обруч;

г) «Болото» с кочками – прыжки из обруча в обруч.

Молодцы ребята! Все старались правильно выполнять задания.

Теперь «доктор Правильная осанка» хочет посмотреть, какие вы меткие и быстрые, он придумал для вас эстафеты.

Дает команду: «Через центр зала в колонну по два – марш!»

Проводит эстафеты с мешочками:

1. Метание мешочка в плоскую мишень.

2. Метание мешочка в цель.

3. Беговая эстафета.

4. Челночный бег.

Внимательно слушают объяснение учителя.

Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке, удерживая мешочек на голове.

Выполняет перешагивания через набивные мячи, удерживая мешочек на голове.

Пролезают и прыгают в обруч, держит осанку, стараясь удержать мешочек на голове.

Вступают в диалог с учителем.

Выполняют перестроение в колонну по два.

1. По очереди подбегают к контрольной линии и бросают мяч в обруч, лежащий на полу.

2. То же, стараясь попасть мешочком в ведро.

3. По очереди преодолевают свой этап с мешочками на голове до разворотной стойки и обратно, стараясь их не уронить.

4. По очереди подбегают к первому обручу, лежащему на полу, берут из него один мешочек и переносят его во второй обруч (расстояние 2 метра), бегут обратно к первому обручу, берут второй мешочек и переносят во второй обруч, бегут обратно к команде, передают эстафету.

Убирают рабочее место, строятся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, и собственного опыта.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ и рассказ техники метания мяча.

Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролируют действия партнера.

Заключительная часть

Рефлексия.

Итоги урока.

Упражнения на релаксацию:

1. Разминать мешочек пальцами, ладонной и тыльной стороной кисти.

2. Катать мешочек в ладонях, передвигая от основания ладоней к кончикам пальцев и обратно круговыми движениями вперед и назад.

3. Поочередно сжимать мешочек в одной и в другой руке, а также двумя руками.

Построение. Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, понравились вам упражнения «доктора Правильная осанка»?

-Молодцы!

– А теперь, сделайте два шага вперед те, кто при выполнений упражнений, не допускал ошибок.

-Хорошо!

– Сделайте шаг вперед те, кто при выполнений упражнений, допустил незначительные ошибки.

-Молодцы!

Домашнее задание: прочитать в учебнике, что приводит к нарушению осанки.

-Класс «Равняйсь!», «Смирно!», спасибо за работу на уроке, до свидания!

Оценивают процесс и результат своей деятельности, ставят оценку.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Колонной выходят из зала.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: умеют анализировать собственную деятельность на уроке.

Приложение №1 Упражнения для восстановления дыхания в ходьбе

  1. Руки через стороны-вверх, переложить мешочек из одной руки в другую над головой – вдох; опустить руки вниз, переложить мешочек – выдох.

  2. И.п. – руки в стороны. Ходьба на носках, удерживая мешочек на голове.

  3. И.п. – руки в стороны. Ходьба на пятках, удерживая мешочек на голове

Приложение №2 Комплекс ОРУ с мешочками:

  1. И.п. – о.с. Подкинуть мешочек вверх, сделав один хлопок, поймать мешочек.

  2. То же, сделав два хлопка.

  3. И.п. – широкая стойка. Перекладывать мешочек из одной руки в другую между ногами, выполняя движения по «восьмерке» в одну и в другую сторону.

  4. И.п. – руки в стороны, мешочек в правой руке.

1 – выпад правой ногой вперед. Переложить мешочек под коленом из правой руки в левую;

2 – руки в стороны, мешочек в левой руке;

3 – выпад левой ногой вперед. Переложить мешочек под коленом из левой руки в правую;

4 – и.п.

  1. И.п. – руки на пояс, мешочек в правой руке.

1 – наклон туловища вперед, положить мешочек на пол;

2 – руки на пояс;

3 – наклон туловища вперед, взять мешочек с пола левой рукой;

4 – руки на пояс, мешочек в левой руке;

5–8 – то же с левой руки.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мешочек в правой руке.

1 – мах согнутой в колене или прямой ногой вверх.

Переложить мешочек под коленом из правой руки в

левую;

2 – стойка ноги врозь, руки в стороны, мешочек

в левой руке;

3–4 – то же с другой ноги.

7. Приседания с мешочком на голове, руки вперед.

8. «Цапля». И.п. – о.с., мешочек на голове. Руки над

головой прижать ладонями друг к другу, левую ногу

согнуть в колене. Удерживать это положение

в течение 6–8 сек. То же с правой ноги.

  1. И.п. – сед, руки в стороны, мешочек в правой руке.

1 – наклон туловища вперед, положить мешочек на стопы;

2 – поднять прямые ноги так, чтобы мешочек скатился;

3 – взять мешочек в левую руку;

4 – сед, руки в стороны, мешочек в левой руке;

5–8 – то же с левой руки.

10. «Гусеница». И.п. – сед, руки согнуты в локтях,

мешочек на голове.

1–4 – передвижение вперед, не сгибая ног в коленях;

5–8 – то же назад.

Приложение №3 Эстафеты с мешочками:

1. Метание мешочка в плоскую мишень. Участники по очереди подбегают к контрольной линии и бросают мяч в обруч, лежащий на полу. Побеждает та команда, в обруче которой окажется больше мешочков.

2. Метание мешочка в цель. То же, стараясь попасть мешочком в ведро. Побеждает команда, в коробке у которой окажется больше мешочков.

3. Беговая эстафета. Участники по очереди преодолевают свой этап с мешочками на голове до разворотной стойки и обратно, стараясь их не уронить.

4. Челночный бег. Участники по очереди подбегают в первому обручу, лежащему на полу, берут из него один мешочек и переносят его во второй обруч (расстояние 2 метра), бегут обратно к первому обручу, берут второй мешочек и переносят во второй обруч, бегут обратно к команде, передают эстафету.

Статья по физкультуре ( класс) на тему: Формирование правильной осанки у школьников

Формирование правильной осанки

Содержание

1. Значение правильной осанки

2. Виды, признаки неправильной осанки

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

1. Значение правильной осанки

Осанка – привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник – именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела – это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) – увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина – длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз – это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела – оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа “калачиком”, когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают “ошибочные” условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья – профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель – стол, стул – должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ – белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки – для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула – на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения для формирования правильной осанки

Я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями для формирования правильной осанки.

От правильной осанки зависит не только внешняя красота и привлекательность, но и нормальное функционирование внутренних органов человека. Для большинства школьников типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные:

  • неправильная поза при стоянии и сидении;

  • неестественная форма обуви и одежды;

  • вредность ноши тяжести в одной руке;

  • школьная сумка должна соответствовать определённым требованиям;

Правильная осанка зависит от множества причин. Первая и одна из самых важных факторов – это состояние мышечного аппарата.

Проблемы с осанкой сопровождаются чувством дискомфорта, болевых ощущений. Чтобы сохранить правильную и красивую осанку, необходимо делать специальные упражнения, направленные на поддержку мышечного тонуса.

Упражнение № 1

Исходное положение: ноги скрещиваем, спину держим прямо, руки впереди. На каждый счет наклоны головы вправо, а потом влево. Упражнение выполнять медленно.

Повторять 5-10 раз.

Упражнение № 2

Исходное положение: ноги скрещиваем, спину держим прямо, руки впереди. На счет 1 повернуть голову вправо, удерживать позу 3-5с, на счет 2 исходное положение, на счет 3 повернуть голову влево, удерживать позу 3-5 с., на счет 4 исходное положение. Повторять 4—5 раз.

Упражнение № 3

Исходное положение: ноги скрещиваем, спину держим прямо, руки впереди. На каждый счет подавать плечи вперед и назад.

Повторять 10-15 раз.

Упражнение № 4

Исходное положение: стойка на коленях с опорой на руки. На счет 1 прогнуться в спине, голову вверх, на счет 2 согнуть спину, голову вниз.

Повторять 10-15 раз.

Упражнение № 5

Исходное положение: упор лежа на согнутых руках, ноги вместе. На счет 1 и 2 выпрямить руки, прогнуться в пояснице, таз от пола не отрывать, на счет 3 и 4 исходное положение.

Повторять 4-5 раз.

Упражнение № 6

Исходное положение: стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3-5с, затем вернуться в исходное положение. Повторять 4-5 раз.

Упражнение № 7

Исходное положение: стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). На счет 1 присед, на счет 2 исходное положение, на счет 3 наклон вперед, на счет 4 исходное положение, на счет 5 наклон вправо, на счет 6 исходное положение, на счет 7 наклон влево, на счет 8 исходное положение. Повторять 4-5 раз.

Упражнение № 8

Исходное положение: стоя, прижавшись к стене затылком, лопатками, поясницей, ягодицами и пятками. Удерживать позу 5-10 с.

Повторять 4-5 раз.

Упражнение № 9

Исходное положение: стоя ноги врозь. Положить на голову небольшой предмет (книга). Сделать 3-4 приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал.

Повторить 10 раз.

Упражнение № 10

Исходное положение: стоя ноги врозь. Пройтись несколько метров, удерживая предмет на голове.

Повторить 2 раза.

Чтобы не допускать нарушения осанки нужно над этим упорно работать, а именно:

  • активно двигаться;

  • правильно питаться;

  • проводить закаливающие процедуры;

  • развивать силу, гибкость и выносливость.

  • В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать е сохранения, оберегать их от непосильных нагрузок.

Ученики всех классов должны делать физкультминутки на уроках и паузы между ними. То же рекомендуется проделывать и во время выполнения домашних заданий.

Таким образом правильная осанка имеет немаловажное значение в жизни любого человека. Правильная осанка помогает избегать нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического состояния и развития организма.

Консультация по ЗОЖ на тему: Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

        

Доклад на родительском собрании

Формирование правильной осанки

у детей младшего школьного возраста

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Формирование правильной осанки

у детей младшего школьного возраста

 Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки имеет важное значение, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет формирование изгибы позвоночника и других основ осанки.

     Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей младшего школьного возраста: от 60 до 80% из них, имеют различные нарушения осанки.

Искривление позвоночника провоцируют:

  • неправильное питание. Это ведет к нарушению в развитии мышечной, костной и хрящевой тканей, что отражается на формировании осанки.
  • Врожденные патологии.
  • Гиподинамия. Слабость мышц часто обусловлена отсутствием достаточной физической нагрузки.
  • Неравномерное развитие разных групп мышц на фоне слабости мускулатуры. К примеру, плечи, которые сведены вперед — результат того, что сила грудных мышц выше силы мышц, которые сближают лопатки, а сутулость — результат слабости трапециевидной мышцы спины.
  • Перегрузка мышц односторонней работой, неправильное положение тела во время занятий или игр.

Все это ведет к уменьшению или усилению существующих изгибов позвоночника, асимметричному положению тела, закреплению неправильной осанки.

Диагностика нарушений осанки

Родителям необходимо обращать внимание, в каком положении чаще всего находятся плечи и спина ребенка, на одном ли уровне располагаются его лопатки, не искривлен ли позвоночник вправо или влево. Когда ребенок сидит, обращайте внимание, не подкладывает ли он ногу под себя, не сутулится ли, не «перекашивается» ли в какую-то сторону, опираясь на локоть. Причиной неправильной осанки может быть высота стола не по росту, большое расстояние между столом и стулом. Левая рука не должна свисать во время занятий, чтобы плечи находились на одном уровне. К ассиметричному положению тела может также привести привычка стоять с немного согнутой и отставленной в сторону ногой.

Предлагаем простой тест-упражнение для осанки. Пусть ребенок станет спиной к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени прикоснулись к стене, а затем сделает шаг вперед, сохраняя правильную осанку.

Чтобы определить, в каком состоянии находятся мышцы спины ребенка, ему следует лечь лицом вниз на кушетку, чтобы тело выше бедер находилось на весу вне кушетки, руки на поясе. Родители при этом придерживают ребенка за ноги. Ребенок в 5–6 лет может удержать туловище в горизонтальном положении от 30 до 60 сек., в 7–10 лет — 60–90 сек., в возрасте 12–16 лет — 1,5–2,5 мин.

Насколько развиты мышцы брюшного пресса, покажет количество повторов перехода в медленном темпе, которые может сделать ребенок из положения лежа в положение сидя (при этом ноги также фиксируются). Норма для детей 7–11 лет — 15–20 раз.

Если вы выявили у ребенка нарушения осанки или слабость мышц спины, проконсультируйтесь у хирурга, ортопеда или врача в кабинете ЛФК. Доктор осмотрит ребенка, и если необходимо, даст направление на рентгенографию или топографическую фотометрию для уточнения диагноза. Если мышцы сильно ослаблены, школьнику необходимо будет каждый день выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Врач их подбирает в зависимости от выявленных нарушений осанки.

Также доктор наверняка даст следующие общие рекомендации:

  • Мебель должна соответствовать росту ребенка.
  • Сон на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см больше, чем рост ребенка.
  • Хорошая освещенность во время занятий, игр.
  • Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки и т. д.).
  • Перерывы при выполнении домашнего задания (45 мин. — работа, 15 мин. — отдых).
  • Упражнения для укрепления мышц спины.

     Выше изложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки является актуальной.

     В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:

     1) формирование навыка правильной осанки;

     2) гармоничное укрепление мышц и развитие силовой выносливости;

     3) развитие гибкости;

     4) формирование навыка правильного дыхания;

     5) коррекция функциональных отклонений со стороны

          опорно-двигательного аппарата;

     Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки.

     На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. Следует учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

     Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей, стоя лицом и боком к зеркалу). Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца).

     На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

     На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.

     Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.

      Например, упражнение «кукла» можно выполнять в домашних условиях.

     И.п. – стоя спиной к стене руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони).

     1 – 8 – сохранять это положение (не задерживать дыхание).

     1 – 8 – расслабить мышцы.

     Можно это упражнение выполнять с поворотами головы влево и вправо, наклоняться влево и вправо, поднимать руки через стороны вверх и др.  

Упражнения для укрепления мышц спины

  1. Стоя возле стены, прижать к ней пятки, лопатки и ягодицы. Развести руки на уровне плеч, скользить ими по стене, ладони вперед, мышцы спины и рук напряжены. Опустить руки, расслабиться. Повторить до 5 раз.
  2. Стоя спиной к стене, медленно отходить от нее, контролируя правильную осанку. Повторить 3–5 раз.
  3. И. п.- то же. Руки на поясе, локти прикасаются к стене. Скользить по стене лопатками, ягодицами и руками, медленно принять положение сидя на корточках, затем не спеша встать, контролируя осанку. 5 раз.
  4. Встать, ноги на ширине плеч, опустить руки. Поднять руки к плечам вперед ладонями, локти плотно прижать к туловищу, чуть наклониться вперед (при этом лопатки свести, спину держать прямой). Задержаться на 4–6 сек., выпрямиться, руки опустить. 5–10 раз.
  5. Лечь на живот, ноги и руки вытянуть вдоль тела. Одновременно поднимать ноги и руки вверх, прогибаясь в пояснице и опираясь на грудную клетку, живот и таз. Задержаться на несколько секунд в этом положении, вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
  6. Лежа животом вниз на пол, ладонями опереться об пол. Плавно поднять голову вверх и прогнуться в пояснице, не отрывая от пола рук. Затем опустить голову на руки, расслабиться. Повторить 5 раз.
  7. Лежа на животе, руки вдоль тела, ноги вместе. Ноги согнуть, поднимая плечи и голову, удерживать в таком положении туловище 4–6 сек. Вернуться в и. п., расслабиться. 5–10 раз.
  8. Лежа на животе, развести руки в стороны. Приподнять голову и смотреть вниз, держаться в таком положении 4–6 сек. Вернуться в и. п., расслабиться. 5–10 раз.
  9. Согнуть в локтях руки, кисти приблизить к плечам, большой палец ладони касается плеча. Пальцы развести, локти — прижать к телу. Держать голову прямо, чуть приподнять грудную клетку. Руки согнуть в локтях и медленно поставить перед собой, опустить голову на них, расслабиться. 5 раз.
  10. Сложить ладони, поднести к подбородку руки, выпрямить их и развести в стороны, перевернув наружу ладони (движения похожи на занятия плаванием). Согнуть перед собой руки в локтях, опустить голову на них и расслабиться. Повторить 5 раз.
  11. Лежа на спине, вытянуть прямые руки за головой, при этом ноги прямые, носки тянуть на себя. 5–10 движений ногами вниз/вверх с небольшой амплитудой. 3–8 раз.
  12. Лежа на спине поднять ноги на 45˚, крутить педали велосипеда. Сделать 10 вращений, опустить ноги на пол, 5 сек – отдых. Повторить 10 раз.
  13. Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги вместе. Прямые ноги медленно приподнять, развести в стороны, затем скрестить и опять развести. 10 раз. 5 сек. – отдых. Повторить еще 10 раз.

При выполнении упражнений дыхание должно быть ровным.

Для развития правильной осанки полезны занятия плаванием брассом, греблей, волейболом, баскетболом, лыжным спортом. Не стоит забывать о танцах или любых других видах физической активности, которая по душе ребенку.

Лечение болезней опорно-двигательного аппарата длительное и сложное, требует больших усилий. Однако поддерживая интерес сына или дочери к занятиям спортом, вы поможете избежать проблем со спиной. Время, потраченное на исправление осанки, окупится сторицей. 

Литература:

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003.

2. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.

3. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

4. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.: Академкнига,2010.

Методическая разработка по физкультуре по теме: Упражнения для формирования правильной осанки

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Родничок»

                                                                         

                                                                             И. М. Чепкина

                                                                   инструктор по физвоспитанию

с. Константиновка

Спинку прямо!!!

(упражнения  для правильного  формирования изгибов позвоночника).

              Оборудование: гимнастическая палка или эластичная лента.

  1. «Деревце»

И.П.: стоя, ноги вместе, палку – на плечи.  На «раз» – наклон влево, левую ногу в сторону на носок, палку вверх. На «два» – вернуться в и.п. Повторить то же в другую сторону. Количество повторов –  8 – 16 раз. Темп средний.

  1. «Буква Г»

И.П.: стоя, ноги врось, палку – вниз. Наклониться вперед, прогнувшись в пояснице, палку тянуть вверх. Задержаться в этом положении на 3 – 5 секунд, затем вернуться в и.п. Выполнить 8 раз в среднем темпе.

  1. «Пружинка»

И.П.: стоя, ноги вместе, палка за спиной. На «раз» – прогнуться в пояснице, палку отвести назад как можно дальше. На «два» – вернуться в и.п. На «три» – немного присесть, прогнуться в пояснице, палку отвести назад. Четыре – и.п. Выполнить 8 – 16 раз в среднем темпе.

  1. «Волна»

И.П.: стоя на коленях, палку – за спину. Сесть на пятки, прогнуться, палку отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п.

 Выполнить 4 – 6 раз в медленном темпе.

  1.  «Карусель»

И.П.: стоя, ноги вместе, палку – на плечи. Шагнуть левой ногой в сторону, согнув её в колене, и наклониться влево, держа спину прямо. Руки с палкой вверх. Вернуться в и.п. и повторить в другую сторону. Выполнить 8 раз в каждую сторону в медленном темпе.

  1. «Байдарка»

И.П.: сидя, ноги врось, палка – над головой. Наклониться влево, стараясь держать спину прямо, вернуться в и.п. Повторить в другую сторону. Выполнить 4 – 8 раз в среднем темпе.

  1. «Дельфин»

И.П.: лежа на животе, ноги врось, руки впереди. Приподнять над полом руки, верхнюю часть корпуса и ноги, прогнуться в пояснице. Вернуться в и.п. Выполнить 4 – 8 раз в среднем темпе.

Комплекс №1

  1. И.П. – стоя у гимнастической стенки или стены.
  1. Принять правильную осанку: затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены. Удержать с напряжением на счет 4 – 6.                     Повторить 10 раз.
  1. Принять  правильную осанку, отойдя от стенки на один – два шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц.           Повторить 10 раз.
  1. Принять правильную осанку у стены, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц.  Повторить 10 раз.
  1. Принять правильную осанку у стены, сделать 1 – 2 шага вперед, расслабить мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Принять правильную осанку с напряжением всех мышц.

     Повторить 10 раз.

     

          6. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носках,                        удерживаясь в этом положении 3 – 4 секунды. Вернуться в и.п.

     Повторить 10 раз.

        

И.П. – лежа на спине.

  1. И.П. – лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу).
  1. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и.п. Повторить 6 – 8 раз.
  1. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице тоже положение напряжения, что и положении лежа. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнения в ходьбе (И.П. – стоя):

  1. Принять правильную осанку в и.п. стоя. Ходьба с остановками, поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки. Выполняется   1 – 2 минуты.
  1. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Пройти один круг.
  1. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку). Чередовать с остановками для проверки правильной осанки. Пройти два круга.
  1. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений – в полуприседе, с высоким подниманием бедра (чередование движений через каждые 4 – 8 шагов).                Выполнять 1 – 2 минуты.

Комплекс №2.

Для мышц спины:

  1. И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Приподнять голову, не запрокидывая её назад, лопатки соединить. Необходимо удержать это положение на 5 – 6 счетов.

     Повторить 6 – 8 раз.

  1. То же, руки на поясе. Повторить 6 – 8 раз.
  1. То же, руки за головой. Повторить 6 – 8 раз.
  1. То же, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Приподнимая голову и плечи (не запрокидывая голову назад), медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам.

        Повторить 6 – 8 раз.

5. То же, поднять голову и плечи, развести руки в стороны: сжимать и                    разжимать кисти рук до 10 раз.

        Повторить 6 – 8 раз.

         

          6. То же, руки в стороны. Совершать круговые движения в плечевых суставах на 4 счета.

        Повторить 6 – 8 раз.

 

Упражнения 1 – 6 можно усложнять, используя отягощение и сопротивление.

7.  И.П. – лежа на животе, руки согнуты в ладонях, ладони прижаты к                                                                                                                                                           полу.  Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола.

               Повторить 6 – 8 раз.

  1. И.П. – тоже. Приподнимание прямых ног, с удержанием их на весу      на      3 – 5 счетов. Повторить 6- 8 раз.

 

  1. И.П. – то же.

На счет «раз» – поднять правую ногу.

На счет «два» – присоединить к ней левую ногу.

На счет «три – четыре» – удерживать на весу обе ноги.

На счет «пять» – опустить правую ногу.

На счет «шесть» –  опустить левую ногу.

Темп медленный. Повторить 4 – 6 раз.

  1.  И.П. – то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и   опустить      

     вместе. Повторить 4 – 6 раз.

  1.  Выполняется в парах. И. П. – лежа на животе друг против друга.

Первый этап – удержание мяча в вытянутых руках. Повторить 6 – 8 раз. Второй этап – перекатывание мяча партнеру, при сохранении приподнятого положения головы и плеч. Повторить 6- 8 раз.

  1.  И.П. – лежа на животе поперек гимнастической скамейки.

 Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удержать это положение                   на 3 – 5 счетов. Повторить 6 – 8 раз.

  1. И.П. – то же. Выполнять руками и ногами движения, имитирующие плавание брассом. Повторить 4 – 6 раз

Для мышц брюшного пресса:

  1. И.П. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища, ладони вверх. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 10 – 12 раз.
  1. И.П. – то же. Согнуть обе ноги, разогнуть и медленно опустить. Повторить 6 – 8 раз.
  1. И.П. – то же. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед» – на 6 счетов. Повторить 8 – 10 раз.
  1. И.П. то же. Поднять прямые ноги под углом 30*, развести в стороны, соединить и медленно опустить.

Повторить 4 – 8 раз.

     

  1. И.П.  – то же. Выполнять серию дыхательных упражнений с различными движениями рук (вверх, в стороны), одновременно произнося на выдохе звуки «ж», «з», «с», и «ш».

После каждых 5 – 6 упражнений – вдох – выдох.

  1. И.П. – тоже. Ноги согнуты в коленях, приподнять таз и удерживать его в таком положении на 3 – 4 счета.

                    Повторить 6 – 8 раз.

 

7.       И.П. – то же. Руки за голову, ноги фиксировать за нижнюю рейку стенки или при помощи партнера. Переходя в положение сидя, удерживать спину прямой. Опуститься в и.п., расслабиться. Медленно повторить 6 – 8 раз.

8.                 Лежа на спине, напрягать мышцы, стараясь вытянуть тело. Время выполнения и нагрузка постепенно увеличиваются.

           Повторить 6 – 8 раз.

Для боковых мышц туловища:

1.      И.П. – лежа на правом боку. Правая нога поднята вверх, левая вытянута вдоль туловища. Удерживая тело в прямом положении, приподнять, удержать и опустить левую ногу.

          Повторить 6 – 8 раз.

2.      И.П. – лежа на левом боку. Проделать аналогичные упражнения.

3.     И.П. – лежа на правом боку. Правая рука поднята вверх, левая согнута и ладонью обращена к полу. Приподнять обе ноги (угол около 5*), удержать на 3 – 5 счетов, опустить в и.п..

        Повторить 6 – 8 раз.

4.      И.П. – лежа на левом боку. Проделать аналогичные упражнения.

  1.     И.П. – лежа на боку. Приподнять одну ногу, присоединить к ней            другую, удерживать некоторое время, опустить в и.п.

     Повторить 4 – 6 раз (упражнение выполняется на правом и левом боку).

        

Комплекс № 3.

1.       Свободная ходьба (20 – 30 сек) с выпрямленной спиной, несколько   прогнувшись в шейно – грудном отделе.   

        Подбородок поднять.

  1. И.П. – стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом  в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок, вдох.

          Повторить 3 раза каждой ногой.

  1.  И.П. – стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны, вдох.    Вернуться в и.п., выдох.

          Повторить 5 – 6 раз.

  1.    И.П. – лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогнуться

        в позвоночнике (в грудном отделе) с опорой на локти, вдох.  Вернуться в и.п., выдох.

        Повторить 5 – 6 раз.

  1.   И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечье, прогнуть корпус в грудном отделе, вдох. Вернуться в и.п., выдох.

             Повторить 5 – 6 раз.

  1. И.П. – лежа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с    одновременным разведением ног, вдох. Вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

        Повторить 5 – 6 раз.

  1.    И.П. – стоя на четвереньках, попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в и.п. Тоже другой ногой и рукой. При вытягивании руки выдох.

2 – 3 раза каждой рукой.

  1.  И.П. – стоя на четвереньках, сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продвинуть корпус вперед, локти выпрямить. Вернуться в и.п. («подлезание»). Дыхание произвольное.

3 – 4 раза.

  1.  И.П. – стоя, руки на поясе, на голове мяч ( на ватно-марлевой баранке), ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и.п.

        3 – 4 раза

  1. И.П.- стоя, руки на затылке. Вытянуть руки вверх, вдох. Вернуться в и.п., выдох.

3 – 4 раз

Комплекс № 4.

1.   И.П. –О.С. Принять правильное положение, зафиксировать его.

  1. Ходьба с правильной осанкой. (1 мин.).
  2. Ходьба с высоко поднятыми руками. (30 – 40 сек.)
  3. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 – 40 сек.).
  4. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами на носках, легкий бег на носках.
  5. И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая на животе. Дыхательные упражнения.

     3 – 4 раза.

  1. И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движения боксера.

     6 – 8 раз.

  1. И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища.

6 – 8 раз.

  1. И.П. – стоя, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу.

        6 – 8 раз.

  1.  И.П. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямо и разводя руками в стороны – назад. Вернуться в и.п.

        6 – 8 раз.

  1.  И.П. – ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад, вдох. Вернуться в и.п., выдох.

        6 – 8 раз.

  1.  И.П. – О.С., кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх.

      6 – 8 раз.

  1. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались. Вернуться в и.п.  

        6 – 8 раз.

  1.  И.П. – лежа на спине, руки над головой. Приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и.п.

8 – 10 раз.

  1.   И.П. – лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнять дыхательные упражнения.

3 – 4 раза.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей.

Даже если у ребёнка не выявлены какие-либо нарушения, позаботиться о здоровье стоит уже сейчас.

Для приобретения красивой, правильной осанки следует выполнять такой несложный комплекс упражнений:

1.Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, руки расположите на поясе. На вдохе разведите локти до того момента пока лопатки не соприкоснуться. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторять упражнение нужно не менее пяти раз

.2. Разведите в сторону руки. Выполняйте движения назад по кругу не менее десяти раз. Дыхание при этом может быть произвольным. Поставьте ноги шире, кисти прижмите к плечам. На выходе выполните наклон вперёд, на вдохе вернитесь в начальную позицию. При выполнении упражнения спина должна оставаться прямой. Осуществите не менее пяти наклонов.

3.Соедините руки за спиной. Произведите пять-шесть наклонов в стороны. Возьмите в руки гимнастическую палку, вытяните руки перед собой. На выдохе выполните приседание, на вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Спина должна оставаться прямой. Необходимо осуществить четыре-пять подходов

4.Зажав палку в руках, на вдохе потянитесь вперёд и вверх. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите четыре-пять раз

5. Лягте на спину, положите руки вдоль туловища. Попеременно поднимайте вверх ноги. Выполнить упражнение необходимо три-четыре раза.

6.Лягте на живот, руки расположите на поясе. Поднимайте тело вверх на вдохе, опускайте на выдохе. Осуществите три-четыре подхода.

6.Расположив руки на талии выполняйте прыжки в высоту. Чередуйте эти подскоки с ходьбой.

7.В заключении выполните разведение рук в положении стоя. На выдохе широко разводите руки, на вдохе – соединяйте.

Также необходимо подключить упражнения, которые способствуют укреплению мышц спины. Такой комплекс поможет и при формировании осанки, и в предотвращения различных заболеваний.

Упражнения для укрепления мышц спины.

Время выполнения каждого упражнения варьируется от тридцати секунд до трёх минут.

1.Лягте на спину. Выполняйте круговые движения ногами имитируя езду на велосипеде.

2.Оставаясь в лежачем положении выполняйте махи прямыми ногами в горизонтальной плоскости. Ноги при этом скрещиваются как бы подражая движению ножниц.

3. Сядьте на пол, подтяните к себе колени и обхватите их руками. Выполняйте катания по полу на спине. Пытайтесь вернуться в начальное положение.

4.Лягте на спину, руки разместите вдоль тела. Ноги согните в коленях. Оторвите таз от пола на максимально возможное расстояние. Удерживайте его в таком положении пять секунд, аккуратно вернитесь в начальное положение.

5.Лягте на спину, руки, как и в предыдущем упражнении, расположите вдоль тела. Прямыми ногами попытайтесь достать пола за своей головой. Аккуратно возвращайтесь в начальное положение.

6.Лёжа на животе возьмите себя за лодыжки. Потянитесь вверх как можно выше. Лягте на живот. Выполняйте одновременное поднятие рук и ног. Зафиксируйтесь в таком положении на несколько секунд.

7.Обопритесь об пол коленями и руками. Выполняйте прогибы спины вниз, при этом поднимайте голову, и прогибы вверх (голову следует опустить).

Также родитель может помочь ребёнку выполнить следующее очень эффективное упражнение. Малышу необходимо упереться руками в пол, а взрослому – взять его за лодыжки. Осуществляйте ходьбу на руках на протяжении пары минут.