Комплекс упражнений при плоскостопии у детей: ЛФК и упражнения при плоскостопии у детей дошкольного возраста – ЛФК при плоскостопии у детей и взрослых

Содержание

ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения и видео комплекса

Плоскостопие у детей

Каждый родившийся малыш имеет абсолютно плоские стопы, поэтому совершенно некорректно называть плоские ножки плоскостопием у детей.

Стопа ребенка формирует правильный изгиб довольно долго – до 12 лет, и только после этого возраста можно называть неправильно сформированные подошвы детских ножек плоскостопными.

Однако у врачей-ортопедов есть собственные возрастные мерки этапов формирования изгиба стопы. То есть, например, в годик у ребенка уже не может быть абсолютного плоскостопия как при рождении – в этом возрасте изгиб должен иметь определенный градус.

Кроме врача-ортопеда это понять никто не сможет, поэтому так важно регулярно приводить ребенка на прием, чтобы вовремя назначить необходимые процедуры, позволяющие помочь стопе формироваться правильно

Причины

Причин возникновения плоскостопия у детей довольно много, вот основные из них:

  • Генетическая предрасположенность
    – возникает довольно редко – менее, чем в 3% случаев, если многие близкие родственники страдают данным заболеванием.
  • Травма стоп или голеней.
  • Врожденное плоскостопие может возникнуть при внутриутробных нарушениях формирования стоп, голеней, сухожилий и связок.
  • Нагрузка на ноги, например при повышенной массе тела или подъеме тяжестей.
  • Болезни, вызывающие плоскостопие. К примеру, рахит возникает вследствие нарушения витаминно-минерального обмена в организме у ребенка, одним из последствий данного заболевания является возникновения плоскостопия.
  • Паралитическое плоскостопие, то есть паралич ног –возникает при ДЦП у ребенка.
  • Статическое плоскостопие – возникает при слабых связках стоп, также при ношении неправильно подобранной обуви.
  • Сидячий образ жизни. При малоподвижном образе жизни стопы находятся в обездвиженном состоянии, а значит не происходит естественное формирование изгиба стопы у ребенка.
    Например, дети, проживающие в городских условиях страдают плоскостопием в несколько раз чаще, чем дети, проживающие в деревенских условиях.
    Это происходит потому, что ребенок в сельской среде чаще находится на улице и, как следствие, чаще ходит, бегает, в общем передвигается. Чаще всего это даже происходит без обуви.
    Городские дети, проживающие в квартирах не имеют такой возможности, чаще всего проводя время в компании компьютера, отсюда и возникает сидячий образ жизни.

Симптомы и диагностика плоскостопия у детей

Различают три степени детского плоскостопия:

  • Первая степень. Данный вид заболевания называют ещё гибким плоскостопием. По сути, это та степень плоскостопия, с которой рождаются дети.
    У некоторых первая степень сохраняется к тому возрасту, когда ребенок начинает ходить. При первой степени видимая деформация стопы отсутствует, болей при ходьбе не возникает.
    Гибкое плоскостопие возникает одинаково на обоих стопах, однако не приводит к инвалидности. Для лечения не требуется никаких специальных мер, лишь профилактика.
  • Вторая степень. Данный вид называют также гибким плоскостопием с коротким Ахилловым сухожилием. Возникает сразу на обеих ногах, как и при гибкой степени. Однако, данный вид вызывает боль в ногах при долгой ходьбе и может перерасти в более серьезную степень при отсутствии лечения.
  • Третья степень, называемая также, жестким плоскостопием, возникает крайне редко и, чаще всего, у детей с врожденными заболеваниями стоп. Примерно 20% страдающих жестким плоскостопием испытывают сильные боли в ногах при ходьбе.
    Третья степень может поразить одну ногу или обе сразу, однако, при данную степень плоскостопия сопровождают и другие болезни опорно-двигательного аппарата.

Основными симптомами появления плоскостопия у детей являются:

  • Периодические боли в ногах, особенно после долгой ходьбы или физических нагрузок.
  • Отек стоп, иногда доходящий до колен.
  • Изменение походки, появление косолапости.
  • Обувь стаптывается очень быстро, подошва обуви стирается с внутренней стороны.
  • Стопа выгнута наружу.

Диагностировать плоскостопие у ребенка самостоятельно довольно сложно, до 5-6 лет практически невозможно.

Сделать это сможет только опытный врач-ортопед, который проведет доскональный осмотр ножки, выявит градус изгиба стопы, длину и ширину ножки, осмотрит обувь ребенка

В более старшем возрасте диагностику можно провести с помощью:

  • Плантографии.
  • Подометрии.
  • Рентгенографии.

Плантография – это, проще говоря, отпечаток стопы, который получается путем окрашивания подошвы ноги с помощью специальной краски и отпечатывания её на бумаге.

Далее производится подометрия

– измеряется подометрический индекс свода стопы. После данных исследований, в большинстве случаев, выявляется правильный диагноз.

Однако могут потребоваться дополнительные исследования. Подтвердить результат поможет рентгенография, которая производится в нагрузке и обязательно в двух проекциях.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии

ЛФК, то есть лечебная физкультура, является самым действенным методом в лечении и профилактике плоскостопия у детей. Начинается всё с хождения босиком по земле, гальке, траве, но только не комнатным покрытиям – ковролину, ламинату, линолеуму.

Эффективным упражнением является перекатывание по стопе колючего мячика. С возрастом комплекс упражнений меняется.

Комплекс упражнений для дошкольного возраста

В детском возрасте лечебная гимнастика эффективна в форме игры: можно устроить ходьбу по скалке, а также подбирать разные предметы с пола используя только стопы – детям интересны подобные игры.

Можно устроить соревнования – кто быстрее дойдет до цели на пятках, внутренних или внешних сторонах стоп. Здесь важно превратить полезное упражнение в игру, которая понравится ребенку.

Комплекс упражнений для малыша должен назначить врач, заниматься самолечением здесь нельзя

Ниже приведены упражнения, которые обычно назначаются при плоскостопии:

  • Сидя на стуле необходимо согнуть и разогнуть стопы поочередно, повторять 5-10 раз.
  • Также сидя сдвигать и раздвигать пальчики на ногах.
  • Крутить стопами по оси по часовой и против часовой стрелки, 5-10 раз каждой стопой в каждом направлении.
  • Приседать на пальчиках ног.
  • Пальчиками ноги ухватить карандаш и попробовать нарисовать что-либо на листе бумаги.
  • Закончить комплекс можно ходьбой на пятках.

Комплекс упражнений для школьного возраста

Для старшего возраста упражнения уже усложняются:

  • Сидя поставить стопы на пол, носки прижать друг к другу, пятки разводить в стороны.
  • Сидя приподнимать стопами мячик.
  • Сгибать и разгибать стопы, приподнимать мелкие предметы стопами с пола.
  • Положить на пол кусок материи и сидя попытаться собрать её пальцами ног.
  • Перекатывание ступни с пятки на носок.
  • Приседания на носках, разводя, при этом, руки вверх или в стороны.
  • Ходить босиком по брусу, имеющему наклон, гимнастической палке и другим ребристым поверхностям.

Профилактика плоскостопия

В качестве профилактики плоскостопия у ребенка можно использовать следующие методы:

  • При каждом удобном случае выпускать ребенка босиком на траву, гальку, песок.
  • В домашних условиях можно устроить ребенку ходьбу по фундуку или гороху.
  • Устраивать несложные упражнения для профилактики – перекатывание ножки со стопы на пятку, катание по стопе колючего мячика.
  • Первая обувь, а также обувь до 5 лет у ребенка должна быть профилактической, то есть иметь небольшой каблучок, закрытая пятка, укрепленный супинатор, подушечка в основании стопы, а также жесткий высокий задник.
  • Девочкам до 5 лет строго не рекомендуется носить обувь с узким носом и на высоком каблуке.
  • Питание ребенка должно быть полноценным и обогащенным витаминами – в рационе должно быть достаточное количество кальция и фосфора.
  • Необходимо контролировать массу тела ребенка – следить, чтобы не было переедания. При избыточной массе тела плоскостопие возникает чаще всего.
  • Привлечение ребенка к занятию игровыми видами спорта – футболом или баскетболом. Бег и пинание мяча являются отличной профилактикой плоскостопия.
  • У детей младшего возраста эффективной профилактикой плоскостопия являются занятия плаванием, причем эффективней нагрузка на нижние конечности.
  • Контрастные ванночки для ног, массаж и физиопроцедуры играют важнейшую роль в профилактике плоскостопия.

Упражнения и ЛФК при плоскостопии у детей — методика выполнения

Плоскостопие – достаточно распространенное явление в современном мире. При этом большинство людей не считают его серьезной проблемой. И напрасно. Кроме быстрой утомляемости при ходьбе, плоскостопие может привести к ряду нарастающих неприятных последствий.

Нарушение распределения давления на поверхность стопы оказывает влияние на всю костномышечную систему, приводит к деформациям костей, защемляет мышцы и нервные окончания, вызывает головные боли, головокружение, боли в спине, ногах, варикоз и т.д.

Плоскостопие: причины появления

В основном предпосылки к плоскостопию возникает в детском возрасте в процессе развития и формирования опорно-двигательной системы.

Плоскостопие у ребенка

У детей так называемые «мышцы-супинаторы» достаточно слабые. Если они не получают должной нагрузки, то перестают держать стопу, что приводит к смещению костей и отклонению пятки наружу.

Быстрый рост и излишний набор веса увеличивает нагрузку на стопу и повышает риск возникновения плоскостопия.

Врожденное плоскостопие редкое явление. Причиной возникновения детского плоскостопия может быть также недостаток витамина Д, приводящий к ослаблению мышц и размягчению косной ткани, полиомиелит и некоторые другие заболевания.

Чем полезна ЛФК для детей с плоскостопием

Профилактика и лечение плоскостопия состоит в дозированной тренирующей нагрузке мышц, поддерживающих пружинящее состояние стопы.

Разработанные специалистами комплексы лечебной гимнастики способны остановить у ребенка развитие патологии стопы, существенно усилить голеностопные мышцы, сформировать правильный изгиб и привести к полному исчезновению плоскостопия.

  1. Укрепляются бедренные и голеностопные мышцы
  2. Восстанавливаются амортизирующие свойства стопы за счет уменьшения ее деформации
  3. Вырабатывается правильная постановка ног при ходьбе и беге.
  4. улучшается походка, становится более пластичной и легкой.
  5. Развивается координация, умение держать равновесие, мелкая моторика.
  6. Укрепляются мышцы спины, что положительно влияет на осанку и положение тела.
  7. Занятия в группах улучшают социализацию ребенка.
  8. Концентрация внимания на выполнении упражнений развивают центральную нервную систему, способствуют организованности и ответственности малышей.

Упражнения при плоскостопии

Кому противопоказано заниматься ЛФК

  • Сильная боль в ногах при выполнении ЛФК.
  • Тяжелые расстройства сердечно-сосудистой системы, приводящие к дыхательной или сердечной недостаточности, отекам и застоям.
  • Опухоли и новообразования
  • Ревматические процессы в период обострения.
  • Повышенная температура, выраженная интоксикация
  • Так называемый «температурный хвост» после перенесенного заболевания
  • Временным препятствием для выполнения ЛФК является ОРВИ, грипп, другие инфекционные заболевания.

Могут быть другие противопоказания. При наличии серьезных заболеваний для окончательного решения о назначении ребенку ЛФК требуется консультация у профильного врача.

Правила выполнения ЛФК

  1. Назначение и подбор лечебных укрепляющих упражнений должны делаться только врачом ортопедом после определения вида и степени плоскостопия.
  2. Занятия с детьми проводятся опытным тренером инструктором.
  3. Группы для ЛФК формируются по возрастному принципу и с учетом особенностей состояния и развития каждого ребенка.
  4. В зале должен быть свежий воздух, температура около 22 градусов. Комната перед занятиями обязательно проветривается.
  5. Нельзя кормить ребенка непосредственно перед выполнением упражнений.
  6. Укрепляющий комплекс при лечении плоскостопия выполняются босиком.
  7. Пропускать занятия можно только по уважительной причине, т.к. важна регулярность и постепенное увеличение нагрузки.
  8. Длительность занятий – 20-30 минут.

Особенности ЛФК для пациентов детского возраста

Проводить занятия с детьми желательно в условиях специализированного заведения, где опытный инструктор мотивирует ребенка словесно, наблюдает за правильностью выполнения упражнений, а также следит за утомляемостью, при необходимости регулирует нагрузку и количество упражнений

Малыши не понимают необходимости целенаправленно выполнять какие-либо упражнения, быстро теряют интерес и отвлекаются. Для того чтобы управлять активностью детей дошкольного возраста необходимо использовать игровые элементы, яркие образы и сравнения. Инструктор, превращает занятия по ЛФК в настоящее приключение, используя сходство упражнений с поведением животных, героев мультипликационных фильмов, сказок и т.д.

Пример комплекса ЛФК при плоскостопии

Упражнения, выполняемые на стуле:

  • Энергично сгибать и выпрямлять пальцы ног (упор на пятки).
  • Поочередно отрывать левую и правую ногу от пола и выполнять вращение стопы внутрь.
  • Обеими ногами поднимать небольшой резиновый мячик
  • Схватить и поднять пальчиками ног небольшой продолговатый предмет. Подойдут карандаши или палочки для счета.
  • Пальчиками ног поймать и оторвать от пола небольшую мягкую игрушку или кусочек губки.
  • Захватить пальчиками легкий коврик и сдвинуть его на себя.

Упражнение с полотенцем

Упражнения, выполняемые сидя на коврике:

  1. Ноги выпрямлены, колени и пятки вместе. Стопы плавно разводить в стороны, потом сводить и перекрещивать, заводя поочередно одну за другую. Напоминает упражнение «ножницы», но выполняется только стопами.
  2. Несколько раз медленно провести внутренней частью правой стопы вдоль левой ноги, потом наоборот.
  3. Выполнять хлопки ногами, для устойчивости опираться руками о пол.

Упражнения, выполняемые стоя:

  • Высоко подниматься на носки, затем плавно опуститься на наружную сторону стопы. Следить за тем, чтобы спина была прямая, а корпус не заваливался.
  • Медленная ходьба вдоль и поперек спортивной гимнастической палки.
  • Ходьба на месте по «глубокому » песку с высоким подниманием коленей. Пальцы ног при этом подогнуты. Основной упор на наружную сторону стопы. Для песка в условиях зала используют ящики или специальные углубления в полу. Аналогичный эффект достигается при выполнении ходьбы по толстому мягкому поролону.
  • Ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (угол 15-20 градусов) мелкими приставными шажками, чередуя опору на всю ногу с опорой на наружную ее часть.

Количество упражнений и время их выполнения подбираются специалистом индивидуально, увеличивается в процессе тренировок.


 

Похожие материалы:

5 Упражнений (лфк) при плоскостопии у детей


Плоскостопие является одной из наиболее распространённых ортопедических проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное состояние подразумевает под собой деформацию свода стопы, в результате чего она становится плоская и соприкасается с поверхностью пола по всей своей площади. Наряду с косметическим дефектом, возникающим при данном состоянии, плоскостопие может вызывать нарушение осанки, менять походку, делая ее тяжёлой, а также приводить к развитию боли и дискомфорта в области стоп.

Свод стопы считается уязвимым местом, поэтому на этапе зарождения его деформации, плоскостопие успешно поддается лечению при условии комплексного подхода. Одним из наиболее эффективных способов коррекции данного состояния является лечебная гимнастика, способствующая укреплению мышечно-связочного аппарата свода стопы.

Причины развития

В медицинской практике не выделяют конкретную причину развития деформирующих изменений в области стоп. Клинически доказано, что к формированию плоскостопия приводит совокупность негативных факторов, оказывающих влияние на формирующийся детский организм. К таким факторам относят:

  • Нарушение обмена кальция и дефицит витамина D3 в организме, приводящий к возникновению рахита;
  • Травматические повреждения стопы у детей;
  • Врождённая слабость связочно-мышечного аппарата стоп;
  • Повышенные физические нагрузки на нижние конечности. Данный фактор актуален для детей подросткового возраста, которые профессионально занимаются спортом;
  • Наследственная предрасположенность к развитию плоскостопия.

Кроме того, в группу риска по возникновению данного состояния попадают дети, которые носят преимущественно обувь на плоской подошве, которая лишает стопу физиологических изгибов. Еще одним важным фактором развития плоскостопия является гиподинамия или малоподвижный образ жизни.

К возникновению плоскостопия предрасположены дети, страдающие ожирением той или иной степени.

Общие требования к гимнастике

Гимнастические упражнения при плоскостопии у маленьких детей, должны соответствовать определенным требованиям, которые направлены на увеличение результативности лечебно-профилактического комплекса. К таким требованиям можно отнести:

  1. Осуществлять лечебную гимнастику, рекомендовано как в домашних условиях, так и в специализированном кабинете ЛФК. Для реализации ключевых приемов используются спортивные снаряды, тренажеры и другие приспособления, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата стопы.
  2. Для того чтобы получить желаемый терапевтический эффект от лечебной гимнастики, регулярность занятий должна составлять 2 раза в день, ежедневно. Продолжительность одного занятия составляет 15-20 минут. При этом важно следить, чтобы комплекс гимнастических упражнений соответствовал возрасту и уровню запущенности плоскостопия.
  3. Любое из упражнений при плоскостопии не должно вызывать у малыша переутомление, дискомфорт и болезненные ощущения. Нагрузка на стопы должна быть дозированной и увеличиваться постепенно. Голени в случае правильного выполнения упражнений, не должны болеть у ребёнка.

Если на фоне выполнении лечебной гимнастики у малыша появилась боль, дискомфорт и нарушение походки, то родителям необходимо показать ребенка медицинскому специалисту и пересмотреть лечебно-профилактический комплекс.

Разрешённые виды физической нагрузки

Для того чтобы детская зарядка от плоскостопия принесла малышу только положительный результат, к выбору гимнастического комплекса рекомендовано подходить с полной ответственностью. Кроме того, для многих родителей остается актуальным вопрос о том, какие разновидности физической нагрузки можно дополнительно использовать для усиления эффекта при продольном или поперечном плоскостопии у малыша. Если ребёнок посещает школьное учреждение, то специализированное освобождение от занятий физкультурой ему не требуется.

Определить ребенка в специальную группу по физкультуре необходимо только при 2 и 3 степени деформации стопы. Малышу, страдающему плоскостопием, категорически запрещены занятия боксом, ходьба на лыжах и спортивные игры, занятия пауэрлифтингом и тяжелой атлетикой, так как перечисленные виды физической нагрузки негативно скажутся на состоянии свода стопы. Кроме перечисленных видов спорта, при плоскостопии не рекомендовано заниматься фигурным катанием, конькобежным спортом, бегом и прыжками. Под запрет также попадают занятия хоккеем и футболом. Малышам с подобным диагнозом рекомендованы занятия восточными единоборствами (айкидо, каратэ, тхэквондо), велоспортом, синхронным и обычным плаванием.

Видео

Лфк при плоскостопии

Что понадобится для занятий

Лечебная гимнастика при плоскостопии для маленьких детей, предусматривает использование подручных средств, спортивных снарядов и тренажеров. Используя дополнительные приспособления, ребёнок увеличивает эффективность ЛФК в несколько раз. Для осуществления приемов лечебной гимнастики при плоскостопии, используются такие подручные средства:

  • Мячик для настольного тенниса;
  • Стул, который соответствует росту малыша;
  • Гимнастическая палка;
  • Массажный ортопедический коврик;
  • Пенополиуретановый коврик.

Для лечения продольного или поперечного плоскостопия, предпочтительно использовать массажные коврики, изготовленные из твердых материалов, имеющие рельефную поверхность. Мягкие коврики рекомендовано использовать для профилактики плоскостопия.

Перечисленный гимнастический инвентарь рекомендовано дополнить тренажерами для лечения плоскостопия. Перед началом использования тренажера, рекомендовано согласовать действия с лечащим детским хирургом-ортопедом. Специализированные тренажеры имеют форму рельефных мячиков, возвышенных платформ, а также вращающихся платформ, имеющих рельефную поверхность. Важно помнить, что использование таких приспособлений не является полной альтернативой гимнастическим упражнениям. Применять тренажер рекомендовано в комплексе с гимнастикой.

Комплекс упражнений

Подбор ЛФК при плоскостопии у маленьких детей ведется с учетом возраста малыша, разновидности деформирующих изменений стопы, а также с учётом степени запущенности процесса. Составлением комплекса у детей дошкольного возраста должен заниматься врач ортопед или врач кабинета ЛФК.

Малышам дошкольного возраста рекомендован специальный комплекс гимнастических упражнений при плоскостопии:

  1. Находясь в положении сидя, малышу необходимо осуществлять сгибательные и разгибательные движения стопами. Кратность повторений упражнения составляет 10 раз.
  2. В положении стоя, ребёнку следует поочерёдно приподнимать одну ногу и осуществлять вращательное движение по направлению часовой стрелке и против неё.
  3. Стоя на ровной поверхности, выполняется перекат с пятки на носок и наоборот. Кратность повторений составляет в 8-10 раз.
  4. Поочередное хождение на пятках, носочках и внешней поверхности стоп.
  5. В положении на носочках, следует выполнять аккуратные приседания. Кратность повторений составляет 5-6 раз.
  6. Под руководством медицинского специалиста или одного из родителей, на полу следует разложить мелкие предметы (карандаши), которые малыш должен поднимать с помощью пальцев ног.

Комплекс лечебной физкультуры для детей школьного возраста имеет следующий вид:

  1. Находясь в положении сидя, ребенку необходимо выполнять сгибательные и разгибательные движения стопами, а также разводить и сводить пятки.
  2. Хождение на носочках в течение 1 минуты, после чего необходимо перейти к захватыванию пальцами ног материи, лежащей на полу.
  3. Пальцами ног следует поднимать мелкие предметы с пола. С этой целью, детям школьного возраста можно использовать резиновые мячики среднего размера. Задействовать следует не только большой палец ноги.
  4. Палку для гимнастики, резиновый мячик или рельефный валик необходимо катать по полу, поочередно меняя ноги. Кроме того, полезно сдвигание предметов на полу. Положение ребенка при этом может быть как стоя, так и сидя.
  5. Находясь в положении стоя, ребенку необходимо осуществлять повороты туловища вправо и влево, не отрывая при этом ноги от пола.
  6. Стоя на ровной поверхности, следует перекатываться с пятки на носки и обратно.
  7. В течение 5-10 минут, ребёнок должен размеренно ходить по поверхности коврика из жесткого материала.

Также полезны перекатывания теннисного мячика задней стороной голени правой и левой ноги.

Противопоказания

Комплекс гимнастических упражнений для лечения продольного и поперечного плоскостопия у детей, не всегда может быть реализован. В качестве основных противопоказаний для выполнения ЛФК, выделяют:

  • Выраженный болевой синдром в области стоп;
  • Пороки сердечной деятельности, сопровождающиеся функциональной недостаточностью дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
  • Инфекционно-воспалительные заболевания у ребёнка, сопровождающиеся повышением температуры тела и признаками общей интоксикации организма;
  • Различные заболевания кожных покровов в области стоп.

Во всех других случаях, комплекс гимнастических упражнений принесет пользу ребенку и укрепит мышечно-связочный аппарат стопы.

Профилактика

Ежедневные занятия упражнениями против плоскостопия для детей, позволят малышам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста избежать проблемы в виде деформирующего изменения стоп. Подбором комплекса занимается врач ортопед в индивидуальном порядке, учитывая индивидуальные особенности организма малыша, степень его физической активности, а также наличие или отсутствие каких-либо заболеваний. Кроме ежедневной гимнастики, с целью профилактики плоскостопия у детей, необходимо соблюдать такие правила:

  • Не допускать, чтобы ребёнок носил разношенную обувь;
  • В летний период времени, приучать ребенка к ходьбе босиком по речному или морскому песку, траве, морской гальке. В зимний период времени, в домашних условиях можно использовать специальный массажный коврик;
  • Детям грудного возраста рекомендовано выполнять ежедневный массаж стоп;
  • Посещать детского врача ортопеда не менее 2 раз в год;
  • Следить, чтобы ребёнок носил удобную обувь, которая соответствует размеру ноги.

При соблюдении этих простых рекомендаций, малыш любого возраста подвергается минимальному риску возникновения плоскостопия. Для того чтобы не навредить ребёнку, категорически запрещено практиковать самолечение плоскостопия в домашних условиях при помощи средств нетрадиционной медицины.

Все упражнения проводятся под контролем медицинского специалиста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно её исправим, а Вам будет + к карме

Картотека (старшая группа) на тему: Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые  упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

                                             Комплекс №1

1. И.п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И.п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И.п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10.Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3.  Ходьба по толстой веревке- «змее».

4.        Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5.        Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6.        Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7.        Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнения выполняются сидя на стуле:

1.        Выполняем стопами круговые движения.

2.         Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3.         Сгибание-разгибание пальцев ног.

4.         Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5.  Соединяем подошвы (колени не согнуты).

  6.  Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8.        Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9.        Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10.         Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

 Упражнения выполняются во время ходьбы. 

1.        Ходьба на носочках.

2.        Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3.        Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4        Приседание, не отрывая от пола пятки.

5        Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и.п.- сидя на стуле:

1.   Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2.        Приподнимание ступни на себя -5 раз.( пятки от пола не отрывать и наоборот).

3.        Поочередное поднимание больших пальцев  ног. -5 раз.

4.        Ступни разверните внутрь, пятки прижаты  к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5.        И.п.- сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6.        Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И.П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. « Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. « Поклонились»- согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. « Большой палец поссорился»- двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4.  «Поссорились, помирились»-  развести носки ног в стороны, свести вместе.

      И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. « Ёжи»- стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6.  «Подними платки»- около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. « Растяни ленточку»-  около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»-  пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

      И.П. стоя.

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1.        Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами –  10-12 раз.

 6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку –  8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.- лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

 5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

 6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнения выполняются в исходном положении сидя:

 1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

 2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

 4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

 5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И.п.- сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

 Упражнения выполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.  

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек .Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки ).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

“Нарисуй картину”

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

“Сложи узор”

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

“Рисуем кистью”

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

“Поймай рыбку”

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

“Найди клад”

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

“Стирка”

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.