Физкультура в школе и плоскостопие – Освобождение от физкультуры при плоскостопии
Освобождение от физкультуры при плоскостопии
Многих современных родителей и их детей интересует, при каких заболеваниях дают освобождение от физкультуры и можно ли его получить при плоскостопии. Действительно, плоскостопие – весьма неприятный недуг, причем его вред прямо пропорционален степени и типу заболевания.
В современной медицине принято различать продольное и поперечное плоскостопие и три их степени. В независимости от типа и степени недуга, он проявляется следующими симптомами:
— повышенной утомляемостью ног, на первых порах после интенсивной физической нагрузки, в последствие – даже после непродолжительного стояния;
— боли в топах и большом пальце ноги, ноющего характера;
— боли в пояснице, бедрах или голени, усиливающиеся при интенсивном движении и исчезающие после продолжительного отдыха;
— напряженность в икроножных мышцах;
— выраженная отечность стоп, усиливающаяся во второй половине дня;
— формирование натоптыша на подошве непосредственно у основания большого пальца.
Кроме того, люди, страдающие плоскостопием, часто сталкиваются с трудностями при выборе обуви и ее быстрым износом, особенно истиранием подошвы и внутренней стороны каблука.
Именно от степени плоскостопия будет зависеть, получит ребенок освобождение от физкультуры или ему будет необходимо посещать уроки, но сдавать нормативы при этом не придется.
Вопреки ожиданиям многих родителей, их ребенок, страдающий плоскостопием первой и даже второй степени, не может рассчитывать на получение освобождения от занятий физкультуры. Дело в том, что небольшая физическая нагрузка оказывается весьма полезной при плоскостопии. Однако сдавать те или иные нормативы, упражняться в беге и прыжках, кататься на лыжах человеку, страдающему этой патологией, противопоказано.
Получить освобождение от физкультуры при плоскостопии можно лишь в том случае, если ребенку диагностирована третья степень болезни, при которой даже незначительные физические нагрузки могут причинить значительный дискомфорт, и даже боль. Такие дети должны заниматься в группах лечебной физкультуры по индивидуальной программе, под присмотром квалифицированного специалиста.
Узнать, требуется ли освобождение от физкультуры при плоскостопии конкретно вашему ребенку, вы сможете только в ходе личного визита к хирургу или ортопеду, которые проведут специализированные обследования. В большинстве случаев плоскостопие в детском возрасте достаточно легко устраняется, если его лечение начато своевременно и проводится регулярно.
medicadverts.ru
Плоскостопие и физкультура в школе — Детки-конфетки
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛОСКОСТОПИЕ
2. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У ДЕТЕЙ
3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Плоскостопие – уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Различают паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие. Паралитическое наблюдается при полиомиелите и параличах другого происхождения, травматическое – после перелома лодыжек или костей стопы. Самый частый вид плоскостопия – статическое: оно возникает вследствие перегрузки стопы в сочетании с конституциональной недостаточностью соединительной ткани.
Симптомы, течение. Стопа имеет распластанный вид, редкие вначале боли в стопе со временем становятся постоянными. Однако иногда даже выраженная деформация стоп не сопровождается болями.
Диагноз ставят на основании характерного вида стоп в вертикальном положении больного характерной рентгенологической картины переднего отдела стоп и измерения высоты продольного свода на рентгенограмме.
Лечение консервативное. Ношение супинаторов, массаж стоп, лечебная гимнастика, плавание. При сильных болях показана операция.
При ярко выраженном плоскостопии подростку нужно будет подумать о выборе профессии, не связанной с длительной ходьбой, стоянием. А вот что касается армии, согласно последним приказам Министерства обороны, противопоказанием для призыва является только плоскостопие 3-й степени с артрозом суставов стопы.
Нужно иметь в виду, что до 4 лет ставить ребенку диагноз “плоскостопие” просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы (плантографию), то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, – Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный. Вот почему, если диагноз ставит не ортопед, а, скажем, хирург или врач лечебной физкультуры, болезнь может быть обнаружена там, где ее нет.
А вот начиная лет с 5-6 сами родители вполне могут заметить какие-то неправильности у своего ребенка. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь при ходьбе или стоянии могут свидетельствовать о плоскостопии. Обследуйте ботиночки ребенка – не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука. В более старшем возрасте ребенок сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие, – при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Иногда боль распространяется с подошвы через лодыжку до бедра, создавая картину ишиаса. При выраженном плоскостопии стопа меняет свою форму, о чем уже было сказано выше.
Плоскостопие может быть врожденным, как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Встречается не часто (примерно 11% всех врожденных деформаций стопы). Но в целом наследственный фактор играет большую роль. Если отец или мать страдают плоскостопием, нужно заранее готовиться, что та же “история” будет и у ребенка.
Способствовать деформации стопы может рахит. При тяжелом гиповитаминозе D кости становятся мягкими, слабеет костно-мышечный аппарат. Плоскостопие в данном случае нередко сочетается с другими костными изменениями, характерными для рахита.
Полиомиелит благодаря вакцинации стал редким виновником плоскостопия – стопа деформируется чаще в результате паралича большеберцовой мышцы.
В более старшем возрасте плоскостопие может быть вызвано травмами – переломом костей переднего отдела стопы, но чаще всего бывает итогом неправильно сросшихся переломов лодыжек.
Самый распространенный вид плоскостопия – статический, он возникает у детей, потому что их мышцы по природе еще слабы и порой не выдерживают нагрузки. Главная сила, поддерживающая свод стопы на нормальной высоте, – мышцы-супинаторы. Они начинаются от костей голени, их сухожилия проходят сзади от внутренней лодыжки. Если эти мышцы плохо выполняют свою работу, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются. В результате стопа удлиняется и расширяется в средней части, а пятка отклоняется наружу.
Лечить это с виду простое заболевание довольно сложно. Кроме того, вряд ли наступит момент, когда человек сможет облегченно вздохнуть: ну вот, я и вылечился! Плоскостопие дается один раз и на всю жизнь. С помощью специальных мероприятий можно только укротить болезнь, не дать ей существенно влиять на повседневные будни.
При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.
У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.
У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, возможна операция.
Гимнастика.
Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.
Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.
Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить плоскостопие в период роста и развития опорно-двигательного аппарата, чтобы правильно организованными лечебно-профилактическими мероприятиями противодействовать дальнейшему развитию деформации и закрепить достигнутый терапевтичекий эффект. Форма стопы имеет прямую связь с осанкой ребенка. Почти у всех детей с плоской стопой бывает и неправильная осанка.
Плоская стопа и дефекты осанки. На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% исследуемых детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.
Как же узнать, есть ли у вашего ребенка плоскостопие? Попросите малыша походить босиком по полу в разных направлениях, чтобы вы могли увидеть его ноги во всех положениях. Особенное внимание обратите на внутренние края стоп и степень их уплотнения.
Изредка плоскостопие бывает врожденным, чаще оно приобретается с возрастом, возникает вследствие ходьбы после года жизни в пинетках. Вот почему педиатры советуют подклеивать к пинеткам каблучки толщиной в один слой кожи. Такая обувь укрепляет мышцы стопы, формирует правильную осанку.
Обнаружить плоскостопие можно и так. Ваткой или щеточкой, смоченной в растворе синьки, помажьте ребенку ступни ног, а потом поставьте его на чистый лист бумаги. Отпечаток сравните с рисунками. С помощью таких отпечатков вы сможете проследить и за эффективностью лечения.
Основной метод исправления плоскостопия – лечебные упражнения. Делать их ребенок может под присмотром матери. Разучить же необходимый комплекс поможет врач.
1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.
2. Верчение стоп.
3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.
4. Ходьба только на пальцах.
5. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.
6. Полуприседания на пальцах.
7. Приседание на гимнастической палке.
8. А это упражнение будет напоминать ребенку зиму. 1-3 минуты пускай он ходит на пальцах, как на лыжах.
9. Для гимнастики потребуются и два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать. А потом пусть попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.
10. Подскоки на пальцах.
11. Купите гимнастический обруч. Пусть ребенок научится катать его пальцами ног.
12. Поднимание разных предметов пальцами ног.
Существуют также упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен. Используйте для этого погожий летний день. Прежде всего, пусть ребенок ходит как можно больше босиком. Во-вторых, не бойтесь, если после теплого дождика ребенок немного помесит грязь и побегает по лужам.
И еще одно замечание. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.
Через 3-4 минуты дайте ребенку возможность отдохнуть. Весь урок должен продолжаться 15-20 минут. Выполнение упражнений дважды в день принесет желаемый эффект. Уже через месяц-полтора ребенок почувствует себя лучше.
В исходном положении (И. П.) сидя с выпрямленными ногами:
1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
И. П. – сидя на стуле:
3. Сгибать пальцы стоп.
4. Приведение стоп внутрь.
5. Кружение стопами внутрь.
6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).
7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
8. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.
9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.
10. И. П. – стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в И. П.
11. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
12. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
13. Ходьба по бревну боком.
Плоскостопие означает полную потерю всех рессорных функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на двух машинах: с хорошими рессорами и с изношенными. В первой ухабы на дороге “отзовутся” лишь легким покачиванием, а во второй любая ложбинка – уже порядочная встряска. Вот такую встряску при ходьбе плоскостопие дает голени, тазобедренному суставу. Все это может привести к плачевному итогу – артрозу.
Но, конечно, лучшая борьба с плоскостопием – ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.
Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви – с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.
Обязательно следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.
Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезно плавать – лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна – важно, что происходит гребок ногой. Полезно ходить босиком – по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну.
Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни – болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. У известного прыгуна в высоту Владимира Ященко было выраженное плоскостопие. Однако свой недостаток он обратил в плюс – в момент прыжка корригировал деформированные мышцы стопы, что повышало его прыгучесть. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.
1. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.
2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993.
3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия, М.,1992.
4. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. – М., 1999.
deti.medicalfirst.ru
У ребенка плоскостопие. Стоит взять справку и освободить от физкультуры?
у моей дочери,8 лет..плоскостопие носит специальные стельки и занимаемся лечебной физкультурой на физкультуру в школе ходит,но с ограничением я взяла справку не освобождающую ее,а просто о ограничении нагрузок…об освобождении от всяких кроссов и сдачи норм хирург выписал ,а педиатр заверил
с таким диагнозом не освобождают)))
Стоит заняться лечебной физкультурой.
лфк или спецгруппа
С плоскостопием уже и в армию берут. У моего племяша внезапно развилось. Ходит на физ-ру как миленький. Купите ребенку ортопедические стельки в обувь
я с плоскостопием могла. мне до школы в каждую обувь супинаторы специальные вкладывали, плоскостопие практически прошло. а без физ-ры в школе скучно. и ребенок будет себя чувствовать ущербным. да и дразнить могут начать
будь я школьницей, написала бы : да. ненавидела физкультуру. с возрастом отношение пересмотрела и считаю, что заниматься надо. но оговорить с учителем, чтоб не было нормативов и сильной нагрузки. подкрепить слова справкой.
Не знаю, у меня муж служил в армии и по 20км бегал… пусть врач рекомендации напишет, и ходите на лечебную физкультуру, и носите спецобувь или стельки
Было у меня когда то три года упражнений на скалке и нет его и нормально бегаешь… и никакие стельки не нужны если ребёнок хочет бегать и развиватьс я ты ему плоскостопием этого не запретишь я в детстве через боль смеялся когда язва мучала представь какая сила воли у ребёнка жить и радоваться а не лишаться удовольствий …так что лечение а не справка вот что я посоветую
А к ортопеду нельзя сходить? Он же входит в диспансеризацию. Моему сыну каждый год писали справку в школу, что освобождается от бега на время и других нагрузок. Но у него не только плоскостопие, но и сколиоз. Во всяком случае вы узнаете, можно ли вашему ребенку бегать и другое делать на физ-ре. Освобождать совсем не стоит – пусть развлечется, а то все только сидят и сидят.
Caмый подходящий вариант по поводу частичного освобождения Вам уже подсказали. Наверное он оптимальный, если плоскостопие средней степени Но вот что очень важно. Хотя официальная медицина чаще говорит, что вылечить почти нельзя и отказывает в лечении в возрасте старше 8-12 лет НО ВЫЛЕЧИТЬ МОЖНО хотя бы частично Зависит от многих факторов, от анатомии Ваших стоп, от упорства в занятиях и тому подобное. Но на одну степень можно уменьшить. (знаю случаи, когда удавалось и на 1-2 степени умненьшить) Плоскостопие, если оно сильное, надо постараться вылечить При сильной степени плоскостопия и при больших нагрузках на ноги к сожалению, у подростков и взрослых часто будут болеть ноги, и даже голова. По крайней мере утомляемость гораздо выше Потому что при плоскостопии резко снижается амортизация и возникает сильная перегрузка спинного и головного мозга При плоскостопии очень страдает позвоночник. Лечение должно обязательно включать в себя – Массаж у опытного массажиста – ЛФК (упорные и ежедневные) (походить на пятках, на носках, на внешней и внутренней стороны стопы) Очень важное упражнение сгибать-разгибать пальцы (как бы в кулак) Катать скалку-бутылку-трубку с нажимом Причем не только вдоль, но и поперек! Массажный коврик (топтаться) – Если уже есть плоскостопие, то могут потребоваться Супинаторы. (Но, лучше сделанный специально для Вас или хотя бы подобранные под Вас) причем весьма неоднозначно постоянно ли их надо носить. Это ведь как очки. Одел очки, и потом уже не снимешь- может быть целесообразнее часть времени ТРЕНИРОВАТЬ стопы тем, что ходить без супинаторов или в других супинаторах Для профилактики очень важно ходить босиком, но не по полу, не по асфальту, а по неровной поверхности (галька, шишки, трава) Для занятий физкультурой и спортом желательно покупать хорошие кроссовки, а не бегать с плохих кедах или случайных «чувяках» . Для долгой хотьбы нужна спец. обувь Хорошо занятие плаванием и спец. велосипед, где крутят педали на босу ногу
touch.otvet.mail.ru
Освобождение от физкультуры (плоскостопие 2 степень)
В спец. группе будет в самый раз заниматься А еще нужно лечить плоскостопие Врачи почти всегда, фактически, отказывают в этом в возрасте старше 8-10 лет Однако практика показывает, что даже в 20 и 25 лет можно многое сделать при большом желании и усердии. По крайней мере степень плоскостопия можно намного уменьшить Нужно настраиваться на очень упорный труд. Надеюсь, что за год из 2 степени можно будет уменьшить до первой Плоскостопие, если оно сильное, надо постараться вылечить При сильной степени плоскостопия и при больших нагрузках на ноги к сожалению, у подростков и взрослых часто будут болеть ноги, и даже голова. По крайней мере утомляемость гораздо выше Потому что при плоскостопии резко снижается амортизация и возникает сильная перегрузка спинного и головного мозга При плоскостопии очень страдает позвоночник. Лечение должно обязательно включать в себя – Массаж у опытного массажиста – ЛФК (упорные и ежедневные) (походить на пятках, на носках, на внешней и внутренней стороны стопы) Очень важное упражнение сгибать-разгибать пальцы (как бы в кулак) Катать скалку-бутылку-трубку с нажимом Причем не только вдоль, но и поперек! Массажный коврик (топтаться) – Если уже есть плоскостопие, то могут потребоваться Супинаторы. (Но, лучше сделанный специально для Вас или хотя бы подобранные под Вас) причем весьма неоднозначно постоянно ли их надо носить. Это ведь как очки. Одел очки, и потом уже не снимешь- может быть целесообразнее часть времени ТРЕНИРОВАТЬ стопы тем, что ходить без супинаторов или в других супинаторах Еще можете посмотреть мой сайт о лечении плоскостопия и «косточек» (пробелы убрать в hallus-valgus. narod. ru) Для профилактики очень важно ходить босиком, но не по полу, не по асфальту, а по неровной поверхности (галька, шишки, трава) Для занятий физкультурой и спортом желательно покупать хорошие кроссовки, а не бегать с плохих кедах или случайных «чувяках» . При поперечном плоскостопии (не обычном, которое все знают, а при поперечном, то есть под пальцами) возникает искривление большого пальца кнаружи и растет так называемая “косточка”. Если так, то многим я настоятельно советую летом (хотя бы часть времени) в открытых босоножках. Причем с жестким задником, широким каблуком 2-3 см, гнущейся подошвой и с полуоткрытыми пальцами, чтобы не давило ничего не плюснефаланговый сустав (область «косточки»)
может всё-таки спортом исправишь плоскостопие? прикладывае пяток к монитору ещё не исцеляло.
touch.otvet.mail.ru
Плоскостопие у школьников: профилактика и лечение
Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений
Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук
Движение тела, плавная и грациозная походка зависят от строения ног и нижней их части – стоп. Стопа состоит из 26-ти костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В норме стопа имеет три точки опоры: задний отдел пятки, 1-ый (большой) палец и головка 1-ой плюсневой кости и наружный край стопы. В положении стоя стопа образует своды – продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершается к 23 – 25 годам.
Правильное формирование
свода стопы
Среди заболеваний костно-мышечной системы статическая деформация стоп – плоскостопие – по частоте занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.
Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.
Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. У девочек в подростковом возрасте хождение на высоких каблуках приводит к уплощению поперечного свода, при этом происходит смещение центра тяжести тела вперед с последующей деформацией тазовых костей и смещением органов малого таза. Нельзя также носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков: тапочки, кеды, чешки, валенки и т.д.
Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.
Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Девушкам до 18 лет вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках из-за еще не сформировавшейся стопы, неокрепших связок, мышц голени и голеностопных суставов. Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок и мышц голени и стопы. Следует правильно подбирать спортивную обувь – кеды, кроссовки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т.п. нужно использовать по назначению.
Чтобы избежать плоскостопия важно иметь: правильную осанку и походку – всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе; нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом – футбол, легкая атлетика, плавание, альпинизм, фигурное катание.
При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с комплексом общей физической подготовки, ежедневными, теплыми ножными ваннами
(Т=35-37°С), специальным массажем стоп и голеней.
УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ
Упражнение «Каток» – катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.
Упражнение «Разбойник» – сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Маляр» – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Сборщик» – сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для
белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.
Упражнение «Художник» – карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Гусеница» – сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.
Упражнение «Кораблик» – сидя на полу с, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).
Упражнение «Серп» – сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
Упражнение «Мельница» – сидя на полу с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.
Упражнение «Окно» – стоя на полу разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.
Упражнение «Барабанщик» – сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения – колени постепенно выпрямляются.
Упражнение «Хождение на пятках» – ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 10минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное. (См. иллюстрации).
cgon.rospotrebnadzor.ru
Министерство образования Российской Федерации
19
Ярославский государственный университет
им. П.Г. Демидова
Кафедра теории и истории государства и права
Падалко
Александр Владимирович
студент гр. ЮР-23
Реферат
Ярославль
2001
Введение
Российская система физического воспитания предусматривает занятия физической культурой для всех учащихся. В зависимости от уровня физического развития и состояния здоровья учащихся подразделяют на три медицинские группы — основную, подготовительную и специальную.
Большинство учащихся не имеет отклонений в состоянии здоровья или имеет незначительные отклонения при хорошем физическом развитии. Они занимаются физической культурой в основной группе по программе школы, среднего или высшего учебного заведения.
Учащиеся с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, после травм и острых заболеваний, со значительным отставанием физического развития, для которых требуется ограничение физической нагрузки и к которым, к несчастью, принадлежу и я, занимаются в специальной группе по особой программе. Эта группа разделяется на подгруппы “А” и “Б”.
Большинство учащихся относятся к подгруппе А и занимаются с преподавателем учебного заведения.
Учащиеся, которые нуждаются главным образом не в общеоздоровительном влиянии физических упражнений, а в их специальном лечебном действии, должны заниматься в подгруппе “Б” лечебной физической культурой. Такие занятия организуются в районной поликлинике в соответствии с диагнозом и функциональным состоянием учащегося. Я имею несчастье принадлежать к данной группе людей.
Освобождение от занятий физической культурой может быть только временным после острого заболевания и т. п.
Занятия со специальной группой “Б” в нашем высшем учебном заведении (ЯрГУ им. Демидова) проводятся вне расписания уроков 2 раза в неделю.
Основными задачами физического воспитания учащихся специальных групп являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышение физиологической активности органов и систем, ослабленных болезнью, повышение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных умений и навыков из числа предусмотренных программой1.
Физические упражнения должны соответствовать возможностям занимающихся. Общеразвивающие упражнения выполняются чаще всего в медленном и среднем темпе. Не следует включать упражнения, вызывающие натуживание и длительную задержку дыхания. Необходимо чередовать нагрузку для различных групп мышц (рассеивание нагрузки) и менять исходные положения. Особое внимание следует уделять формированию навыка правильного дыхания.
Представляется необходимым строго индивидуальный подход к занимающимся: дозировка физической нагрузки в зависимости от заболевания и уровня физической подготовленности. О реакциях организма на нагрузку судят по частоте сердечных сокращений, которую проверяют до занятия, в середине самых трудных упражнений и после занятия, для чего, кстати и ведется дневник самоконтроля. После трудных упражнений вводятся паузы отдыха, используются упражнения для мелких суставов верхних и нижних конечностей и дыхательные упражнения, улучшающие периферическое кровообращение2.
Оценка успеваемости в специальных группах выставляется по регулярности посещения занятий, технике выполнения упражнений, освоении новых двигательных умений и навыков. При хорошей адаптации учащегося к физической нагрузке преподаватель направляет его к врачу для решения вопроса о переводе в специальную группу “А”.
На мой взгляд, стоит сказать несколько слов про противопоказания для применения лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура противопоказана тогда, когда нельзя активизировать физиологические процессы в организме, — при общем тяжелом состоянии, высокой температуре, сильных болях, опасности массивного кровотечения, злокачественных опухолях3.
Скажем в двух словах о методах врачебно-педагогической оценки занятий лечебной физкультурой. Для оценки воздействия и эффективности физических упражнений используются методы исследования, применяемые в соответствующих клиниках и во врачебном контроле. В клинике внутренних болезней при длительном постельном режиме при любом заболевании или повреждении большое значение имеет изучение реакции организма на нагрузку по изменениям частоты сердечных сокращений и дыханий — определение физиологической кривой занятия.
При правильном построении занятий физиологическая кривая характеризуется постепенным повышением, максимальным подъемом к середине основного раздела занятий и снижением к концу заключительного раздела. Степень учащения пульса как на протяжении всего занятия, так и в конце его зависит от тяжести заболевания, стадии его протекания и возраста больного. С улучшением состояния больного, повышением его тренированности уменьшаются сдвиги пульса при одной и той же нагрузке, ускоряется восстановление. Наряду с объективными показателями важно оценивать и изменение субъективных данных больного.
Мысль о единстве нервной системы и двигательного аппарата человека подтверждает высказывание великого русского физиолога И. П. Павлова: “Всю мою жизнь я любил умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, то есть соединял голову с руками”4.
Многие великие ученые, деятели искусств, писатели любили обдумывать свои мысли во время пеших прогулок. Не случайно еще Аристотель создал школу так называемых “перипатетиков” — гуляющих: он проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками.
Заканчивая наш разговор о пользе движений, мы хотели бы сказать и о том, что они играют огромную роль в лечении больного. Физические упражнения способствуют обновлению организма, его функциональному совершенствованию. Сегодня к трем великим “китам” здоровья: солнцу, воздуху и воде — следует непременно добавить движение. Широко используя средства физической культуры, вы сможете, как говорил Д. И. Писарев, “не чинить и конопатить” свой организм, как “утлую и дырявую ладью”, а создать рациональный режим, который поможет вам укрепить и сохранить здоровье.
Теперь сказав про лечебную физкультуру, стоит обратиться к моему заболеванию. Плоскостопие – это деформация стопы, заключающаяся в уплощении ее сводов. Нормальная стопа человека имеет два свода — продольный и поперечный, обеспечивающие ее рессорность и повышающие выносливость к осевой нагрузке.
Продольный свод образует с подошвенной стороны вогнутость в форме ниши и простирается от внутреннего края подошвы до ее середины и от основания большого пальца до начала пятки. Поперечный свод образуется головками плюсневых костей и представляет собой дугу, обращенную выпуклостью кверху, с опорой на головки I и V плюсневых костей.
Главной силой, поддерживающей своды стопы, являются мышцы-супинаторы (передняя и задняя большеберцовые мышцы) и мышцы-сгибатели, особенно длинный сгибатель большого пальца. При уплощении продольного свода стопы говорят о продольном плоскостопии, а при уплощении поперечного свода — о поперечном5.
Продольное плоскостопие сочетается обычно с отведением переднего отдела стопы, поднятием ее наружного края и пронацией пятки, т.е. так называемым вальгусом стопы. Такое сочетание определяют как плосковальгусную стопу.
В зависимости от этиологии различают пять видов плоской стопы:
1). Врожденную.
2). Рахитическую.
3). Паралитическую.
4). Травматическую.
5). Статическую.
Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко. Причиной ее является внутриутробно возникающий порок развития.
Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, перенесших рахит. При этом часто отмечаются и другие рахитические деформации костно-связочного аппарата. Плоскостопие при рахите — это, как правило, следствие размягчения костей (остеомаляции) и понижения их механической прочности, а также характерного для рахитического процесса ослабления связочного аппарата и мышечной гипотонии. Стопа становится податливой к деформации и под влиянием тяжести собственного тела переходит из положения супинации в положение пронации, передний отдел стопы отводится, а своды опускаются. Профилактика и лечение рахитического плоскостопия тесно связаны с профилактикой и лечением основного заболевания.
Паралитическое плоскостопие возникает чаще всего как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от тяжести паралитического поражения и числа парализованных мышц. Плосковальгусная стопа образуется после полиомиелита при параличе одной или обеих большеберцовых мышц и удовлетворительной функции всех остальных мышц голени.
Травматическая плоская стопа может образоваться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего она является следствием неправильно сросшихся переломов лодыжек6.
Статическое плоскостопие — это самый распространенный вид плоскостопия (82 % случаев). Причиной его возникновения является слабость мышечного тонуса (слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей), чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, увеличением веса и массы тела в течение короткого отрезка времени, беременностью, продолжительная работа в положении стоя, уменьшение силы мышц по мере старения организма, отсутствие достаточной тренированности у лиц малоподвижных профессий и т. д.
Нередко нерациональная обувь способствует формированию плоскостопия. Так, у женщин при ходьбе в обуви на высоких каблуках увеличивается нагрузка на область поперечного свода и формируется поперечное плоскостопие.
Необходимо учитывать, что плоскостопие может появиться постепенно, незаметно, без ярко выраженных признаков. Вначале возникает повышенная утомляемость при длительной ходьбе, при долгом стоянии, а уже затем появляются боли в стопе. Подобные симптомы являются основанием для обращения к ортопеду и получения специального лечения.
Симптомами плоскостопия являются повышенная утомляемость и боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня, снижение физической работоспособности. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются чаще всего в области свода и таранно-ладьевидном сочленении, а при резком вальгировании стоп с опорой на внутренний край — в области лодыжек. Признаками выраженного плоскостопия является изменение формы и размеров стопы — удлинение, расширение в средней части, пронирование с отхождением пяток кнаружи.
Для диагностики плоскостопия применяют метод плантографии — отпечатков стоп. Их получают следующим образом: обследуемый встает босыми стопами на войлочную или поролоновую площадку, смоченную 10%-ным раствором полуторахлористого железа, затем на бумагу, увлажненную 10%-ным спиртовым раствором таннина, — в местах соприкосновения стопы с бумагой остается темный отчетливый отпечаток. При нормальном своде стопы внутренняя половина бумаги остается светлой, так как она находится под сводом стопы; при резко выраженном плоскостопии на бумаге остается отпечаток всей подошвенной поверхности стопы7.
Плоскостопие непосредственно зависит от массы тела, с увеличением массы, или веса тела возрастает осевая нагрузка на стопы, и плоскостопие становится более выраженным. Продольное плоскостопие чаще всего отмечается у людей в возрасте 16— 25 лет, поперечное — в 35—50.
Плоскостопие определяют, также, применяя метод Фридленда. Для этого измеряют циркулем высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощупывается приблизительно на палец кпереди от голеностопного сустава. После этого измеряют длину стопы: расстояние от кончика 1-го пальца до задней округлости пятки. Зная обе величины в миллиметрах, умножают высоту стопы на 100 и полученную цифру делят на длину стопы. Полученная величина является искомым индексом. Индекс у человека, имеющего нормальный свод, колеблется от 31 до 29. Если показатель равен 29—27, то это указывает на пониженный свод (плоскостопие), а если же он ниже 25 — на значительное плоскостопие8.
Различают 3 степени продольного, плоскостопия.
I степень — вальгусная установка пяток без уплощения сводов стопы. При этой степени плоскостопия больной напряжением мышц-супинаторов может добиться исправления положения пяток).
II степень — вальгусное положение пяток и уплощение внутреннего свода стопы.
III степень — вальгусное положение пяток, уплощение внутреннего свода и отведение переднего отдела стопы (при этом внутренний край стопы становится выпуклым).
studfile.net
Методическая разработка по физкультуре на тему: Плоскостопие у детей и эффективные методы его устранения на уроках физической культуры
Слайд 1
Тема: « Плоскостопие у детей и эффективные методы его устранения на уроках физической культуры».Слайд 2
Гипотеза: В следствие чего возникает плоскостопие. Какими методами можно корректировать дефекты опорно – двигательного аппарата.
Слайд 3
Цель: выявить основные причины развития плоскостопия и наиболее действенное средство профилактики дефектов нижних конечностей. – Изучить строение стопы у ребёнка. – Выяснить причины и следствия заболевания опорно – двигательного аппарата. – Выявить эффективность методов и способов устранения плоскостопия у школьников на уроках физической культуры.
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ В отечественной и зарубежной литературе опубликовано много научных трудов по вопросу профилактики и лечения отклонения опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений. Так И.Д. Ловейко , ориентируется на метод движения, как наиболее мощное терапевтическое средство в комплексном лечении деформации позвоночника и нижних конечностей. Главным и действенным средством профилактики дефектов является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание должно войти составным компонентом в его воспитании. Ловейко И.Д. ” Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии ” Так К. Рино и С. Лемираль определяющую роль в оздоровлении детей дошкольного возраста видят в проведении закаливающих мероприятий. Развивая данную мысль, Е.Н. Вавилова уточняет, что главным средством предупреждений нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения, которые, вызывают активную работу мышц – разгибателей спины и мышц живота. Вавилова Е.Н.” Укрепляйте здоровье детей ” М. 1986г. с. 8 Говорит о том, что большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели. Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1года) на ножки и обучение его ходьбе, когда и еще не окреп физически. Родители должны знать, что не всякое уплощение стопы признак плоскостопия. У детей младшего возраста (1-2 года) нередко хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это обычно может быть принято за плоскостопие. Большое значение имеет своевременное выявление родителями небольших изменений в стопе ребенка, так как применение даже простых мер профилактики может привести к благоприятному результату. Причинами плоскостопия обычно бывают слабость мышечных стоп и чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, поэтому необходимо включить в занятия специальные упражнения и чередовать их пребывание ребенка на ногах с отдыхом. А также причиной плоскостопия может служить плохой выбор обуви.
Слайд 5
1. ПЛОСКОСТОПИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ Плоскостопие- уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия – ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной. Чем же характеризуется плоскостопие как заболевание? Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Опорными участками являются: сзади — пяточный бугор, а спереди — головки плюсневых костей. Выпуклая часть арки обращена в тыльную сторону стопы. Она образует продольный свод, который при ходьбе, беге, прыжках сглаживает толчки и сотрясения всего тела, придает мягкость и эластичность походке, делает ее легкой и пружинящей. Кроме того, различают еще и поперечный свод стопы, который в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощается до полного исчезновения. Арочная форма строения скелета стопы с выраженным продольным сводом поддерживается не только связками. В укреплении сводов большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной поверхности стопы, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы или на ее подошвенной поверхности. Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки. Стопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма — стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций– пружинящая (рессорная). Такая деформация называется плоскостопием. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Несостоятельность связочного аппарата — наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят. Простое плоскостопие — это 1-я стадия заболевания. Стопа представляется уплощенной, что хорошо бывает видно со стороны внутреннего продольного свода. Боли становятся более постоянными, отмечается усталость при ходьбе, утрачивается эластичность походки. Комбинированное плоскостопие — следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные, они распространяются на голень (от перенапряжения мышц) и коленный сустав (от неправильной нагрузки при ходьбе). Отмечается значительное затруднение ходьбы.
Слайд 6
Причины и следствия
Слайд 7
Последствия плоскостопия
Слайд 8
Выявление плоскостопия
Слайд 9
Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.
Слайд 10
2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Распознавание заболеваний плоскостопия у детей имеет некоторые особенности, так как стопа растущего организма проходит определенные этапы формирования, которые следует учитывать. Анатомические исследования показывают, что у новорожденных своды стоп хорошо выражены. Однако сводчатое строение маскируется обильно развитой подкожной жировой клетчаткой, и при осмотре подошвы стопа кажется плоской. Со второго года жизни, когда ребенок начинает ходить и учится бегать, наблюдается истинное уменьшение продольного свода стопы под влиянием нагрузки на еще неокрепшую стопу. С 3-летнего возраста происходит значительное развитие и укрепление связок и мышц, благодаря чему отмечается постепенное увеличение высоты сводов. Тем самым сводчатая структура строения стопы все более и более получает свои внешние очертания. Чем старше ребенок, тем лучше при осмотре у него выражены своды стопы. Таким образом, внешне плоская форма стопы у младших детей не может быть отнесена к истинному заболеванию плоскостопием, а является лишь фазой нормального развития. Массовые обследования здоровых детей подтверждают фазность формирования сводов стопы. Например, по данным С.Ф. Годунова, основанным на изучении стоп у 4821 ребенка, внешне плоские стопы в возрасте 2 лет были у 97,6% обследованных, а в 9-летнем возрасте плоские стопы отмечены лишь в 5,1% случаев. Следует помнить, что плоская стопа как вариант нормы может сохраниться на всю жизнь и не вызывать при этом никаких функциональных расстройств (человек может выполнять любую работу на ногах, с подъемом тяжестей, и при этом боли отсутствуют). Развитию истинного плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки. Сюда могут быть отнесены: врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, диатезе, упадке питания и общем плохом физическом развитии; ослабление связочно-мышечного аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленною роста, при поднятии тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер), при усиленных занятиях балетом. На развитие плоскостопия оказывает влияние ношение нерациональной обуви: с чрезмерно жесткой или чрезмерно мягкой подошвой, при пользовании обувью без каблука, от перегрева тканей стопы в теплое время года в валеной обуви, кедах, резиновых туфлях, при стаптывании обуви и т. п. Неблагоприятным фактором является ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами. Среди подростков иногда наблюдаются случаи так называемой мышечно-спастической стопы, которая развивается под влиянием перегрузки и гормональных воздействий: имеется резкое напряжение мышц, тугоподвижность и резкая болезненность в суставах предплюсны.
Слайд 11
Выявленное плоскостопие:
Слайд 14
3. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Предупреждение статического плоскостопия у детей проводится в направлении улучшения состояния мышц и связок, выработки правильного режима нагрузки и рационального снабжения обувью. Прежде всего необходимо проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить не разводя слишком широко носки стоп. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носком. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей недостаточно крепкие еще связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек развивается так называемое поперечное плоскостопие с отклонением 1-го пальца стопы кнаружи. Последнее сопровождается подвывихом в первом плюсне – фаланговом сочленении, значительными болями, больные вынуждены, носить обувь на 2–3 размера больше. Излечение выраженного отклонения 1-го пальца кнаружи возможно уже только оперативным методом. В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной (галька, гравий) поверхности — стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и т. п. Занятия детей могут быть организованы в детских садах и в кабинетах лечебной физкультуры детских поликлиник. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, что особенно важно при организации занятий с детьми младшего возраста. Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно охватывать стопу (не быть тесной, и не болтаться), иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы), с правильной продольной осью стопы (середина пятки — второй межпальцевой промежуток). Обувь должна иметь умеренную плотную выкладку внутреннего свода, на которую стопа «садится» (отдыхает) в случае утомления мышечно-связочного аппарата.
Слайд 15
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием: Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах. Упражнение “КАТОК” – ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение “РАЗБОЙНИК” – ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение “МАЛЯР” – ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение “СБОРЩИК” – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
Слайд 16
Упражнения Упражнение “ХУДОЖНИК” – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение “ГУСЕНИЦА” – ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно. Упражнение “КОРАБЛИК” – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика). Упражнение “СЕРП” – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз. Упражнение “МЕЛЬНИЦА” – ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях. Упражнение “ОКНО” – ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола. Упражнение “БАРАБАНЩИК” – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. Упражнение “ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ” – ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Слайд 17
«Каток»
Слайд 18
«Художник»
Слайд 20
«Серп»
Слайд 21
каток
Слайд 22
«Сборщик»
Слайд 23
художники
Слайд 31
«Наши рисунки»
Слайд 32
«Анна»
Слайд 33
«Ира»
Слайд 34
«Витя»
Слайд 35
Упражнения, используемые на уроках физической культуры:
Слайд 36
Продолжаем исследовательскую работу с учениками теперь уже 2-ого класса, у которых было обнаружено плоскостопие. На уроках физической культуры им было предложено выполнять новые упражнения: «Каток» «Художник» «Гусеница» «Разбойник» «Сборщик» «Серп» «Мельница» и другие. Данные упражнения выполнялись на каждом уроке и результат был положительный: 1. Анна – улучшение на 1 мм. 2. Ира – улучшение на О,9 мм. 3. Виктор – улучшение на 1 мм. 4. Елизавета – улучшение на 0,9 мм. Вывод: в ходе исследований было выявлено, что у 6 из 14 детей имеются дефекты нижних конечностей . Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1года) на ножки и обучение его ходьбе, когда он еще не окреп физически, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, диатезе, упадке питания и общем плохом физическом развитии. . В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту, по неровной, поверхности — стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и специальные упражнения: «художники», «сборщик», «каток». У обучающихся 2 класса после выполнения регулярных занятий в течение 1 месяца, был отмечен положительный результат.
Слайд 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы избавиться от плоскостопия, следует восстановить нормальный тонус мышц, которые поддерживают своды стоп и удерживают кости ног в их естественном положении. Массаж и пассивные движения для этого недостаточно эффективны. Восстановить нормальный тонус мышц можно только их активным сокращением и расслаблением. Для этого существуют специальные коррекционные физические упражнения. Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа необходимо сочетать с рядом упражнений. При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног. Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию – все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна. Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. Зарядка должна занимать не менее 30 минут ежедневно. При выполнении упражнений следите, чтобы активно тренировались обе ноги, но избегайте перенапряжения и сильного дискомфорта.
Слайд 38
ЛИТЕРАТУРА 1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям – М Физкультура и спорт 1985. 2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М. 1986г. 3. Васичкин В.И. Справочник по массажу. – Л.: Медицина, 1991. 4. Введение в теорию физической культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева – М Физкультура и спорт 1983. 5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: ФиС , 1989. 6. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. – 2 из п.- М.: ФиС , 1990. 7. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – Л.: Медицина, 1979. 8. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л. 1982. 9. Лосева В.С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: “Сфера”, 2004. 10. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн . Физ. Культ. Под редакцией А.А. Гужаловского . – М Физкультура и спорт 1986. 11. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник для техн . Физкульт . Под редакцией С.Н. Попова – М Физкультура и спорт 1985. 12. Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред. М.И.Фонарева. – Л.: Медицина, 1983. 13. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры пед . Институтов по специальности 03.03 “Физ. Культура” Б.А. Ашмарин , Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под редакцией Б.А. Ашмарина . – М Просвещение 1990. 14. Теория и методика физического воспитания: Учебник пособие для студентов пед . Институтов и педучилищ по специальности № 2115 “Начальная военная подготовка и физ. Воспитание” № 9; № 10 15. Физическая культура. Б.М. Шиян , Б.А. Ашмарин , Б.Н Минаев и др. Под редакцией Б.М. Шияна – М Просвещение 1988.
Слайд 39
Будьте здоровы!
nsportal.ru