Физиометрия это: Физиометрия – жизненной ёмкости легких, мышечной силы рук, становой силы и др.

Физиометрия

Физиометрия – определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют ЖЕЛ (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Водяной спирометр состоит из двух цилиндров, размещенных один в другом. Наружный цилиндр наполняется водой до метки на внутренней поверхности. В него вставляют второй цилиндр, в который через систему резиновых и металлических трубок поступает выдыхаемый воздух. На свободный конец резиновой трубки надевают мундштук. Перед исследованием ребенку предлагают сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Выдыхаемый воздух, заполняя внутренний цилиндр, поднимает его. На внутреннем цилиндре нанесены деления, по которым ведется отсчет количества выдыхаемого воздуха (в миллилитрах). После исследования открывают отверстие на крышке внутреннего цилиндра, закрытое резиновой пробкой, цилиндр опускается и воздух выходит.

Исследование проводят 2-3 раза и фиксируется наибольший результат. Точность измерения 50-100 мл. Мундштук после каждого обследуемого следует дезинфицировать кипячением.

Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель. Отсчет ведут по шкале в килограммах.

Становая сила измеряется становым динамометром (

динамометрия). Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется, берется за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи.

www.fizkulturaisport.ru

Просмотров: 24873

жизненной ёмкости легких, мышечной силы рук, становой силы и др.

1.Жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) – это количество воздуха, которое

человек может выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или сухого спирометров. Обследуемый после предварительного глубокого вдоха и выдоха делает максимальный вдох, и равномерно выдыхает в трубку спирометра весь воздух (нос при этом должен быть закрыт зажимом). Измерение производят три раза и регистрируют наибольший результат. Перед измерением ЖЕЛ у каждого обследуемого наконечник трубки спирометра обрабатывают спиртом. Точность измерения – 100 мл.

2.Сила мышц кисти характеризует степень развития мускулатуры. Измеряют ее ручным динамометром. Обследуемый в положении «стоя» отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Измерение проводится три раза и записывается лучший результат. Отсчет ведут по шкале в килограммах. Точность измерения 2кг.

Представление о физическом развитии обследуемого ребенка можно получить, составив профиль его физического развития. Для его составления необходимо знать:

– показатели физического развития обследуемого

– возраст, который устанавливают, вычисляя время между датой рождения и датой обследования. Возрастные категории в группах определяются по общепринятым правилам: например, к 8-летним относят детей от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5мес. и 29 дней; к 9-летним – от 8 лет 6 мес. до 9 лет 5 мес. 29 дней и т. д.

– пол обследуемого ребенка

-среднюю арифметическую величину (М) каждого показателя физического развития для возраста и пола, к которым относится обследуемый (табл.2)

-среднее квадратическое отклонение (б) – (табл.2)

Таблица 2

Средние показатели физического развития детей и подростков

г. Волгограда, 2000 г. (М+б)

Возраст

(лет)

Длина тела

(см)

Масса тела

(кг)

Окружность грудной клетки (см)

Жизненная

ёмкость

легких (мл)

Сила мышц

кисти

(кг)

М а л ь ч и к и

7

124,8+5,6

25,2+4,6

61,3+4,3

1220+220

8,4

+2,0

8

131,0+6,4

28,3+5,2

63,6+4,6

1380+260

10,2+2,8

9

132,3+5,8

29,3+4,8

64,8+5,2

1530+320

14,1+3,4

10

140,8+6,8

33,4+5,9

66,5+6,3

1743+480

16,1+3,2

11

144,6+7,1

35,9+7,0

68,4+5,8

1960+340

18,8+3,8

12

151,4+7,1

41,3+7,2

72,2+6,8

2150+500

21,4+4,8

13

158,1+8,9

44,8+8,5

73,4+6,2

2400+500

24,2+5,2

14

166,7+8,7

51,1+9,1

75,2+9,9

2730+440

26,4+5,8

15

171,9+8,5

56,9+9,9

78,3+11,0

3060+600

28,4+6,6

16

177,3+6,9

62,6+9,5

83,9

+7,6

3200+800

33,0+7,6

17

177,4+6,3

63,1+9,2

87,2+6,7

3420+620

35,6+7,4

Д е в о ч к и

7

124,5+6,4

24,3+4,0

59,5+3,9

1130+240

7,9+2,6

8

128,9+6,1

26,2+4,3

60,0+4,9

1240+240

9,5+3,4

9

131,1+6,0

29,1+6,2

63,6+5,8

1390+320

11,9+3,4

10

139,1+7,1

32,9+6,6

65,7+5,7

1500+360

13,3+3,8

11

145,2+7,1

36,0+6,4

68,7+6,0

1720+380

16,5+4,0

12

154,1+9,0

41,5+8,0

72,6+7,0

1980+460

19,2+4,2

13

158,3+7,1

45,1+8,1

75,9+6,3

2030+440

20,0+4,4

14

162,7+6,2

51,1+7,3

79,4+6,2

2310+620

22,7+4,4

15

164,8+5,8

52,2+6,7

81,3+4,8

2350+580

23,7+4,6

16

166,0+6,0

55,6+8,3

83,1+4,8

2450+560

24,0+5,4

17

165,6+5,5

55,1+7,9

83,3+5,9

2540+640

24,5+5,2

Затем находят разницу между каждым показателем данного ребенка и соответствующим средним показателем (М). Полученную разницу (отрицательную, если фактическая величина меньше средней, или положительную, если фактическая величина больше средней) делят на величину соответствующего среднего квадратического отклонения (б). Полученная при делении величина (сигмальное отклонение) показывает на сколько сигм (или на какую часть сигмы) в ту или иную сторону отклоняются показатели физического развития обследуемого ребенка от средних показателей, свойственных детям данного возраста и пола.

При построении профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По левую сторону от нее наносят на равном расстоянии границы отклонения в пределах: -1б, -2б, -3б, а по правую – +1б, +2б, +3б. По этим границам также проводятся вертикальные линии.

Величину сигмального отклонения отмечают точкой на соответствующей горизонтали. Соединив точки, получают профиль физического развития:

Антропометрия, Физиометрия, Соматометрия – 12 Martie 2017 – MedBlog – MedTorrents

Антропометрия — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

 

Физиометрия – определение функциональных показателей. При изучении уровня здоровья основными функциональными показателями являются жизненная емкость легких, мышечная сила рук, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.

Жизненной емкостью легких (ЖЕЛ) называют максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Морфологическим критерием степени развития системы внешнего дыхания является показатель жизненный (Пжизн.), который определяется отношением ЖЕЛ (см3) к массе тела (кг).

Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. По максимальному мышечному усилию можно определить и степень физического развития человека. Мышечную силу человека определяют путем проведения динамометрии. Динамометрия – измерение мышечной силы при помощи специальных приборов динамометров. Чаще всего используют кистевые динамометры. Кистевой динамометр состоит из стальной пружины, которая подвергается сжатию; шкалы и стрелки, показывающей силу в килограммах.

Использование силового индекса (СИ) или динамометрического индекса (ДИ) позволяет оценить степень развития силы мышц сгибателей кисти с учетом массы тела. Динамометрический индекс мышц сгибателей кисти определяется отношением силы мышц кисти руки (кг) к массе тела (кг).

Частота сердечных сокращений отражает ритм сердца, который зависит главным образом от функционального состояния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, состояния коры больших полушарий, гуморальных воздействий, возраста, пола, состояния организма и т. д. У здорового человека в возрасте от 16 до 62 лет ЧСС колеблется в пределах 68-72 уд/мин.

Определение ЧСС проводят путем измерения артериального пульса методом пальпации. Пальпация – метод исследования органов путем ощупывания руками через кожные покровы. Пальпаторным методом частоту пульса чаще всего определяют на лучевой, сонной или височной артериях.

Пульс – это ритмические толчкообразные колебания стенок артерий, вызываемые выбрасыванием крови в артериальную систему в результате сокращения сердца. Артериальный пульс отражает такие параметры деятельности сердечно-сосудистой системы, как силу, ритм, частоту сердечных сокращений, состояние стенки артерии, артериальное давление. Частота пульса служит надежным показателем степени соответствия заданной нагрузки физическому состоянию человека.

Артериальное давление (АД) – давление, развиваемое кровью в артериальных сосудах организма. Артериальное давление является важнейшим энергетическим параметром сердечно-сосудистой системы, отражающим деятельность сердца (сердечный выброс), упругое сопротивление растяжению стенок аорты и артерий, суммарное сопротивление кровотоку, вязкость и гидростатическое давление крови. На величину АД оказывают влияние возраст, время суток, состояние организма, центральной нервной системы и т. д. В нагрузочных тестах для оценки приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической работе анализируют изменения (увеличение или уменьшение) показателей артериального давления и время восстановления АД после выполнения пробы.

Соматометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела и его частей. Соматометрия включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание.

Наиболее часто используемые соматометрические показатели – рост (длина тела) стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки. Рост – процесс увеличения размеров и массы организма или его частей за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных структур в результате преобладания процессов анаболизма в обмене веществ и энергии.

Измерение роста сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. Так, определение пропорциональности телосложения проводят, используя индекс Пирке (индекс пропорциональности телосложения).

Масса тела – один из важнейших показателей физического развития человека, зависящий от возраста, морфологических и физиологических особенностей организма и позволяющий судить о состоянии здоровья.

Эпидемиологическое проспективное наблюдение 2 млн. норвежцев в течение 10 лет выявило связь смертности со степенью упитанности тела, оцениваемой по индексу массы тела (ИМТ). При этом более высокие показатели смертности среди лиц с избыточной массой тела определялись наличием сердечно-сосудистых заболеваний, а при недостаточной массе тела – легочных и онкологических. В интервале индекса массы тела 22 – 30 условных единиц (у. е.) смертность была наименьшая. В настоящее время ИМТ признан наиболее объективной характеристикой массы тела. Для определения ИМТ необходимо вес в килограммах разделить на рост в метрах, возведенный в квадрат.

Физиологи и диетологи оперируют понятиями идеального (или модельного) веса, физиологически нормального веса, который подразумевает адекватное количество жировой ткани, и предельно допустимого веса. При ИМТ 20 условных единиц (у. е.) вес тела модельный. Если ИМТ ниже 17-18 единиц у женщин прекращаются менструации из-за недостатка жира, необходимого для правильного обмена веществ. При Индексе массы тела в пределах от 22 до 24 у. е. у женщин и 23-25 у мужчин масса тела человека нормальная. ИМТ, равный 25 единицам у женщин и 26 у мужчин свидетельствует о предельно допустимом весе. Дальнейшее увеличение ИМТ вызывает ожирение, которое в настоящее время считается одним из факторов риска для здоровья как ребенка, так и взрослого человека.

 

Выделяют три степени ожирения. Если вес превышает нормальную массу тела (при которой ИМТ составляет 25 ед.) на 10%, то это ожирение первой степени. Если на 20-25% – второй. И превышение свыше 50% -тяжелое ожирение третьей степени.

Соматометрия, физиометрия

Соматометрия – измерение частей тела. Для получения данных, пригодных для последующей оценки и сравнения при антропометрии, необходимо выполнять следующие правила: соматометрические измерения проводятся утром (натощак), в одни и те же часы стандартными, проверенными инструментами по общепринятой методике.

Длина тела стоя и сидя измеряют ростомером или антропометром

(рис. 8).

Рис. 8. Измерение роста стоя и сидя

Длина ног измеряется сантиметровой лентой или лучше антропометром от большого вертела бедра до плоскости опоры.

Длина рук также измеряется сантиметровой лентой или антропометром от верхнего края акромиального отростка лопатки до конца среднего пальца опущенных с выпрямленными пальцами рук.

Окружность груди определяется при вдохе, выдохе и во время паузы (рис. 9).

Рис. 9. Изменение окружности груди

Окружность плеча определяется в напряженном и расслабленном состоянии. Сначала окружность плеча измеряется в напряженном состоянии, для чего обследуемый с напряжением сгибает руки в локте. Сантиметровую ленту накладывают в месте наибольшего утолщения бицепса. Затем руку выпрямляют и свободно опускают вниз, при этом ленту не снимают и не сдвигают, чтобы произвести измерение в том же месте (рис. 10).

Рис. 10. Измерение окружности плеча

Окружность бедра и голени измеряются в спокойной стойке, ноги обследуемого расставлены на ширину плеч. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой и вокруг наибольшего объема голени (рис. 11).

Рис. 11. Измерение окружности бедра и голени

Масса тела определяется на медицинских весах.

Жизненная емкость легких определяется сухим спирометром.

Ширина запястья измеряется сантиметровой лентой.

Сила мышц кисти измеряется ручным динамометром. Динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений сжимается рукой, отведенной в сторону. Измерение повторяют дважды; записывают лучший результат с точностью до 0,2 кг.

Артериальное давление и ЧССопределяют по общепринятой методике.

Самостоятельная работа по физическому развитию

  1. Провести соматометрию..

Длина тела, см.

Длина тела сидя, см.

Длина рук, см.

Длина ног, см.

Окружность грудной клетки в паузе, см.

Окружность грудной клетки на вдохе, см.

Окружность грудной клетки на выдохе, см.

Окружность плеча в спокойном состоянии, см.

Толщина жировой складки на животе, см.

Толщина жировой складки на спине, см.

Толщина жировой складки на предплечье, см.

Ширина запястья, см.

  1. Провести соматоскопию.

Межреберный угол, град.

Треугольники талии, форма.

Симметричность лопаток.

Форма позвоночника.

Форма грудной клетки.

Постановка стопы.

Форма стопы.

  1. Провести физиометрию.

Масса тела, см.

Динамометрия, кг.

Жизненная емкость легких, мл.

  1. Оценить полученные данные по методу сигмальных отклонений и профилю (рис.12).

  2. Разработать профилактические и оздоровительные мероприятия.

Необходимые тесты и показатели оценки физического развития, функциональной готовности

  1. Длина тела – см. Рост сидя – см. Пропорциональность телосложения (П.Т.)

ПТ % = рост сидя, см, х 100

длину тела, см.

Оценка: 50 ± 5 % – пропорциональный тип

56 % и более диспропорция в пользу грудной клетки

46 % и менее диспропорция в пользу нижних конечностей.

2. Физиометрические показатели

Физиометрия это определение функциональных показателей организма ребенка.

При изучении физического развития измеряют ЧДД, ЖЕЛ (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), ЧСС, АД.

а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких) является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра.

Перед исследованием ребенку предлагают сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат. Точность измерения 50-100 мл (табл. 1).

Таблица 1

Возрастные показатели жел у детей и подростков (мл)

Возраст в годах

Мальчики

Девочки

8

1670 + 301

1474 + 280

9

1802 + 374

1832 + 359

10

2000 + 360

1903 + 409

11

2230 + 410

2120 + 364

12

2480 + 380

2283 + 435

13

2620 + 550

2506 + 423

14

3250 + 677

2730 + 496

15

3670 + 729

3022 + 433

16

4170 + 630

2051 + 458

б) Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону, и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель. Отсчет ведут по шкале в килограммах (табл. 2).

Таблица 2

Возрастные показатели мышечной силы рук

Возраст

(годы)

Мальчики

(правая рука)

Мальчики

(левая рука)

Девочки

(правая рука)

Девочки

(левая рука)

8

16,4 ±3,6

15,5 ±3,1

13,8 ±2,5

12,9 ±2,4

9

19,6 ±3,3

18,0 ±3,4

15,3 ±2,7

14,5 ±2,6

10

21,3 ±3,4

19,5 ±3,3

16,3 ±3,4

15,1 ±3,1

11

26,2 ±3,9

21,5 ±3,4

19,0 ±3,8

17,7±4,1

12

29,0 ±5,5

24,1 ±4,2

21,1 ±4,7

19,9 ±4,0

13

27,3 ±5,3

21,8 ±5,2

25,1 ±5,0

22,9 ±4,1

14

32,8 ±6,6

29,0 ±6,2

25,4 ±4,5

23,9 ±4,2

15

29,0 ± 9,0

34,2 ± 7,5

27,3 ±4,6

23,8 ±4,1

16

43,6 ±7,4

28,0 ±6,0

27,5 ± 4,9

24,9 ± 4,0

17

47,1 ±7,0

40,6 ±5,0

29,2 ± 4,8

26,1 ±4,6

в) Становая сила измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит ногами на платформе, наклоняется, берется двумя руками за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. Учитывают максимальный результат (в килограммах).

г) Частота сердечных сокращений по пульсу подсчитывается в тече­ние 1 мин. Показатели максимального и минимального артериального дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по ме­тоду Н. С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнажен­ного плеча на 1 — 2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому дав­лению, их исчезновение — диастолическому. Измеряют давление не менее 3 раз, фиксируя повторяющиеся параметры.

Измерять артериальное давление у школьников следует еже­годно, начиная с 7 лет. В медицинских кабинетах школ могут от­сутствовать «возрастные» манжеты, что затрудняет выполнение данного исследования. Однако существуют специальные возраст­ные коррективы с учетом физического развития, позволяющие оценить уровень артериального давления у младших школьников при использовании стандартной манжеты. У детей 13 лет и старше (независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления можно получить при использовании стан­дартной манжеты.

Тема Методы исследования- антропометрия антропоскопия и физиометрия

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20 Заказать написание уникльной работы

ГБОУ ВПО « Саратовский государственный медицинский

университет им. В. И. Разумовского».

Кафедра анатомии человека.

Реферат

                                                          На тему:

Тема «Методы исследования: антропометрия, антропоскопия и физиометрия ».

                                                                                         Выполнила:

                                                                                                                 Студентка I курса 4 группы

                                                                                                        лечебного факультета

                                                                                              Юдина Динара

                                                                                        Проверила:

                                                                                             Ассистент кафедры анатомии человека

                                                                                Сырова Ольга Владимировна

Саратов 2013

Содержание

Введение

1.Антропометрия.

2.Антропоскопия.

3.Физиометрия.

Литература

Введение

Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, которые основываются на принципах вариационной статистики.

Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии, а в последние годы стали играть важную роль в антропометрической (ортопедической) косметологии; до широкого внедрения идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бертильонаж»).

1. Антропометрия – это рекомендованный в середине XIX в. бельгийцем Адольфом Кетле способ измерения частей тела с целью идентификации преступников и других лиц. Применялся полицией многих стран с 1888 г. вплоть до изобретения дактилоскопии.

Массовость антропометрических исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, проф., половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов. Возникновение А. как науч. методики относится к 19 в. и связано с именем франц. антрополога П. Брока. Значит. вклад в её дальнейшее развитие внесли иностранные (Р. Мартин и др.) и сов. антропологи (В. В. Бунак, А. И. Ярхо и др.). Различают признаки измерительные и описательные. Первые определяются с помощью антропологических инструментов (антропометр, толстотные и скользящие циркули, ленты и др.). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрическими  точками, которые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Выделяют тотальные (дл. тела, масса, обхват груди) и частные (ширина стопы, дл. кисти и т. п.) размеры тела. Определение описательных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос и глаз, формы волос и т. д.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничит. критериев.

Выбор антропометрические методики, точек и признаков диктуется задачами конкретного антропологического исследования. В расоведении и этнической антропологии измеряют голову, лицо, череп, длину тела, пользуются шкалами цвета глаз, кожи, волос и др. для выделения расовых типов. В морфологии человека и в особенности в учении о физическом развитии учитываются масса, длина тела (рост) и др. продольные, поперечные и обхватанные размеры. На их основе построены шкалы, позволяющие определять степень физического развития у отд. индивидуумов и различных групп населения. Антропометрические Данные подвергают вариационно-статистической обработке и оформляют в виде таблиц, графиков и схем.

Антропоскопия применяется в тех случаях, когда измерительная техника еще не разработана или сложна. Некоторые особенности удобно оценивать согласно установленной шкале или схеме: пигментация покровов, цвет радужной оболочки глаза, развитие волосяного покрова и т. п. Методом антропоскопии описываются такие признаки, как форма спины (прямая, сутулая), форма грудной клетки (плоская, цилиндрическая, коническая), форма живота (впалый, прямой, выдающийся). Для описания цвета кожи Р. Мартин предложил шкалу из 12 оттенков; В. В. Бунак разработал цветовую таблицу для описания цвета радужной оболочки глаза.

Пример практического использования методов антропоскопии в судебной медицине и криминалистике — составление словесного портрета. Методы антропоскопии и антропометрии могут дополнить друг друга.

Основой научной антропометрии является унифицированная методика. Применяются специальные инструменты — скользящий и толстотный циркули. Измерения производятся от строго определенных участков тела, называемых антропометрическими точками. Эти точки находятся главным образом на костных выступах, отростках, которые прощупываются через мягкие ткани. Важную роль в разработке методов антропометрии сыграли работы К. Бэра, П. Брока, Р. Мартина, В. Бунака.

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) — спирометрия, мышечную силу рук и становую силу — динамометрия.

ЖЕЛ — является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц и измеряется с помощью водяного или воздушного спирометра. Обследуемый делает максимальный вдох, задерживает дыхание, затем плотно обхватывает мундштук губами и медленно выдыхает в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат в мл.

Мышечная сила рук — характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, с отведенной в сторону рукой, динамометр удобно обхватывается кистью и максимально сжимается. Исследование проводится 2-3 раза и фиксируется наибольший результат в кг.

Литература

Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 304 с

Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. Учебник для студентов ун-тов. — 3 изд., М., Высшая школа, 1978, 528 с.

Бунак В. В. Размеры и формы позвоночника человека и их изменения в период роста. «Уч. зап. МГУ», вып. 34. Антропология. 1940.

Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. М., 1941.

Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962.

Никитюк Б. А., Чтецов В. П. Морфология человека. М., Изд-во МГУ, 1983. 320 с.

22. Физиометрические признаки.

Жизненную емкость легких из­меряют с помощью водяного спирометра, состоящего из наруж­ного и внутреннего цилиндров. (На передней стенке внутреннего цилиндра нанесены деления, по которым ведется отсчет объема выдыхаемого воздуха (в мл). На крышке цилиндра име­ется отверстие с резиновой пробкой, которую открывают в том случае, когда необходимо внутренний цилиндр опустить на дно наружного. В нижней части наружного цилиндра есть кран, на который надевают резиновую трубку с мундштуком на конце.) – строение прибора. Перед исследованием уровень воды должен соответствовать ну­левой отметке (“0”). Обследуемый делает максимальный вдох, задержав дыхание, плотно обхватывает ртом мундштук и выды­хает в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Измерение проводится 2-3 раза, учитывается лучший из показателей.

Также используется газовый спирометр, имеющий значительно меньшие размеры и отличающийся большей простотой и удобством в обращении.

Мышечную силу рук определяют ручным динамометром. Об­следуемый старается максимально сжать пружину динамометра в вытянутой и отведенной под прямым углом в сторону руке. Учитывают максимальный результат (в кг).

Становую силу (силу разгибателей спины) измеряют с помо­щью станового динамометра. Обследуемый фиксирует ступня­ми ног прикрепленную к полу плас­тину динамометра, наклоняется и берет в руки находящуюся на уровне колен рукоятку прибора и, стараясь максимально разо­гнуться, тянет её вверх. Учитывают максимальный результат (в кг).

Измерение частоты пульса. ЧСС по пульсу должна подсчиты­ваться в течение одной минуты с целью выявления нарушений ритма у детей.

Показатели максимального и минимального артериального давления (АД) измеряют тонометром на правой руке в положении сидя, после 1-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обсле­дуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систоли­ческому давлению. А исчезновение их – диастолическому. Изме­рения производятся не менее 3-х раз, фиксируются повторяю­щиеся параметры.

Измерение АД у школьников следует проводить ежегодно, начиная с 7 лет.

23. Оценка физического развития.

Оценку физического развития производят на основании со­поставления индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка со средними их значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональ­ные стандарты), отражающие степень развития детей и подрост­ков, проживающих в аналогичных условиях, получают при мас­совом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола. Полученные данные подверга­ют обработке с применением разных способов статического анализа (методом сигмальных отклонений, регрессионным или центильным методами). Проводить оценку индивидуальных по­казателей можно лишь после определения точного возраста ребенка.

Порядок оценки физического развития.

1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со сред­ней арифметической этого признака для данного возраста и на­ходят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком – в случае недостаточного развития признака).

2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения () находят сигмальное откло­нение, которое показывает, на сколько сигм в большую или мень­шую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

3. Для построения профиля физического развития (рис.) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё про­водят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1; +2; +3) и отрицательными влево (-1”, -2; -3).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на со­ответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки со­единяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом разви­тии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуаль­ных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1 указывает на среднее физическое развитие данного инди­видуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1 до -2, при низком физическом развитии от -2 до -3. При физическом развитии выше среднего индивидуаль­ные показатели находятся в пределах от +1 до +2, при высо­ком – от +2 до +3. При этом решающим показателем для опре­деления степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, ха­рактеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладыва­ются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму – раз­витие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличает­ся от другого более чем на 2, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.