Упражнения для детей для правильной осанки: Упражнения для осанки для детей – Физические упражнения для детей для правильной осанки
Физические упражнения для детей для правильной осанки
Формирование осанки у ребенка осуществляется еще в детском возрасте. В этот период взрослые должны не только проконтролировать правильное положение позвоночника, но и создать все необходимые условия, чтобы малыш правильно и всесторонне развивался. Очень важно с ранних лет делать физические упражнения для детей для правильной осанки. Это является не только отличной профилактикой, но и средством для укрепления детского позвоночника и всего организма.
Каждый ребенок имеет определенную позицию при сидении, ходьбе, находясь в горизонтальном положении. При этом важно, чтобы голова держалась прямо, плечи были развернуты, спина была ровной, живот втянутым, ноги в коленях не согнуты. Правильная осанка – это не только красивый визуальный вид, но и залог полноценного здорового развития ребенка. У детей с ровным и гибким позвоночником отлично функционируют органы дыхания и кровообращения, прекрасно развивается мышечная мускулатура.
Риск и опасность неправильной осанки
От того, какую позу принимает ребенок при движениях и пассивном состоянии, зависит развитие его опорно-двигательного аппарата и организма в целом. Неправильная осанка ведет к деформации позвоночника и множеству проблем других органов, возникающих в связи с этим. Поэтому необходимо именно с детства привить ребенку принципы правильной позиции тела, знать, какие упражнения вырабатывают правильную осанку. Для детей это очень важно.
Факторы, которые влияют на формирование правильной осанки у детей
В юном возрасте позвоночник очень гибкий и пластичный, он развивается немного быстрее, чем мышечная ткань. На формирование осанки в детстве может влиять большое количество различных факторов, а именно:
- Правильное сбалансированное питание с добавлением необходимых организму витаминов, минералов, микроэлементов играет очень важную роль. Если ребенку не хватает белка, кальция и необходимых питательных веществ, то это может привести к деформации позвоночника даже при соблюдении всех остальных правил.
- Наследственные факторы.
- Режим дня. При полноценной физической активности, своевременном и достаточном сне, сбалансированном питании, проведении времени на свежем воздухе развивается правильно не только опорно-двигательная система, но и весь организм.
- Чрезмерные физические нагрузки, неправильное поднятие тяжестей могут привести к деформации позвоночника, поэтому важно поговорить с ребенком на эту тему.
- Избыточный вес. Важно с раннего детства следить за массой тела ребенка, так как лишние килограммы будут препятствовать полноценному развитию и могут приводить к деформации позвоночника и соответственно неправильной осанке.
- Рабочее место, обустройство детской комнаты. Необходимо создать все оптимальные условия для работы и отдыха для ребенка. Обязательно продумать освещение в его комнате. Следить за тем, как ребенок сидит, спит. Подобрать ортопедический матрас для кровати.
- Упражнения для детей для правильной осанки позволяют позвоночнику получать необходимую физическую нагрузку и развиваться полноценно.
- Обувь для ребенка играет также немаловажную роль, она должна быть специальной, такой, чтобы не способствовать развитию плоскостопия. Многие не считают этот фактор важным, а его влияние на позвоночник велико.
Причины формирования неправильной осанки у ребенка
Необходимо обратить внимание на то, что позвоночник в раннем возрасте очень уязвимый и легко поддается деформации. На осанку могут влиять постоянная неправильная поза при сидении, гиподинамия, плоскостопие, бытовые условия, а также перенесенные в детстве осложнения после болезни. Для того, чтобы предотвратить серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, взрослые должны очень внимательно отнестись к этому вопросу и контролировать своего ребенка. Очень важно подобрать упражнения, которые вырабатывают правильную осанку для детей.
Профилактика нарушений осанки
Для того, чтобы потом не прилагать множество усилий для лечения, лучше всего предотвратить нарушение осанки, заняться ее профилактикой, к ней можно отнести:
- Расслабление мышц опорно-двигательного аппарата. Важно хотя бы час в день принять горизонтальное положение для расслабления мышц.
- Создать оптимально рабочее место с хорошим освещением, особенно это важно для школьников.
- Обязательно подобрать упражнения для детей для правильной осанки для каждого ребенка индивидуально с учетом особенностей его организма и физического развития.
- Плавание – отличный и самый эффективный способ профилактики нарушения осанки у детей.
Психологический аспект правильной осанки у детей
Ребенок обязательно должен развиваться личностно, его надо хвалить, поддерживать. Ведь часто сутулость, опущенные плечи – это показатель внутренней зажатости детей. Необходимо создать максимально дружескую радостную атмосферу в доме и в том месте, где он проводит много времени (детский сад, школа), чтоб ребенок ощущал себя радостным, счастливым и полноценным членом коллектива. Ведь правильная осанка несет в себе и психологический фактор: все уверенные успешные люди ходят правильно, с высоко поднятой головой, поэтому если родители хотят видеть своих детей счастливыми и удачными, необходимо учесть этот нюанс.
Упражнения для формирования правильной осанки у детей
Очень важно с раннего возраста приучать ребенка к физической активности, которая не только позволяет укрепить позвоночник, но и создать привычку держать его правильно, не горбиться и не сутулиться. Упражнения для детей для правильной осанки вырабатывают привычку нужного положения тела, закрепляют верную позицию. Начинать лучше всего с движений, которые предусматривают ходьбу, лазание, ползание. Хождение благоприятно влияет на развитие стоп, является профилактикой плоскостопия. Далее вводится бег и упражнения с мячом, резиновым жгутом.
Комплекс упражнений для правильной осанки для детей
Систематические физические нагрузки и спорт являются лучшей профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Учитывая возраст, физическое развитие, особенности организма, можно подобрать индивидуальные упражнения для детей для правильной осанки, например:
- В положении стоя, руки на поясе. Необходимо развести локти назад, сместив при этом лопатки. Сделать вдох. Вернуться в исходное положение. Повторить пять раз.
- Руки расставить в стороны и произвести круговые махи руками назад. Повторить десять раз.
- Ноги расставить, локти положить на плечи. Наклониться вперед – вдох. Вернуться в исходное положение, выдох. Повторить пять раз.
- В положении стоя руки заложить за спиной, наклониться вправо, влево. Сделать пять раз.
- Взять в руки палку. Вытянуть руки с палкой вперед, наклоняясь при этом. Вдох. Вернуться назад. Выдох. Повторить пять раз.
- Приседание с палкой повторить пять раз.
- Принять горизонтальное положение. Поднимать поочередно ноги пять раз.
- Лечь на живот, руки на поясе. Разгибать корпус, повторить пять раз.
- Встать, руки на пояс, производить прыжки тридцать секунд, чередуя их с хождением (одна минута).
- Руки поставить перед грудью, развести и сводить. Повторять пять раз.
Важно помнить, что лучше вовремя начать проводить профилактические меры с детства, чем потом заниматься лечением позвоночника в зрелом возрасте.
Упражнения для формирования правильной осанки у детей
Правильную осанку надо начинать формировать с детства, хотя маленьким сорванцам трудно объяснить, что хорошая осанка является не только залогом здорового образа жизни, но и показателем красоты и эстетики. Родителям следует обращать внимание на искривленность позвоночника, наблюдать за положением спины ребенка во время занятий или отдыха. Нужно отметить, что дети с неровной спиной чаще других болеют простудными заболеваниями, гастритами и запорами. Все эти признаки говорят о возможных проблемах работы легких и сердца. Чтобы предотвратить нежелательные возможные последствия искривления осанки, Вы, как заботливые родители, можете еще до посещения поликлиники выявить признаки развития нарушения осанки у ребенка.
Обратите внимание на следующие показатели:
- ежедневная переутомляемость;
- характерные неуклюжие телодвижения;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- жалобы на то, что «ломит» конечности после долгих прогулок;
- частые головные боли;
- болезненные ощущения в области шеи;
- ребенок сидит на табурете, опираясь на локти;
- малыш не может много времени находиться сидя в одном положении тела;
- характерные звуки «хрустящих» суставов.
В случае, если наблюдая за жизнедеятельностью ребенка, Вы заметили какие-либо признаки и симптомы, описанные выше, рекомендовано обратиться в ближайшее время к доктору. Врач обследует ребенка и назначит необходимое лечение, которое будет включать употребление соответствующих препаратов и выполнение некоторых процедур, все зависит от степени искривления осанки. Весьма результативным будет посещение оздоровительной специальной гимнастики, массажа, гидропроцедур.
Для того чтобы у ребенка с детства не было проблем с осанкой, надо прививать ему любовь к физической активности – проводить профилактику возможных нарушений. Систематически выполняйте с малышом некоторые упражнения, и у Вас и Вашего ребенка будет всегда красивая осанка.
- Станьте прямо, ноги должны быть на уровне ширины плеч:
- руки – на поясе, вдыхайте воздух, и одновременно разводите локоточки, пока лопатки не сойдутся. Выдыхайте воздух, возвращаясь в изначальное позицию. Повторяйте это упражнение пять и более раз.
- разведите руки по сторонам, делайте поступательные движения по кругу, дышите произвольно. Периодичность движений – не менее десяти раз.
- Ноги ставим шире плеч, кисти рук прижмите к плечевым суставам. На выдохе наклоняйтесь вперед, а на вдохе – назад на начальную позу. Важно, держите спину прямолинейно. Выполняйте по пять-шесть подходов.
- Наклоны вперед с соединенными руками за спиной, повторяйте пять-шесть раз.
- Работа с гимнастической палочкой:
- возьмите ее в выпрямленные перед собой руки, приседайте на выдохе, а на вдохе – вернитесь на изначальную позицию. Отрабатывается по четыре-пять приседания только с прямой спиной.
- со спортивной палкой в руке на вдохе потягивайтесь вперед и вверх, после чего, вернитесь в изначальный вид. Сделайте так 4-5 раз.
- Займите положение лежа на спине, руки – вдоль туловища. Поднимайте поочередно ноги вверх и возвращайте обратно (3-4 раза).
- Лягте на живот:
- оставляя руки на поясе, приподнимайте свое тело вверх, при это делай вдох, и опускайте на пол, выдыхая. Делайте 3-4 подхода.
- Держа руки на талии выполняйте прыжки вверх, чередуя с ходьбой.
- В конце комплекса упражнений, разводите руки на выдохе, и соединяйте их на вдохе.
Существуют также специальные полезные упражнения для упрочнения работы мышц спины. Систематическое выполнение полного комплекса укрепляет весь организм, работа над каждым упражнением не требует много времени – от нескольких секунд до трех минут.
Возьмите себе на заметку следующую тренировку:
- Лежа на спине делайте круги ногами, изображая езду на велосипеде.
- Выполняйте махи прямыми ногами, лежа на полу. Сам процесс напоминает «ножницы» — скрещивание ног.
- Лежите на полу на спине, разместив руки вдоль корпуса, ноги должны быть согнуты в коленях. Приподнимите таз от пола насколько сможете вверх, удерживая его в таком положении несколько секунд, после чего – вернитесь в начальную позу.
- Продолжайте лежать на спине, ногами пытайтесь достать пол над головой, аккуратно возвращая ноги обратно.
- Сидя на полу, обхватите руками колени, после чего выполните катание на спине по горизонтальной поверхности, пытаясь возвращаться в изначальную позицию.
- Лежа на животе удерживайте лодыжки, в таком виде потянитесь вверх. Одновременное делайте поднятие вверх ног и рук, фиксируя их в одном положении на какое-то время.
- Упритесь в пол реками и коленями, прогните спину вниз, поднимая голову вверх.
- Следующее физическое упражнение выполняйте с ребенком: пусть малыш упрется руками в пол, пока мама или папа возьмет его за лодыжки. В таком положении «ходите» на руках несколько минут.
Вышеперечисленных упражнений будет достаточно для формирования хорошей и правильной осанки. Если же уже требуется исправлять имеющиеся нарушения, то тут потребуется соответствующий функциональный перечень упражнений.
Как исправить спину при уже имеющемся искривлении?
Вам потребуется периодически выполнять с ребенком следующие физические упражнения:
- Позиция – лежа: соедините руки за затылком, разводите и сводите локти на выдохе и вдохе соответственно.
- в таком же положении приподнимайте плечи и голову, не двигая тело.
- на выдохе подтягивайте колени к животу, на вдохе возвращаясь в исходное положение (3-5 раз).
- Лежа на животе:
- ладони смотрят вниз, переменно поднимайте ноги, поднимая корпус тела. Повторяйте 3-4 раза.
- руки под подбородком, после поднятия головы и плеч, переместите руки на пояс, прогибаясь – соединяйте лопатки. 10 подходов.
- Опираясь на руки и колени:
- поднимайте правую руку и левую ногу одновременно, меняя соответствующие руки и ноги. Повторяйте не менее пяти раз.
- в этом же положении, сгибайте руки до грудной клетки в пол.
- В конце – пройдитесь на носках, а также на наружных краях стоп около половины минуты.
Помните — каждый ребенок индивидуален и к каждому требуется свой подход и определенный комплекс физических нагрузок. Выполняя то или иное упражнение, учитывайте возраст ребенка, а также характерные особенности его организма, и, если Вы сами не врач, не следует перегружать ребенка физической активностью, не проконсультировавшись со специалистами. Обратитесь к врачу, и после обследования он Вам назначит определенный перечень необходимых задач для выполнения Вашим ребенком.
Дошкольники характеризуются не только высокой активностью, но и быстрой утомляемостью. Так у них устроена сердечно-сосудистая система. У маленьких проказников, возрастной категории до семи лет, кровообращение быстрее, чем у взрослых, поэтому может наблюдаться нарушение ритма сердца.
Грамотно и правильно составить план по физической активности дошкольника не так легко, ведь нельзя перегружать ребенка, но и необходимо достичь результата в поставленных задачах. Для выполнения упражнений надо распланировать время, и лучше, когда ребенок их делает утром или днем, а не вечером, это поможет избежать перевозбуждения малыша. Также, нужно учитывать, что и для отдыха такому спортсмену требуется немного времени – в среднем 15 минут.
Школьникам, по результатам исследований медиков, необходима более интенсивная тренировка. Если Ваш ребенок еще не достиг десяти лет, то ему надо около 4,5 часа физической активности в день. Организм его тратит около 3 000 килокалорий. У старшеклассников другие показатели, им требуется три или четыре часа в день заниматься спортом, и сжигать 4 000 килокалорий. Подростковый организм требует сложных поставленных задач, но за непродолжительный период времени.
Помните, сколько бы Вам ни было лет, правильная осанка – это залог здорового образа жизни. Иметь красивую ровную спину никогда не поздно. Но, если Вы не хотите думать о своей осанке, считаете, что Вам уже поздно что-либо менять, подумайте о своих детях, позаботьтесь об их спинах, а они, в свою очередь, порадуют Вас высокой выносливостью и здоровьем. Даже если Вы уже заметили у своего чада искривления, не переживайте, главное, не оставляйте без внимания, все еще можно исправить.
Комплекс упражнений для осанки для детей в домашних условиях
Темп жизни среднестатистического ребенка дошкольного и школьного возраста удивляет своей интенсивностью. Позвоночник ребенка подвергается сильнейшей нагрузке, что может привести к его искривлению. Сегодня сайт для мам supermams.ru расскажет, какие нужно делать упражнения для правильной осанки у детей, а также при ее нарушениях. Важно не только исправление уже выявленных дефектов, но и их профилактика. Ведь сколиотическая осанка является серьезной проблемой на пути формирования гармоничного тела ребенка.
В чем смысл упражнений?
Основная задача оздоровительной гимнастики для формирования правильной осанки – это укрепление мышц спины и живота, а также разгрузка позвоночника. Кроме того, упражнения помогают телу ребенка формироваться симметрично.
Заметный и накопительный результат может быть достигнут только в случае использования комплексного подхода, когда в занятиях принимают участие все группы мышц: спины, торса, плечевого пояса, бедер, шеи.
Гимнастика помогает ребенку держать осанку прямой, устраняет защемления, придает связкам подвижность. При систематическом выполнении упражнений ребенок перестает принимать привычную патологическую позу во время сидения за столом. И это положительно сказывается на его общем состоянии: проходят головные боли, дыхание становится глубоким, нормализуется вес, растет выносливость.
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки
Профилактические упражнения призваны предупредить развитие у ребенка сколиотической осанки. Предложенный сайтом supermams.ru комплекс упражнений для осанки для детей прост в исполнении, но отлично справляется со своей задачей:
- Ноги на ширине плеч, руки располагаются на талии. На «раз» попытайтесь сомкнуть локти так, чтобы лопатки соприкоснулись. На «два» верните руки в исходную позицию. Повторов – 5.
- Спина прямо, руки разведены в стороны. Двигайтесь руками назад по кругу, стараясь не опускать их. При этом тело должно оставаться неподвижным. Повторов – 10.
- Широко расставьте ноги, руки расположите на плечах так, чтобы локти смотрели строго в противоположные стороны. На «раз» — наклон вперед, на «два» — в обратное положение. Спину держать все время прямой. Повторов – 5.
- Сцепите руки за спиной в замок. Сделайте по 5 наклонов в обе стороны.
- Возьмите гимнастическую палку за концы обеими руками, выпрямите их перед собой. На «раз» — приседание, на «два» — возвращение в обратную позу. Повторов – 5.
- С этой же палкой и в том же положении потянитесь наверх из всех сил, приподнимаясь на цыпочки. Почувствовали напряжение — вернитесь обратно. Повторить 5 раз.
- Примите положение «лежа на спине, руки по швам». Поднимите сначала одну ногу на 30 градусов от линии пола, зафиксируйте ее на 5 секунд, затем повторите упражнение с другой ногой. Выполните 5 подходов на обе ноги.
- Переместитесь на живот, руки вытяните вперед. Сделайте классическую лодочку, приподнимая одновременно ноги и руки. Достаточно 3-4 подходов.
- Расположив руки на поясе, походите по кругу, через каждые 3 шага делая подскок.
Закончите занятие восстановлением дыхания: 3 раза поднимите на вдохе руки наверх, а на выдохе опустите их. Во время упражнений нельзя сутулиться — спина всегда должна оставаться прямой. Эти упражнения для осанки подойдут детям в целях укрепления мышц спины, рук, живота, ног.
Комплекс упражнений для укрепления мышц спины
Дополнением к первой подборке упражнений является комплекс, целенаправленно укрепляющий мышцы спины. На выполнение каждого упражнения может потребоваться от половины минуты до 3 минут.
- Лежа на спине, сочетайте два упражнения ногами: сначала «велосипед», затем «ножницы» в горизонтальной плоскости.
- Сидя на полу, обхватите руками согнутые в коленях ноги. Покатайтесь на спине, а затем, не расцепляя рук, попытайтесь обратно сесть.
- Лягте на спину, руки вытяните вдоль тела, колени согнуты. Приподнимите таз как можно дальше от пола, удерживайте позу 5 секунд и медленно вернитесь на исходную позицию.
- Положение аналогичное предыдущему. Сомкнутые прямые ноги попытайтесь перекинуть через голову и достать кончиками пальцев до пола.
- Перекатитесь на живот. Обхватите обеими руками лодыжки, и всем телом потянитесь наверх.
- Опуститесь на руки и колени. Попеременно прогибайте спину вверх (голова тоже тянется вверх) и вниз (голову опускаете).
- Очень эффективна ходьба на руках, когда взрослый держит ребенка обеими руками за лодыжки.
Данные упражнения для осанки полезны детям, чтобы поддерживать позвоночник в правильной физиологической форме и для исправления легкой степени сутулости. Родителям нужно следить, чтобы ребенок во время тренировки не задерживал дыхание.
Как исправить осанку с помощью гимнастики?
Следующий комплекс упражнений подобран с целью исправления уже патологической осанки:
- В положении лежа на спине, соедините руки в замок в районе затылке так, чтобы локти соприкасались друг с другом. На «раз», не разъединяя замок, максимально раздвиньте руки по сторонам. На «два» снова сведите локти вместе. Рекомендуется сделать 5 повторов.
- Лежа на спине, попытайтесь приподнять голову и плечи, при этом тело должно оставаться неподвижным. Повторить 5 раз.
- Затем из этого же положения свернитесь клубочком, подтягивая колени к груди. Лопатки должны оставаться на полу. Затем колени опустить. Повторить 5 раз.
- Перевернитесь на живот, руки расположите так, чтобы ладони упирались в пол на уровне чуть выше талии. Теперь одновременно поднимайте обе ноги и пытайтесь руками отталкиваться от пола. Достаточно 3-4 повторов.
- Сядьте на пол, спину держите ровной. Приподнимитесь на руки и ноги. А теперь оторвите от пола одновременно правую ногу и левую руку, удерживая равновесие. Поменяйте стороны. Повторить 5 раз.
- Опуститесь на колени и руки, бедра и спина должны быть в одной горизонтали. Сделайте 5 отжиманий.
Завершите комплекс ходьбой на цыпочках и «медвежьей походкой» (на наружных сторонах стоп), а также сделайте восстановление дыхания. Предложенные упражнения для исправления осанки у детей требуют сосредоточенности, систематичности и последовательности. Только в этом случае можно эффективно бороться с нарушениями здоровья спины и позвоночника.
Распределение нагрузки
Оптимальный комплекс лечебной гимнастки и профилактики искривления позвоночника всегда должен учитывать возраст, физические возможности ребенка и его состояние. Если он простужен или переживает период обострения хронических заболеваний, тренировки должны быть минимальной интенсивности либо вовсе отменены. Чтобы дети занимались лечебной либо профилактической физкультурой с удовольствием, занятия должны быть последовательными и регулярными.
Непродолжительные и малоинтенсивные упражнения подойдут детям до 6 лет: дошкольники, несмотря на их активность, не готовы к большим нагрузкам. Они быстро утомляются из-за еще не полностью сформированной сердечно-сосудистой системы. Для формирования правильной формы позвоночника и укрепления мышц спины рекомендуется делать упражнения каждый день в 2 подхода по 15 минут, лучше утром или днем. Вечерние занятия могут возбудить ребенка, и он будет испытывать трудности с засыпанием.
Школьникам полагается увеличивать продолжительность и интенсивность тренировок пропорционально их возрасту и физическому развитию.
Упражнения для детей с нарушением осанки помогают устранить дефекты в короткий срок, при условии регулярных занятий. Но прежде чем начать борьбу с нарушениями позвоночника, посетите врача: оптимальную степень физической нагрузки с учетом возраста вашего ребенка определить сможет только он.
Поделись полезным:
Загрузка…Упражнения для правильной осанки для детей
Позаботиться о формировании нормальной осанки у ребенка — задача, стоящая перед всеми родителями. Искривление позвоночника чревато деформацией органов, сбоями в их функционировании, что неблагоприятно сказывается на здоровье и общем развитии. Всегда проще не допустить что-то, чем исправлять последствия. Правильно подобранный комплекс упражнений при нарушении осанки поможет избежать проблем в будущем, а начинать его делать стоит с юного возраста.
Причины нарушения осанки
Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.
Среди основных причин нарушения осанки:
- Гиподинамия — малоподвижный образ жизни, он влечет за собой ослабление мышц, в том числе, отвечающих за поддержку позвоночника.
- Несбалансированная пища. Недостаток минералов и органических кислот негативно влияет на развитие скелета.
- Неправильная организация рабочего места: неподходящая высота стула, стола, недостаточное освещение, маленькая рабочая область — заставляют ребенка выгибать спину, когда он делает уроки, читает.
- Слишком частые физические нагрузки, постоянное сидение за компьютером, чтение лежа нередко провоцируют устойчивое нарушение осанки.
Типы нарушения осанки
Нарушение осанки подразделяют на два типа:
- По сагиттальной плоскости (симметричная вертикальная). Наблюдаются такие внешние признаки, как сутулость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина.
- Во фронтальной плоскости (горизонтальная). Наблюдается сколиоз — заметная асимметрия правой и левой части корпуса. Позвоночник имеет форму дуги с обращенной в одну сторону вершиной. Может встречаться смещение нижних отделов позвоночника или опущение одного плеча и лопатки.
Дети с неправильной осанкой быстро утомляются, мало двигаются, практически не проводят время на свежем воздухе, наблюдается снижение аппетита. Детский организм становится уязвимым для целого ряда недугов: заболеваний органов дыхания, сердца, пищеварения, нервной системы, снижается иммунитет и общий тонус, ухудшается зрение.
ЛФК или здоровая спина с детства
ЛФК (лечебная физкультура) — специальная гимнастика, разработанная ортопедами для детей с нарушением осанки. При выполнении комплекса упражнений:
- Корректируется неправильный изгиб позвоночника.
- Укрепляются спинные и брюшные мышцы, нормализуется их тонус.
- Ребенок привыкает правильно держать спину независимо от ситуации.
ЛФК для детей с нарушением осанки, включая длительность занятий, назначает врач. Курс длится 2 месяца, после чего обязательно нужно сделать месячный перерыв.
Противопоказания для проведения гимнастики
Упражнения ЛФК для формирования правильной осанки у детей подходят не всем. В частности, нельзя проводить тренировки подросткам, имеющим следующие проблемы со здоровьем:
- Мышечные зажимы, появившиеся из-за искривления позвоночника.
- Компрессионный синдром.
- Скопление позвоночных и мозговых сосудов в вертебробазилярном бассейне, что может нарушить кровообращение.
- Низкий болевой порог.
При наличии хотя бы одной из указанных проблем, ЛФК следует заменить специальным массажем или гидропроцедурами.
Исправление осанки
При появлении первых признаков нарушения осанки рекомендуется обратиться за помощью к врачу-ортопеду. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Неправильная тренировка только усугубит ситуацию, а ребенок может повредить спинные мышцы.
Лечебная гимнастика при нарушении осанки эффективна, но только при выборе программы, соответствующей индивидуальным физическим особенностям ребенка. После обследования врач анализирует все биометрические параметры, включая степень искривления позвоночника, угол его отклонения, подбирает оптимальную программу тренировок.
ЛФК для младшей возрастной группы
Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:
- Ходьба в течение 15 секунд.
- Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе — 15 секунд.
- Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
- Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
- Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
- Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
- В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
- Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.
При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.
Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.
ЛФК для школьников
Детям старше 6 лет нарушение осанки нужно корректировать, выполняя следующие упражнения:
- Держа в руках мяч, встать, расставив ноги по ширине плеч. Вытянуть руки над головой, глядя на мяч, опустить его к уровню груди, разведя локти, опустить руки. Повторять не менее 5 раз.
- При той же начальной позиции вытянуть руки с мячом вверх, прогнуться, кинуть мяч за спину. Опустить руки, отводя их в стороны. Выполнить 4 повтора.
- В положении лежа поднять ноги на 30°. Держа их прямо, поочередно разводить в стороны и скрещивать. Корпус с руками не должны отрываться от пола. Сделать не менее 8 раз.
- При том же исходном положении положить руки на корпус (одну на живот, вторую на грудь). Глубоко вдохнуть, обе руки должны одновременно подниматься. Выдохнуть, руки также должны опуститься. Сделать 4 повтора.
- Перевернуться на живот. Соединить на затылке руки, разведя локти, соединив лопатки. Поднять верх корпуса, удерживая положение 5 или более секунд. Повторять 4 раза.
- Лежа на спине по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях, как при велосипедной езде. Для каждой ноги сделать по 15 повторов, после чего отдохнуть 30 секунд, следя за дыханием. Сделать еще 1–2 подхода.
- Лечь на живот, развести руки, повернув их вниз ладонями. Верхнюю часть тела и ноги поднять, прогибаясь в пояснице. Задержаться в такой позе на несколько секунд, после чего опуститься, расслабиться. Повторить 3 раза.
- Лежа на спине вытянуть руки вдоль тела, держа ладони вверх. Плотно прижимая тело к полу, развести руки, после вытянуть над головой, потянуться, выполнить действия с руками в обратном порядке. Повторить 4 раза.
- Встать на четвереньки, одновременно поднять левую ногу и правую руку, задержаться на 5 секунд. Повторить для другой руки и ноги. В пояснице не прогибаться. Делать упражнение 4 раза для каждой пары рука-нога, двигаясь медленно.
- В той же позе, держа гимнастическую палку, вытянуть руки перед собой. Поднять палку над головой, опустить к лопаткам, после чего присесть. Далее в обратном порядке. Повторять медленно не менее 6 раз.
Упражнения при нарушении осанки у детей следует совмещать с правильным дыханием. Последнее ни в коем случае нельзя задерживать. По окончании комплекса ребенок должен походить простым шагом, держа спину прямо, примерно 3 минуты.
Универсальная гимнастика
Существует базовая гимнастика при нарушении осанки, основанная на простых упражнениях. Делать ее можно в любом возрасте, а также стоит прибегать к ней в качестве профилактики нарушения осанки. В комплекс входят такие упражнения, как:
- Ходьба на одном месте до 10 минут, спина при этом держится прямо.
- Приседания с ровной спиной и вытянутыми перед собой руками. Рекомендуемое количество — 10 раз.
- Напряжение и расслабление всех мышц тела в положении стоя. Поочередно расслабляются все мышцы, затем напрягаются.
Для детей эффективны упражнения при нарушении осанки в сидячем и лежачем положениях:
- Сидя с прямой спиной постараться приблизить лопатки друг к другу на максимально возможное расстояние, после чего расслабиться. Рекомендуется сделать не менее 10 повторов.
- Сидя вытянуть руки перед собой, держа в них небольшие гантели. Удерживая ровную осанку, задержаться на 5 секунд. Повторить 10 раз.
- Лежа на спине поднять голову, тело плотно прижать к полу. Повторять не менее 10 раз.
- При том же расположении тела сгибать — разгибать ноги в коленях не менее 8 раз.
- Лежа на животе выполнить поочередный подъем ног, удерживая каждую по 5 секунд. Выполнить 10 подходов для обеих ног.
Правильно подобранный и своевременно выполняемый комплекс упражнений для исправления осанки способен избавить от такого неприятного недуга и предупредить его появление. А заниматься гимнастикой можно как в зале со специалистом, так и дома.
Смотрите также:
Картотека по физкультуре на тему: Упражнения для формирования правильной осанки
Упражнения на формирование правильной осанки
Упражнения у вертикальной плоскости.
Стоя у стены, необходимо соприкасаться с ней пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить ладонь. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при таком положении ребенок должен почувствовать и запомнить.
- Не меняя этого положения сделать несколько шагов вперед, в сторону, опять вернуться к стене и принять исходное положение.
- Присесть с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперед, вернуться в исходное положение.
- Стоя у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны.
- Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.
- Поднять прямую правую (левую) ногу вперед, руки вперед.
- Руки в стороны. Наклоны вправо, (влево) с отведением ноги в сторону.
- Ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперед, касаясь пальцами ног.
- Ноги врозь, руки на поясе. Поднимание рук вверх.
Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9лет поначалу не более 6-8 раз.
Упражнения с мешочком на голове.
Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи. Можно использовать деревянный кружок, а лучше мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью.
- Стоя у стены, мешочек на голове, руки опущены. Пройти по лалу и вернуться обратно. Обойти какие – либо предметы, перешагнуть через препятствия.
- Отойдя от стены на 1-2 шага присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение.
- Встать на скамейку и сойти с нее.
- Ноги врозь, шире плеч, руки опущены. Поднять руки вперед, в стороны.
- Ноги врозь, руки в стороны. Поднять правую (левую) согнутую ногу, руку положить на колено.
- Ноги врозь, руки на поясе. Поднять правую (левую) ногу вперед, руки в стороны.
- Стоя на коленях, руки вперед. Встать без помощи рук.
- Ноги врозь, руки в стороны. Круговые движения тазом.
Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9 лет поначалу не более 6-8 раз.
Специальные физические упражнения с “волшебной” гимнастической палочкой.
Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, держит гимнастическую палку за концы внизу перед собой. Каждое упражнение повторять по 4-8 раз.
- Прямыми руками поднять палку вверх над головой, сгибая руки опустить ее на лопатки, поднять палку над головой, вернуться в исходное положение.
- Повороты с палкой за спиной. И.П. – прежнее, но палка на уровне лопаток. Повернуться вправо (влево), вернуться в и.п.
- Наклоны в стороны. И.П. – прежнее, палка на уровне лопаток. Наклониться в одну сторону, встать прямо, наклониться в другую сторону, вернуться в и.п.
- Перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.
- Поднять палку вверх, потянуться, встав на носки, опуститься на всю ступню, палку на лопатки.
- Поднять палку вверх, повороты в стороны.
- Поднять палку вверх. Наклониться вперед и положить палку у носков. Выпрямиться, руки вниз. Наклониться и взять палку. Выпрямиться. Палку на лопатки.
- Лежа на животе, палка вверху. Прогнуться, не отрывая от пола ноги.
- Лежа на животе. Палка вертикально впереди. Держать ее руками снизу. Перехватывая руками палку по направлению вверх, прогнуться. Также вернуться в исходное положение.
- Лежа на животе, палка вверху. Перевести палку на лопатки и прогнуться.
- Лежа на спине, палки впереди. Сгибая ноги вперед, продеть их между руками и подвести палку под колени.
- Лежа на спине. Палка внизу. Руки к груди, руки вверх, руки за голову.
- Лежа на спине. Велосипедные движения ногами. Палка перед грудью, перехватывать от концов к середине и обратно.
- Сидя, ноги в стороны, палка внизу. Поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.
- Стоя на коленях, палка внизу. Поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.
- Стоя, ноги вместе, палка вертикально за спиной, руки согнуты. Присесть.
- Стоя, ноги вместе, палка в опущенных руках, поднять правое (левое)
- Стоя, ноги вместе. Палка на ладони. Удерживать палку в вертикальном положении как можно дольше.
- стоя, ноги вместе. Палка вертикаль в одной руке, хватом за середину. Перебрасывание палки с руки на руку, не теряя равновесие.
- Стоя боком к палке, лежащей на полу. Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки через палку вправо-влево с продвижением вперед, а затем обратно (спиной).
- Ходьба по палке приставным шагом и “елочкой”.
- Стоя на палке, руки на поясе. Перекатывание с пятки на носок и обратно.
- Ходьба по залу, палка за спиной на высоте углов лопаток, хват за концы.
Упражнения для формирования правильной осанки для детей 4-6 лет
«ВОЛК И ПОРОСЯТА»
Цель: формировать у детей устойчивый навык правильной осанки с помощью стены без плинтуса.
Оборудование: стена без плинтуса.
Ход игры
По сигналу воспитателя или водящего дети двигаются по залу в различных направлениях, выполняя произвольные движения. Ребёнок-водящий («волк») через некоторое время выскакивает из укрытия и пытается запятнать детей. Спастись можно в домиках (специально очерченных местах в зале возле стены без плинтуса). Для этого необходимо плотно прижаться к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами, затылком (руки вдоль туловища) и не двигаться. Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, считается пойманным и выполняет задания «волка» на укрепление мышечного корсета (отжимания от гимнастической скамейки, приседания, подъёмы туловища из положения лёжа и т.д.). Водящий меняется, и игра продолжается.
Методические указания. Все игры и специальные упражнения для развития интереса и речи лучше сопровождать потешками, считалками и стихами, например:
Поросята.
Серый, серенький волчок
Вышел из засады,
Он зубами щёлк да щёлк,
Мы совсем не рады…
Волк.
Поросят поймать мне нужно
И себе устроить ужин.
Ведь лучше и не надо
Мне другой награды.
Поросята.
А ты попробуй догони.
Разбежались — раз, два, три…
«ЦВЕТОЧЕК»
Цель: учить дошкольников правильно распределять нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, фиксировать позу.
Оборудование: обруч.
Ход игры
Дети двигаются под музыку, выполняя любые движения. По сигналу они должны быстро прилечь вокруг обруча, касаясь его ступнями в виде лепестков, и чётко зафиксировать позу, симметрично расположив части тела (руки вдоль туловища — в стороны или вверх, ноги прямые).
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
А потом ещё вокруг.
Лишь коснёшься ты земли,
Спинку ровненько держи!
Методические указания. Воспитатель обращает внимание на то, как дети опускаются на пол (не шлёпаясь всем телом).
«НЕ УРОНИМ ШЛЯПУ»
Цель: формировать умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.
Оборудование: мешочки с песком (200—300 г) по количеству детей.
Ход игры
Дети стоят. Им кладут на голову лёгкий груз («шляпу» в виде мешочка, наполненного песком). Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельно полу, руки спокойно опущены вдоль туловища), воспитатель даёт сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате (площадке), сохраняя ровную осанку. Можно усложнить игру, предложив играющим пройти по начерченной линии, пританцовывая, бегом или переступая через разные предметы и приговаривая:
Хожу я прямо в шляпе,
Как будто это папа
Шагает на работу,
А, может быть, в кино.
И главное, ребята, —
Шагаю с настроением
И ем я эскимо.
«ГОЛОВА — НОГИ»
Цель: формировать у детей навыки правильной осанки; развивать силовые качества, укреплять мышцы брюшной полости.
Оборудование: не требуется.
Ход игры
Ребёнок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги (на счёт 1, 2, 3, 4). Ребёнок повторят счёт, после чего медленно опускает на коврик голову, а потом ноги. Воспитатель контролирует положение позвоночника ребёнка, который должен всей спиной прижаться к коврику.
Я лежу на коврике
Очень-очень ровненько.
Ножки дружно поднимаю,
Стройным, сильным быть желаю!
«НАРЯДИ БЕРЁЗКУ»
Цель: тренировать детские мышцы спины, гибкость позвоночника; воспитывать уважение к сопернику.
Оборудование: тренировочная стена из ковролина.
Ход игры
На липучках располагаем на ковровой поверхности стволы берёзок из ткани или бумаги и листики разных размеров.
По сигналу дети «наряжают берёзки» в осенний убор. Брать листья нужно только по одному. Выигрывает тот, кто быстрее и выше прикрепит листики на берёзку.
«ПЧЁЛКИ И ЛАСТОЧКА»
Цель: учить детей умению бегать, сохраняя правильное положение тела; развивать быстроту реакции, смелость, координацию движений рук и ног.
Оборудование: обруч («гнездо»).
Ход игры
Один ребёнок — «ласточка», остальные — «пчёлки». Играющие («пчёлки») летают по поляне, размахивая «крылышками» (руками) и издавая характерное жужжание (спинки ровные), напевая песню:
Пчёлки летают,
Мёд собирают.
«Ласточка» сидит в «гнезде» и слушает песенку. По окончании песенки говорит:
Ласточка летает быстро —
Пчёлке нужно улетать,
Будешь чуть нерасторопной,
Может ласточка поймать…
С последними словами «ласточка» вылетает из «гнезда» и ловит «пчёл». Пойманные «пчёлы» принимают определённую позу (спинка ровная, руки в стороны).
«СОХРАНИ ОСАНКУ»
Цель: закреплять умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.
Оборудование: не требуется.
Ход игры
По предложению взрослого ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямая шея вертикально, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, плечи слегка опущены на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развёрнута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены.
Скользя по стене тыльной стороной кистей, ребёнок слегка поднимает руки, пальцы разведены (как у ёлочки иголочки), напряжены. В такой позе отойти на 3—4 шага вперёд от стены (поза напряжённая), затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо (будто «орешек проглотил»), пройтись 1—2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку, со словами:
Я стройный, как ёлочка,
Я стройный, как линеечка,
Все любят стройных мальчиков,
Все любят стройных девочек».
«ВОЛШЕБНЫЕ КВАДРАТИКИ»
Цель: развивать воображение детей в движениях посредством музыки и художественного слова; упражнять в равновесии на ограниченной площади; развивать координационные способности и двигательное творчество.
Оборудование: квадратики по количеству детей, карточки с изображением зверей, птиц, набор четверостиший.
Ход игры
Дети становятся на свои квадратики и выполняют движения, характерные для изображения на карточке, которую показывает ведущий в сопровождении слов. После выполнения упражнения дети возвращаются в свои «домики».
Ведущий (В.).
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь.
Потом ровно постою
И немного отдохну.
(Встать на квадрат и под музыку тянуть руки вверх.)
Шея жирафа длинна и гибка,
Ветки жираф достаёт свысока.
(Ходьба гуськом вокруг квадратиков.)
Как-то летним вечерком
Утята в стайке шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Порезвиться, поплескаться.
(На голове у детей «блинчики» или другие приспособления.)
Ветер северный подул: «с-с-сс»
И все листья с липы сдул.
(Изображают ветер.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Методические указания. Воспитатель обращает внимание на качество выполнения того или иного движения.
«ПТИЦЫ НА ВЕТКАХ»
Цель: формировать навыки правильной осанки у детей-дошкольников; развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга.
Оборудование: гимнастические скамейки (для детей старшего дошкольного возраста).
Ход игры
Дети делятся на две команды («Синицы» и «Снегири»). Стоят на гимнастических скамейках («ветках») с красивой осанкой (спина прямая, голова и подбородок приподняты). По сигналу воспитателя: «Птички могут полетать, кошки вроде не видать…» дети бегают («летают») по залу, размахивая руками, как птица крыльями.
Воспитатель читает стихотворение:
Кошка выспалась немножко,
Хочет птичек пощипать,
Нужно всем быстрей на ветки,
Чтобы в пасть к ней не попасть…
Появляется «кошка». Дети должны забраться на гимнастические скамейки и принять ранее обусловленную позу (спина прямая, руки чуть в стороны). Выигрывают те, кто раньше и правильнее примет позу.
Методические указания. Воспитатель предупреждает и следит за тем, чтобы дети аккуратно, не толкаясь, забирались на гимнастические скамейки, при необходимости помогает им. «Кошке» предлагается только имитировать погоню за птицами. Воспитатель обращает внимание на то, что у неё очень грациозная походка и гибкая спинка. С младшими дошкольниками лучше проводить эту игру без использования гимнастических скамеек.
«СТОЙ»
Цель: развивать координационные способности, ритмичность, умение принимать правильную осанку по сигналу; воспитывать внимание, самостоятельность.
Оборудование: не требуется.
Ход игры
Дети находятся на площадке и под музыку выполняют танцевальные движения, предложенные водящим, т.е. воспитателем, или одним из детей (самостоятельно, в парах, тройках и четвёрках). Музыка замолкает, дети принимают стойку «оловянного солдатика», фиксируя правильную осанку. Водящий внимательно осматривает детей, их осанку, выделяет лучших после каждой остановки.
Я солдатик оловянный,
На посту стою — не дрогну,
Проходи своей дорогой,
За осанкой слежу строго!
Методические указания. Сначала оценивается индивидуальное, затем парное и т.д. выполнение предложенных заданий. Выигрывает тот, кто правильнее всех справится с заданием.
«ПЕРЕБЕЖКИ, ПЕРЕХОДЫ»
Цель: развивать быстроту, ловкость; формировать правильную осанку; воспитывать желание быть крепким и здоровым.
Оборудование: «блинчики».
Ход игры
Игроки строятся в шеренгу за стартовой линией. По команде педагога дети бегут по прямой к финишу (дистанция 10—15 метров), поворачиваются кругом, кладут на голову «блинчик» и шагом, соблюдая правильную осанку, возвращаются на стартовую линию. Отмечаются три первых победителя.
Методические указания. Игра проводится с группой детей (6—8 человек) на ровной площадке.
«ПОЛЕЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Цель: развивать координационные способности; воспитывать внимание; учить выполнять упражнения, направленные на коррекцию осанки.
Оборудование: не требуется.
Ход игры
Сначала в роли водящего выступает воспитатель. Он показывает ряд упражнений, направленных на формирование правильной осанки, и объясняет, почему эти движения полезны, какие мышцы укрепляют. Дети повторяют. Ребёнок, который выполняет упражнения лучше всех, становится водящим.
У меня спина прямая,
Я наклонов не боюсь,
Наклоняюсь, прогибаюсь,
поворачиваюсь.
Ах, красивая спина,
Посмотрите на меня!
Методические указания. Воспитатель помогает детям объяснять полезность того или иного движения.
Боковец Ю.
План-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему: Комплексы специальных упражнений для формирования осанки у детей 6-7 лет
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №2389
город Москва
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении в подготовительной группе
«Комплексы специальных упражнений для формирования осанки у детей 6-7 лет»
подготовила
воспитатель по физической культуре
Сучкова Оксана Викторовна
Москва 2013г
Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в скелетно-мышечной системе у современных детей старшего дошкольного возраста.
Нарушение осанки в детском возрасте в определенной степени связано с целым рядом анатомических и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Формирование позвоночного столба и его функциональное совершенствование занимают весьма длительный период онтогенеза, заканчиваясь к 20-22 годам. Нарушения осанки отрицательно влияют на организм растущего ребенка, оказывают неблагоприятное воздействие на условия функционирования внутренних органов, создают условия для проявления других патологических факторов.
По данным разных авторов, до 60% случаев нарушение осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата.
Установлено так же, что дефекты осанки сочетаются с нарушениями физического развития и двигательной функции, функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, работоспособности ребенка.
Несмотря на большое число публикаций по изучению дефектов осанки и способов ее коррекции, существует необходимость в продолжение исследований по ряду нерешенных вопросов. Сюда относится профилактика и коррекция нарушений осанки, прежде всего, у старших дошкольников.
По свидетельству многих специалистов в этом возрасте нарушения осанки наиболее часто возникают и усугубляются по причине неодновременного развития мышечной системы, костного и связочно-суставного аппаратов ребенка. В то же время, воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование у них всех жизненно необходимых навыков.
Положение усугубляется отсутствием у большинства детей с ослабленным здоровьем необходимого интереса к физической культуре. Нередко такие дети пассивны на занятиях, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма.
В связи с этим, по-прежнему важной остается задача активизации их физической активности, что вызывает необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья, физическому развитию и физической подготовленности к специальной медицинской группе, разработки и внедрения новых подходов и технологии работы с ними.
Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является разработка методики проведения занятий по физической культуре, их физического развития.
Разработаны 6 комплексов специальных упражнений, направленных на коррекцию (сутулость, кифоз, плоскостопие) и формирование осанки у детей старшего дошкольного возраста, а также методика их применения на физкультурных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Предлагаем следующие практические рекомендации по формированию осанки у детей путем использования специально направленных упражнений:
- Коррекционные упражнения рекомендуется подбирать исходя из этиологии и патогенеза дефекта осанки.
- Все корригирующие мероприятия применять строго в соответствии с видом и степенью развития нарушения осанки.
- При составлении комплекса корригирующей гимнастики учитывать возраст и подготовленность занимающихся.
- Методику коррекционно-оздоровительных упражнений разрабатывать и применять в соответствии с тем или иным видом нарушения осанки.
- Дозировку специальных упражнений можно варьировать исходя из самочувствия, возраста и подготовленности занимающегося.
- Рекомендуется включать в комплексы упражнения на равновесие, ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазание.
.
В комплексы корригирующей гимнастики включены симметричные корригирующие упражнения, упражнения в равновесии, расслаблении, растягивании, упражнения для увеличения подвижности позвоночника, гимнастические упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, боковых мышц туловища, упражнения, формирующие навык правильной осанки, дыхательные и собственно гимнастические упражнения коррекционного характера, а также упражнения из различных исходных положений (лежа, сидя, стоя на коленях) и с использованием всевозможных предметов и пособий (гантели, мешочки с песком, гимнастическая лестница, скамейка и др.).
Кроме того, в конце комплекса использовали подвижную игру с движениями для закрепления правильного положения осанки
Задачи:
1 Обучать умению управлять своим телом, за счет четкой ориентации в пространстве и обогащать двигательную культуру детей.
2.Укреплять мышцы спины ,брюшного пресса, боковых мышц туловища, увеличивать подвижность позвоночника.
3. Формировать навык правильной осанки, закреплять правильное положение осанки, восстановление нарушений статики.
4. Уменьшать статическую нагрузку на позвоночник, увеличивать силовую выносливость мышц туловища, повышать мобильность опорно-двигательного аппарата в целом.
5.Укрепление свода стопы, повышать моторную плотность и эмоциональный фон занятия и в некоторых случаях специально корригирующие.
4.Привлечение дошкольников к систематическим занятиям физкультурой.
5.Пропаганда здорового образа жизни.
Возраст:
6-7 лет
Форма проведения занятия:
групповая.
Время:
продолжительность занятия 30 минут.
Место проведения:
Спортивно-музыкальный зал ГБОУ детский сад №2389
Методы обучения:
словесный (объяснение), наглядный (показ).
Оборудование: гантели, мешочки с песком, гимнастическая стенка, скамейка, гимнастическая палка и др.
Схема распределения комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей на непосредственно образовательной деятельности по физ-ре
№ комплекса | № занятия | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Комплекс №1 | * | * | * | ||||||||||||
Комплекс №2 | * | * | * | ||||||||||||
Комплекс №3 | * | * | * | ||||||||||||
Комплекс №4 | * | * | * | ||||||||||||
Комплекс №5 | * | * | |||||||||||||
Комплекс №6 | * |
№ комплекса | № занятия | ||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Комплекс №1 | * | ||||||||||||||
Комплекс №2 | * | * | |||||||||||||
Комплекс №3 | * | * | * | * | |||||||||||
Комплекс №4 | * | * | * | ||||||||||||
Комплекс №5 | * | * | * | ||||||||||||
Комплекс №6 | * | * |
Комплексы упражнений для формирования осанки у детей на занятиях.
Комплекс №1
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком с песком на голове в коридоре (ширина – 1 м., длина – 10 м.). | 5 раз | упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И.п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо, правую руку в сторону; 2 И.п. 3 – то же влево 4 – и.п. | 5-7 РАЗ | ОРУ -способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И.п.- лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии). 1-Перевести кисти рук вперёд, 2- положить их друг на друга под подбородок. 3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4.И.п.- лёжа на животе, руки под подбородком. 1 – отвести правую ногу в сторону; 2 – приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх;
3 – 4 – возвратиться в и.п. То же с левой ноги. | 5-6 ра3 | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. И.п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы. 1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз. 3-4 вернуться в и.п. | 5 раза | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6.И.п. – лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов. | 5-6 раз | Упражнения для мышц спины | |
7. И.п. – О.С., руки в стороны. 1 -движение прямой ногой вперёд; 2 – в сторону; 3 – назад; 4 – и.п. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
8.ИГРА «Пингвины». Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 9. И.п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях. 1- Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища. 2 – То же, с левой рукой; 3 – Расслабить правую ногу; 4 –То же, с левой ногой. | 5 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. |
10. И.п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая. 1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох; 3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.
| 5 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. | |
11. И.п.- стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке. | 1 мин. | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
комплекс №2
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком с песком на голове в полуприсяде в коридоре – 1 м., длина – 10 м. | 1мин. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И.п. – О.С. круговые движения туловища. 1 – наклон вперед; 2 – вправо; 3 – назад; 4 – влево. | 5-7 раз | ОРУ -способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И.п.- лёжа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки и ноги (положение рыбка). Удерживать данное положение, не задерживая дыхание, 5-7 сек. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. И.п.- лёжа на спине изобразить всем телом букву «Х». 1-2 – по диагонали оттягивается пятка правой ноги и левая рука, при этом левая нога и правая рука расслаблены; 3-4 – то же подругой диагонали. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. и.п.- лёжа на спине. 1 – Согнуть обе ноги; 2 – Разогнуть их; 3-4 – Медленно опустить. | 5-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх; 2 – в стороны; 3 – к плечам; 4 – и.п. | 5-6 раз | Упражнения для мышц спины | |
7. И.п – О.С., 1- согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд, 2 – вверх, 3 – в стороны, 4 – и.п. Тоже левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
8. Игра. «Черепахи» Дети ползают на животе. Передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Дети – «черепахи» ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в «капкан» и выходит их игры. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
9. И.п. – лежа на спине. 1-согнуть правую ногу в колене, покачать вправо – влево, 2 – расслабить ногу. 3-4 – то же, с левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 10. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-2 – на вдохе прогибаем спину вверх, с опорой на плечи и копчик; 3-4 – на выдохе вернуться в и.п.. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
11. И.п.– стоя на четвереньках с опорой на предплечье и колени. Ползание по ковру, гимнастической скамейке. | 1 мин | Способствует увеличению подвижности средне –и нижнегрудного отделов позвоночника. |
комплекс №3
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба на носках, руки за голову по залу. | 1мин | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
1-2 – сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника. Слегка продвинуть корпус вперед. 3 – локти выпрямить. 4 – вернуться в и.п. | 5-7 раз | ОРУ -способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть |
1-2 – Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки – вдох; 3-4 – вернуться в и.п. – выдох. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на правой ноге и опусканием левой ноги вниз. | 20-30 сек. | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. И.п. – лёжа на спине. Поочерёдно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. | 5-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. И. п.- лежа на спине. 1-2 – руки упираются в пол у головы, ноги согнуть в коленях, расставив их на ширине плеч – вдох; 3-4 – опираясь руками и ногами сделать «мост» на выдохе. | 3-4 раза | Упражнения для мышц спины | |
7. И.п. – О. С., руки в стороны 1 – движение прямой правой ногой вперёд; 2 – в сторону; 3 – назад; 4 – и.п., то же левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
8. ИГРА «Котята и щенята» Играющих делят на две группы: «котят» и «щенят». «Котята» находятся около гимнастической стенки, «щенята» на другой стороне зала за скамейками, в «будках». По сигналу педагога «котята» начинаю бегать легко. Мягко произнося «мяу». В ответ на это «щенята» лают: «ав-ав!», перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. «Щенята» возвращаются в свои «будки». Игра повторяется 2-3 раза, после этого дети меняются ролями. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
9. И.п.- сидя на стуле, руки опущены вниз вдоль туловища. 1-2 – Поднять руки вверх, потянуться, откинувшись назад; 3-4 – Наклоняясь вперёд, расслабить мышцы шеи, спины, груди, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища. | 5-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 10. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – вдох; 1-2 – Наклон назад, разводя локти, прогибаясь в грудном отделе – выдох; 3-4 – и.п. Темп медленный | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
11. И.п. – стоя на коленях, спина прямая, руки вдоль туловища. 1-2 – наклон туловища вперёд с вытянутыми вперёд прямыми руками, опора на кисти вытянутых рук. 3-4 – и.п. | 5-6 раз | увеличивается подвижность позвоночника в шейном и верхнегрудном отделах. |
комплекс №4
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с высоким подниманием бедра, с хлопками над головой. | 1 мин | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п.- О.С. 1-2 – поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть – вдох; 3-4 – и.п. – выдох. То же с левой ноги. | 5-7 раз | ОРУ -способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. 1-2 – Проверить её, приподнимая голову и плечи. 3-4 – Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку. | 3-4 раза | симметричные упражнения корригирующие осанку. |
4. И.п.- основная стойка. 1-2 – Поднять гантели вверх до горизонтального положения; 3-4 – приводя правую лопатку к средней линии, левую руку поднять вверх с поворотом внутрь. То же другой рукой. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. и.п. лёжа на спине. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги на весу (велосипед). | 20-30 сек | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. И. п.- лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 – поднять голову, плечи, руки, ноги слегка приподнимая от пола развести в стороны – вдох; 3-4 – и.п. | 3-4 раза | Упражнения для мышц спины | |
7. И.п. – О.С., руки в стороны. 1 – согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки к плечам; 2 – руки за голову; 3 – вверх; 4 – и.п. То же левой ногой. | 3-4 раза | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
8. ИГРА «Учения спасателей» Дети делятся на 2 команды. Становятся в две колонны лицом к гимнастической стенке. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете стенки, на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. По сигналу педагога, дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д. В конце игры отмечается та команда, дети которой быстрее справились с заданием. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
9. И.п. – сидя. 1-2 – Приподнять обеими руками правую ногу, охватив её под коленом; 3-4 – Расслабить и раскачать правую голень. То же, с левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 10. И.п. – стоя, ноги вместе. 1-2 – Руки в стороны – вдох; 3-4 – Быстрое скрещивание рук перед грудью, хлопая ладонями по плечам, резкий выдох. | 25-30 сек. | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
11. И.п. – стоя на второй рейке гимнастической скамейки, хват кистями рук перед грудью. 1-2 – Опустить таз вниз, сгибая колени; 3-4 – и.п. | 5-7 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
комплекс №5
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба на носках, ноги в коленях не сгибать, руки вверх «в замок». | 1 мин | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п.- ноги врозь, руки опущены вдоль туловища. 1-2 – правую руку поднять вверх, сделать наклон влево – выдох; 2 – и.п. – вдох; 3 – то же, левую руку вверх, наклон вправо – выдох; 4 – и.п. – вдох. | 5-7 раз | ОРУ -способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – приподнять прямые ноги под углом 30-45 градусов; 2 – развести их в стороны; 3 – соединить; 4 – опустить. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. И.п. – О.С. 1 – тянуть правую руку вверх до ощущения растягивания позвоночника 5-6 секунд, пятки от пола не отрывать; 2 – и.п.; 3 – то же левой рукой; 4 – и.п. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. И.п.- лёжа на спине. руки за головой, поочерёдно поднимать прямые ноги. | 20-30 сек | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. И. п.- лежа на спине. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. | 20-30 сек | Упражнения для мышц спины | |
7. И.п. – О.С., руки в стороны. 1 – движение прямой ногой вперёд; 2 – в сторону; 3 – назад; 4 – и.п. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
8.ИГРА «Удочка». Играющие стоят в кругу, в центре – педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек. Выигрывает тот, кто не задел ни разу за мешочек. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
9. И.п. – сидя, руки в стороны, согнуть их в локтях, покачать расслабленными предплечьями и кистями. | 20-30 сек | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 10. И. п.- ноги врозь, на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. 1-2 – плечи отвести назад – вдох; 3-4 – вернуться в и.п. – выдох; | 7-8 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
11. И. п.- лежа на животе, руки вытянуть вперед. 1-2 – наклоны вправо-влево, в быстром темпе 10 сек.; 3-4 – отдых 5-7 сек.; | 3-4 раза | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
комплекс №6
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба обычная, руки к плечам, круговые вращения рук в плечевых суставах, движение вперед, назад | 1 мин | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. 1-2 Сделать хлопок над головой – вдох; 3-4 И.п. выдох медленно | 6-7 раз | ОРУ -способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног – «ножницы». | 15-20 сек | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
То же в другую сторону | 5 – 6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. И.п. – лежа на животе, руки вытянутые вперед
И.п. | 7-8 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. И. п.- лежа на спине. Имитирование движение рук- «брасс», ног – «кроль» следить за дыханием. | 20-30 сек | Упражнения для мышц спины | |
7. И.п. – о.с., 1- согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд; 2- вверх; 3- в стороны; 4- И.п. То же с левой ноги | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
8. Игра «быстро возьми» Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предмета (кубики),которых должно быть на один или два меньше. На сигнал: «быстро возьми!» Каждый играющий должен взять предмет и поднять над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза | 4– 5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
9. И.п. – о.с. 1- Поднять руки вверх; 2-Расслабить кисти; 3-Расслабить руки в локтях – кисти к плечам; 4- Расслабить разогнуть руки вниз вдоль туловища. | 3 – 4 раза | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 10. И.п. – о.с. 1 – 2 полуприсед, руки положить на колени, опустить голову вниз – выдох; 3 – 4 И.п. – вдох. | 6-7 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
11. И.п. лежа на животе ,руки согнуть в локтях 1-2 Разогнуть руки в локтях, поднять голову и плечи, тянутся вверх плечевым поясом; 3-4 И.п. | 6-7 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Список литературы
- Арсланов В. А. Осанка, рабочая поза и здоровье: Учеб. Пособие/Казан. Гос. сед. институт.- Казань: КГПИ, 1987 г.-84с.
- Бояршинова В.Н. Организация и результаты применения корригирующей гимнастики и массажа у детей с нарушениями осанки и сколиозом 1-й степени // Вестн. спорт. медицины России. – 1997. – N 2(15). – С.69.
- Васильева М.А., Гербова В.В. Программа воспитания и обучение в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.
- Вопросы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста / Под ред. А.Г. Цейтлина. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 143 с.
- Гижа О.А. Забота о здоровье детей // Дошкольное воспитание.- 1990.- №1.- С.69-71.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание.- 1995.- №6.- С.11-17.
- Козырева О. А. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 12. – С.49-56.
- Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса / Блинова Н.Г., Литвинова Н.А., Анисова Е.А., Шабашева С.В. // Валеология. – 1997. – N 3. – С.16-20.
- Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. – Л.: Медицина, 1982.- С. 13-39.
- Осик В.И. и др. Корригирующая гимнастика.: Метод, рекомендации. – Краснодар. – 2000. – С. 5-19.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение.- 1986.- 304 с.
- Смагина О.В. Двигательная активность и формирование осанки у здоровых дошкольников //Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка. Тез. докл. Всесоюз. науч. конф.— Днепропетровск, 1983. — С. 176.
- Шкляренко А.П. Профилактика нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия в детских дошкольных учреждениях.- Краснодар.- 1999.- 72 с.