Мигательного рефлекса схема – Лабораторная работа Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

Работа 2.1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека

Для работы необходимы: очковая оправа с укрепленной на ней стеклянной, изогнутой под углом, трубочкой, соединенной при помощи резиновой трубки с грушей; электрический звонок; экран для загораживания звонка и резиновой груши; испытуемый.

Для образования мигательного условного рефлекса у человека в качестве безусловного раздражителя используют струю воздуха, направленную на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу, склеру), которая вызывает безусловный защитный рефлекс глаза – мигание. Такую струю воздуха получают, нажимая на маленькую резиновую грушу (1), соединенную со стеклянной трубочкой (2), укрепленной в очковой оправе (рис. П.2.1). В качестве индифферентного, не вызывающего мигания, раздражителя, который должен стать условным, используют звонок. При вырабатывании условных рефлексов необходимо исключить все посторонние раздражения. При вырабатывании условных рефлексов у человека, отличающегося от животных наличием второй сигнальной системы, а следовательно, реакцией на словесные раздражения, необходимо обратить внимание на исключение посторонних разговоров.

Рис. П.2.1

Цель работы: проследить образование двигательного условног рефлекса у человека.

Ход опыта.

1. Исследуемый и экспериментатор садятся друг против друга стола. На столе стоит экран, который закрывает от испытуемого звонок и грушу, подающую струю воздуха.

2. На испытуемого надевают очковую оправу с укрепленной на ней загнутой трубочкой для подачи воздуха. Направляют отверстие трубочки в наружный угол глаза так, чтобы струя воздуха, попадая на склеру и роговицу, обязательно вызывала мигание. Нажимать на грушу следует слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений.

3. Включают несколько раз звонок и убеждаются, что это не вызывает мигания.

4. Приступают к выработке условного мигательного рефлекса на звонок:

а) включают звонок и через 1 – 2 с нажатием груши подают струю воздуха, такое сочетание обоих раздражителей повторяют 5–6 раз с интервалами 1 – 2 мин;

б) после 5 – 6 сочетаний включают звонок, не присоединяя к нему подачу воздуха, и наблюдают мигательный рефлекс без раздражения роговицы и склеры.

Звонок, ранее индифферентный, безразличный для мигательного рефлекса раздражитель, становится действующим и может теперь называться условным раздражителем, мигательный рефлекс, вызванный условным раздражителем, т.е. звонком, является условным рефлексом;

в) если после 5 – 6 сочетаний изолированное применение звонка не вызывает условного рефлекса, нужно повторить сочетание двух раздражителей еще несколько раз и снова попробовать изолированное применение звонка.

Работа 2.2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека

Для работы необходимы: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый.

Условным сигнальным раздражителем, вызывающим ту или иную деятельность организма, может стать любой предмет или явление природы, для восприятия которых имеются соответствующие органы чувств. Однако для человека в отличие от животных значение сигнала может иметь не только предмет или явление природы, но также и слово, речь. Слова, слышимые, произносимые, написанные, сочетаясь в течение индивидуальной жизни с предметами или явлениями природы, сигналами первой сигнальной системы, сами постепенно становятся сигналами этих сигналов. Таким образом, слово для человека становится условным раздражителем, которое может вызвать любую деятельность организма.

Условные рефлексы второй сигнальной системы возникают на основе условных рефлексов первой сигнальной системы. Это можно показать в опыте.

Если у человека выработать условный зрачковый рефлекс на звонок, то слово звонок становится условным сигнальным раздражителем, вызывающим такого же характера реакцию.

Цель работы: 1) показать возможность выработки условного рефлекса на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка; 2) показать одновременное образование условного рефлекса на слово.

Ход работы.

1. В качестве испытуемого выбирают студента со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.

2. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок (можно посадить испытуемого к окну, если дневное освещение достаточно интенсивное). Испытуемого просят закрыть один глаз рукой.

3. Экспериментатор, попеременно то закрывая второй глаз испытуемого экранчиком, то открывая его, убеждается в наличии зрачкового рефлекса, т. е. в сужении зрачка на свет (сокращении сфинктера зрачка) и в расширении его (сокращении дилятора зрачка). Расширенный зрачок хорошо виден в первый момент после снятия экрана.

4. Убеждаются, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным раздражителем для глаза.

5. Приступают к образованию условного зрачкового рефлекса на звонок. Для этого, включив звонок, тотчас закрывают глаз испытуемого экранчиком, т.е. производят почти одновременно два раздражения: звуковое, не вызывающее расширения зрачка, – будущий условный раздражитель и затемнение глаза – безусловный раздражитель. Повторяют сочетание раздражений 7 – 10 раз с интервалом 40 – 50 с.

6. Через 7 – 10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаз. Если условный рефлекс образовался, то несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется. Следовательно, звонок стал условным раздражителем.

7. Укрепляют выработанный условный зрачковый рефлекс на звонок, повторяя сочетание двух раздражителей еще несколько раз. Затем вместо включения звонка громко произносят слово «звонок», но не затемняют глаз. Обычно при этом можно увидеть расширение зрачка.

Вопрос: что является раздражителем для первой и второй сигнальных систем?

2. Проведите эксперимент по выработке условного мигательного рефлекса на звонок, используя струю воздуха.

Схема условного мигательного рефлекса

Обозначения

1.-

2.-

3.-

4.-

5.-

6.-

7.-

8.-

9.-

10.-

11.-

3. Запишите необходимые правила образования условных рефлексов:

1. ______________________________________________________________

________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение рефлекса. Основные виды рефлексов.

  2. Рецепторы. Определение, виды.

  3. Условия (правила) выработки условных рефлексов.

  4. Координация рефлекторных реакций в организме (иррадиация, концентрация, индукция, доминантность).

  5. Динамический стереотип, его роль в процессе обучения.

  6. Виды торможения условных рефлексов, возрастные особенности.

  7. Характеристика основных типов ВНД у детей.

  8. Влияние условий обучения и воспитания на формирование типов ВНД.

Литература:

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985.

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. изд. М.: Просвещение, «Владос», 1995.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Лабораторная работа №3

Тема: Исследование функциональных особенностей зрения.

Цель работы: Изучить строение глаза. Освоить методику определения остроты зрения. Пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей.

Оборудование: муляж глаза, таблица « Зрительный анализатор» , влажные препараты, таблицы для определения остроты зрения, указка.

Задания:

1. Рассмотрите строение органов зрения и обозначьте основные структурные элементы глазного яблока.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11-

12 –

13 –

14 –

15 –

16 –

17 –

18 –

2.Схематично изобразите строение зрительного анализатора, обозначьте его отделы, и заполните таблицу №6:

Характеристика отделов зрительного анализатора Таблица №6

Отделы зрительного анализатора

Функциональное

значение

Возрастные

особенности

1.

2.

3.

3. Проведите следующие эксперименты, а результаты наблюдений занесите в таблицу № 7:

Таблица №7

Условия эксперимента

Результат

Вывод

Реакция зрачков:

– на свет

– на темноту

-содружественная реакция зрачков

– на близкорасполо-

женные предметы

– на удаленные

предметы

-определение слепого пятна

4. Объясните схему аккомодации хрусталика:

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

5. Определите остроту зрения, пользуясь таблицей докт. Сивцева Д.А.

Для определения остроты зрения пользуются таблицей доктора Сивцева Д.А., составленной из строк букв различной величины. Остроту зрения у дошкольников определяют с помощью таблицы, на которой вместо букв изображены знакомые детям предметы

Как правило, исследования проводят с расстояния 5м, раздельно для каждого глаза /другой глаз должен быть закрытым/.

В определении остроты зрения участвуют два человека: один является испытуемым, другой должен располагаться рядом с таблицей и показывать испытуемому буквы:

  • Разместить таблицу Сивцева Д.А. так, чтобы она была хорошо и ровно освещена.

  • Усадить испытуемого на расстоянии 5м от таблицы и закрыть один глаз экраном или рукой.

  • Затем предложить испытуемому назвать буквы из строк, начиная сверху вниз. Найти ту последнюю строку, буквы которой испытуемый может прочесть.

  • Если последняя строка, которую отчетливо видит испытуемый десятая, острота зрения равна 1. При нормальном зрении первая строка видна с расстояния 50м. 10-я – с расстояния 5м.

  • Затем процедуру повторяют с другим глазом и результаты исследований занести в таблицу №8:

«Острота зрения» Таблица №8

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Острота зрения

левого

правого

По результатам измерений дайте индивидуальные характеристики остроты зрения различных испытуемых.

Средние показатели остроты зрения у человека: а) нормальная – 1.0 и выше; б) пониженная – от 0.8 и ниже; в) повышенная – 1.5 – 2.0

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

По характеру ответной реакции, в зависимости от того, какие органы в ней участвуют

    1. моторные, или двигательные рефлексы – исполнительным органом служат мышцы;

    2. секреторные рефлексы – заканчиваются секрецией желез;

    3. сосудодвигателъные рефлексы – проявляющиеся в сужении или расширении кровеносных сосудов.

NB! Эта классификация приемлема к более или менее простым рефлексам, направленным на объединение функций внутри организма. При сложных же рефлексах, в которых участвуют нейроны, находящиеся в высших отделах центральной нервной системы, как правило, в осуществление рефлекторной реакции вовлекаются различные исполнительные органы, в результетате чего происходит изменение соотношения организма с внешней средой, изменение поведения организма.

Примеры некоторых относительно простых рефлексов, наиболее часто исследуемых в условиях лабораторного эксперимента на животном или в клинике при заболеваниях нервной системы человека [показать] .

Как уже отмечалось выше, подобная классификация рефлексов условна: если какой-либо рефлекс может быть получен при сохранности того или иного отдела центральной нервной системы и разрушении вышележащих отделов, то это не означает, что данный рефлекс осуществляется в нормальном организме только при участии этого отдела: в каждом рефлексе участвуют в той или иной мере все отделы центральной нервной системы.

Любой рефлекс в организме осуществляется при помощи рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу. Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи, состоящие из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Именно эти нейроны и их отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от рецептора передаются исполнительному органу при осуществлении любого рефлекса.

В периферической нервной системе различают рефлекторные дуги (нейронные цепи)

  • соматической нервной системы, иннервирующие скелетную иускулатуру

  • вегетативной нервной системы, иннервирующие внутренние органы: сердце, желудок, кишечник, почки, печень и т.д.

Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:

  1. рецепторов, воспринимающих раздражение и отвечающих на него возбуждением. Рецепторами могут быть окончания длинных отростков центростремительных нервов или различной формы микроскопические тельца из эпителиальных клеток, на которых оканчиваются отростки нейронов. Рецепторы расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.).

  2. чувствительного (центростремительного, афферентного) нервного волокна, передающего возбуждение к центру; нейрон, имеющий данное волокно, также называется чувствительным. Тела чувствительных нейронов находятся за пределами центральной нервной системы – в нервных узлах вдоль спинного мозга и возле головного мозга.

  3. нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; Центры большинства двигательных рефлексов находятся в спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких, как защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое соединение чувствительного и двигательного нейрона.

  4. двигательного (центробежного, эфферентного) нервного волокна, несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; Центробежное волокно – длинный отросток двигательного нейрона. Двигательным называется нейрон, отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.

  5. эффектора – рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора. Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под влиянием нервного возбуждения, или другие органы.

Простейшую рефлекторную дугу можно схематически представить как образованную всего двумя нейронами: рецепторным и эффекторным, между которыми имеется один синапс. Такую рефлекторную дугу называют двунейронной и моносинаптической. Моносинаптические рефлекторные дуги встречаются весьма редко. Примером их может служить дуга миотатического рефлекса.

В большинстве случаев рефлекторные дуги включают не два, а большее число нейронов: рецепторный, один или несколько вставочных и эффекторный. Такие рефлекторные дуги называют многонейронными и полисинаптическими. Примером полисинаптической рефлекторной дуги является рефлекс отдергивания конечности в ответ на болевое раздражение.

Рефлекторная дуга соматической нервной системы на пути от ЦНС к скелетной мышце нигде не прерывается в отличии от рефлекторной дуги вегетативной нервной системы, которая на пути от ЦНС к иннервируемому органу обязательно прерывается с образованием синапса – вегетативного ганглия.

Вегетативные ганглии, в зависимости от локализации, могут быть разделены на три группы:

  1. позвоночные (вертебральные) ганглии – относятся к симпатической нервной системе. Они расположены по обе стороны позвоночника, образуя два пограничных ствола (их еще называют симпатическими цепочками)

  2. предпозвоночные (превертебральные) ганглии располагаются на большем расстояни от позвоночника, вместе с тем они находятся в некотором отдалении и от иннервируемых ими органов. К числу превертебральных ганглиев относят ресничный узел, верхний и средний шейный симпатические узлы, солнечное сплетение, верхний и нижний брыжеечные узлы.

  3. внутриорганные ганглии расположены во внутренних органах: в мышечных стенках сердца, бронхов, средней и нижней трети пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря, мочевого пузыря, а также в железах внешней и внутренней секреции. На клетках этих ганглий прерываются парасимпатические волокна.

Такое различие соматической и вегетативной рефлекторной дуги обусловлено анатомическим строением нервных волокон, составляющих нейронную цепь, и скоростью проведения по ним нервного импульса.

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Нарушение хотя бы одного из них ведет к исчезновению рефлекса.

Схема реализации рефлекса

В ответ на раздражение рецептора нервная ткань приходит в состояние возбуждения, которое представляет собой нервный процесс, вызывающий или усиливающий деятельность органа. В основе возбуждения лежит изменение концентрации анионов и катионов по обе стороны мембраны отростков нервной клетки, что приводит к изменению электрического потенциала на мембране клетки.

В двухнейронной рефлекторной дуге (первый нейрон – клетка спинно-мозгового ганглия, второй нейрон – двигательный нейрон [мотонейрон] переднего рога спинного мозга) дендрит клетки спинно-мозгового ганглия имеет значительную длину, он следует на периферию в составе чувствительных волокон нервных стволов. Заканчивается дендрит особым приспособлением для восприятия раздражения – рецептором.

Возбуждение от рецептора по нервному волокну центростремительно (центрипетально) передается в спинно-мозговой ганглий. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего (чувствительного) корешка; это волокно доходит до мотонейрона переднего рога и с помощью синапса, в котором передача сигнала происходит при помощи химического вещества – медиатора, устанавливает контакт с телом мотонейрона или с одним из ее дендритов. Аксон этого мотонейрона входит в состав переднего (двигательного) корешка, по которому центробежно (центрифугально) сигнал поступает к исполнительному органу, где соответствующий двигательный нерв заканчивается двигательной бляшкой в мышце. В результате происходит сокращение мышцы.

Возбуждение проводится по нервным волокнам со скоростью от 0,5 до 100 м/с, изолированно и не переходит с одного волокна на другое, чему препятствуют оболочки, покрывающие нервные волокна.

Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает деятельность, ослабляет или препятствует ее возникновению. Возбуждение в одних центрах нервной системы сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, могут задерживать те или иные рефлексы.

Оба процесса – возбуждение и торможение – взаимосвязаны, что обеспечивает согласованную деятельность органов и всего организма в целом. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей: при возбуждении центра сгибания импульсы следуют к мышцам-сгибателям, одновременно с этим центр разгибания тормозится и не посылает импульсы к мышцам-разгибателям, вследствие чего последние расслабляются, и наоборот.

Взаимосвязь, определяющая процессы возбуждения и торможения, т.е. саморегуляции функций организма, осуществляется при помощи прямых и обратных связей между центральной нервной системой и исполнительным органом. Обратная связь (“обратная афферентация” по П.К.Анохину), т.е. связь между исполнительным органом и центральной нервной системой, подразумевает передачу сигналов с рабочего органа в центральную нервную систему о результатах его работы в каждый данный момент.

Согласно обратной афферентации, после получения исполнительным органом эфферентного импульса и выполнения рабочего эффекта, исполнительный орган сигнализирует центральной нервной системе о выполнении приказа на периферии.

Так, при взятии рукой предмета глаза непрерывно измеряют расстояние между рукой и целью и свою информацию посылают в виде афферентных сигналов в мозг. В мозгу происходит замыкание на эфферентные нейроны, которые передают двигательные импульсы в мышцы руки, производящие необходимые для взятия ею предмета действия. Мышцы одновременно воздействуют на находящиеся в них рецепторы, беспрерывно посылающие мозгу чувствительные сигналы, информирующие о положении руки в каждый данный момент. Такая двусторонняя сигнализация по цепям рефлексов продолжается до тех пор, пока расстояние между кистью руки и предметом не будет равно нулю, т.е. пока рука не возьмет предмет. Следовательно, все время совершается самопроверка работы органа, возможная благодаря механизму “обратной афферентации”, который имеет характер замкнутого круга.

Существование такой замкнутой кольцевой, или круговой, цепи рефлексов центральной нервной системы и обеспечивает все сложнейшие коррекции протекающих в организме процессов при любых изменениях внутренних и внешних условий (В.Д. Моисеев, 1960). Без механизмов обратной связи живые организмы не смогли бы разумно приспособиться к окружающей среде.

Следовательно, вместо прежнего представления о том, что в основе строения и функции нервной системы лежит разомкнутая рефлекторная дуга, теория информации и обратной связи (“обратной афферентации”) дает новое представление о замкнутой кольцевой цепи рефлексов, о круговой системе эфферентно-афферентной сигнализации. Не разомкнутая дуга, а сомкнутый круг – таково новейшее представление о строении и функции нервной системы. 

Схема условного мигательного рефлекса

  Обозначения 1.- 2.- 3.- 4.- 5.- 6.- 7.- 8.- 9.- 10.- 11.-

3. Запишите необходимые правила образования условных рефлексов:

1.______________________________________________________________

________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения:

1. Определение рефлекса. Основные виды рефлексов.

2. Рецепторы. Определение, виды.

3. Условия (правила) выработки условных рефлексов.

4. Координация рефлекторных реакций в организме (иррадиация, концентрация, индукция, доминантность).

5. Динамический стереотип, его роль в процессе обучения.

6. Виды торможения условных рефлексов, возрастные особенности.

7. Характеристика основных типов ВНД у детей.

8. Влияние условий обучения и воспитания на формирование типов ВНД.

Литература:

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985.

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. изд. М.: Просвещение, «Владос», 1995.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Лабораторная работа №3

Тема: Исследование функциональных особенностей зрения.

Цель работы:Изучить строение глаза. Освоить методику определения остроты зрения. Пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей.

Оборудование:муляж глаза, таблица « Зрительный анализатор» , влажные препараты, таблицы для определения остроты зрения, указка.



Задания:

Рассмотрите строение органов зрения и обозначьте основные структурные элементы глазного яблока.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11-

12 –

13 –

14 –

15 –

16 –

17 –

18 –

 

 

2.Схематично изобразите строение зрительного анализатора, обозначьте его отделы, и заполните таблицу №6:

Характеристика отделов зрительного анализатора Таблица №6

Отделы зрительного анализатора Функциональное значение Возрастные особенности
1.        
2.      
3.      

3. Проведите следующие эксперименты, а результаты наблюдений занесите в таблицу № 7:

Таблица №7

Условия эксперимента Результат Вывод
Реакция зрачков: – на свет – на темноту    
-содружественная реакция зрачков      
– на близкорасполо- женные предметы – на удаленные предметы      
-определение слепого пятна    

4. Объясните схему аккомодации хрусталика:

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

 

 

 

Определите остроту зрения, пользуясь таблицей докт. Сивцева Д.А.

Для определения остроты зрения пользуются таблицей доктора Сивцева Д.А., составленной из строк букв различной величины. Остроту зрения у дошкольников определяют с помощью таблицы, на которой вместо букв изображены знакомые детям предметы

Как правило, исследования проводят с расстояния 5м, раздельно для каждого глаза /другой глаз должен быть закрытым/.

В определении остроты зрения участвуют два человека: один является испытуемым, другой должен располагаться рядом с таблицей и показывать испытуемому буквы:

· Разместить таблицу Сивцева Д.А. так, чтобы она была хорошо и ровно освещена.

· Усадить испытуемого на расстоянии 5м от таблицы и закрыть один глаз экраном или рукой.

· Затем предложить испытуемому назвать буквы из строк, начиная сверху вниз. Найти ту последнюю строку, буквы которой испытуемый может прочесть.

· Если последняя строка, которую отчетливо видит испытуемый десятая, острота зрения равна 1. При нормальном зрении первая строка видна с расстояния 50м. 10-я – с расстояния 5м.

· Затем процедуру повторяют с другим глазом и результаты исследований занести в таблицу №8:

«Острота зрения» Таблица №8

Ф.И.О. Возраст Пол Острота зрения
левого правого
         
         
         
         
         
         
         

 

По результатам измерений дайте индивидуальные характеристики остроты зрения различных испытуемых.

Средние показатели остроты зрения у человека: а) нормальная – 1.0 и выше; б) пониженная – от 0.8 и ниже; в) повышенная – 1.5 – 2.0

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Нарисуйте схему рефракции при нормальном зрении, близорукости, дальнозоркости и заполните таблицу №9 «Виды рефракции»:

Виды рефракции Таблица №9

Рисунок Пояснение
  
  
  

Сделайте выводы по проделанной работе: ________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Форма глазного яблока и ее значение у детей разного возраста.

2. Особенности строения сетчатки.

3. Механизм восприятия света зрительным анализатором.

4. От каких факторов зависит просвет зрачка?

5. Механизм содружественной зрачковой реакции.

Литература

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр.393 – 426.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.138-150

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 420 – 431.

 

Лабораторная работа №4


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

ПОЛУЧЕНИЕ МИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА И УСЛОВИЙ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ЕГО ТОРМОЖЕНИЕ 8КЛАСС

Тема: практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

 

Цели и задачи: закрепить материал о нервной регуляции в человеческом организме; обобщить знания о клеточном строении организма, видах тканей, системах органов в организме и уровнях организации организма; подготовиться к контролю знаний по изученным темам; развивать знания о строении человеческого организма; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, интерес к предмету, пополнять словарный запас учащихся.

 

Оборудование: учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс», р/т, таблицы а-2 «Схема строения нервной системы», а-3 «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», тетради для практических работ.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

 

  1. Повторение изученного:
  • Обобщающая беседа по материалу §1-5

 

3.Мотивация.

 

4.Выполнение практической работы по схеме:

 

Цель работы: на основе получения мигательного рефлекса выяснить действие высших центров мозга на работу низших центров.

 

Оборудование: материал текста стр. 29 учебника биологии.

 

Ход работы:

  •   Инструктаж по правилам ТБ во время практической работы по биологии;
  • Прикоснулся (лась) чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Произошло…. (непроизвольное мигание обоих глаз);
  • Рассмотрел (а) на рис.12 учебника схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса (зарисовка рисунка);
  • Прикоснулся (лась) к области наружного угла глаза с целью обнаружения там рецепторов мигательного рефлекса. Оказалось, что… (запись результата)
  • В течение короткого времени прикасался (лась) к внутреннему углу глаза. Мигания не возникло. Считаю, что это произошло из-за того что наносимые мною раздражения были неопасны для глаза, поэтому рефлекс через некоторое время угас. Если бы  в глаз попала соринка, то в этом случае, наоборот, происходило бы мигание до полного удаления соринки.
  • Дотронулся (лась) чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытался (лась) не мигать, тем самым попробовал (а) усилием воли затормозить мигательный рефлекс (запись результата: «опыт удался /не удался»).

 

Вывод: (формулировка вывода: «благодаря мигательному рефлексу можно понять, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или затормаживать рефлексы»)

 

  1. Динамическая пауза (в середине урока).

 

6.Подведение итогов урока.

 

7.Домашнее задание: повторить §1-5, стр.32-33 учебника.

 

ПОЛУЧЕНИЕ МИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА И УСЛОВИЙ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ЕГО ТОРМОЖЕНИЕ 8КЛАСС

Тема: практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

 

Цели и задачи: закрепить материал о нервной регуляции в человеческом организме; обобщить знания о клеточном строении организма, видах тканей, системах органов в организме и уровнях организации организма; подготовиться к контролю знаний по изученным темам; развивать знания о строении человеческого организма; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, интерес к предмету, пополнять словарный запас учащихся.

 

Оборудование: учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс», р/т, таблицы а-2 «Схема строения нервной системы», а-3 «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», тетради для практических работ.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

 

  1. Повторение изученного:
  • Обобщающая беседа по материалу §1-5

 

3.Мотивация.

 

4.Выполнение практической работы по схеме:

 

Цель работы: на основе получения мигательного рефлекса выяснить действие высших центров мозга на работу низших центров.

 

Оборудование: материал текста стр. 29 учебника биологии.

 

Ход работы:

  •   Инструктаж по правилам ТБ во время практической работы по биологии;
  • Прикоснулся (лась) чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Произошло…. (непроизвольное мигание обоих глаз);
  • Рассмотрел (а) на рис.12 учебника схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса (зарисовка рисунка);
  • Прикоснулся (лась) к области наружного угла глаза с целью обнаружения там рецепторов мигательного рефлекса. Оказалось, что… (запись результата)
  • В течение короткого времени прикасался (лась) к внутреннему углу глаза. Мигания не возникло. Считаю, что это произошло из-за того что наносимые мною раздражения были неопасны для глаза, поэтому рефлекс через некоторое время угас. Если бы  в глаз попала соринка, то в этом случае, наоборот, происходило бы мигание до полного удаления соринки.
  • Дотронулся (лась) чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытался (лась) не мигать, тем самым попробовал (а) усилием воли затормозить мигательный рефлекс (запись результата: «опыт удался /не удался»).

 

Вывод: (формулировка вывода: «благодаря мигательному рефлексу можно понять, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или затормаживать рефлексы»)

 

  1. Динамическая пауза (в середине урока).

 

6.Подведение итогов урока.

 

7.Домашнее задание: повторить §1-5, стр.32-33 учебника.

 

Лабораторная работа на тему “Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления”

Лабораторная работа на тему « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления»

Цель:

Охрана труда. Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять.

Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других

предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

Ход работы

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза,

б) к внутреннему углу глаза,

в) к ресницам,

г) к бровям,

д) к коже век,

Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное

мигание, знаком «+»

2.Результаты оформите в виде таблицы.

Область

Непроизвольное мигание

3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении

некоторых областей?

4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена. Вывод:

Какое значение имеет мигательный рефлекс?

Это рефлекс условный или безусловный

* Лабораторная работ № 3 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления Цель:

Охрана труда. Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять.

Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других

предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

Ход работы

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза,

б) к внутреннему углу глаза,

в) к ресницам,

г) к бровям,

д) к коже век,

Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное

мигание, знаком «+»

2.Результаты оформите в виде таблицы.

3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении

некоторых областей?

4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена. Вывод:

Какое значение имеет мигательный рефлекс?

Это рефлекс условный или безусловный?