Шина дитерихса – назначение и устройство конструкции, показания к применению, правила наложения при переломах разных частей тела и особенности транспортировки

Шина (медицина) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шина.

Шина — фиксатор для различных частей тела, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний костной системы. Могут быть как импровизированными, так и стандартизированными. Импровизированные шины изготавливаются из подручных материалов и применяются для оказания первой помощи и фиксации поражённых костей до момента поступления больного в стационар.

Применение шин и повязок изучает медицинская дисциплина десмургия.

Шина-протез[править | править код]

Шина-протез — протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями.

Шины для транспортной иммобилизации конечностей[править | править код]

  • Проволочная шина Крамера — представляет собой решётку из проволоки, как правило, покрытую тканью или бинтом, для удобства больного, за счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в текущей ситуации форму.
  • Шина Дитерихса — предшественник шины Крамера, состоит из 2 деревянных элементов. Длинная часть шины представляет собой доску с просверленными через равные промежутки отверстиями, короткая часть представляет собой доску с втулкой, которая вставляется в отверстия в первом элементе шины, и позволяет обеспечить иммобилизацию конечности во второй плоскости.
  • Пневматическая шина — представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность, при этом между стенками подается воздух, создавая избыточное давление, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.

Шина-воротник[править | править код]

Шейный воротник

Ши́на-воротни́к Ша́нца — мягкий фиксатор шейного отдела позвоночного столба, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний шейного отдела позвоночника (остеохондроз, спондиллолистез, смещение и повышенная подвижность позвонков, сколиоз и пр.) у взрослых и детей.

[1]

Шина ограничивает сгибание, разгибание и вращение шеи. Тепло и режим покоя способствует уменьшению боли и быстрому выздоровлению.

Стоматология[править | править код]

Шины проволочные по Тигерштедту

Шина Вайсенфлю — съемная шина на передние зубы и первые моляры. Состоит из небных накладок со штифтами, которые соединены с гильзами коронок зубов.[2]:366

Шина Ванкевич — шина, которая применяется для фиксации нижней беззубой челюсти. Она состоит из опорной части, фиксируемой на верхней челюсти, и двух вертикальных отростков, прилегающих к беззубой нижней челюсти с язычной стороны. Эти отростки удерживают отломки нижней челюсти в нужном положении. Опорная часть при наличии зубов на верхней челюсти представляет собой зубо-десенную пластмассовую шину, а при беззубой челюсти — обычный съемный протез.[2]

Шина Васильева — ленточная шина из нержавеющей стали толщиной 0,25-0,28 мм с зацепными петлями. Применяется для межчелюстного вытяжения и фиксации челюстей при их переломах. Входит в состав различных наборов для оказания первой помощи. Выгибается по зубному ряду вручную и укрепляется на зубах бронзо-алюминиевой проволокой. Межчелюстная фиксация осуществляется с помощью резиновой тяги.

[2]:367

Шина Вебера — зубо-десневая пластмассовая шина для фиксации челюстей. Применяется для лечения переломов без смещения или на заключительном этапе, когда подвижность фрагментов уменьшается, а межчелюстная фиксация опасна возникновением мышечной или суставной контрактуры. Эта шина может также применяться при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда в области угла челюсти со смещением отломков в язычную сторону. В этом случае шина снабжается дополнительной наклонной плоскостью на стороне, противоположной смещению. Но при смещении более 10-15° применение этой шины противопоказано.[2]

Шина несъёмная из полукоронок — система полукоронок, покрывающих передние зубы, спаянная в единый блок. Применяют при шинировании передних зубов. Обладает хорошими фиксирующими свойствами. Но её установка требует дополнительной подготовки зубов. Пазы всех зубов, включённых в шину, должны быть параллельными.

[2]

Шины проволочные по Тигерштедту — различные виды шин из алюминиевой проволоки диаметром 1,8 — 2 мм. Предложены С. С. Тигерштедтом в 1916 г. для фиксации челюстей при переломах. Наибольшее распространение получила одночелюстная гладкая шина-скоба и шина с зацепными петлями для вытяжения и межчелюстной фиксации. Шины укрепляют на зубах бронзово-алюминиевой лигатурой толщиной 0,2 мм.[2]

Шина съёмная по Порту — применяется при иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединёнными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания пациента в передней части валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой.

[2]

Шина съёмная по Гуннингу — применяется для фиксации беззубых челюстей при их переломах. Она состоит из двух пластмассовых базисов. На верхнем базисе шина имеет три вертикальных стержня, которые входят в глухие отверстия на нижнем базисе. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]

Шина Мамлока — система корневых штифтов с накладками на язычную или нёбную поверхность зубов и спаянных вместе или отлитых одним блоком. Применяют для шинирования передних зубов. Применение шины требует депульпации.[2]:368

Шина Шпренга — съёмная шина из спаянных вместе накладок на язычную (небную) поверхность и режущий край передних зубов. Применяют для фиксации передних зубов при заболеваниях парадонта.[2]

Шина Эльбрехта — съёмная шина, представляющая собой замкнутую систему непрерывных кламмеров, охватывающих зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны. Применялась в конце 20-го века, позднее вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.

[2]

Временное шинирование моляров) — шинирование моляров отличается от шинирования других зубов. Оставляется вертикальная микроподвижность. Клеится медиодистально щечно и язычно. Делается временно для стабилизации, по окончании лечения (хирургического кюретажа) снимается.

  1. ↑ Бандаж шейный БНЗ-28 (Шина-воротник типа Шанца) ТУ 9396-003-50910339-2000.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 «Справочник по стоматологии» / под редакцией АМН СССР проф. А. И. Рыбакова, проф. Г. М. Иващенко. — издание второе переработанное и дополненное. — : «МЕДИЦИНА», 1977. — 582 с. — (УДК 616.31(031)). — 100 000 экз.

41. Наложение шины Дитерихса при переломе бедренной кости.

Оснащение: шина Дитерихса, медицинский бинт.

Техника выполнения. Шина Дитерихса сочетает необходимые условия для правильной иммобилизации при переломе бедренной кости – фиксацию и одновременное вытяжение. Такая шина может использоваться для всех уровней перелома бедра и голени. Состоит из двух деревянных раздвижных планок различной длины шириной 8 см, деревянной подставки под стопу для вытяжения и палочки-закрутки со шнуром. Длинную планку накладывают на наружную поверхность бедра от подмышечной впадины, а короткую – на внутреннюю поверхность ноги. Обе планки имеют вверху для упора поперечные распорки. Поскольку планки раздвижные, им можно придать любую длину в зависимости от роста пострадавшего. К стопе прибинтовывают “подошву”, которая имеет крепление для шнура; на внутренней планке шины шарнирно закреплен упор с отверстием, через которое проводится шнур. После наложения закручивают шнур до натяжения, а шину фиксируют к телу мягкими бинтами.

Рис. 69. Схема использования шины Дитерихса при переломе бедра.

42. Наложение абдукционной шины цито при переломе плеча.

Оснащение: абдукционная шина ЦИТО.

Техника выполнения. Для того чтобы придать периферическому отломку направление центрального, при переломах диафиза плеча пользуются абдукционной шиной. Шину в виде готовых аппаратов металлической или деревянной конструкции фиксируют к телу с помощью специальных лямок или изготовливают из лестничных металлических шин для каждого больного. Угол отведения плеча на абдукционной шине должен быть тем больше, чем центральнее расположен перелом, и тем меньше, чем он периферийнее. Однако на практике целесообразнее во всех случаях применять отведение под углом 90°. Благодаря этому можно не учитывать уровень перелома, ибо как центральный, так и периферический отломки при помощи шины отводятся до прямого угла и устанавливаются в одной плоскости. Абдукционная шина при переломах плеча должна быть всегда фиксирована на 30-40° вперед от фронтальной плоскости. При накладывании шину нужно как можно выше ввести в подмышечную область. В зависимости от показаний накладывают лейкопластырное вытяжение на плечо или скелетное вытяжение за локтевой отросток.

Рис. 70. Абдукционная шина ЦИТО.

43. Обезболивание области перелома.

Оснащение: шприц объёмом 20 мл с иглой, раствор спирта 70%, раствор новокаина 1-2%, стерильные перчатки, марлевые тампоны.

Техника выполнения.

Обезболивание при переломах достигается путем введения в гематому в области перелома раствора новокаина. Строго соблюдают правила асептики – руки врача и кожа больного обрабатываются спиртом или йодом. Следят за асептикой при манипуляции со шприцем, иглой и ампулами. В шприц емкостью 20 мл набирают раствор новокаина, инфильтрируют кожу и продвигают длинную иглу к месту перелома, вводят 3—5 мл новокаина и путем потягивания поршня шприца определяют наличие крови. Появление струйки крови в шприце говорит о положении иглы в гематоме в месте перелома.

При струйном поступлении крови в шприц (во время потягивания шприца) можно заподозрить попадание иглы в крупный кровеносный сосуд; введение новокаина в него недопустимо, так как это может вызвать тяжелый коллапс. В таком случае направление иглы меняют. Вводят 20 мл 1—2% раствора новокаина, что обеспечивает достаточное обезболивание места перелома на 1,5—2 ч. Введение раствора новокаина вне гематомы не обеспечивает анестезии места перелома. При этом важно помнить, что при среднетяжелом и тяжелом шоке (АД ниже 80 мм рт. ст.) общее количество новокаина должно быть вдвое меньше, чем обычно.

Шина Дитерихса – описание, последовательность наложения

Шина Дитерихса берет свое начало в 1932 году, когда хирург Михаил Михайлович Дитерихс опубликовал в журнале «Военно-санитарное дело» свое новое изобретение – конструкцию для временной фиксации нижней конечности. Это изделие относят к транспортным видам. Ее накладывают на месте получения травмы. С такой фиксацией можно бережно довести пострадавшего с травмой бедра до медицинского учреждения.

В состав конструкции входят две раздвижные планки, кусок фанеры, палочка-закрутка и скобы для закрепления частей изделия. Фиксируют не только пострадавший сустав, но и соседние. Не следует приматывать конструкцию слишком туго. На бедре шина фиксируется с помощью бинтов или ремней.

Что такое шина Дитерихса

При разработке конструкции ученый взял за основу другую шину, часто использующуюся в то время, и модифицировал ее. Дитерихс предлагал использовать именно эту новую конструкцию в случае невозможности наложения гипсовой повязки.

Шина Дитерихса относится к группе транспортных, то есть она должна накладываться на месте получения травмы и способствовать бережной перевозке пострадавшего в госпиталь. Кроме фиксации поврежденной конечности она выполняет функцию вытяжения.

Она собирается из двух деревянных планок разной длины, подошвы из фанеры, металлических скобок, лямок и ремней. Обе пластины раздвижные, подходят для больных разного роста. Показания к наложению: временная иммобилизация (обездвиживание) конечности при переломах бедра, костей, составляющих коленный и тазобедренный суставы.

Конструкция довольно часто накладывалась во время Великой Отечественной войны. Она позволила спасти от тяжелых последствий и осложнений после переломов десятки тысяч пострадавших. Согласно статистическим данным, в годы войны оригинальная шина Дитерихса плюс ее усовершенствованные аналоги накладывались 70% раненых с переломами бедра и с пулевыми ранениями. По анализам историй болезни известно, что такое опасное инфекционное осложнение, как остеомиелит, гораздо реже поражало солдат, которым была наложена именно эта шина.

Строение шины

Основные детали конструкции:

  • две длинные деревянные раздвижные планки с утолщениями на конце, которые служат упором в промежность (внутренняя планка) и в подмышечную впадину(наружная),
  • подошва из фанеры,
  • металлические скобки для закрепления нижней части планок на подошвенной детали,
  • палочка-закрутка для дополнительного вытяжения конечности.

Главным преимуществом этой конструкции в сравнении с более старыми стало то, что шина дает возможность обездвижить тазобедренный сустав. Это особенно важно при сложных повреждениях верхней части бедра.

У конструкции один недостаток: нет фиксирующей пластины на задней поверхности бедра. Из-за этого бывает сдвиг и провисание костных отломков кзади.

Интересно почитать  какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Наложение шины Дитерихса

Шина накладывается на поврежденную ногу согласно общим правилам наложения всех шин для транспортной иммобилизации.

Выполнить обездвиживание конечности надо как можно раньше с момента получения травмы. Обязательно зафиксировать не только поврежденный участок, но и на один сустав выше и ниже. А при повреждениях тазобедренного и коленного сустава захватываются по два смежных сустава. Это необходимо для максимального исключения любого возможного движения. Все шины накладывают поверх одежды или обуви, чтобы манипуляцией раздевания не повредить дополнительно место ранения.

Также одежда будет служить мягкой подкладкой. Шину нужно смоделировать на здоровой конечности, после наложения на больную ногу регулировать конструкцию запрещено. Не приматывайте ее очень туго, чтобы не нарушить кровоток в конечности. Если травма произошла зимой, то поверх наложенной шины надо укрыть и утеплить конечность.

Этапы наложения

При наложении шины Дитерихса понадобится: сама конструкция, бинт, ремни, вата, желательно смягчающие подкладки, ножницы, обезболивающие средства (анальгин 50% 2 мл, димедрол 1% 2 мл), шприц, спирт, перчатки.

Техника наложения шины Дитерихса:

  1. Больного укладывают на ровную поверхность, успокаивают его.
  2. Во время подготовительных процедур разъясняют пострадавшему, что будет происходить дальше.
  3. Руки обрабатывают спиртом, надеваются перчатки.
  4. Внутримышечно вводят смесь анальгина с димедролом в качестве обезболивающего средства.
  5. Внимательно и осторожно осматривается рана.
  6. Пораженная нога аккуратно выводится в положение, близкое к физиологическому.
  7. Подошва-подстопник прикладывается к ноге и фиксируется с помощью бинта. Обувь снимать не надо. Подстопник должен располагаться так, чтобы выступать за край каблука обуви на 1,5-2 см для профилактики пролежня пяточной области.
  8. Подбирается нужная длина внутренней и наружной пластинок по здоровой ноге, чтобы лишний раз не травмировать поврежденную конечность.
  9. Внутренняя часть прикладывается ко внутренней стороне ноги от промежности так, чтобы она выступала снизу на 8-10 см.
  10. Внутреннюю пластину вставляют в металлическую скобу подошвенной части.
  11. Наружную часть шины располагают так, чтобы верхним концом она упиралась в подмышечную впадину, а нижним выступала на 8-10 см ниже подошвенной части стопы.
  12. Ее также проводят через скобу подошвы.
  13. Если возможно, прокладываются мягкие подкладки в местах костных выступов (колено, наружная и внутренняя лодыжки), чтобы не допустить избыточного давления в этих зонах.
  14. С помощью бинта или ремней шина фиксируется на бедре, коленном суставе, голени, животе и груди (всегда не менее 5 точек фиксации). При этом сначала бинт накладывается проксимальнее места повреждения (ближе к телу), а только потом дистальнее (дальше от раны).
  15. Используется специальная закрутка с целью создания вытяжения поврежденной конечности. Для этого закрутка вращается до необходимого положения. Затем палочка от нее крепится на боковой пластинке.

Интересно почитать как применять проволочную шину для верхних и нижних конечностей.

Конечно, за более, чем 80 лет, с момента создания и первого наложения шины Дитерихса разработаны более совершенные устройства, но для своего времени это был качественный прорыв в военно-полевой хирургии. Все новые шины созданы по принципам временной иммобилизации, которые сформулировал М.М.Дитерихс.

Наложить транспортные шины Дитерихса и Крамера

Показания. Закрытые и открытые повреждения в тазобедренном суставе (переломы, вывихи), переломы бедренной кости и коленного сустава, обширные повреждения мягких тканей.

Техническое оснащение: шина Дитерихса.

Техника иммобилизации. Дистракционную шину Дитерихса накладывают в следующем порядке. Подготовка шины заключается в раздвигании браншей на такую длину, чтобы наружная половина, упираясь верхним костылем в подмышечную область, а внутренняя- в промежность пострадавшего, выступали за край стопы на 10-12 см. подогнав шину по длине конечности, фиксируют достигнутое положение браншей, вставив шпенек одной половины каждой бранши в соответствующее отверстие другой половины и связав их между собой на уровне шпенька бинтом.

Область голеностопного сустава покрывают толстым слоем ваты и прибинтовывают к стопе, обращая внимание на прочную фиксацию пятки.

Прикрепляют шину к туловищу специальными лямками или ремнями, матерчатой тесьмой или косынкой. Осторожным потягиванием за стопу производят вытяжение конечности до тех пор, пока ось поврежденной конечности не будет исправлена, а поперечные перекладины браншей не упрутся в пах и подмышечную впадину. В этом положении стопу фиксируют закруткой к нижней поперечной перекладине. Наиболее прочная фиксация требуется на уровне туловища, бедра и голени. При необходимости очень длительной эвакуации в этих местах накладывают гипсовые кольца.

При отсутствии шины Дитерихса можно использовать и лестничную шину.

Техника наложения лестничной шины Крамера

Показания. Открытые и закрытые повреждения конечностей, вывихи суставов конечностей, обширные повреждения мягких тканей, сосудов и нервов.

Техническое оснащение: лестничная шина Крамера.

Техника иммобилизации при повреждениях верхней конечности.

Стандартная лестничная шина длиной до 120 см. по протяженности она должна захватывать всю поврежденную конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны.

Шину предварительно подготавливают:

  • на шину накладывают вату и обертывают ее бинтом;

  • к одному концу привязывают две марлевые тесемки длиной до 75 см;

  • накладывающий иммобилизирующую шину моделирует ее на себе

Шину накладывают на поврежденную конечность пострадавшего и создают правильное, наиболее физиологическое положение: выводят плечо на 30° вперед, концы марлевых тесемок привязывают ко второму концу шины на предплечье. В подмышечную впадину вкладывают валик из ваты. Шину следует фиксировать бинтами к туловищу и конечности.

Надлобковая капиллярная пункция мочевого пузыря

Цель: лечебная, диагностическая

Задачи: отведение мочи из мочевого пузыря.

Показания: применяется для эвакуации мочи из мочевого пузыря при невозможности или наличии противопоказаний к катетеризации, при травме уретры, ожогах наружных половых органов, а так же для получения мочи с целью клинического и бактериологического исследования

Противопоказания: малая вместимость пузыря, острые цистит и парацистит, тампонада мочевого пузыря кровяными сгустками, наличие новообразований мочевого пузыря, большие рубцы и паховые грыжи, обезображивающие брюшную стенку с возможным смещением мочевого пузыря (во избежание повреждения брюшины и кишечника), выраженное ожирение.

Оснащение: игла длиной 15-20 см и диаметром просвета около 1 мм, стерильная мягкая трубка.

Необходимое условие: достаточное наполнение мочевого пузыря мочой, премедикация, подготовка операционного поля. Положении больного- на спине с приподнятым тазом

Техника выполнения: иглу вкалывают по средней линии вертикально на 2-3 см выше лобка. На павильон иглы надевают стерильную мягкую трубку для регулирования скорости эвакуации мочи.

После выведения мочи иглу извлекают, место вкола обрабатывают антисептическим раствором и накладывают клеоловую повязку. При показаниях надлобковую капиллярную пункцию можно повторять до 3-4 раз в сутки на протяжении 5-7 дней.

Шина Дитерихса транспортная (гос. резерв)

НЕ ИМЕЕТ СЕРТИФИКАТ И РЕГИСТРАЦИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ! ГОС. РЕЗЕРВ.

Шина Дитерихса состоит из 2 деревянных костылей — наружного и внутреннего, планки для фиксации стопы (подстопника) и палочки-закрутки, прикрепленной к шине шнурком. Каждый костыль состоит из 2 частей, благодаря которым можно менять длину шины в зависимости от роста пациента. Шина накладывается непосредственно на месте происшествия перед транспортировкой пациента в лечебное учреждение. Перемещение пациента без шины категорически запрещается. Шина сочетает фиксацию с одновременным созданием некоторого вытяжения конечности. Перед наложением шины Дитерихса пациенту делается анестезия. Шина накладывается при переломах в области бедра, повреждениях в тазобедренном и коленном суставах.

Рекомендации при наложении шины Дитерихса.

1. Успокоить пациента 2. Объяснить ход предстоящей манипуляции З. Тугую одежду нужно разрезать по шву, в иных случаях шина накладывается либо поверх брюк, либо непосредственно на кожу, предварительно обложенную ватой в местах контакта. 4. Произвести осмотр места травмы, чтобы убедиться в наличии перелома 5. Приложить внутреннюю и наружную части шины Дитерихса к здоровой конечности пациента для придания шине нужной формы в зависимости от роста пострадавшего. 6. Прибинтовать подошвенную часть шины к стопе травмированной ноге пациента (обувь на плоской подошве можно не снимать). Уложить в подмышечную впадину со стороны травмированной конечности наружную часть шины и закрепить так, чтобы она выступала за подошву на 8-10 см. 7. Совместить металлическое ушко подошвенной части шины и наружную часть шины Дитерихса. 8. Уложить в паховую область со стороны травмированной конечности внутреннюю часть шины и провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть перемычку подошвенной части. 9. В местах костных выступов (лодыжки, коленные и бедренные суставы, крыло подвздошной кости) создать прокладку из ваты для избежания сдавления и развития некроза.

Для предупреждения провисания голени в месте перелома и возможного смещения отломков назад дополнительно к шине Дитерихса рекомендуют применять шину Крамера, расположив ее по задней поверхности ноги. 10. Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровом надплечье и на уровне бедра. 11. Продернуть через отверстие в перемычке шнур и прикрепить палочку-закрутку. 12. Закрутить ее, аккуратно создавая вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекпадины шины не упрутся в паховую и подмышечную области. Не рекомендуется полностью вытягивать конечность до длины здоровой во избежание дополнительных травм. 13. Зафиксировать палочку-закрутку на выступе наружной шины. 14. Шина фиксируется на травмированной конечности спиральными ходами бинта от голеностопного сустава до тазобедренного сустава.